Page 32 - Газета "Родовая Земля"
P. 32
32 • РУКОТВОРЧЕСТВО № 1 (210), январь 2022 г.
«Родовая Земля»
езьба по дереву в стиле «Та-
тьянка» — это авторская
разработка, ставшая наци-
ональным достоянием рос-
сийской резьбы. Её автор,
Р
Шамиль Сасыков — самобытный «Татьянка» –
художник, виртуозно владеющий
своим ремеслом, о котором он до национальное достояние
33 лет даже и не помышлял.
У него золотые руки, глаз ху-
дожника, душа поэта, голова изо- российской резьбы
бретателя и, что не менее важ-
но, исключительное трудолюбие
и упорство. Поэтому, наверно,
он и смог создать этот новый вид
искусства.
Родом Шамиль из Нижегород-
ской губернии, родился в деревне
Актуково, а вырос в деревне Тур-
банка, где закончил 8 классов и
ушёл в армию.
За свою жизнь перепробовал
много профессий. Работал столя-
ром, киномехаником, метеоро-
логом, шофёром. Уже потом, вы- му элементу, что сейчас делается.
учившись на геолога, Шамиль ис- Как, например, к первому листоч-
ходил Дальний Восток, Кавказ, Ка- ку имеются сорок, причём с лиш-
захстан. Однажды, найдя в мар- ним, различных вариаций, и ка-
шруте интересную корягу и убрав ждое техно может выглядеть го-
с неё походным ножиком всё лиш- раздо более пышнее. У всех резов
нее, он создал свою первую скуль- есть вариации.
птурную композицию, которую На вопрос «Как?» — Шамиль
потом его упросили продать. Так ответил: «Я, отрабатывая один и
Шамиль и увлёкся резьбой, уве- тот же элемент, давал это задание
рив, что может свободно творить одновременно 60–90 ученикам, и
красоту. До всего доходил сам и все вырезали каждый по-своему,
через несколько лет упорной ра- а я получал вариации. Затем я от-
боты стал уже вполне сложив- бирал то, что мне нравилось как
шимся профессионалом, проек- основное, потом закреплял уже
тируя удивительные детские пло- в заданиях по композиции, реза-
щадки, искусно вырезая панно, ли потом ножом изделия, и снова
оформляя интерьеры ресторанов. анализировал — и так, пока не по-
Его былинные богатыри, ко- лучил товарный художественный
солапые мишки, глухари, тетере- и имеющий чёткую систему вари-
ва — русская сказка, воплощён- аций резьбы. Сейчас я улучшаю
ная в дереве талантливыми рука- технологию, постепенно образо-
ми мастера, поразила в 1987 году валась классическая «Татьянка».
воображение немецкого столяра Я превратил эти курсы собственно
Николауса Хуна, который пригла- в лабораторию и целенаправлен-
сил Шамиля в ФРГ. Работал рос- но отрабатывал много лет техно-
сийский мастер в Гамбурге в Ин- логию, поставив задачу пе-
ституте лечебной педагогики Хаус ред собой
ред собой на этих кур-
Миньон и делал для детей с задер- сах за несколько
сах з
жками умственного развития де- лет создать но-
лет
ревянные скульптуры. И вот там- вы
вый вид искус-
то 12-летний опыт общения с де- ства на уров-
с
ревом вылился в нечто такое, че- ли в резьбе фон, нельзя ли его за- ро детей: Дина, Денис, Дима, Да- намного мень- не промы-
го на свете раньше никогда не бы- менить, ведь в живой природе на, Дэлия, Даша, Даннэлия. К тому ше времени, сла или вы-
ло: 29 декабря 1990 года родилась он обычно не существует? И дей- же «Татьянка» родилась в день ро- не прикла- ше».
новая технология резьбы. ствительно, стоит вспомнить лес ждения Татьяны! дывая значи- Парал-
Она приснилась Шамилю во или кусочек поля, и становится Чёткость и продуманность тельных физи- лельно воз-
сне, как таблица — Менделее- ясно — нет «фона»: листочек вы- элементов, отсутствие фона, под- ческих нагру- никла и ме-
ву. Шамиль подумал: обязателен глядывает из-под листочка, за ве- робность и насыщенность рисун- зок. тодика об-
точкой видна другая веточка. По- ков — всё это придаёт живость, Для резьбы ы у Она
учения.
степенно по мере придумывания органичность резьбе и одновре- в стиле «Татьян- заключается в
ян-
зак
новых множества оригинальных менно позволяет художнику со- ка» могут быть ис- отношении к уче-
ь ис-
отнош
практи-
элементов складывалась строй- здавать динамичные композиции. пользованы практи- никам, это индиви-
никам,
ная, логичная и тщательно про- Резьба «Татьянка» в своей ос- чески любые породы дре- дуальный подход к каждо-
работанная практически методи- нове имеет много основных эле- весины, как твёрдые, так и мяг- му ученику, адаптированность об-
ка уникального стиля резьбы, ко- ментов, а число вариаций и раз- кие. Специальные инструменты в учения, подбор к каждому ученику
торая делает возможным отобра- личных способов их сочетаний — случае если они хорошо заточе- именно того, что у него лучше все-
зить всё живое, причём каждый безгранично. Татьяна Фёдоровна ны, с лёгкостью обрабатывают лю- го получается, ведь любой элемент
лепесток и завиток без исключе- Фаберже — внучка и наследница бой материал. Однако заточка ин- каждый человек делает по-своему,
ния имеет здесь свою интерпрета- известного на весь мир ювелира струментов должна производить- ведь у всех людей разные физиче-
цию, способ вырезания, описание Карла Фаберже — приезжала спе- ся с учётом особенностей того или ские данные: сила рук, зрение, дли-
и назначение, служа частью еди- циально из Франции, чтобы озна- иного вида древесины. на пальцев. У «Татьянки» техноло-
ной художественной системы. комиться с резьбой «Татьянка», и Сасыков создал курсы и сде- гия одна, но сотни вариантов, кото-
Своё изобретение Шамиль на- её мнение было таким: «Это но- лал их своей лабораторией. В рые иногда становятся непохожи-
звал в честь супруги Татьяны, сво- вый вид искусства, как «Фаберже» группы, которые вёл сам, он отби- ми, подобно музыке: сонаты Бетхо-
ей сподвижницы, верного друга, в дереве». рал самых лучших из сотен, тысяч вена каждый музыкант играет по-
музы, ангела-хранителя семейно- Шамиль имеет множество па- учеников, на них отрабатывал но- своему, но ноты одни и те же.
го очага, вокруг которого семе- тентов на изобретения, причём в вые элементы и снова придумы- В каждом произведении уче-
самых различных областях. Инте- вал и отрабатывал, выбирал луч- ников есть и частичка души авто-
ресны ему и история корпоратив- шие, негодные выбрасывал, по- ра этого уникального стиля резь-
ных языков, и педагогика, есть у путно отрабатывал технику вы- бы. Овладеть этой техникой при-
него, хоть и небольшие, открытия полнения каждого элемента. езжают в столицу жители Сибири
в области медицины, техники об- Так вырабатывалась техноло- и Прибалтики, Урала и Центра Рос-
работки металлов, лингвистики. гия, по его мнению, на уровне ака- сии, и даже есть ученики из Кана-
Необычность способа резьбы демической, так, чтобы чётко выя- ды, Германии, Англии, США.
заключается в том, что для «Тать- вить понятные правила выполне- Верит мастер, создающий ма-
янки» используются специальные ния каждого листочка и их сочета- стеров, что возродятся на россий-
инструменты, которые благодаря ние, как должен выглядеть каждый ской земле деревни с их уникаль-
принципу единичной обработки элемент: глубина, высота, изгибы, ными художественными промы-
позволяют создавать декоратив- логика изменений, варьирование слами и ремёслами, народным де-
ные элементы из древесины. Те же всем при минимуме косности, ста- ревянным зодчеством, возродят-
формы, полученные методом ре- тичности; приёмы пользования, ся красота, душа народа, его до-
льефной резьбы, создаются опыт- манипулирования инструментом, брота! Этой цели народный ху-
ным мастером в течение несколь- стамеской по форме рисунка. дожник Шамиль Сасыков посвя-
ких часов, способ Шамиля Сасыко- У каждого листочка есть свои тил свою жизнь.
ва позволяет затрачивать на них вариации. И не просто к каждо- www.liveinternet.ru