Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • НАРОДЫ РОССИИ № 4 (225), апрель 2023 г.
«Родовая Земля»
нцы — один из самых ма-
леньких народов нашего Се-
вера. Собственно говоря, это Энецкие беседы
два народа, лесной и тунд-
Эровый, которые раздели-
лись ещё до прихода русских на
Тазовский полуостров и Нижний
Енисей, может быть, в веке XVI или
раньше, а встретились уже в кон-
це XIX века, когда лесные подошли
по Енисею к лесотундре, чуть юж- Йогурт из оленьего молока,
нее Дудинки.
Материал для этой статьи воз-
ник из осенней экспедиции прош- Николай Чудотворец и Хозяин тундры
лого года, которую организова-
ла телепередача «Планета лю-
дей» с канала «Культура», чтобы
снять небольшой этнографиче- гоняй. Потом на каком-то этапе я ней много молока нет, ну пол-ли- пова на Дудинку, он этих оленей
ский фильм об энцах. В результа- как-то вздрогнул, думаю: кто это? тра, может, наберёшь. Ещё ведь те- сам пас, сам ловил, всё делал сам.
те фильм получился об этнографи- Остановил оленей, а никого нет. лёнок сосёт её. Вот наберёт мама Вот он, я сейчас не знаю, он живой
ческой памяти — ещё достаточно Так остановился. Впереди следа молока, туда ягоду — и получается или нет, но буквально лет пять или
свежей, но сама культура вместе с нет. Что это? Тут я вспомнил, что как что? Как йогурт! У оленей мо- шесть назад уехал в Германию. Де-
языком почти ушли в прошлое. есть Хозяин или Дух тундры, ко- локо густое. Туда ягоду насыплет ти остались здесь, а он уехал, гово-
Наша маленькая съёмочная торый иногда так уводит людей». мать, перемешивает — и вообще рит: «Хочу всё-таки пожить среди
группа — режиссёр Анна Коря- Он говорит: «Я остановился, меня вкуснятина! Сейчас уже давно не немцев» (Пётр Болин, 1952 г. р.). Памятник Николаю Чудот
ковцева, два оператора: Михаил прямо так колотит, я закурил, по- доят оленей. Ну, их приучать на- ворцу в Дудинке Александ
Скотников и Артём Никитин, и я — том подумал: да, это он. Надо нар- до же. Вот телёнка приучат к хле- Тётя Дора ра Сигунея и Владимира
этнограф и научный консультант, ты повернуть в обратную сторону, бу, он потом взрослеет, эта олени- Каранца, фото Н. В. Плуж
— записали интервью с восемью этот след хореем перекрестить и ха потом смирная, людей не боит- «У нас была уборщица, её зва- никова
людьми разного возраста, от 25 до сказать обязательно такие слова: ся» (Надежда Болина, 1946 г. р.) ли тётя Дора, немка. Полы были
76 лет, которые называют себя эн- «Хоу, Хозяин тундры, я тебе не со- некрашеные, она их так мыла, что
цами. Все они относятся к лесной перник, ты меня больше не зови». Игрушки они были у нас жёлтенькие. Ког- Чум
группе, но только двое из них про- Прямо без оглядки поехать обрат- да тётя Дора мыла полы, мы ни- «Когда я работал в Тухарде,
живают в Потапове, в 90 км от Ду- но по санному своему следу. На- «В различные игры играли. когда не выходили, так выгля- был такой обозреватель полити-
динки вверх по Енисею, остальные верное, он меня так завлекал, а В палочки играли, у нас есть та- нем, ага, тихо, тётя Дора моет по- ческий —Виктор Петрович Беке-
— городские жители Дудинки. потом всё-таки подумал, что у ме- кая игра. Потом он нам выструги- лы, не ходите, иначе в тундре бу- тов, хороший мужик. Он сюда при-
Наша киноэкспедиция не пре- ня много детей (а у нас было де- вал — в тундре магазинов нет, иг- дет ветер, она так ругалась по-не- ехал. В то время ездили сюда, вер-
следовала сугубо научные цели, сять), как же вы останетесь без не- рушки делали родители сами. Он мецки и звучала, как в тундре ве- нее, вообще по Северу: приезжа-
поэтому мы старались говорить го, кто вас кормить будет, кто вас нам выстругивал оленей из стру- тер. Тихо, не ходите, тётя Дора мо- ли, смот рели там, и мне в Управ-
с нашими героями о том, что им одевать будет? Поэтому он меня жек, как умел. У каждого ребён- ет полы, иначе в тундре ветер бу- коме говорят: «Пётр Николаевич,
самим было интересно сообщить отпустил» (Зоя Болина). ка в каждой семье были свои иг- дет» (Зоя Болина. Donnerwetter — покажи Бекетову, ну, чтобы не уда-
нам и вспомнить. В результате по- рушки, и таких в другом чуме уже одно из самых распространённых рить лицом в грязь». А как не уда-
мимо фильма возникла эта статья. Медвежья лапа не будет, потому что там папа сов- немецких ругательств). рить лицом в грязь, если лето, а ле-
сем по-другому что-то делает. В на- том в чуме — это всё: дым, копоть
У деда Зои и Петра Болиных шем чуме так он делает, в другом
Огонь среди семейных святынь-охрани- чуме совсем по-другому выструги- ОПХ и всё прочее. Прилетели в стойби-
Как многие народы Сибири и телей была медвежья лапа. Боли- вает оленей. Игрушки были, мож- «Я там вырос — в Потапове, в ще, он раз — туда сунулся: «Пётр
Севера, лесные энцы при многих ны на медведя не охотились, он но сказать, одноразовые, потому этом опытно-производственном Николаевич, это что?». Вот, гово-
жизненных проблемах «кормят» считался их родовым покровите- что мы же кочевой народ. Если па- хозяйстве, с детства знаю все эти рю, жилище наше, чум называет-
огонь очага (а сейчас — печки). У лем, поэтому никто не знал, как она па из лучинок делал, раз поиграли прививки институтские, их экспе- ся. Он и говорит: «Да, конец ХХ ве-
энцев сохранились развёрнутые могла у них оказаться. Когда Петру мы, они помялись, уже всё, в сле- рименты над оленями, что они де- ка (1980-е), а у нас ещё народ в та-
представления о языке огня в свя- исполнилось семь лет, дед этой ла- дующий раз другие настругает. Ар- лали. В общем, вообще потапов- ких условиях живёт». Я говорю: «В
зи с этим жертвоприношением. пой посвятил его в охотники. (Сей- гиш (обоз , состоящий из несколь- ский люд в этом отношении очень общем-то просто сейчас дым — от
«Она (обряд обычно проводит час Петру 70 лет, он живёт в Дудин- ких оленьих упряжек, идущих друг такой прогрессивный. комаров, чтобы их отпугнуть. А во-
хозяйка) так сядет, послушает, как ке, но до сих пор ходит на охоту.) за другом) строили, отец прямо ув- И у нас тоже были балки, и тоже обще ему, наверное, альтернати-
огонь принял её подношение, и Когда дед почувствовал приближе- лекался этим» (Зоя Болина). самодельные. А тут профессор, фа- вы нет». И вот, пожалуйста, уже се-
ещё будет смотреть за пламенем: ние смерти, то решил не оставлять милию его хорошо помню — Кам- годня XXI век, а чум стоит, и будет
как пламя себя ведёт, какие зву- эту лапу своим детям: старший стал Немцы болин, создал балок. Этот балок, он стоять ещё» (Пётр Болин).
ки издаёт огонь: то он «ш-ш-ш» на- коммунистом, дочка — учитель- нестандартный, у него ширина —
чинает, то «х-х-х», то потрескива- ницей, младшего своего сына дед «У нас было очень много нем- два метра, длина — шесть метров. Охота на диких
ет, то сладкие такие причмокива- считал легкомысленным. Поэтому цев, которые уже не мыслят себя Спереди все балки, которые вы ви-
ния или резкие звуки, и даже по- однажды он унёс эту лапу и оста- без Потапова. Они там родились, дели, к примеру, в Хатангском рай- «Мы обитаем в лесотундровой
ленья в разные стороны расходят- вил в тундре, где — никто не знает они — мои ровесники, есть ещё оне — они все тупоносые, то есть зоне, там есть лайды — открытые
ся, и пламя резкие движения де- (по рассказам Зои Болиной). и старше меня. Этого при мне уже с коротким носом, а всё, что с ко- места, никто здесь больше такой
лает; как искры летят, куда они па- не было, это было до меня. Всё хо- ротким носом — это неуправля- охотой на диких оленей, как мы,
дают — в разные стороны или в Йогурт дило на оленях, олений аргиш емое. Чтобы его повернуть, надо не занимается. Для этого нужны
сторону солнца, или в сторону за- возглавлял Дейграф — немец. Я очень много усилий, а когда пере- две или три упряжки. Одна упряж-
ката. Брали внутренний жир при- «В детстве, я помню, у нас бы- с его дочкой учился. Он не просто док длинный, олени поворачивают ка — это выбирают такого, кото-
несённого в жертву оленя. Я сама ли личные олени и среди них бы- научился оленями управлять и пе- балок легко. Это элементарно тех- рый хорошо гоняет оленей. Обыч-
присутствовала на таком обряде. ли дойные — мы их доили. У оле- ревозить почту и продукты с Пота- нический вопрос» (Пётр Болин). но был этим я, тем более что моло-
Мой дедушка в те давние времена дой. А два стрелка, они сзади тоже
был старый уже. Этого оленя зва- на оленях, они отстают. Моя задача
ли, я даже помню, Неварий. Этот — просто ехать за этими дикаря-
внутренний жир, он такой белень- ми. В конце концов, дикие начина-
кий, его надо хорошо просушить, ют делать круг и пройдут букваль-
и тогда он очень долго может хра- но рядом с этим последним чело-
ниться» (Зоя Болина, 1950 г. р.). веком — это их такой закон. Поче-
му мне с детства нравится эта охо-
Хозяин тундры та? Потому что это как бы спорт и
все на равных: и дикие на равных,
«Отец однажды рассказал. и мы на равных» (Пётр Болин).
Это однажды произошло в лун-
ную ночь зимой: «Я еду, вдруг слы- Рисунки отца
шу, что сзади кто-то меня обгоня-
ет, прямо слышу дыхание такое «Когда я в четвёртом классе
оленей. Я оборачиваюсь, смотрю: учился, у меня же старший брат
олени большие какие-то, на нарте охотиться любит, всё, я думаю, то-
величаво сидит мужчина в сукуе». же пойду. Первый раз не получа-
И вот он так мимо него промчался, лось ставить, потом к отцу подо-
отец говорит: «Такая спина у него шёл, но отец у меня уже инвали-
прямая! Я так смотрю, думаю, кто дом был, не мог сам ходить, он мне
это? И не узнаю, он мимо меня — нарисует (отец, Иван Силкин, был
так и вперёд. Слегка оглядывает- оленеводом и известным на Тай-
ся, как будто меня призывает, мол, мыре самобытным художником),
догоняй — мне прямо так стало, как ставить примерно, сколько,
задор какой-то появился. Кто же расстояние какое, нарисует всё
это меня вызывает, так сказать, — я с этой бумажкой иду в лес.
на соревнование? Я прямо так на- Всё поставил, и он говорит: «Часто
чал погонять оленей и за ним еду, Картина энецкого художникаоленевода Ивана Силкина не ходи, не проверяй, буквально
еду, еду, а он едет и меня слегка дня через три». Всё, я пошёл, толь-
как будто подзадоривает, мол, до- ко начали попадаться куропатки.