Page 29 - Газета "Родовая Земля"
P. 29

«Родовая Земля»                                                                                                          ИСТОКИ        •  29
           № 4 (249), апрель 2025 г.


                  остигнув  известного  воз-
                                                                                                                           «Смо
                  раста, мальчики и девочки                                                                                «Смотрины невесты», Н. П. Петров, 1861 г.трины невесты», Н. П. Петров, 1861 г.
                  начинали смотреть друг на
           Ддруга  с  непонятным  вол-
           нением.  Пробуждавшиеся  чувст-
           ва  со  временем  становились  всё
           более  определёнными  и  неот-
           ступными.  Наконец  юноша  нахо-
           дил предмет своих мечтаний. По-
           чувствовав на себе его взгляд, де-
           вушка расцветала всей прелестью
           своего весеннего ожидания. Одна-
           ко эта вечная тема далеко не сразу
           и отнюдь не всегда заканчивалась
           свадебным пиром.
              Влюблённым на этом этапе ну-
           жен был всего лишь «рай в шала-
           ше».  Но  их  умудрённые  горьким
           опытом родители смотрели на де-
                                               Дев
           ло  несколько  иначе.  Они  знали,
           что  житейские  бури  быстро  сно-
           сят все романтические «шалаши».     Девушка до брака на Русиушка до брака на Руси
           Они хотели, чтобы брак принёс в
           дом  достаток  и  благополучие.  И
           потому  кандидатура  возможного
           зятя  или  невестки  рассматрива-
           лась  на  семейном  совете  со  всех   скопским, но и княжеским судом.  сты и её родителей, его поступок  дет  (родит)  живя  у  отца,  у  мате-  ти к нему в дом. Но там уже сидит
           сторон. И часто итогом этого рас-  Но вернёмся к истории с «умы-  из разряда «умыкания» переходил  ри  или  вдовою  будучи,  пояти  её  целая компания весёлых (и силь-
           смотрения становился отказ.   канием»,  которая  стала  предме-  в разряд «пошибания», то есть из-  в дом церковный. Тако же и жён-  но подвыпивших) мужчин. Дверь
              Отказ родителей невесты был
           для жениха тяжёлым, но не смер-  том рассмотрения церковного су-  насилования:            ка без своего мужа или при мужи  за спиной захлопнута. Неосторож-
                                                                          «Если кто пошибает боярскую  дитя добудет, да погубит его, или  ный  визит  заканчивается  «толо-
                                         да. В этом случае похититель дол-
           тельным  ударом.  В  случае,  ког-  жен  был  выплатить  громадный  дочерь или боярскую жену, за со-  свиньям бросит, или утопит..., по-  кой»  —  групповым  изнасилова-
           да  чувства  молодых  были  силь-
           ны и взаимны, юноша при помо-  штраф,  половина  которого  пред-  ром ей 5 гривен золота, а митро-  яти её в дом церковный, пока род  нием. Глубокомысленный учёный
                                         назначалась  митрополиту,  а  по-
                                                                                                                                   может усмотреть здесь пережиток
                                                                       политу  5  гривен  золота;  а  мень-
           щи своих друзей устраивал «умы-                                                           не выкупит».
           кание», то есть похищение невес-  ловина — самой девушке. Штраф  ших бояр — гривна золота, а ми-  Этот загадочный «дом церков-  какого-то архаического группово-
           ты. Это был древний обычай, кор-  ожидал  и  всех  тех,  кто  прини-  трополиту — гривна золота; наро-  ный»  на  деле  представлял  собой  го брака. Однако несчастной жер-
                                                                                                     либо  женский  монастырь,  либо  тве от этого, разумеется, не легче.
                                                                       читых людей — два рубля, а ми-
                                         мал  участие  в  похищении.  Поми-
           ни которого уходили в языческие                                                                                         Теперь ей остаётся либо молчать
           времена. Ещё автор «Повести вре-  мо церковного суда этой истори-  трополиту два рубля; простой ча-  какое-то  исправительно-воспита-  о  происшедшем,  либо  жаловать-
           менных  лет»  монах  Нестор,  изо-  ей мог заинтересоваться и княже-  ди (простым людям) — 12 гривен  тельное  заведение  при  монасты-  ся местному архиерею и начинать
           бражая дикие нравы древлян, от-  ский суд.                  кун,  а  митрополиту  12  гривен,  а  ре. Когда первый гнев стихал, ро-  унизительный процесс:
           метил: «И брака у них не бываше,   Тогда  виновных  ожидали  но-  князь казнитель».       дители, как правило, старались за-  «Если  девку  умолвит  (зазо-
           но умыкиваху у воды девиц».   вые неприятности. Понятно, что и   Последние слова «а князь каз-  брать  оттуда  свою  согрешившую
              Обычно девушка заранее зна-  сама  девушка  после  такого  скан-  нитель» обычно понимают так, что  дочь. Однако и в родном доме она  вёт) к себе кто и даст в толоку, на
           ла об этом проекте и принимала в   дала едва ли могла быстро найти  при  необходимости  исполнению  несла  церковное  наказание.  За  умолвнике  (на  том,  кто  зазвал)
           нём деятельное участие. Но иног-  себе  нового  жениха.  Поэтому  её  приговора церковных властей со-  умышленное  убийство  младенца  епископу 3 гривны серебра, а де-
                                                                                                                                   вице за сором 3 гривны серебра;
           да  робость,  страх  перед  родите-  родителям следовало крепко под-  действовала  княжеская  админис-  церковные каноны позволяли ли-
           лями или иные мотивы удержива-  умать,  прежде  чем  подавать  жа-  трация. Там же решался и вопрос  шить женщину причастия сроком  а на толочниках (соучастниках) по
                                                                                                                                   рублю, а князь казнит».
           ли её от согласия на побег. И тог-  лобу  властям.  Вот  как  изображе-  о  судьбе  преступника,  не  имею-  на десять лет. Однако в реально-  Но  самое  ужасное  заключа-
           да  жених  увозил  её  силой.  Про-  на эта ситуация в Пространной ре-  щего средств для уплаты крупных  сти срок снижался до пяти и даже   лось  в  том,  что  потеря  девушкой
           жив вместе несколько дней в ка-  дакции Устава князя Ярослава Му-  штрафов за «умыкание» или «по-  до трёх лет. Помимо этого грешни-  невинности,  ставшая  темой  для
           ком-нибудь укромном месте, они   дрого:                     шибание».  Закон  умалчивает  об  ца  должна  была  понести  наказа-  всеобщего обсуждения, практиче-
           возвращались по домам уже фак-   «Если кто умчить девку..., если  этом.  Но,  скорее  всего,  он  стано-  ние за внебрачную связь с мужчи-  ски  лишала  её  возможности  дос-
           тическими  мужем  и  женой.  По-  боярская дочь будет, за сором ей  вился  холопом  и  должен  был  от-  ной. Но здесь необходимы некото-  тойным  образом  выйти  замуж.  И
           сле этого родителям приходилось   5 гривен золота, а митрополиту 5  работать долг.        рые пояснения.                если дочь богатых родителей мо-
           дать своё согласие на брак и тем   гривен  золота;  если  будеть  мен-  Жизнь  девушки  до  брака  бы-  Покаянная  дисциплина  сред-  гла надеяться на то, что хорошее
           самым замять скандал.         ших бояр, гривна золота ей, а ми-  ла  полна  искушений  и  опасно-  невековой  Руси  чётко  различала   приданое  всё  же  сделает  её  же-
              Однако случалось так, что же-  трополиту  гривна  золота;  а  до-  стей. Но более всего она боялась  два вида греха. Первый — «блуд»,   ланной невестой, то для «безпри-
           них-похититель,  ближе  познако-  брых людей будет, за сором рубль,  остаться  невостребованной  или,  то  есть  половая  связь,  при  кото-  данницы»  не  оставалось  и  этой
           мившись с достоинствами и недо-  а  митрополиту  рубль;  на  умыт-  проще говоря, «засидеться в дев-  рой  оба  «партнёра»  не  состоя-  надежды.
           статками невесты, отказывался от   чиках по 60 (кун) митрополиту, а  ках». Виновными в этом часто ока-  ли в браке. Второй — «прелюбо-  Но вот, наконец, родители же-
           намерения вступить с ней в брак.   князь их казнит».        зывались  родители,  которые  не  деяние», то есть связь с женатым   ниха и невесты приходили к согла-
           Бывало, что родители ни за что не   Гривна  золота  равнялась  по  смогли  решить  вопрос  о  прида-  мужчиной  или  замужней  женщи-  шению. В знак твёрдого сговора о
           хотели  породниться  с  «умычни-  ценности  10–12  гривнам  сере-  ном или оказались слишком при-  ной.  В  первом  случае  виновные   скорой свадьбе совершался древ-
           ком». В том и другом случае при-  бра  или  слитку  золота  весом  в  вередливы в выборе жениха. Же-  лишались причастия на семь лет,   ний  обряд  «резания  сыра».  Не-
           ходилось  обращаться  с  жалобой   160 г. Соучастники преступления,  лая заставить родителей более от-  во  втором  —  на  четырнадцать.   веста  выносила  на  подносе  сыр,
           на похитителя к местному иерар-  «умытчики»,  платили  митрополи-  ветственно отнестись к этому во-  При образцовом поведении нака-  её  отец  разрезал  его  и  раздавал
           ху или его доверенным лицам.  ту по 60 кун. Эти архаические де-  просу,  Устав  Ярослава  грозит  им  зуемого  (добровольный  пост,  от-  всем присутствующим в доме. Ка-
              Со времён святого Владимира   нежные единицы во времена Ива-  крупным штрафом за невостребо-  каз от вина, «милостыня» церкви)   залось, что до свадьбы совсем не-
           вопросы  семейно-брачного  пра-  на  III  уже  не  имели  практическо-  ванную дочь:      продолжительность епитимьи мо-  долго. Но случалось так, что некий
           ва  на  Руси  решались  церковны-  го  значения.  Их  заменили  иные,   «Если  засядеть  у  великих  бо-  гла сокращаться.  «доброжелатель» рассказывал же-
           ми  властями.  Древнейший  рус-  не сохранившиеся до наших дней  яр, митрополиту 5 гривен золота,   Случалось,  что  родители  от-  ниху или его родителям какую-ни-
           ский  свод  законов  о  браке,  мо-  тарифы. Равным образом, не сле-  а менших бояр — гривна золота,  рекались  от  дочери-«блудницы»   будь историю, бросающую тень на
           рали  и  половых  отношениях  —  дует буквально понимать и слова  а нарочитых людей — 12 гривен, а  и  она  надолго  оставалась  в  «до-  честь девушки.
           Устав князя Ярослава Мудрого —  «митрополит».               простои чади рубль».          ме  церковном».  Обычай  отправ-  Сомнения  в  её  невинности
           возник ещё в середине XI века. Он   В конце XV столетия каждый из   От  родителей,  имевших  дочь  лять согрешивших девушек в мо-  резко  снижали  «рыночную  сто-
           служил  важным  ориентиром  и  в  десяти епископов Московской Ру-  «на  выданье»,  требовалась  боль-  настырь, откуда они зачастую уже   имость»  невесты.  Возмущённый
           судебной практике XV–XVI веков.  си имел право вершить суд в пре-  шая  житейская  мудрость.  Иног-  не  могли  вернуться  к  обычной   жених  устраивал  скандал  и  отка-
           В отличие от аналогичных визан-  делах своей епархии. Митрополит  да они своей властью заставляли  жизни, в конце концов мог прев-  зывался  от  брака.  В  этом  случае
           тийских законов, русские отлича-  имел свою собственную епархию,  дочь  выходить  замуж  за  челове-  ратить  женские  обители  в  нечто   он  должен  был  заплатить  невес-
           лись снисходительностью к чело-  где также выступал в роли еписко-  ка, которого она ненавидела, или,  противоположное их назначению.   те 3 гривны «за сором», то есть за
           веческим грехам.              па.  Однако  епархии  были  очень  напротив, категорически отверга-  Этот процесс стал заметным даже   оскорбление, а также заплатить 6
              Однако наказание было «ком-  велики, дороги плохи, а епископы  ли горячо любимого ею юношу. У  для иностранцев.      гривен  митрополиту  и  оплатить
           плексным»  и  состояло  из  трёх  немощны.  Поэтому  на  практике  этого вечного сюжета мировой ли-  Один  из  них,  рассказывая  о   родителям невесты все убытки хо-
           приговоров.  Первый  приговор  судом и сбором штрафов занима-  тературы часто бывал печальный  Москве  в  1668  году,  замечает:  «У   зяйственного характера.
           устанавливал  размер  штрафа,  лись чиновники епископской кан-  конец:                    москвитян,  у  вельмож  особенно,   Разрезанный  сыр  становился
           одну  часть  которого  виновный  целярии во время периодических   «Если девка не въсхочет замуж,  существует  старая  и  очень  подо-  зловещим  символом.  Случивше-
           должен  был  выплатить  постра-  разъездов по приходам.     то  отец  и  мати  силою  выдадут.  А  зрительная дружба и свобода сно-  гося не вернуть, как не соединить
           давшему (обычно это была жен-    На родине Ивана-дурака всег-  что девка учинит над собою, то от-  шений с монахинями, а у этих с ни-  разрезанного.  Никакие  штрафы
           щина), а другую — разбиравше-  да  было  много  молодцов,  жела-  ец и мати к митрополиту с виной».  ми.  Оттого  некоторые  из  них  де-  не  могли  исцелить  душевное  по-
           му дело епископу. Помимо штра-  ющих  в  одночасье  разбогатеть,   Не  вытерпев  томительного  вицы лишь по названию, а на де-  трясение девушки, вызванное на-
           фа  виновному  назначалось  ду-  женившись  на  боярской  дочери.  ожидания,  девушка  иногда  начи-  ле  —  безчестные  матери.  Своих   силием или позором. Иногда отча-
           ховное  наказание  —  епитимья.  Единственным  способом  достичь  нала свою собственную игру. Риск  преступно зачатых и позорно ро-  яние толкало её на скользкий путь
           Она  могла  состоять  в  лишении  этого  было  похищение  (или  при-  неудачи был велик, а ценой про-  ждённых  детей  они  воспитывают   «уличной девки».
           причастия  на  длительный  срок,  нудительное  овладение  девуш-  игрыша  становилась  поломанная  так, чтобы, выросши, они обрекли
           изгнании  из  храма,  множестве  кой)  со  счастливым  концом  —  жизнь.  Причём  не  только  самой  себя затем на монашество».  Отрывок из книги Н.С. Борисова
           поклонов  перед  иконой,  стро-  женитьбой. Однако в том случае,  «девки», но и рождённого ею вне   Излишняя  доверчивость  де-   «Повседневная жизнь
           гом  посте.  Наконец,  некоторые  если решившийся на это дело уда-  брака ребёнка:        вушки могла стать причиной и ещё         средневековой Руси
           преступления  семейно-бытово-  лец оказывался человеком слиш-  «Если  же  девка  блядёт  (ведёт  одной беды. Знакомый парень или   накануне конца света»
           го круга судились не только епи-  ком уж нежелательным для неве-  распутную жизнь) или дитя добу-  холостой мужчина позвал её зай-  https://vk.com/zloi_moscovit
   24   25   26   27   28   29   30   31   32