Page 29 - Газета "Родовая Земля"
P. 29

«Родовая Земля»                                                                                                          ИСТОКИ        •  29
           № 11 (244), ноябрь 2024 г.

              1. Князь Дмитрий Иванович                                                                                            ке русско-ордынских отношений,
           родился 12 октября 1350 г., че-                                                                                         он использовался только при опи-
           рез несколько лет (в 1359 г.) умер                                                                                      сании конфликтов между русски-
           его отец Иван Красный, после че-                                                                                        ми князьями.
           го Дмитрий наследовал Москов-                                                                                              То есть Дмитрий Иванович не
           ское княжество, ему было в тот                                                                                          просто поддержал восстание про-
           момент всего девять лет, а в 12 лет                                                                                     тив татар в отдельном городе или
           он стал великим князем Влади-                                                                                           вступил в бой с татарским отря-
           мирским (1362 г.). К этому време-                                                                                       дом, посланным ханом для под-
           ни в роду московских князей, кро-                                                                                       держки одного из князей в ме-
           ме Дмитрия, остались два его бра-                                                                                       ждоусобных войнах на Руси, что
           та, родной — Иван (5 лет) и двою-                                                                                       случалось и до него, а официаль-
                                              Семь фактов
           родный — Владимир (7 лет). Род-                                                                                         но вступил в войну как великий
           ной младший брат юного велико-                                                                                          князь Владимирский с ханом Зо-
           го князя «Ивашко детя» умер 23     Семь фактов                                                                          лотой орды. Причина войны — от-
           октября 1364 г., а 27 декабря то-                                                                                       каз Дмитрия Ивановича платить
           го же года скончалась вдовая мать                                                                                       выход Орде. Эта война приведёт
           братьев, великая княгиня Алек-                                                                                          Дмитрия к главному событии в его
                                              о Дмитрии
           сандра. В московском княжеском                                                                                          жизни — победе на Куликовом
           доме из мужского потомства оста-   о Дмитрии                                                                            поле 8 сентября 1380 г. Восемь лет,
           лось лишь два ребёнка, они во-                                                                                          с 1374 по 1382 г., Дмитрий правил
           шли в историю как Дмитрий Дон-                                                                                          фактически независимо, в том чи-
           ской и Владимир Храбрый.                                                                                                сле шесть — с 1374 до 1380 — да-
              2. Дмитрий Донской правил
                                                                                                                                   же формально не признавал влас-
           ством. За свою жизнь Дмитрий  ДонскомДонском                                                                            ти Орды.
           чуть более 29 лет, из них 23 года
           находился в состоянии войны с
                                                                                                                                      7. В завещании Дмитрия Дон-
           тем или иным соседним государ-
                                                                                                                                   ского, написанном незадолго до
                                                                                                                                   1389 г.), великий князь передаёт
           вёл войны с Ордой, княжествами                                                                                          его смерти (наступившей 19 мая
           Литовским, Тверским, Рязанским,                                                                                         своему старшему сыну Василию
           Нижегородским, Смоленским и                                                                                             власть, в отличие от своих отца и
           Великим Новгородом. Дмитрий  выстояли против Ольгерда. В 1382  тар хана Тохтамыша: «тюфякы пу-  миром Серпуховским. Иван Вель-  деда, не только над Московским
           Иванович лично возглавлял 11 по-  году Москву осадил хан Тохтамыш,  щаху на ня, а инии ис самострел  яминов был казнён на Кучковом  княжеством, но и над великим
           ходов, участвовал в двух сражени-  татары подвергли город штурму,  стреляху, инии же пушкы вели-  поле 30 августа 1379 г. посредст-  княжеством Владимирским: «А се
           ях и одержал в них победы: бит-  но потерпели неудачу. Тохтамыш  кые пущаху».             вом отсечения головы мечом.   благословляю сына своего, кня-
           ва на Воже (1378 г.) и Куликовская  только обманом смог взять Мо-  5. В правление Дмитрия Дон-  6. Дмитрий Московский был  зя Василья, своею отчиною, ве-
           битва (1380 г.).              скву, после чего жестоко разорил  ского состоялась первая зафикси-  первым из русских князей со вре-  ликим княженьем». Впервые по-
              3. При Дмитрии Донском в  столицу Дмитрия.               рованная в источниках публичная  мён нашествия Батыя в XIII в., ко-  сле Монгольского нашествия ве-
           1366–1367 гг. был возведён ка-   4. Великий князь Дмитрий  казнь в истории Москвы. В 1379 г.  торый вступил в открытое воен-  ликокняжеский престол переда-
           менный кремль в Москве — пер-  Иванович первым на Руси при-  великий князь Дмитрий Иванович  ное противостояние с Ордой. В  вался наследнику без санкции
           вая крепость из камня на Севе-  нял на вооружение огнестрель-  повелел казнить боярина Ивана  1374 г. «князю великому Дмит-  Орды. Усилия Дмитрия Ивано-
           ро-Востоке Руси. Кремль за вре-  ные орудия. Их появление дати-  Васильевича Вельяминова, кото-  рию Московскому бышеть розми-  вича по превращению великого
           мя правления Дмитрия Иванови-  руется в источниках 1382 г., упо-  рый ему изменил, покушался его  рие с тотары и с Мамаемъ». Никог-  княжества Владимирского в «от-
           ча три раза подвергался осаде. В  минаются они в летописях при  отравить, хотел поссорить с двою-  да ранее термин «розмирие» не  чину» московских князей увенча-
           1368 и 1370 годах стены города  описании обороны Москвы от та-  родным братом — князем Влади-  употреблялся при характеристи-  лись успехом.



           Иностранцы о моде на причёски                                                                         Афанасий Никитин о пикантных
                                                                                                                 моментах своего «хождения»
           у русских в XV–XVII веках                                                                                Тверской купец Афанасий Никитин совершил в

                                                                                                                 1468–1474 годах путешествие по Персии, Индии и Тур-
                                                                                                                 ции. Он оставил описание своих странствий в путевых
              «Великий Новгород удивитель-   праздниками все они, высшего и низ-  ский» внешний вид русского человека
           но большой город... дамы имеют две  шего звания, кроме только таких, ко-  с «густыми волосы и с великими бора-  заметках, известных под названием «Хождение за три
           косы из своих волос, свисающие за  торые в опале у великого князя, сни-  дами». Основываясь на иконописных   моря». Это было первое в русской литературе описа-
           спиной и мужчины одну косу... Дру-  мают волосы с головы бритвою» (Пётр  изображениях, можно предположить,   ние не паломничества, а коммерческой поездки, на-
           гой большой укреплённый город ко-  Петрей. История о великом княжестве  что и ранее на северо-востоке Руси   сыщенное наблюдениями о политическом устройстве,
           ролевства и сеньории Руси, называе-  Московском (1615 г.)).        предпочитали носить бороду и воло-  экономике и культуре других стран, кроме всего про-
           мый Псков... И имели русские этого го-  «Волосы на голове только их по-  сы средней длины. Как видим, до объ-  чего он описал некоторые пикантные моменты своего
           рода длинные волосы, спадающие на  пы или священники носят длинные,  единения русских земель в причёсках   путешествия:
           плечи. И их женщины имели круглые  свешивающиеся на плечи; у других  их уроженцев наблюдались различия.  «В Индийской земле купцов поселяют на подворьях.
           диадемы за головами, как у святых»  они коротко острижены. Вельмо-    В первой половине XVI в. жители   Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят
           (Жильбер де Ланнуа. Путешествия и  жи даже дают сбривать эти волосы,  Русского государства (видимо, преж-  с гостями. Если имеешь с ней тесную связь, давай два
           посольства (1413–1414 гг.)).      полагая в этом красоту» (Адам Оле-  де всего знать и военное сословие:   жителя (медная монета), если не имеешь тесной связи,
              «А на себе не учнёшь Батыево зна-  арий. Описание путешествия Гол-  «вельможи даже дают сбривать эти   даёшь один житель. Много тут жён по правилу времен-
           мения носити, почен тобою в головах  штинского посольства в Московию и  волосы, полагая в этом красоту») на-  ного брака, и тогда тесная связь даром; а любят белых
           и всех твоих бояр с густыми волосы и  Персию (1647 г.)).           чинают выбривать голову наголо, ве-  людей...
           с великими борадами у меня будут»   «Волосы на голове они (русские)  роятно, под восточным влиянием:     Индусы быка называют отцом, а корову — матерью.
           (Ярлык хана Ахмата Ивану III (1480 г.)).  бреют только раз в год. Их волосы тон-  «уподобляют себя туркам-христиано-  На помёте их пекут хлеб и кушанья варят, той золой зна-
              «Замечательный город Псков... Ла-  ки и хорошо расчёсаны по всей дли-  борцам».                    ки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресе-
           тины называют его Плесковией. Жите-  не» (Павел Алеппский. Путешествие   Мода эта в среде знати продержа-  нье и в понедельник едят они один раз на дню. В Индии
           ли его по языку и религии — все рус-  антиохийского патриарха Макария в  лась, судя по всему, довольно долго,   же гулящих женщин много и потому они дешёвые: если
           ские, бороды не бреют, волос на голо-  Москву (1654−1656 гг.)).    до середины XVII века. Во второй по-  имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои
           ве не стригут, но одежду носят совсем   «Из всех русских бояр и кня-  ловине XVII века голову продолжают   деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих
           немецкую» (Матвей Меховский. Трак-  зей, у одного его (боярина Артамо-  выбривать, но в то же время начина-  местах заведено. А рабыни-наложницы дёшевы: 4 фуны
           тат о двух Сарматиях (1517 г.))   на Матвеева ) сына, вопреки народ-  ют и отращивать волосы.         — хороша, 5 фун — хороша и черна...
              «Гнушаюсь, когда увижу право-  ному обычаю, растут на голове воло-      Фотограф Эрик БУРХАНАЕВ       А Пегу тоже пристань немалая. Живут там индийские
           славных с бритыми головами, и из глу-  сы» (Адольф Лизек. Сказание Адоль-                             дервиши, а родятся там драгоценные камни: маник, да
           бины сердца воздыхаю, что христиане  фа Лизека о посольстве императора                                яхонт, да кирпук, и продают те камни дервиши. Китайская
           уподобляют себя туркам-христиано-  римского Леопольда к великому  царю                                же пристань весьма велика. Делают там фарфор и прода-
           борцам, и не только тафьями, но и  Московскому Алексею Михайловичу                                    ют его на вес, дёшево.
           сапогами по образцу турецких, так  (1675 г.)).                                                           А жёны их со своими мужьями спят днём, а ночью хо-
           что ни по чему иному не можешь уз-  «Волоса у них, по большей части,                                  дят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они
           нать, что они христиане, как только по  русые или рыжие, и они чаще стригут                           чужестранцам деньги на содержание да приносят с собой
           крестному знамению» (Максим Грек.  их, нежели расчёсывают» (Якоб Рей-                                 кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят куп-
           Послание к Адашеву о тафьях (вторая  тенфельс. Сказания светлейшему гер-                              цов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, по-
           четв. XVI в.)).                   цогу Тосканскому Козьме Третьему о                                  тому что люди их страны очень черны.
              «Здесь каждый волосы на голове  Московии (1676 г.)).                                                  А зачнёт жена от купца дитя, то купцу деньги на содер-
           стрижёт и обривает, а длинных локо-  Подведём итог иностранным изве-                                  жание муж даёт. А родится дитя белое, тогда купцу платят
           нов носить себе никто не позволяет»  стиям о русской моде на причёски.                                триста тенек, а чёрное дитя родится, тогда купцу ничего
           (Джордж Турбервилль. Послания из    Итак, в начале XV в. псковичи                                     не платят, а что пил да ел, то даром по их обычаю».
           России (1588 г.)).                предпочитали носить длинные воло-
              «Некоторые отращивают очень  сы «спадающие на плечи», а новгород-
           длинные и густые бороды. Другие  цы заплетали волосы в косу. Вероятно,                                  «Хождение за три моря Афанасия Никитина» (XV в.).
           бреют бороду и всю голову бритвой,  псковичи моду на длинные волосы со-                                                         Перевод Л.С. Семёнова.
           а иные выдёргивают волосы на боро-  хранили до начала XVI века — «волос
           де маленькими железными щипчи-    на голове не стригут».
           ками, оставляя только усы и малень-  Жители московской Руси во вто-                                     По материалам https://vk.com/zloi_moscovit
           кие полоски к ушам. Перед большими  рой половине XV в. имели «классиче-
   24   25   26   27   28   29   30   31   32