Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • иСТоКи № 10 (207), октябрь 2021 г.
«Родовая Земля»
Священный огонь го считался огонь очага. Пирую- слышалось, будто на печи чурбан
щие бросали в него зёрна и мел-
кричит:
— Матушка, дымно! Матушка,
кие монеты, соль, муку, лили ма-
сло. При этом они просили у ог-
дымно!
ня семейного благополучия, бога-
она подошла к печке и сня-
того урожая и удачи во всём. бро-
ла чурбан, смотрит — что за ди-
шенный в огонь дубовый кряж по-
во? был чурбан, а стал мальчик.
степенно обгорал и превращался обрадовалась старуха: «бог сын-
в большую головешку, покрытую ка дал!» и начал тот мальчик расти
панцирем из раскалённого угля. не по годам, а по часам, как тесто
Чтобы бодняк продолжал гореть на опаре киснет; вырос и стал хо-
одной старинной загадке- вам, которые бездумно раздавали шим благом считалось увидеть во дальше, нужно было сбить с него дить на дворы боярские и шутить
притче говорится: «В тёплом соседям из печи горячие уголья, сне огонь. Ярко пылающий огонь уголь. Кто-нибудь из домочадцев шуточки богатырские: кого схва-
царстве стоит пещера ка- чтобы те разожгли от них свою обещал, как сказано в старинном брал кочергу и ударял ею по голо- тит за руку — рука прочь, кого за
менная, а в пещере лютый печь. Вместе с угольями дом мо- соннике, «неуменьшающуюся ра-
В змий; и как бывает в царстве гли покинуть счастье и благополу- дость». Таким же хорошим при- вешке, от которой во все стороны ногу — нога прочь, кого за голову
том стужа, змий раскручинится, и чие. В самых крайних случаях, ког- знаком было и то, если приснится разлетались многочисленные ис- — голова долой!»
кры. После каждого удара пиру-
начнёт у него изо рта пламень ог- да у соседей было безвыходное печь. Горящая печь предвещала
ненный исходити и из ушей кудряв положение, уголья всё же одал- благополучие и уважение окружа- ющие приговаривали: «Сколько Забавы у печки
искр в печи, столько коров в хле-
дым метатися, а из очей искры сы- живали, но с условием, чтобы их ющих, очень красивая — выгоды. Всю жизнь печь была рядом с
плются». нетрудно догадаться, что вернули сразу же после того, как Если приснится, что разводишь в ву...» При этом перечислялись ло-
шади, овцы, свиньи, козы и другая крестьянами, как в будни, так и в
в этой загадке, изобилующей ме- они смогли разжечь свою печь. печи огонь, то значит, задуманное праздники. рядом с нею проходи-
тафорическими образами, речь однако в те дни, когда крестья- накануне предприятие обязатель- домашняя живность… ли детство и юность. Когда на дво-
идёт о русской печи, которая срав- не выезжали в первый раз в поле но осуществится. Тот, кому придёт- ре выла вьюга или трещал такой
нивается в ней с каменной пеще- на весеннюю пахоту, огонь из пе- ся печь во сне хлебы, будет «иметь роды на печи лютый мороз, что нельзя было из
рой. «Тёплое царство» — это кре- чи нельзя было выносить ни под в руках свою судьбу». Тот же, кому Порой русский крестьянин ро- избы высунуть и носа, дети оста-
стьянская изба, в которой стоит каким предлогом. Считалось, что только лишь придётся наблюдать ждался на печи и умирал на ней. вались дома и затевали игры око-
русская печь. В топливнике этой огонь домашнего очага способ- за процессом выпечки хлеба, дол- В младенчестве она была ему ко- ло печи. один делал из щепы за-
печи есть небольшое углубление, ствует преумножению и сохране- жен быть готов к тому, что в доме лыбелью, а в старости — боль- бавные игрушки, другой мастерил
называемое горнушкой или пор- нию урожая. Если в эти дни одол- произойдёт какое-нибудь торже- ничной койкой. После кончины балалайку, и пели песни... Шуточ-
ском. В этом углуб лении под сло- жить угольков соседу, то хлеб не ственное событие. печь провожала его душу на небе- ные или протяжные народные.
ем золы до следующей растопки уродится либо будет потрава. а у Хорошим признаком счита- са. Если крестьянке в зимнее вре- здесь же, у печи, под завыва-
лежит раскалённый древесный соседа, сумевшего выпросить уго- лось увидеть во сне печную трубу, мя приходилось рожать на печи, ние ветра в трубе рассказывали
уголь — притаившийся «лютый лья, наоборот, ожидается богатый поскольку это предвещало впере- роды у неё принимала бабка-по- сказки и разные страшные исто-
змий». Если в избе становится хо- урожай. ди большой заработок. а если из рии…
лодно («как бывает в царстве том У каждого народа были такие витуха, которая была в каждой де-
стужа»), то в печи от сохранивших- особые дни, когда крестьяне ка-
ся в горнушке угольев разжигают тегорически отказывались давать свадебные обряды
огонь и кладут сухие дрова. Когда уголья из своего очага соседям, Когда приходила пора сватов-
сизый дым завьётся над поленья- даже если те мёрзнут от холода. ства, русская печь становилась бу-
ми, а затем с весёлым треском за- например, в Шотландии такими дущим символом домашнего оча-
горятся в печи дрова, пылающий днями были первый день нового га жениха и невесты. Поэтому её
огонь сравнивают со сказочным года и рождества, также первый не могли оставить в стороне при
огненным змеем. недаром в древ- понедельник после нового года и совершении брачных обрядов.
них мифах огонь нередко обретал третье мая. В эти дни за угольями наравне с печью в них участво-
образ огненного змея, спустивше- друг к другу лучше не приходить вали также такие постоянные её
гося с небес на землю. — безполезно, не дадут, посколь- спутники, как помело и кочерга.
В представлениях древних ку считалось, что, взяв из очага,
Помело символизировало чи-
славян огонь относили к основ- любой недоброжелатель может стоту и порядок, поскольку ис-
ным стихиям мироздания. на- совершить колдовство и навести пользовалось для очистки пода и
родная мудрость гласит: «огонь порчу на домочадцев. зато была шестка, а кочерга — домовитость
— царь, вода — царица, земля открыта дверь каждому, кто при- и достаток.
— матушка, небо — отец, ветер носил с собой кусочек угля и бро- Кочерга и метла напомина-
— господин, дождь — кормилец, сал его в очаг, высказывая поже- ли невесте, что молодая хозяйка
солнце — князь, луна — княгиня». лание, чтобы огонь в этом доме
на первом месте в этом спи- никогда не угасал. должна быть домовитой, а в избе
ске огонь оказался не случайно. Вообще же за огоньком к со- — чисто, сытно и тепло. Это соот-
огонь согревал и освещал жили- седу, как правило, ходили безала- ветствовало крестьянскому идеа-
лу, выраженному в народной по-
ще, на нём готовили пищу, к то- берные и никчёмные хозяева. У трубы к тому же валил густой чёр-
му же он воспринимался как по- всех народов к ним было прене- ный дым, ожидаемое благополу- ревне. В это время родственники словице: «Добрая жена да жирные
роженицы следили за огнём в пе-
средник между богами и челове- брежительное отношение. напри- чие не должно покинуть человека щи — другого не ищи». Поэтому,
ком. немудрено, что к нему отно- мер, дагестанский писатель р. Гам- многие годы. Всякому, кому во сне чи и поддерживали его. Согласно отправляясь сватать невесту, кре-
поверью, огонь очага связан с че-
сились со священным трепетом и затов писал: «Когда горец хочет приходилось класть печь, сонник стьяне брали с собой кочергу и
поклонялись как божеству. Вме- сказать о себе хорошее и попро- обещал в старости «приятные не- ловеком невидимыми нитями. помело, связанные верёвкой или
сте с ним предметом поклонения сту похвалиться, он говорит: «ни к ожиданности». а печной горшок По тому, как горел огонь, суди- лентой. Считалось, что брачные
было огнище, или очаг, в котором кому ещё не приходилось мне хо- обещал преумножение имущест- ли о здоровье будущего ребёнка. узы должны быть такими же про-
этот огонь постоянно хранили и дить за огнём». ва. Если дрова горели дружно, ро- чными, как узел, связывающий ко-
поддерживали. Таким очагом на С наступлением сумерек от однако если случалось уви- дившийся человек будет умным, чергу и помело.
руси издревле была русская духо- углей, хранящихся в печи, зажига- деть в сновидениях холодную здоровым и работящим. Вяло го- Чаще всего свадьбы играли
вая печь, о которой в народе гово- ли осветительные лучины, свечи и или падающую печь, то следова- рящие дрова предрекали обрат- осенью, когда был собран новый
рили: «Печка кормит, печка греет, керосиновые лампы. В это время ло ожидать неприятностей. ниче- ное, а если они вдруг гасли, то это урожай и крестьяне были свобод-
печка — мать родная». нельзя было не только ссориться, го хорошего не сулил и разбитый считалось верным признаком то- ны от полевых работ. В день сва-
но и громко разговаривать. печной горшок. го, что новорождённый — не жи- товства печь в доме невесты ста-
Живой огонь Чтобы внушить почтение к ог- лец на белом свете. новилась участницей своеобраз-
ню малым детям, взрослые рас- Жертвы огню немудрено, что за печью сле- ной пантомимы. Как только сваха
огонь, в том числе и тот, ко- сказывали им такую нравоучи- дили как за зеницей ока. и сухие переступала порог, она начинала
торый находился постоянно в пе- тельную сказку: опытные хозяйки старались дровишки на этот случай нахо- потирать руки, словно сильно озя-
чи, представлялся нашим пред- «зажглись на чужом дворе два задобрить печной огонь. У сла- дились даже у самого нерадиво- бла, и, не говоря ни слова, подно-
кам живым существом. Так же, огня и стали между собой разгова- вянских народов существовал го хозяина. Считалось, что родив- сила их к устью печи. Согрев руки,
как и человек, он ест, пьёт и спит. ривать. обычай от каждого горшка пищи, шегося на печи ребёнка в буду- она дипломатично издалека начи-
При хорошем уходе он бывает до- — ох, брат, погуляю я на той приготовленной в печи, первую щем ожидала интересная и счаст- нала разговор. однако её поведе-
брым, ласковым и покладистым. неделе! — говорит один. ложку приносить в жертву огню. ливая жизнь, ведь матушка-печь ние уже говорило присутствую-
но не дай бог разгневать его. Тог- — а разве тебе плохо? Когда наступала пора затворять в наделяла его большой жизнен- щим, о чём пойдёт речь.
да он может выйти из подчинения, — Чего хорошего: печь зата- квашне тесто для хлебов, от него ной силой. В народных сказках Когда же из слов свахи стано-
подпалить в горшках варево, об- пливают — ругаются, вечерние отщипывали небольшой кусочек и животворящая сила русской пе- вилось известно имя жениха, не-
углить хлебы, зажечь в трубе сажу огни затепливают — опять бра- бросали его в огонь. Когда же пек- чи была настолько чудесной, что сложная пантомима разыгрыва-
и даже спалить дом дотла. нятся... ли блины, то первый блин также положенный на неё чурбан мог лась уже невестой. Если она при-
Святотатством считалось плю- — ну гуляй, если надумал, бросали в огонь. Чтобы предохра- легко превратиться в младенца, саживалась у печи и начинала как
нуть в печной огонь или залить только моего колеса не трогай. нить дом от пожара, время от вре- из которого потом вырастал мо- бы машинально ковырять облу-
его водой. По убеждению кре- Мои хозяева хорошие: зажигают мени огню скармливали неболь- гучий богатырь. В одной из та- пившуюся глину, свахе, да и роди-
стьян, у человека, совершившего с молитвой и погасят с молитвой. шие кусочки сала. ких сказок говорится: «жила-бы- телям, становилось ясно, что она
подобные проступки, непременно не прошло недели, как один В день зимнего Солнцеворота, ла старуха, детей у неё не было. согласна пойти под венец.
должны были заболеть руки, а на двор сгорел, а чужое колесо, кото- когда солнце поворачивало на ле- В одно время пошла она щепки В некоторых губерниях при
губах и языке появиться плохо за- рое валялось на дворе, осталось то, а зима на мороз, западные сла- собирать и нашла сосновый чур- появлении свахи или сватов неве-
живаемые язвы. Если неряшливая целым». вяне совершали обряд почита- бан; воротилась, затопила избу, а ста сразу же забиралась на печь,
хозяйка после расчёсывания бро- ния огня домашнего очага. жар- чурбан положила на печку и го- как бы прося у неё защиты. Если
сит в горящую печь собравшиеся печь и сновидения ко растопив печь, в пламя броса- ворит сама с собою: «Пускай вы- объявленный жених был ей не
на гребне волосы, то в наказание ли толстый дубовый кряж, так на- сохнет, на лучину сгодится!» а из- люб, то, несмотря на уговоры сва-
за это у неё будет долго и сильно Как следует из притчи, хоро- зываемый бодняк. затем накры- ба у старухи была чёрная; скоро тов, она отсиживалась на печи до
болеть голова. шие хозяева могли спать спокой- вали стол и устраивали пиршест- щепки разгорелись, и пошёл дым тех пор, пока те не покидали дом.
огонь не прощал тем хозяе- но и видеть хорошие сны. боль- во, почётным участником которо- по всей избе. Вдруг старухе по- Если невеста спускалась с печки,