Page 25 - Газета "Родовая Земля"
P. 25

«             »                                                                                                      ТРАДИЦИИ          •  25
             9 (242),          2024  .

           Зачем на Руси «перепекали» детей                                                                                        ренёс, так стал бы, знаешь какой
                                                                                                                                   крепкий после этого»...
                                                                                                                                      Следует отметить, что обряд
                                                                                                                                   «перепекания» возродился в со-
                                                                                                                                   ветское время. По воспоминани-
              Помните злую Бабу-Ягу, кото-  поручалось бабушке-повитухе, в                                                         ям жителя села Ольховки В.И. Ва-
           рая сажала Иванушку на лопату и  других — самой матери, в треть-                                                        леева  (1928 г.р.), «перепекали» и
           отправляла в печь? На самом де-  их — самой старой женщине в се-                                                        его младшего брата Николая. Про-
           ле это отголосок старинного обря-  лении.                                                                               изошло это летом 1942 года. Брат
           да «перепекания ребёнка», кото-  Никогда «перепекание» не                                                               его был не только худосочен, но к
           рый, несмотря на свою древность,  проводилось в одиночку и всег-                                                        тому же криклив и капризен. Вра-
           был очень живуч и в иных местах  да сопровождалось особыми ре-                                                          чей в селе не было.
           сохранялся вплоть до XX века, а то  чами. Но если бабушке-повиту-                                                          Собравшийся  «консилиум»  из
           и дольше...                   хе (при которой состояла помощ-                                                           бабушек поставил диагноз: «На
              Помимо записей этнографов  ница, чтобы снять ребёнка с лопа-                                                         нём сушец».  Назначен был  еди-
           и историков, сохранились и ли-  ты) достаточно было побормотать                                                         нодушно  и курс лечения:  «Пере-
           тературные упоминания об этом  что-нибудь вроде: «Припекись,                                                            пекать». По словам Валеева, его
           действе, которое было весьма  припекись, собачья старость», то                                                          мать посадила брата (ему шёл ше-
           распространено у наших пред-  в других случаях предполагал-                                                             стой месяц) на широкую деревян-
           ков. Например, ему подвергался  ся обязательный диалог участниц                                                         ную лопату и несколько раз «сажа-
           в детстве Гаврила Романович Де-  процесса.                                                                              ла» Николая в печь. Правда, печь
           ржавин, по свидетельству В. Хо-  Смысл его заключался не толь-                                                          уже основательно остыла. А в это
           дасевича, оставившего нам жиз-  ко в произносимых словах-ино-                                                           время свекровь бегала кругом из-
           неописание классика. Правда,  сказаниях, но и поддерживал                                                               бы, заглядывала в окна, стучала в
           процедурные подробности там  ритм, в котором надо было от-                                                              них и несколько раз спрашивала:
           не указываются.               правлять и возвращать из  печи  — слышится из избы.            Дореволюционный этнограф   «Баба, баба, что печёшь?». На что
              Итак, «перепекание ребёнка»  ребёнка, чтобы он не задохнулся.   — Да почему?           и краевед В. К. Магницкий в сво-
           — древний обряд. В одних местах  Например, если по ритуалу пола-  — Если выкину её, поганую, то  ей работе «Материалы к объяс-  сноха неизменно отвечала: «Су-
                                                                                                                                   шец пеку».
           к нему прибегали в случае рожде-  галось действовать лопатой мате-  и дитё-чадо придётся выкинуть:  нению старой чувашской веры»   По мнению Владимира Ионо-
           ния недоношенного, хилого мла-  ри, то у дверей могла стоять све-  она у нём сидит.       пишет: «Вот как, например, лечи-  вича, его брата лечили от худосо-
           денца, при наличии рахита («со-  кровь.                        — Да ты его, дитё-то, запеки в  ли они детское худосочие. Боль-  чия.
           бачьей старости»), атрофии и про-  Входя в дом, она спрашивала:  печь, она и выйдет из него, — слы-  ного ребёнка клали на лопату, по-  Зачем же вспоминать «стари-
           чих недугов. В других — отправ-  «Что ты делаешь»? Невестка от-  шится совет кумы.        крытую  слоем  теста,  а  затем  за-  ну седую»? А помните, как в сказ-
           ляли в печь всех подряд новоро-  вечала: «Хлеб пеку» — и с этими   После этого ребёнка кладут на  крывали его сверху тестом, остав-  ке гуси-лебеди прекратили пого-
           ждённых. Зачем? Вот об этом и по-  словами двигала лопату в печь.  лопату для выпечки хлеба и поме-  ляя лишь отверстие для рта. По-  ню за детьми только после того,
           говорим.                      Свекровь говорила: «Ну, пеки, пе-  щают в печь. Знахарка, бывшая во  сле этого знахарь три раза просо-  как те забрались в печку? Печка
              Считалось, что если ребёнок  ки, да не перепеки» и выходила за  дворе, обегает вокруг дома и, за-  вывал ребёнка в печь поверх го-  может быть условной... Ведь сам
           появился на свет раньше време-  дверь, а родительница доставала  глянув в окно, спрашивает:   рящих углей». Затем, согласно ис-  процесс «перепекания» был не
           ни, если он слаб или болен, то это  лопату из печи.            — А что ты, кума, делаешь?   следованию другого этнографа
           значит, что «не дозрел» в материн-  Аналогичный диалог мог про-  — Сухотку запекаю.       П. В. Денисова, ребёнка «сбрасы-  только медицинской процедурой,
                                                                                                                                   но и в не меньшей степени — сим-
           ском чреве. А раз так, то нужно до-  исходить с женщиной, которая,   — А ты, кума, смотри, не запе-  вали с лопаты сквозь хомут к по-
           вести его до «нужной кондиции»,  трижды обойдя избу по ходу солн-  кла бы и Ваньку.       рогу, где собака съедала покры-  волической.
                                                                                                                                      Таким образом, помещение
           чтобы он не только выжил, но и  ца, вставала под окно и проводи-  — А что ж, — отвечает баба,  вавшее ребёнка тесто». Во время   ребёнка в печь, помимо сжигания
           обрёл необходимые жизненные  ла ту же беседу. Кстати, иногда под  — и Ваньку не пожалею, лишь бы  всей этой процедуры читала ряд
           силы.                         окном вставала мать, а у печки  её, лиходейку, изжить.      наговоров.                    болезни, могло символизировать
                                                                                                                                   одновременно:
              Печь в традиции древних сла-  орудовала знахарка.           — Её запекай, а Ваньку мне    Вариантов  обряда  «перепека-
                                                                                                                                      • повторное «выпекание» ре-
           вян представляла собой своего    Существует детальное описа-  продай».                    ния» было много. Иногда ребёнка   бёнка, уподоблённого хлебу, в пе-
           рода отражение вселенной как  ние обряда «запекания» ребён-    Затем знахарка передаёт в ок-  обмазывали тестом, лопату с ним
           триединого мира: небесного, зем-  ка от сухотки, сделанное одним  но три копейки, а мать из хаты по-  проносили над тлеющими углями   чи, являющейся обычным местом
                                                                                                                                   выпечки хлеба и одновременно
           ного и загробного, равно как и ме-  из дореволюционных бытописа-  даёт ей на лопате дитя. Это повто-  или сажали в остывшую печь. Но
           сто общения с предками. Поэтому  телей, которое завершается «про-  ряется трижды. Знахарка, обежав  было у всех и общее: обязатель-  символизирующей женское чре-
           к её помощи  обращались,  чтобы  дажей» ребёнка, причём знахарка  хату и каждый раз через окно  но на хлебной лопате и в печь,   во;  • символическое «допекание»
           спасти недужное дитя.         забирает его на ночь, а затем воз-  возвращая ребёнка матери, ссы-  как символ огня. Возможно, в этой
              При этом уподобляли рожде-  вращает матери.              лается на то, что он «тяжеловат».  языческой процедуре следует ви-  ребёнка, «не долеченного» в мате-
           ние ребёнка выпечке хлеба, а по-  «В глухую полночь, когда печь  «Ничего, здорова, донесёшь» —  деть отголоски одного из древ-  ринской утробе;
           тому в классическом варианте  простынет, одна из баб остаётся с  отвечает та и снова передаёт на  нейших обрядов — очищение ог-  • временное возвращение ре-
           «перепекания» младенца предва-  ребёнком в избе, а знахарка выхо-  лопате дитя. После этого знахар-  нём.               бёнка в материнское чрево, сим-
           рительно обмазывали ржаным (и  дит во двор. Окно в хате должно  ка уносит ребёнка домой, где он   А вообще это похоже на не-  волизируемое печью, и его вто-
           только ржаным) тестом, оставляя  быть открыто, а в комнате темно.   и ночует, а утром возвращает его  кую закалку (горячо-холодно), ко-  рое рождение;
           свободными  от  него  только рот   — Кто у тебя, кума, в избе? —  матери.                 торая мобилизует организм на     • временную смерть ребёнка,
           и  ноздри.  Тесто,  к  слову  сказать,  спрашивает со двора знахарка.  Этот древнейший обряд был  борьбу с болезнью. Согласно сви-  его пребывание в ином мире, сим-
           тоже было не простое, а на воде,   — Я,  кума (называет себя  по  широко распространён у многих  детельству старожилов, к методу   волизируемом печью, и возвра-
           принесённой на рассвете из трёх  имени).                    народов Восточной Европы, как  «перепекания» прибегали в очень   щение в этот мир.
           колодцев, желательно бабкой-     —  Более  никого?  —  продол-  славянских, так и неславянских,  крайних случаях, после этого мла-  Вот так добропорядочную зна-
           знахаркой.                    жает спрашивать первая.       бытовал у народов Поволжья —  денец  должен  был или  умереть,   харку Бабу-Ягу сказочники прев-
              Обмазанное тестом дитят-      — Не одна, кумушка, ох не од-  мордвы, чувашей. Сажание в печь  или выздороветь.       ратили в кровожадную злодейку,
           ко укладывали на хлебную лопа-  на. А прицепилась ко мне горе-  ребёнка как средство народной   Случалось, что ребёнок уми-  пекущую в печи детишек...
           ту,  привязывали  к  ней  и  трижды  горькое, сухотка поганая.  медицины широко использовали  рал, когда его ещё не успевали от-
           отправляли на короткое время в   — Так ты её, кума, выкинь ко  многие европейские народы: по-  вязать от лопаты. При этом све-  Валентина ПОНОМАРЁВА
           тёплую (не горячую!) печь, в кото-  мне! — советует знахарка.  ляки, словаки, румыны, венгры,  кровь на плач снохи говорила:            (по материалам
           рой нет огня. В одних местах это   — Рада бы бросить, да не могу,  литовцы, немцы.        «Знать, ему не жить, а кабы пе-    этнографических экспедиций)

           Слёт половинок







              Дорогие друзья, приглашаю     Для этой игры в идеале требу-  не большая и не маленькая и её
           вас на 16-й Слёт половинок, кото-  ется участие более 100 человек.  хочется держать всю жизнь, от неё
           рый состоится в пос. Возрождение  Чтобы выбрать любимого, нужен  идёт энергия  противоположного
           Геленджикского района 23 сентя-  выбор. Это ключ к успеху. Поэтому  пола, так жизненно необходимая
           бря, в 10 часов, на хороводной по-  я и приглашаю вас к себе на Слёт  вам, то это ваша любимая.
           ляне. Игра будет длится три дня.  половинок.                   Ритм в движении тоже важен:
           Оплата — по сердцу.              За несколько игр можно по-  ваш человек не отстаёт и не тянет,
                                         знакомиться с полсотней мужчин  вы идёте, не замечая и не контр-
           Игра «Ручеёк»                 с незначительной разницей в фи-  олируя ширину шага, идёте в уни-
                                         зическом возрасте. Вы разовьё-  сон.  Тембр голоса вашего челове-
              Эта  игра  —  инструмент  для  те свою чувствительность и сме-  ка  вам  приятен,  он  не  вызывает
           развития     чувствительности.  ло шагнёте в семейные отноше-  раздражения.
           Именно чувствительность помо-  ния. И даже, возможно, вы найдё-  После игры я формирую пары
           гает вам понять, находится ли ваш  те своего любимого в своём горо-  по совпадениям для дальнейшего
           напарник  вместе  с  вами  в  оди-  де без моей помощи. Главное —   действа.
           наковом возрасте души. Имен-  развить чувствительность, чтобы   Приезжайте! Будет очень инте-
           но чувствительность даёт уверен-  понимать, кого искать, как выгля-  ресно, занимательно, весело, ду-
           ность, что ваш выбор правильный  дит любимый энергетически!   шевно и полезно!
           и у вас нет сомнения, что это ваш   Энергетика рук в выборе лю-         Александр ДОНЦОВ,
           человек, а значит, уже пора поку-  бимой очень важна. Если ладошка        сват, автор книги
           пать обручальные кольца.      холодная и очень приятная, она         «Как позвать Любовь»
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30