Page 25 - Газета "Родовая Земля"
P. 25
« » ТРАДИЦИИ • 25
9 (242), 2024 .
Зачем на Руси «перепекали» детей ренёс, так стал бы, знаешь какой
крепкий после этого»...
Следует отметить, что обряд
«перепекания» возродился в со-
ветское время. По воспоминани-
Помните злую Бабу-Ягу, кото- поручалось бабушке-повитухе, в ям жителя села Ольховки В.И. Ва-
рая сажала Иванушку на лопату и других — самой матери, в треть- леева (1928 г.р.), «перепекали» и
отправляла в печь? На самом де- их — самой старой женщине в се- его младшего брата Николая. Про-
ле это отголосок старинного обря- лении. изошло это летом 1942 года. Брат
да «перепекания ребёнка», кото- Никогда «перепекание» не его был не только худосочен, но к
рый, несмотря на свою древность, проводилось в одиночку и всег- тому же криклив и капризен. Вра-
был очень живуч и в иных местах да сопровождалось особыми ре- чей в селе не было.
сохранялся вплоть до XX века, а то чами. Но если бабушке-повиту- Собравшийся «консилиум» из
и дольше... хе (при которой состояла помощ- бабушек поставил диагноз: «На
Помимо записей этнографов ница, чтобы снять ребёнка с лопа- нём сушец». Назначен был еди-
и историков, сохранились и ли- ты) достаточно было побормотать нодушно и курс лечения: «Пере-
тературные упоминания об этом что-нибудь вроде: «Припекись, пекать». По словам Валеева, его
действе, которое было весьма припекись, собачья старость», то мать посадила брата (ему шёл ше-
распространено у наших пред- в других случаях предполагал- стой месяц) на широкую деревян-
ков. Например, ему подвергался ся обязательный диалог участниц ную лопату и несколько раз «сажа-
в детстве Гаврила Романович Де- процесса. ла» Николая в печь. Правда, печь
ржавин, по свидетельству В. Хо- Смысл его заключался не толь- уже основательно остыла. А в это
дасевича, оставившего нам жиз- ко в произносимых словах-ино- время свекровь бегала кругом из-
неописание классика. Правда, сказаниях, но и поддерживал бы, заглядывала в окна, стучала в
процедурные подробности там ритм, в котором надо было от- них и несколько раз спрашивала:
не указываются. правлять и возвращать из печи — слышится из избы. Дореволюционный этнограф «Баба, баба, что печёшь?». На что
Итак, «перепекание ребёнка» ребёнка, чтобы он не задохнулся. — Да почему? и краевед В. К. Магницкий в сво-
— древний обряд. В одних местах Например, если по ритуалу пола- — Если выкину её, поганую, то ей работе «Материалы к объяс- сноха неизменно отвечала: «Су-
шец пеку».
к нему прибегали в случае рожде- галось действовать лопатой мате- и дитё-чадо придётся выкинуть: нению старой чувашской веры» По мнению Владимира Ионо-
ния недоношенного, хилого мла- ри, то у дверей могла стоять све- она у нём сидит. пишет: «Вот как, например, лечи- вича, его брата лечили от худосо-
денца, при наличии рахита («со- кровь. — Да ты его, дитё-то, запеки в ли они детское худосочие. Боль- чия.
бачьей старости»), атрофии и про- Входя в дом, она спрашивала: печь, она и выйдет из него, — слы- ного ребёнка клали на лопату, по- Зачем же вспоминать «стари-
чих недугов. В других — отправ- «Что ты делаешь»? Невестка от- шится совет кумы. крытую слоем теста, а затем за- ну седую»? А помните, как в сказ-
ляли в печь всех подряд новоро- вечала: «Хлеб пеку» — и с этими После этого ребёнка кладут на крывали его сверху тестом, остав- ке гуси-лебеди прекратили пого-
ждённых. Зачем? Вот об этом и по- словами двигала лопату в печь. лопату для выпечки хлеба и поме- ляя лишь отверстие для рта. По- ню за детьми только после того,
говорим. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пе- щают в печь. Знахарка, бывшая во сле этого знахарь три раза просо- как те забрались в печку? Печка
Считалось, что если ребёнок ки, да не перепеки» и выходила за дворе, обегает вокруг дома и, за- вывал ребёнка в печь поверх го- может быть условной... Ведь сам
появился на свет раньше време- дверь, а родительница доставала глянув в окно, спрашивает: рящих углей». Затем, согласно ис- процесс «перепекания» был не
ни, если он слаб или болен, то это лопату из печи. — А что ты, кума, делаешь? следованию другого этнографа
значит, что «не дозрел» в материн- Аналогичный диалог мог про- — Сухотку запекаю. П. В. Денисова, ребёнка «сбрасы- только медицинской процедурой,
но и в не меньшей степени — сим-
ском чреве. А раз так, то нужно до- исходить с женщиной, которая, — А ты, кума, смотри, не запе- вали с лопаты сквозь хомут к по-
вести его до «нужной кондиции», трижды обойдя избу по ходу солн- кла бы и Ваньку. рогу, где собака съедала покры- волической.
Таким образом, помещение
чтобы он не только выжил, но и ца, вставала под окно и проводи- — А что ж, — отвечает баба, вавшее ребёнка тесто». Во время ребёнка в печь, помимо сжигания
обрёл необходимые жизненные ла ту же беседу. Кстати, иногда под — и Ваньку не пожалею, лишь бы всей этой процедуры читала ряд
силы. окном вставала мать, а у печки её, лиходейку, изжить. наговоров. болезни, могло символизировать
одновременно:
Печь в традиции древних сла- орудовала знахарка. — Её запекай, а Ваньку мне Вариантов обряда «перепека-
• повторное «выпекание» ре-
вян представляла собой своего Существует детальное описа- продай». ния» было много. Иногда ребёнка бёнка, уподоблённого хлебу, в пе-
рода отражение вселенной как ние обряда «запекания» ребён- Затем знахарка передаёт в ок- обмазывали тестом, лопату с ним
триединого мира: небесного, зем- ка от сухотки, сделанное одним но три копейки, а мать из хаты по- проносили над тлеющими углями чи, являющейся обычным местом
выпечки хлеба и одновременно
ного и загробного, равно как и ме- из дореволюционных бытописа- даёт ей на лопате дитя. Это повто- или сажали в остывшую печь. Но
сто общения с предками. Поэтому телей, которое завершается «про- ряется трижды. Знахарка, обежав было у всех и общее: обязатель- символизирующей женское чре-
к её помощи обращались, чтобы дажей» ребёнка, причём знахарка хату и каждый раз через окно но на хлебной лопате и в печь, во; • символическое «допекание»
спасти недужное дитя. забирает его на ночь, а затем воз- возвращая ребёнка матери, ссы- как символ огня. Возможно, в этой
При этом уподобляли рожде- вращает матери. лается на то, что он «тяжеловат». языческой процедуре следует ви- ребёнка, «не долеченного» в мате-
ние ребёнка выпечке хлеба, а по- «В глухую полночь, когда печь «Ничего, здорова, донесёшь» — деть отголоски одного из древ- ринской утробе;
тому в классическом варианте простынет, одна из баб остаётся с отвечает та и снова передаёт на нейших обрядов — очищение ог- • временное возвращение ре-
«перепекания» младенца предва- ребёнком в избе, а знахарка выхо- лопате дитя. После этого знахар- нём. бёнка в материнское чрево, сим-
рительно обмазывали ржаным (и дит во двор. Окно в хате должно ка уносит ребёнка домой, где он А вообще это похоже на не- волизируемое печью, и его вто-
только ржаным) тестом, оставляя быть открыто, а в комнате темно. и ночует, а утром возвращает его кую закалку (горячо-холодно), ко- рое рождение;
свободными от него только рот — Кто у тебя, кума, в избе? — матери. торая мобилизует организм на • временную смерть ребёнка,
и ноздри. Тесто, к слову сказать, спрашивает со двора знахарка. Этот древнейший обряд был борьбу с болезнью. Согласно сви- его пребывание в ином мире, сим-
тоже было не простое, а на воде, — Я, кума (называет себя по широко распространён у многих детельству старожилов, к методу волизируемом печью, и возвра-
принесённой на рассвете из трёх имени). народов Восточной Европы, как «перепекания» прибегали в очень щение в этот мир.
колодцев, желательно бабкой- — Более никого? — продол- славянских, так и неславянских, крайних случаях, после этого мла- Вот так добропорядочную зна-
знахаркой. жает спрашивать первая. бытовал у народов Поволжья — денец должен был или умереть, харку Бабу-Ягу сказочники прев-
Обмазанное тестом дитят- — Не одна, кумушка, ох не од- мордвы, чувашей. Сажание в печь или выздороветь. ратили в кровожадную злодейку,
ко укладывали на хлебную лопа- на. А прицепилась ко мне горе- ребёнка как средство народной Случалось, что ребёнок уми- пекущую в печи детишек...
ту, привязывали к ней и трижды горькое, сухотка поганая. медицины широко использовали рал, когда его ещё не успевали от-
отправляли на короткое время в — Так ты её, кума, выкинь ко многие европейские народы: по- вязать от лопаты. При этом све- Валентина ПОНОМАРЁВА
тёплую (не горячую!) печь, в кото- мне! — советует знахарка. ляки, словаки, румыны, венгры, кровь на плач снохи говорила: (по материалам
рой нет огня. В одних местах это — Рада бы бросить, да не могу, литовцы, немцы. «Знать, ему не жить, а кабы пе- этнографических экспедиций)
Слёт половинок
Дорогие друзья, приглашаю Для этой игры в идеале требу- не большая и не маленькая и её
вас на 16-й Слёт половинок, кото- ется участие более 100 человек. хочется держать всю жизнь, от неё
рый состоится в пос. Возрождение Чтобы выбрать любимого, нужен идёт энергия противоположного
Геленджикского района 23 сентя- выбор. Это ключ к успеху. Поэтому пола, так жизненно необходимая
бря, в 10 часов, на хороводной по- я и приглашаю вас к себе на Слёт вам, то это ваша любимая.
ляне. Игра будет длится три дня. половинок. Ритм в движении тоже важен:
Оплата — по сердцу. За несколько игр можно по- ваш человек не отстаёт и не тянет,
знакомиться с полсотней мужчин вы идёте, не замечая и не контр-
Игра «Ручеёк» с незначительной разницей в фи- олируя ширину шага, идёте в уни-
зическом возрасте. Вы разовьё- сон. Тембр голоса вашего челове-
Эта игра — инструмент для те свою чувствительность и сме- ка вам приятен, он не вызывает
развития чувствительности. ло шагнёте в семейные отноше- раздражения.
Именно чувствительность помо- ния. И даже, возможно, вы найдё- После игры я формирую пары
гает вам понять, находится ли ваш те своего любимого в своём горо- по совпадениям для дальнейшего
напарник вместе с вами в оди- де без моей помощи. Главное — действа.
наковом возрасте души. Имен- развить чувствительность, чтобы Приезжайте! Будет очень инте-
но чувствительность даёт уверен- понимать, кого искать, как выгля- ресно, занимательно, весело, ду-
ность, что ваш выбор правильный дит любимый энергетически! шевно и полезно!
и у вас нет сомнения, что это ваш Энергетика рук в выборе лю- Александр ДОНЦОВ,
человек, а значит, уже пора поку- бимой очень важна. Если ладошка сват, автор книги
пать обручальные кольца. холодная и очень приятная, она «Как позвать Любовь»