Page 9 - Газета "Родовая Земля"
P. 9

«Родовая Земля»                                                                                      ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ                 •  9
           № 6 (239), июнь 2024 г.

           тия региона для создания инфра- Развитие рынка органической
           опыт Светланы и Александра Не-
           стеровых на другие предприя-

           структуры и дальнейшего разви-
           тия отрасли.                                        продукции в России

           В ладу с собой,
           людьми и миром

              Светлана  Нестерова  продол-      роизводство органиче-     — Сформировалась устойчи-  аналогам.                     но понимать, что производители
           жает  знакомить  людей  с органи-    ской продукции в России  вая потребительская группа. В неё   — Вячеслав Валерьевич, как  «органики» зачастую привязаны
           ческим производством. Хозяйство      к 2030 году должно вы-  входят в основном (до 70%) жен-  соотносятся надписи и знаки  к местности, а также активно по-
           проводит дегустации. В 2022 го-  Прасти в 13 раз по срав-   щины в возрасте от 25 до 45 лет,  «био», «эко», которые можно  ставляют овощи и фрукты в сезон.
           ду к Светлане на практическое за-  нению с объёмами 2021 года — с  находящиеся в периоде воспита-  встретить на упаковках неко-  В России очень много фер-
           нятие приезжали дети, участники   9,1 до 114,5 млрд рублей. Это цели  ния детей, они интересуются здо-  торых товаров?  мерских хозяйств, которые рабо-
           регионального конкурса на зна-  Стратегии развития производст-  ровым образом жизни. Отмечу,   — С сентября 2024 г. вступит в  тают по принципам органическо-
           ние органики.                 ва органической продукции в РФ  что в России основным мотиваци-  силу уже принятый и утверждён-  го земледелия или животновод-
              Уже несколько лет реализует-  до 2030 года, утверждённой Пра-  онным фактором является забота  ный закон, который обяжет всех  ства, но они не сертифицируются,
           ся программа самосбора, тем са-  вительством РФ. Как реализовать  о своём здоровье и своих близких.  производителей, которые нано-  ведь, чтобы попасть со своими то-
           мым желающие имеют возмож-    поставленную задачу, расскажет   Остальные 30% — мужчины,  сят на свою упаковку такие надпи-  варами на полку в торговую сеть,
           ность вдоволь наесться ягоды,   директор Фонда «Органика» Вяче-  которые также заинтересованы  си, проходить сертификацию в па-  нужно соответствовать требова-
           приобрести её по цене в два раза   слав Федюнин.            в здоровье. При этом за рубежом  раметрах органической сертифи-  ниям с точки зрения товарных за-
           ниже, а также воочию увидеть на-  — Вячеслав Валерьевич, в  выбор «органики» определяет-  кации. Тогда эти понятия будут эк-  пасов, своевременности наполне-
           стоящее органическое поле и оз-  РФ утверждена стратегия раз-  ся заботой об окружающей среде.  вивалентны — «эко», «био», «орга-  ния. Объёмов часто не хватает, но
           накомиться с технологией.     вития органического производ-  Органическое сельское хозяйство  ника». Сейчас они к «органике» мо-  российские производители пред-
              Кроме всего этого супруги Не-  ства до 2030 г. Насколько вы-  действительно имеет низкий не-  гут не иметь никакого отношения.  ставлены.
           стеровы с радостью творят благие   полнимы поставленные цели?  гативный след за счёт отсутствия   — Фонд «Органика» занима-  — Какие сложности сейчас
           дела.                            — Поскольку документ утвер-  или сведения к минимуму приме-  ется поддержкой производи-  есть у российских производи-
              — По выходным наш хлеб по-  ждён Правительством РФ, то цели  нения химических средств защи-
           ставляем в храм для нуждающих-  этой  стратегии должны  быть до-  ты растений, минеральных удоб-  телей органической продукции  телей «органики»?
                                                                                                     в России. Работа по каким на-
                                                                                                                                      — В российских регионах по-
           ся, а также сушим из него сухари   стигнуты. Конечно, выполнение                                                        являются производители, кото-
           и отправляем на фронт участни-  во многом определится участни-
           кам СВО, — рассказывает С. Не-  ками рынка, то есть производите-                                                        рые занимаются и ягодами, и ово-
           стерова.                      лями, потребителями и органами                                                            щами, и фруктами, и зерновыми,
              Они угощают своей продукци-  власти. Ключевая роль отводит-                                                          и чаем. Однако объёмы для рын-
           ей, просвещают и приучают насе-  ся потребителям, которые делают                                                        ка продолжают оставаться недо-
           ление  к здоровому питанию.  Так,   выбор в пользу того или иного то-                                                   статочными. Отечественного сы-
           «Биотория» активно участвует во   вара. Поэтому важна популяриза-                                                       рья не  хватает для производства
           всех  проектах, связанных  с  про-  ция «органики» в обществе. Это во                                                   конечной продукции, например,
           движением органики. К приме-  многом определяет действия биз-                                                           детских соков и пюре.
           ру, на праздник здорового обра-  неса, что он делает для развития                                                          Вопрос переработки «органи-
           за жизни, в честь которого ребя-  своего производства, увеличения                                                       ки» внутри страны сейчас ключе-
           та из детсадов мастерят поделки,   объёмов продаж.                                                                      вой. Тот, кто охватывает весь цикл
           кооператив выступает спонсором.   В различных документах зву-                                                           — от производства сырья до вы-
           Уже более пяти лет хозяйство яв-  чит необходимость использовать                                                        пуска готовой продукции, — тот
           ляется спонсором марафона «Здо-  механизм государственных и му-                                                         выигрывает. Закупщики торговых
           ровье», проводимого в Лискин-  ниципальных закупок с целью                                                              сетей очень быстро реагируют на
           ском районе. По доброй традиции   введения органических продук-                                                         продукцию, имеющую российское
           победители получают продукто-  тов в разные формы питания как                                                           происхождение.
           вые наборы.                   в школах, так и в детских садах, в                                                           — Рентабельно ли произво-
              К слову, энергичная фермер   оздоровительных учреждениях и                                                           дить «органику» в России?
           готовит масштабный проект, заду-  так далее.                                                                               — Риски, которые возника-
           мывается о создании Центра об-   Так, обычный омлет с помидо-                                                           ют при производстве «органики»,
           учения с вегетарием и площадкой   рами черри вам обойдётся в 171  рений, антибиотиков, гормонов  правлениям сейчас проводится   безусловно, снижают рентабель-
           для конференций. В настоящее   рубль, а это же блюдо из органи-  роста.                   и каковы её результаты?       ность относительно традиционно-
           время «Биотория» активно идёт   ческих  компонентов  — 235  руб-  — Может быть, потреби-     — Мы поддерживаем отечест-  го интенсивного хозяйства. Но те,
           по пути популяризации и внедре-  лей. Да, дороже, но тем самым мы  тели попросту не доверяют  венных производителей в прохо-  кто занимаются «органикой» пра-
           ния для обычных людей, огород-  снижаем потребность в дальней-  знаку «Органик» на отечест-  ждении сертификации, берём на   вильно, прибыль получают. «Орга-
           ников,  а  также  крупных  и  малых   шем посещать аптеки и поликли-  венных продуктах?   себя до 70% расходов на неё. За-  ника» — это экстенсивное произ-
           фермерских  хозяйств органиче-  ники, ведь лечение тоже стоит не-  — Этот знак утверждён госу-  нимаемся продвижением орга-  водство, которое развивается по-
           ского земледелия.             дёшево.  Органическое питание  дарством, имеет цветовую и гра-  нической продукции, популяри-  средством вовлечения новых пло-
              Вместе с тем Светлана до сих   должно войти в государственные  фическую систему представления,  зируем у населения, организуем   щадей, механической обработки,
           пор сокрушается по поводу орга-  бюджетные учреждения.      обеспечивает контроль качества  экспозиции на специализирован-  севооборота, то есть затратных и
           нического ликбеза, поднимает эти   Это очень серьёзный мотива-  со стороны аккредитованных, сер-  ных выставках. Проводится об-  ресурсных вещей. Хотя за счёт не-
           вопросы на каждом совещании в   тор  для  рынка,  потому  что  тогда  тифицированных компаний. Во-  мен опытом, всевозможные ста-  использования минеральных удо-
           департаменте АПК, на уровне ре-  мы понимаем, что спрос сформи-  прос доверия — это вопрос вос-  жировки как на отечественных,   брений снижается себестоимость.
           гионального правительства, дока-  рован не хаотично, а уже систем-  питания людей. В последние 30  так и на зарубежных предприяти-  Поэтому объёмы могут быть ни-
           зывая актуальность продвижения   но в лице  государственного или  лет к сертификации в нашей стра-  ях. Все направления финансиру-  же, но рентабельность в «органи-
           органики и более активного ин-  муниципального заказчика. На  не сложилось если не негативное,  ются фондом.            ке» может быть выше.
           формирования населения. Фер-  мой взгляд, это тоже фактор, кото-  то посредственное отношение. Но   — Где в нашей стране проще   Хороший доход даёт перера-
           мер участвует в просветительских   рый будет влиять  на исполнение  сертификат не может появиться  всего купить органические про-  ботка, выпуск конечного продук-
           программах на телевидении, где   тех целевых значений, которые  сам по себе. Качество продукции  дукты?                 та. Это приносит максимальную
           разъясняет отличие органики от   указаны в стратегии.       контролируется от семечка, от по-  — Российская Федерация сре-  добавочную стоимость и лежит в
           интенсива, рассказывая о самых   — В России существуют ин-  ля, от земельного участка, от того  ди бывших союзных республик яв-  основе бизнес-успеха.
           обычных вещах.                струменты для оценки прода-   места, где обитают животные или  ляется лидером по объёмам про-  — Вячеслав Валерьевич, ка-
              Вывод, конечно, остаётся за   жи «органики»?             появляется растительная культу-  изводства и ассортименту «орга-  ков ваш прогноз о развитии в
           самим потребителем, но очень     — В нашей стране отсутству-  ра, которые в будущем станут ча-  ники». А в Белоруссии наработан   России рынка органических то-
           хочется надеяться, что население   ет инструментарий учёта и потре-  стью органического потребления.  отличный опыт по производству   варов?
           проникнется идеей здорового пи-  бления органической продукции.  Ежегодный контроль. Если выяв-  ягодных культур, на предприяти-  — Рынок расцветёт, если «ор-
           тания и наши органики обретут   В текущем году в плане реализа-  лены какие-либо недопустимые  ях этой страны мы проводим ста-  ганику» начнут потреблять. Бу-
           своих последователей.                                                                                                   дут делать выбор в её пользу. Ко-
                                         ции документа стоит задача по со-  факты, то действие сертификата  жировки для наших специалистов.
                                         зданию статистического инстру-  прекращается. Компания лишает-  В России производители «ор-  нечно, он не вырастет многократ-
                         Татьяна ГАРШИНА  ментария для объективного ис-  ся права наносить знак «органи-  ганики» в основном сконцентри-  но. Но перспективы очень хоро-
              Союз органического земледелия  следования процессов производ-  ки» на упаковку.        рованы  в центрах активного по-  шие. Сейчас у отечественных про-
                       Воронежская область  ства и потребления «органики».   — Какие ещё способы под-  требления, таких как Москва и   изводителей несколько путей для
                            https://dzen.ru  Но  есть экспертные  оценки  (они  тверждения  качества продук-  Московская область, Санкт-Петер-  дальнейшего развития. Да, они хо-
                                         заложены в основу стратегии) по  ции может использовать по-  бург, Краснодарский край.    тят и могут производить сырьё на
                                         динамике производства продук-  требитель?                      Сейчас торговля «органикой»   экспорт, но более полезно разви-
                                         ции, по объёмам потребления, по   —  На  упаковке  товара  при-  активно  ведётся онлайн,  не  все   вать внутренний рынок.
                                         экспорту. Эти данные в стратегии  сутствует QR-код, по которому  торговые сети могут позволить се-  Мы надеемся на то, что во-
                                         указаны как базовые.          каждый потребитель с помощью  бе сформировать целые стенды с   влечённость государства, в том
                                            Так, экспертные оценки сви-  смартфона может перейти в ре-  органическими товарами, как это   числе благодаря системе государ-
                                         детельствуют, что  в объёме  об-  естр Министерства сельского хо-  делает, например, «Перекрёсток»   ственных и муниципальных заку-
                                         щих продаж  (онлайн- и офлайн-  зяйства, сравнить, соответствует  со своей «Зелёной линией», и  пок, позволит создать лучшие тем-
                                         торговля) запросы на органиче-  ли  продукт с  маркировкой тому,  «Глобус». Магазины испытывают  пы развития рынка, и мы придём к
                                         скую продукцию составляют не  что заявлено. Система контроля,  проблему в том, чтобы наполнить  тем объёмам, которые и заявлены
                                         более 1%.                     безусловно, присутствует.     полку в систематическом форма-  в Стратегии развития органиче-
                                            — Кто же в нашей стране       Зачастую у потребителей до-  те. Хотя органические товары не-  ского производства до 2030 года.
                                         делает выбор в пользу «орга-  верия к российскому знаку «орга-  редко рассеяны по торговым за-
                                         ники»?                        ники» больше, чем к иностранным  лам крупных супермаркетов. Важ-      https://organicfund.ru
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14