Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26

26  • иСТоКи                                                                                                                № 10 (207), октябрь 2021 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»
           Священный огонь                                                                           го считался огонь очага. Пирую-  слышалось, будто на печи чурбан

                                                                                                     щие бросали в него зёрна и мел-
                                                                                                                                   кричит:
                                                                                                                                      — Матушка, дымно! Матушка,
                                                                                                     кие монеты, соль, муку, лили ма-
                                                                                                     сло. При этом они просили у ог-
                                                                                                                                   дымно!
                                                                                                     ня семейного благополучия, бога-
                                                                                                                                      она подошла к печке и сня-
                                                                                                     того урожая и удачи во всём. бро-
                                                                                                                                   ла чурбан, смотрит — что за ди-
                                                                                                     шенный в огонь дубовый кряж по-
                                                                                                                                   во?  был чурбан, а стал мальчик.
                                                                                                     степенно обгорал и превращался  обрадовалась старуха: «бог сын-
                                                                                                     в большую головешку, покрытую  ка дал!» и начал тот мальчик расти
                                                                                                     панцирем из раскалённого угля.  не по годам, а по часам, как тесто
                                                                                                     Чтобы бодняк продолжал гореть  на опаре киснет; вырос и стал хо-
                одной старинной загадке-  вам, которые бездумно раздавали  шим благом считалось увидеть во   дальше, нужно было сбить с него  дить на дворы боярские и шутить
                притче говорится: «В тёплом  соседям из печи горячие уголья,  сне огонь. Ярко пылающий огонь   уголь. Кто-нибудь из домочадцев  шуточки богатырские: кого схва-
                царстве стоит пещера ка-  чтобы те разожгли от них свою  обещал, как сказано в старинном   брал кочергу и ударял ею по голо-  тит за руку — рука прочь, кого за
                менная, а в пещере лютый  печь. Вместе с угольями дом мо-  соннике, «неуменьшающуюся ра-
           В змий; и как бывает в царстве  гли покинуть счастье и благополу-  дость». Таким же хорошим при-  вешке, от которой во все стороны  ногу — нога прочь, кого за голову
           том стужа, змий раскручинится, и  чие. В самых крайних случаях, ког-  знаком было и то, если приснится   разлетались многочисленные ис-  — голова долой!»
                                                                                                     кры.  После каждого удара  пиру-
           начнёт у него изо рта пламень ог-  да у соседей было безвыходное  печь. Горящая печь предвещала
           ненный исходити и из ушей кудряв  положение, уголья всё же одал-  благополучие и уважение окружа-  ющие приговаривали: «Сколько   Забавы у печки
                                                                                                     искр в печи, столько коров в хле-
           дым метатися, а из очей искры сы-  живали, но с условием, чтобы их  ющих, очень красивая — выгоды.                         Всю жизнь печь была рядом с
           плются». нетрудно догадаться, что  вернули сразу же после того, как  Если приснится, что разводишь в   ву...» При этом перечислялись ло-
                                                                                                     шади, овцы, свиньи, козы и другая  крестьянами, как в будни, так и в
           в этой загадке, изобилующей ме-  они смогли разжечь свою печь.  печи огонь, то значит, задуманное                       праздники. рядом с нею проходи-
           тафорическими  образами, речь  однако в те дни, когда крестья-  накануне предприятие обязатель-  домашняя живность…     ли детство и юность. Когда на дво-
           идёт о русской печи, которая срав-  не выезжали в первый раз в поле  но осуществится. Тот, кому придёт-                 ре выла вьюга или трещал такой
           нивается в ней с каменной пеще-  на весеннюю пахоту, огонь из пе-  ся печь во сне хлебы, будет «иметь  роды на печи     лютый мороз, что нельзя было из
           рой. «Тёплое царство» — это кре-  чи нельзя было выносить ни под  в руках свою судьбу». Тот же, кому   Порой русский крестьянин ро-  избы высунуть и носа, дети оста-
           стьянская изба, в которой стоит  каким предлогом. Считалось, что  только лишь придётся наблюдать   ждался на печи и умирал на ней.  вались дома и затевали игры око-
           русская печь. В топливнике этой  огонь домашнего очага способ-  за процессом выпечки хлеба, дол-  В младенчестве она была ему ко-  ло печи. один делал из щепы за-
           печи есть небольшое углубление,  ствует преумножению и сохране-  жен быть готов к тому, что в доме   лыбелью, а в старости — боль-  бавные игрушки, другой мастерил
           называемое горнушкой или пор-  нию урожая. Если в эти дни одол-  произойдёт какое-нибудь торже-  ничной койкой. После кончины  балалайку, и пели песни... Шуточ-
           ском. В этом углуб лении под сло-  жить угольков соседу, то хлеб не  ственное событие.    печь провожала его душу на небе-  ные или протяжные народные.
           ем золы до следующей растопки  уродится либо будет потрава. а у   Хорошим признаком счита-  са. Если крестьянке в зимнее вре-  здесь же, у печи, под завыва-
           лежит раскалённый древесный  соседа, сумевшего выпросить уго-  лось увидеть во сне печную трубу,   мя приходилось рожать на печи,  ние ветра в трубе рассказывали
           уголь — притаившийся «лютый  лья, наоборот, ожидается богатый  поскольку это предвещало впере-  роды у неё принимала бабка-по-  сказки и разные страшные исто-
           змий». Если в избе становится хо-  урожай.                  ди большой заработок. а если из                             рии…
           лодно («как бывает в царстве том   У каждого народа были такие                            витуха, которая была в каждой де-
           стужа»), то в печи от сохранивших-  особые дни, когда крестьяне ка-
           ся в горнушке угольев разжигают  тегорически отказывались давать                                                        свадебные обряды
           огонь и кладут сухие дрова. Когда  уголья  из своего очага  соседям,                                                       Когда приходила пора сватов-
           сизый дым завьётся над поленья-  даже если те мёрзнут от холода.                                                        ства, русская печь становилась бу-
           ми, а затем с весёлым треском за-  например, в Шотландии такими                                                         дущим символом домашнего оча-
           горятся в печи дрова, пылающий  днями были первый день нового                                                           га жениха и невесты. Поэтому её
           огонь сравнивают со сказочным  года и  рождества, также первый                                                          не могли оставить в стороне при
           огненным змеем. недаром в древ-  понедельник после нового года и                                                        совершении брачных обрядов.
           них мифах огонь нередко обретал  третье мая. В эти дни за угольями                                                      наравне с печью в них участво-
           образ огненного змея, спустивше-  друг к другу лучше не приходить                                                       вали также такие постоянные её
           гося с небес на землю.        — безполезно, не дадут, посколь-                                                          спутники, как помело и кочерга.
              В  представлениях  древних  ку считалось, что, взяв из очага,
                                                                                                                                      Помело  символизировало  чи-
           славян огонь относили к основ-  любой недоброжелатель может                                                             стоту и порядок, поскольку ис-
           ным стихиям мироздания.  на-  совершить колдовство и навести                                                            пользовалось для очистки пода и
           родная мудрость гласит: «огонь  порчу на домочадцев.  зато была                                                         шестка, а кочерга — домовитость
           — царь, вода — царица, земля  открыта дверь каждому, кто при-                                                           и достаток.
           — матушка, небо — отец, ветер  носил с собой кусочек угля и бро-                                                           Кочерга и метла напомина-
           — господин, дождь — кормилец,  сал его в очаг, высказывая поже-                                                         ли невесте, что молодая хозяйка
           солнце — князь, луна — княгиня».  лание, чтобы огонь в этом доме
              на первом месте в этом спи-  никогда не угасал.                                                                      должна быть домовитой, а в избе
           ске огонь оказался не случайно.   Вообще же за огоньком к со-                                                           — чисто, сытно и тепло. Это соот-
           огонь согревал и освещал жили-  седу, как правило, ходили безала-                                                       ветствовало крестьянскому идеа-
                                                                                                                                   лу, выраженному в народной по-
           ще, на нём готовили пищу, к то-  берные и никчёмные хозяева. У  трубы к тому же валил густой чёр-
           му  же  он  воспринимался  как  по-  всех народов к ним было прене-  ный дым, ожидаемое благополу-  ревне. В это время родственники  словице: «Добрая жена да жирные
                                                                                                     роженицы следили за огнём в пе-
           средник между богами и челове-  брежительное отношение. напри-  чие не должно покинуть человека                         щи — другого не ищи». Поэтому,
           ком. немудрено, что к нему отно-  мер, дагестанский писатель р. Гам-  многие годы. Всякому, кому во сне   чи и поддерживали его. Согласно  отправляясь сватать невесту, кре-
                                                                                                     поверью, огонь очага связан с че-
           сились со священным трепетом и  затов писал: «Когда горец хочет  приходилось класть печь, сонник                        стьяне брали с собой кочергу и
           поклонялись как божеству. Вме-  сказать о себе хорошее и попро-  обещал в старости «приятные не-  ловеком невидимыми нитями.  помело, связанные верёвкой или
           сте с ним предметом поклонения  сту похвалиться, он говорит: «ни к  ожиданности».  а печной горшок   По тому, как горел огонь, суди-  лентой. Считалось, что брачные
           было огнище, или очаг, в котором  кому ещё не приходилось мне хо-  обещал преумножение имущест-  ли о здоровье будущего ребёнка.  узы должны быть такими же про-
           этот огонь постоянно хранили и  дить за огнём».             ва.                              Если дрова горели дружно, ро-  чными, как узел, связывающий ко-
           поддерживали. Таким очагом на    С наступлением сумерек от     однако если случалось уви-  дившийся человек будет умным,  чергу и помело.
           руси издревле была русская духо-  углей, хранящихся в печи, зажига-  деть в сновидениях холодную   здоровым и работящим. Вяло го-  Чаще всего свадьбы играли
           вая печь, о которой в народе гово-  ли осветительные лучины, свечи и  или падающую печь, то следова-  рящие дрова предрекали обрат-  осенью, когда был собран новый
           рили: «Печка кормит, печка греет,  керосиновые лампы. В это время  ло ожидать неприятностей. ниче-  ное, а если они вдруг гасли, то это  урожай и крестьяне были свобод-
           печка — мать родная».         нельзя было не только ссориться,  го хорошего не сулил и разбитый   считалось верным признаком то-  ны от полевых работ. В день сва-
                                         но и громко разговаривать.    печной горшок.                го, что новорождённый — не жи-  товства печь в доме невесты ста-
           Живой огонь                      Чтобы внушить почтение к ог-                             лец на белом свете.           новилась участницей своеобраз-
                                         ню малым детям, взрослые рас-  Жертвы огню                     немудрено, что за печью сле-  ной пантомимы. Как только сваха
              огонь, в том числе и тот, ко-  сказывали им такую нравоучи-                            дили как за зеницей ока. и сухие  переступала порог, она начинала
           торый находился постоянно в пе-  тельную сказку:               опытные хозяйки старались   дровишки на этот случай нахо-  потирать руки, словно сильно озя-
           чи, представлялся нашим пред-    «зажглись на чужом дворе два  задобрить печной огонь. У сла-  дились даже у самого нерадиво-  бла, и, не говоря ни слова, подно-
           кам живым существом. Так же,  огня и стали между собой разгова-  вянских народов существовал  го хозяина. Считалось, что родив-  сила их к устью печи. Согрев руки,
           как и человек, он ест, пьёт и спит.  ривать.                  обычай от каждого горшка пищи,  шегося на печи ребёнка в буду-  она дипломатично издалека начи-
           При хорошем уходе он бывает до-  — ох, брат, погуляю я на той  приготовленной в печи, первую  щем ожидала интересная и счаст-  нала разговор. однако её поведе-
           брым, ласковым и покладистым.  неделе! — говорит один.      ложку  приносить  в  жертву  огню.  ливая жизнь, ведь матушка-печь  ние уже говорило присутствую-
           но не дай бог разгневать его. Тог-  — а разве тебе плохо?   Когда наступала пора затворять в  наделяла его большой жизнен-  щим, о чём пойдёт речь.
           да он может выйти из подчинения,   — Чего хорошего: печь зата-  квашне тесто для хлебов, от него  ной силой. В народных сказках   Когда же из слов свахи стано-
           подпалить в горшках варево, об-  пливают — ругаются, вечерние  отщипывали небольшой кусочек и  животворящая сила русской пе-  вилось известно имя жениха, не-
           углить хлебы, зажечь в трубе сажу  огни  затепливают  —  опять бра-  бросали его в огонь. Когда же пек-  чи была настолько чудесной, что  сложная пантомима разыгрыва-
           и даже спалить дом дотла.     нятся...                      ли блины, то первый блин также  положенный на неё чурбан мог  лась уже невестой. Если она при-
              Святотатством считалось плю-  —  ну гуляй, если надумал,  бросали в огонь. Чтобы предохра-  легко превратиться в младенца,  саживалась у печи и начинала как
           нуть в печной огонь или залить  только моего колеса не трогай.  нить дом от пожара, время от вре-  из которого потом вырастал мо-  бы машинально ковырять облу-
           его водой. По убеждению кре-  Мои хозяева хорошие: зажигают  мени огню скармливали неболь-  гучий богатырь. В одной из та-  пившуюся глину, свахе, да и роди-
           стьян, у человека, совершившего  с молитвой и погасят с молитвой.  шие кусочки сала.      ких сказок говорится: «жила-бы-  телям, становилось ясно, что она
           подобные проступки, непременно   не прошло недели, как один    В день зимнего Солнцеворота,  ла старуха, детей у неё не было.  согласна пойти под венец.
           должны были заболеть руки, а на  двор сгорел, а чужое колесо, кото-  когда солнце поворачивало на ле-  В одно время пошла она щепки   В некоторых губерниях при
           губах и языке появиться плохо за-  рое валялось на дворе, осталось  то, а зима на мороз, западные сла-  собирать и нашла сосновый чур-  появлении свахи или сватов неве-
           живаемые язвы. Если неряшливая  целым».                     вяне совершали обряд почита-  бан; воротилась, затопила избу, а  ста сразу же забиралась на печь,
           хозяйка после расчёсывания бро-                             ния огня домашнего очага.  жар-  чурбан положила на печку и го-  как бы прося у неё защиты. Если
           сит в горящую печь собравшиеся   печь и сновидения          ко растопив печь, в пламя броса-  ворит сама с собою: «Пускай вы-  объявленный жених был ей не
           на гребне волосы, то в наказание                            ли толстый дубовый кряж, так на-  сохнет, на лучину сгодится!» а из-  люб, то, несмотря на уговоры сва-
           за это у неё будет долго и сильно   Как следует из притчи, хоро-  зываемый бодняк.  затем накры-  ба у старухи была чёрная; скоро  тов, она отсиживалась на печи до
           болеть голова.                шие хозяева могли спать спокой-  вали стол и устраивали пиршест-  щепки разгорелись, и пошёл дым  тех пор, пока те не покидали дом.
              огонь не прощал тем хозяе-  но и видеть хорошие сны.  боль-  во, почётным участником которо-  по всей избе. Вдруг старухе по-  Если невеста спускалась с печки,
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31