Page 29 - Газета "Родовая Земля"
P. 29
«Родовая Земля» ИСТОКИ • 29
№ 11 (244), ноябрь 2024 г.
1. Князь Дмитрий Иванович ке русско-ордынских отношений,
родился 12 октября 1350 г., че- он использовался только при опи-
рез несколько лет (в 1359 г.) умер сании конфликтов между русски-
его отец Иван Красный, после че- ми князьями.
го Дмитрий наследовал Москов- То есть Дмитрий Иванович не
ское княжество, ему было в тот просто поддержал восстание про-
момент всего девять лет, а в 12 лет тив татар в отдельном городе или
он стал великим князем Влади- вступил в бой с татарским отря-
мирским (1362 г.). К этому време- дом, посланным ханом для под-
ни в роду московских князей, кро- держки одного из князей в ме-
ме Дмитрия, остались два его бра- ждоусобных войнах на Руси, что
та, родной — Иван (5 лет) и двою- случалось и до него, а официаль-
Семь фактов
родный — Владимир (7 лет). Род- но вступил в войну как великий
ной младший брат юного велико- князь Владимирский с ханом Зо-
го князя «Ивашко детя» умер 23 Семь фактов лотой орды. Причина войны — от-
октября 1364 г., а 27 декабря то- каз Дмитрия Ивановича платить
го же года скончалась вдовая мать выход Орде. Эта война приведёт
братьев, великая княгиня Алек- Дмитрия к главному событии в его
о Дмитрии
сандра. В московском княжеском жизни — победе на Куликовом
доме из мужского потомства оста- о Дмитрии поле 8 сентября 1380 г. Восемь лет,
лось лишь два ребёнка, они во- с 1374 по 1382 г., Дмитрий правил
шли в историю как Дмитрий Дон- фактически независимо, в том чи-
ской и Владимир Храбрый. сле шесть — с 1374 до 1380 — да-
2. Дмитрий Донской правил
же формально не признавал влас-
ством. За свою жизнь Дмитрий ДонскомДонском ти Орды.
чуть более 29 лет, из них 23 года
находился в состоянии войны с
7. В завещании Дмитрия Дон-
тем или иным соседним государ-
ского, написанном незадолго до
1389 г.), великий князь передаёт
вёл войны с Ордой, княжествами его смерти (наступившей 19 мая
Литовским, Тверским, Рязанским, своему старшему сыну Василию
Нижегородским, Смоленским и власть, в отличие от своих отца и
Великим Новгородом. Дмитрий выстояли против Ольгерда. В 1382 тар хана Тохтамыша: «тюфякы пу- миром Серпуховским. Иван Вель- деда, не только над Московским
Иванович лично возглавлял 11 по- году Москву осадил хан Тохтамыш, щаху на ня, а инии ис самострел яминов был казнён на Кучковом княжеством, но и над великим
ходов, участвовал в двух сражени- татары подвергли город штурму, стреляху, инии же пушкы вели- поле 30 августа 1379 г. посредст- княжеством Владимирским: «А се
ях и одержал в них победы: бит- но потерпели неудачу. Тохтамыш кые пущаху». вом отсечения головы мечом. благословляю сына своего, кня-
ва на Воже (1378 г.) и Куликовская только обманом смог взять Мо- 5. В правление Дмитрия Дон- 6. Дмитрий Московский был зя Василья, своею отчиною, ве-
битва (1380 г.). скву, после чего жестоко разорил ского состоялась первая зафикси- первым из русских князей со вре- ликим княженьем». Впервые по-
3. При Дмитрии Донском в столицу Дмитрия. рованная в источниках публичная мён нашествия Батыя в XIII в., ко- сле Монгольского нашествия ве-
1366–1367 гг. был возведён ка- 4. Великий князь Дмитрий казнь в истории Москвы. В 1379 г. торый вступил в открытое воен- ликокняжеский престол переда-
менный кремль в Москве — пер- Иванович первым на Руси при- великий князь Дмитрий Иванович ное противостояние с Ордой. В вался наследнику без санкции
вая крепость из камня на Севе- нял на вооружение огнестрель- повелел казнить боярина Ивана 1374 г. «князю великому Дмит- Орды. Усилия Дмитрия Ивано-
ро-Востоке Руси. Кремль за вре- ные орудия. Их появление дати- Васильевича Вельяминова, кото- рию Московскому бышеть розми- вича по превращению великого
мя правления Дмитрия Иванови- руется в источниках 1382 г., упо- рый ему изменил, покушался его рие с тотары и с Мамаемъ». Никог- княжества Владимирского в «от-
ча три раза подвергался осаде. В минаются они в летописях при отравить, хотел поссорить с двою- да ранее термин «розмирие» не чину» московских князей увенча-
1368 и 1370 годах стены города описании обороны Москвы от та- родным братом — князем Влади- употреблялся при характеристи- лись успехом.
Иностранцы о моде на причёски Афанасий Никитин о пикантных
моментах своего «хождения»
у русских в XV–XVII веках Тверской купец Афанасий Никитин совершил в
1468–1474 годах путешествие по Персии, Индии и Тур-
ции. Он оставил описание своих странствий в путевых
«Великий Новгород удивитель- праздниками все они, высшего и низ- ский» внешний вид русского человека
но большой город... дамы имеют две шего звания, кроме только таких, ко- с «густыми волосы и с великими бора- заметках, известных под названием «Хождение за три
косы из своих волос, свисающие за торые в опале у великого князя, сни- дами». Основываясь на иконописных моря». Это было первое в русской литературе описа-
спиной и мужчины одну косу... Дру- мают волосы с головы бритвою» (Пётр изображениях, можно предположить, ние не паломничества, а коммерческой поездки, на-
гой большой укреплённый город ко- Петрей. История о великом княжестве что и ранее на северо-востоке Руси сыщенное наблюдениями о политическом устройстве,
ролевства и сеньории Руси, называе- Московском (1615 г.)). предпочитали носить бороду и воло- экономике и культуре других стран, кроме всего про-
мый Псков... И имели русские этого го- «Волосы на голове только их по- сы средней длины. Как видим, до объ- чего он описал некоторые пикантные моменты своего
рода длинные волосы, спадающие на пы или священники носят длинные, единения русских земель в причёсках путешествия:
плечи. И их женщины имели круглые свешивающиеся на плечи; у других их уроженцев наблюдались различия. «В Индийской земле купцов поселяют на подворьях.
диадемы за головами, как у святых» они коротко острижены. Вельмо- В первой половине XVI в. жители Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят
(Жильбер де Ланнуа. Путешествия и жи даже дают сбривать эти волосы, Русского государства (видимо, преж- с гостями. Если имеешь с ней тесную связь, давай два
посольства (1413–1414 гг.)). полагая в этом красоту» (Адам Оле- де всего знать и военное сословие: жителя (медная монета), если не имеешь тесной связи,
«А на себе не учнёшь Батыево зна- арий. Описание путешествия Гол- «вельможи даже дают сбривать эти даёшь один житель. Много тут жён по правилу времен-
мения носити, почен тобою в головах штинского посольства в Московию и волосы, полагая в этом красоту») на- ного брака, и тогда тесная связь даром; а любят белых
и всех твоих бояр с густыми волосы и Персию (1647 г.)). чинают выбривать голову наголо, ве- людей...
с великими борадами у меня будут» «Волосы на голове они (русские) роятно, под восточным влиянием: Индусы быка называют отцом, а корову — матерью.
(Ярлык хана Ахмата Ивану III (1480 г.)). бреют только раз в год. Их волосы тон- «уподобляют себя туркам-христиано- На помёте их пекут хлеб и кушанья варят, той золой зна-
«Замечательный город Псков... Ла- ки и хорошо расчёсаны по всей дли- борцам». ки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресе-
тины называют его Плесковией. Жите- не» (Павел Алеппский. Путешествие Мода эта в среде знати продержа- нье и в понедельник едят они один раз на дню. В Индии
ли его по языку и религии — все рус- антиохийского патриарха Макария в лась, судя по всему, довольно долго, же гулящих женщин много и потому они дешёвые: если
ские, бороды не бреют, волос на голо- Москву (1654−1656 гг.)). до середины XVII века. Во второй по- имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои
ве не стригут, но одежду носят совсем «Из всех русских бояр и кня- ловине XVII века голову продолжают деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих
немецкую» (Матвей Меховский. Трак- зей, у одного его (боярина Артамо- выбривать, но в то же время начина- местах заведено. А рабыни-наложницы дёшевы: 4 фуны
тат о двух Сарматиях (1517 г.)) на Матвеева ) сына, вопреки народ- ют и отращивать волосы. — хороша, 5 фун — хороша и черна...
«Гнушаюсь, когда увижу право- ному обычаю, растут на голове воло- Фотограф Эрик БУРХАНАЕВ А Пегу тоже пристань немалая. Живут там индийские
славных с бритыми головами, и из глу- сы» (Адольф Лизек. Сказание Адоль- дервиши, а родятся там драгоценные камни: маник, да
бины сердца воздыхаю, что христиане фа Лизека о посольстве императора яхонт, да кирпук, и продают те камни дервиши. Китайская
уподобляют себя туркам-христиано- римского Леопольда к великому царю же пристань весьма велика. Делают там фарфор и прода-
борцам, и не только тафьями, но и Московскому Алексею Михайловичу ют его на вес, дёшево.
сапогами по образцу турецких, так (1675 г.)). А жёны их со своими мужьями спят днём, а ночью хо-
что ни по чему иному не можешь уз- «Волоса у них, по большей части, дят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они
нать, что они христиане, как только по русые или рыжие, и они чаще стригут чужестранцам деньги на содержание да приносят с собой
крестному знамению» (Максим Грек. их, нежели расчёсывают» (Якоб Рей- кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят куп-
Послание к Адашеву о тафьях (вторая тенфельс. Сказания светлейшему гер- цов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, по-
четв. XVI в.)). цогу Тосканскому Козьме Третьему о тому что люди их страны очень черны.
«Здесь каждый волосы на голове Московии (1676 г.)). А зачнёт жена от купца дитя, то купцу деньги на содер-
стрижёт и обривает, а длинных локо- Подведём итог иностранным изве- жание муж даёт. А родится дитя белое, тогда купцу платят
нов носить себе никто не позволяет» стиям о русской моде на причёски. триста тенек, а чёрное дитя родится, тогда купцу ничего
(Джордж Турбервилль. Послания из Итак, в начале XV в. псковичи не платят, а что пил да ел, то даром по их обычаю».
России (1588 г.)). предпочитали носить длинные воло-
«Некоторые отращивают очень сы «спадающие на плечи», а новгород-
длинные и густые бороды. Другие цы заплетали волосы в косу. Вероятно, «Хождение за три моря Афанасия Никитина» (XV в.).
бреют бороду и всю голову бритвой, псковичи моду на длинные волосы со- Перевод Л.С. Семёнова.
а иные выдёргивают волосы на боро- хранили до начала XVI века — «волос
де маленькими железными щипчи- на голове не стригут».
ками, оставляя только усы и малень- Жители московской Руси во вто- По материалам https://vk.com/zloi_moscovit
кие полоски к ушам. Перед большими рой половине XV в. имели «классиче-