Page 32 - Газета "Родовая Земля"
P. 32

32  • РУКОТВОРЧЕСТВО                                                                                                          № 1 (210), январь 2022 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                 езьба по дереву в стиле «Та-
                 тьянка» — это авторская
                 разработка, ставшая наци-
                 ональным достоянием рос-
                 сийской резьбы. Её автор,
           Р
           Шамиль Сасыков — самобытный      «Татьянка» –
           художник, виртуозно владеющий
           своим ремеслом, о котором он до      национальное достояние
           33 лет даже и не помышлял.
              У него золотые руки, глаз ху-
           дожника, душа поэта, голова изо-              российской резьбы
           бретателя и, что не менее важ-
           но, исключительное трудолюбие
           и упорство. Поэтому, наверно,
           он и смог создать этот новый вид
           искусства.
              Родом Шамиль из Нижегород-
           ской губернии, родился в деревне
           Актуково, а вырос в деревне Тур-
           банка, где закончил 8 классов и
           ушёл в армию.
              За свою жизнь перепробовал
           много профессий. Работал столя-
           ром, киномехаником, метеоро-
           логом, шофёром. Уже потом, вы-                                                                                          му элементу, что сейчас делается.
           учившись на геолога, Шамиль ис-                                                                                         Как, например, к первому листоч-
           ходил Дальний Восток, Кавказ, Ка-                                                                                       ку имеются сорок, причём с лиш-
           захстан. Однажды, найдя в мар-                                                                                          ним, различных вариаций, и ка-
           шруте интересную корягу и убрав                                                                                         ждое техно может выглядеть го-
           с неё походным ножиком всё лиш-                                                                                         раздо более пышнее. У всех резов
           нее, он создал свою первую скуль-                                                                                       есть вариации.
           птурную композицию, которую                                                                                                На вопрос «Как?» — Шамиль
           потом его упросили продать. Так                                                                                         ответил: «Я, отрабатывая один и
           Шамиль и увлёкся резьбой, уве-                                                                                          тот же элемент, давал это задание
           рив, что может свободно творить                                                                                         одновременно 60–90 ученикам, и
           красоту. До всего доходил сам и                                                                                         все вырезали каждый по-своему,
           через несколько лет упорной ра-                                                                                         а я получал вариации. Затем я от-
           боты стал уже вполне сложив-                                                                                            бирал то, что мне нравилось как
           шимся профессионалом, проек-                                                                                            основное, потом закреплял уже
           тируя удивительные детские пло-                                                                                         в заданиях по композиции, реза-
           щадки, искусно вырезая панно,                                                                                           ли потом ножом изделия, и снова
           оформляя интерьеры ресторанов.                                                                                          анализировал — и так, пока не по-
              Его былинные богатыри, ко-                                                                                           лучил товарный художественный
           солапые мишки, глухари, тетере-                                                                                         и имеющий чёткую систему вари-
           ва — русская сказка, воплощён-                                                                                          аций резьбы. Сейчас я улучшаю
           ная в дереве талантливыми рука-                                                                                         технологию, постепенно образо-
           ми мастера, поразила в 1987 году                                                                                        валась классическая «Татьянка».
           воображение немецкого столяра                                                                                           Я превратил эти курсы собственно
           Николауса Хуна, который пригла-                                                                                         в лабораторию и целенаправлен-
           сил Шамиля в ФРГ. Работал рос-                                                                                          но отрабатывал много лет техно-
           сийский мастер в Гамбурге в Ин-                                                                                              логию, поставив задачу пе-
           ституте лечебной педагогики Хаус                                                                                                  ред собой
                                                                                                                                             ред собой на этих кур-
           Миньон и делал для детей с задер-                                                                                                   сах за несколько
                                                                                                                                               сах  з
           жками умственного развития де-                                                                                                        лет создать но-
                                                                                                                                                 лет
           ревянные скульптуры. И вот там-                                                                                                         вы
                                                                                                                                                   вый вид искус-
           то 12-летний опыт общения с де-                                                                                                          ства на уров-
                                                                                                                                                    с
           ревом вылился в нечто такое, че-  ли в резьбе фон, нельзя ли его за-  ро детей: Дина, Денис, Дима, Да-  намного мень-                     не промы-
           го на свете раньше никогда не бы-  менить, ведь в живой природе  на, Дэлия, Даша, Даннэлия. К тому  ше времени,                           сла или вы-
           ло: 29 декабря 1990 года родилась  он обычно не существует? И дей-  же «Татьянка» родилась в день ро-  не  прикла-                        ше».
           новая технология резьбы.      ствительно, стоит вспомнить лес  ждения Татьяны!            дывая значи-                                       Парал-
              Она приснилась Шамилю во  или кусочек поля, и становится    Чёткость и продуманность  тельных физи-                                    лельно воз-
           сне, как таблица — Менделее-  ясно — нет «фона»: листочек вы-  элементов, отсутствие фона, под-  ческих нагру-                            никла и ме-
           ву. Шамиль подумал: обязателен  глядывает из-под листочка, за ве-  робность и насыщенность рисун-  зок.                                  тодика  об-
                                         точкой видна другая веточка. По-  ков — всё это придаёт живость,   Для резьбы  ы                          у        Она
                                                                                                                                                   учения.
                                         степенно по мере придумывания  органичность резьбе и одновре-  в стиле «Татьян-                          заключается в
                                                                                                                  ян-
                                                                                                                                                  зак
                                         новых множества оригинальных  менно позволяет художнику со-  ка» могут быть ис-                        отношении к уче-
                                                                                                                 ь ис-
                                                                                                                                                отнош
                                                                                                                  практи-
                                         элементов складывалась строй-  здавать динамичные композиции.  пользованы  практи-                   никам, это индиви-
                                                                                                                                              никам,
                                         ная, логичная и тщательно про-   Резьба «Татьянка» в своей ос-  чески любые породы дре-         дуальный подход к каждо-
                                         работанная практически методи-  нове имеет много основных эле-  весины, как твёрдые, так и мяг-  му ученику, адаптированность об-
                                         ка уникального стиля резьбы, ко-  ментов, а число вариаций и раз-  кие. Специальные инструменты в  учения, подбор к каждому ученику
                                         торая делает возможным отобра-  личных способов их сочетаний —  случае если они хорошо заточе-  именно того, что у него лучше все-
                                         зить всё живое, причём каждый  безгранично. Татьяна Фёдоровна  ны, с лёгкостью обрабатывают лю-  го получается, ведь любой элемент
                                         лепесток и завиток без исключе-  Фаберже — внучка и наследница  бой материал. Однако заточка ин-  каждый человек делает по-своему,
                                         ния имеет здесь свою интерпрета-  известного на весь мир ювелира  струментов должна производить-  ведь у всех людей разные физиче-
                                         цию, способ вырезания, описание  Карла Фаберже — приезжала спе-  ся с учётом особенностей того или  ские данные: сила рук, зрение, дли-
                                         и назначение, служа частью еди-  циально из Франции, чтобы озна-  иного вида древесины.   на пальцев. У «Татьянки» техноло-
                                         ной художественной системы.   комиться с резьбой «Татьянка», и   Сасыков создал курсы и сде-  гия одна, но сотни вариантов, кото-
                                            Своё изобретение Шамиль на-  её мнение было таким: «Это но-  лал их своей лабораторией. В  рые иногда становятся непохожи-
                                         звал в честь супруги Татьяны, сво-  вый вид искусства, как «Фаберже»  группы, которые вёл сам, он отби-  ми, подобно музыке: сонаты Бетхо-
                                         ей сподвижницы, верного друга,  в дереве».                  рал самых лучших из сотен, тысяч  вена каждый музыкант играет по-
                                         музы, ангела-хранителя семейно-  Шамиль имеет множество па-  учеников, на них отрабатывал но-  своему, но ноты одни и те же.
                                         го очага, вокруг которого семе-  тентов на изобретения, причём в  вые элементы и снова придумы-  В каждом произведении уче-
                                                                       самых различных областях. Инте-  вал и отрабатывал, выбирал луч-  ников есть и частичка души авто-
                                                                       ресны ему и история корпоратив-  шие, негодные выбрасывал, по-  ра этого уникального стиля резь-
                                                                       ных языков, и педагогика, есть у  путно отрабатывал технику вы-  бы. Овладеть этой техникой при-
                                                                       него, хоть и небольшие, открытия  полнения каждого элемента.  езжают в столицу жители Сибири
                                                                       в области медицины, техники об-  Так вырабатывалась техноло-  и Прибалтики, Урала и Центра Рос-
                                                                       работки металлов, лингвистики.  гия, по его мнению, на уровне ака-  сии, и даже есть ученики из Кана-
                                                                          Необычность способа резьбы  демической, так, чтобы чётко выя-  ды, Германии, Англии, США.
                                                                       заключается в том, что для «Тать-  вить понятные правила выполне-  Верит мастер, создающий ма-
                                                                       янки» используются специальные  ния каждого листочка и их сочета-  стеров, что возродятся на россий-
                                                                       инструменты, которые благодаря  ние, как должен выглядеть каждый  ской земле деревни с их уникаль-
                                                                       принципу единичной обработки  элемент: глубина, высота, изгибы,  ными художественными промы-
                                                                       позволяют создавать декоратив-  логика изменений, варьирование  слами и ремёслами, народным де-
                                                                       ные элементы из древесины. Те же  всем при минимуме косности, ста-  ревянным зодчеством, возродят-
                                                                       формы, полученные методом ре-  тичности; приёмы пользования,  ся красота, душа народа, его до-
                                                                       льефной резьбы, создаются опыт-  манипулирования инструментом,  брота! Этой цели народный ху-
                                                                       ным мастером в течение несколь-  стамеской по форме рисунка.  дожник Шамиль Сасыков посвя-
                                                                       ких часов, способ Шамиля Сасыко-  У каждого листочка есть свои  тил свою жизнь.
                                                                       ва позволяет затрачивать на них  вариации. И не просто к каждо-         www.liveinternet.ru
   27   28   29   30   31   32