Page 29 - Газета "Родовая Земля"
P. 29
«Родовая Земля» ИСТОКИ • 29
№ 4 (249), апрель 2025 г.
остигнув известного воз-
«Смо
раста, мальчики и девочки «Смотрины невесты», Н. П. Петров, 1861 г.трины невесты», Н. П. Петров, 1861 г.
начинали смотреть друг на
Ддруга с непонятным вол-
нением. Пробуждавшиеся чувст-
ва со временем становились всё
более определёнными и неот-
ступными. Наконец юноша нахо-
дил предмет своих мечтаний. По-
чувствовав на себе его взгляд, де-
вушка расцветала всей прелестью
своего весеннего ожидания. Одна-
ко эта вечная тема далеко не сразу
и отнюдь не всегда заканчивалась
свадебным пиром.
Влюблённым на этом этапе ну-
жен был всего лишь «рай в шала-
ше». Но их умудрённые горьким
опытом родители смотрели на де-
Дев
ло несколько иначе. Они знали,
что житейские бури быстро сно-
сят все романтические «шалаши». Девушка до брака на Русиушка до брака на Руси
Они хотели, чтобы брак принёс в
дом достаток и благополучие. И
потому кандидатура возможного
зятя или невестки рассматрива-
лась на семейном совете со всех скопским, но и княжеским судом. сты и её родителей, его поступок дет (родит) живя у отца, у мате- ти к нему в дом. Но там уже сидит
сторон. И часто итогом этого рас- Но вернёмся к истории с «умы- из разряда «умыкания» переходил ри или вдовою будучи, пояти её целая компания весёлых (и силь-
смотрения становился отказ. канием», которая стала предме- в разряд «пошибания», то есть из- в дом церковный. Тако же и жён- но подвыпивших) мужчин. Дверь
Отказ родителей невесты был
для жениха тяжёлым, но не смер- том рассмотрения церковного су- насилования: ка без своего мужа или при мужи за спиной захлопнута. Неосторож-
«Если кто пошибает боярскую дитя добудет, да погубит его, или ный визит заканчивается «толо-
да. В этом случае похититель дол-
тельным ударом. В случае, ког- жен был выплатить громадный дочерь или боярскую жену, за со- свиньям бросит, или утопит..., по- кой» — групповым изнасилова-
да чувства молодых были силь-
ны и взаимны, юноша при помо- штраф, половина которого пред- ром ей 5 гривен золота, а митро- яти её в дом церковный, пока род нием. Глубокомысленный учёный
назначалась митрополиту, а по-
может усмотреть здесь пережиток
политу 5 гривен золота; а мень-
щи своих друзей устраивал «умы- не выкупит».
кание», то есть похищение невес- ловина — самой девушке. Штраф ших бояр — гривна золота, а ми- Этот загадочный «дом церков- какого-то архаического группово-
ты. Это был древний обычай, кор- ожидал и всех тех, кто прини- трополиту — гривна золота; наро- ный» на деле представлял собой го брака. Однако несчастной жер-
либо женский монастырь, либо тве от этого, разумеется, не легче.
читых людей — два рубля, а ми-
мал участие в похищении. Поми-
ни которого уходили в языческие Теперь ей остаётся либо молчать
времена. Ещё автор «Повести вре- мо церковного суда этой истори- трополиту два рубля; простой ча- какое-то исправительно-воспита- о происшедшем, либо жаловать-
менных лет» монах Нестор, изо- ей мог заинтересоваться и княже- ди (простым людям) — 12 гривен тельное заведение при монасты- ся местному архиерею и начинать
бражая дикие нравы древлян, от- ский суд. кун, а митрополиту 12 гривен, а ре. Когда первый гнев стихал, ро- унизительный процесс:
метил: «И брака у них не бываше, Тогда виновных ожидали но- князь казнитель». дители, как правило, старались за- «Если девку умолвит (зазо-
но умыкиваху у воды девиц». вые неприятности. Понятно, что и Последние слова «а князь каз- брать оттуда свою согрешившую
Обычно девушка заранее зна- сама девушка после такого скан- нитель» обычно понимают так, что дочь. Однако и в родном доме она вёт) к себе кто и даст в толоку, на
ла об этом проекте и принимала в дала едва ли могла быстро найти при необходимости исполнению несла церковное наказание. За умолвнике (на том, кто зазвал)
нём деятельное участие. Но иног- себе нового жениха. Поэтому её приговора церковных властей со- умышленное убийство младенца епископу 3 гривны серебра, а де-
вице за сором 3 гривны серебра;
да робость, страх перед родите- родителям следовало крепко под- действовала княжеская админис- церковные каноны позволяли ли-
лями или иные мотивы удержива- умать, прежде чем подавать жа- трация. Там же решался и вопрос шить женщину причастия сроком а на толочниках (соучастниках) по
рублю, а князь казнит».
ли её от согласия на побег. И тог- лобу властям. Вот как изображе- о судьбе преступника, не имею- на десять лет. Однако в реально- Но самое ужасное заключа-
да жених увозил её силой. Про- на эта ситуация в Пространной ре- щего средств для уплаты крупных сти срок снижался до пяти и даже лось в том, что потеря девушкой
жив вместе несколько дней в ка- дакции Устава князя Ярослава Му- штрафов за «умыкание» или «по- до трёх лет. Помимо этого грешни- невинности, ставшая темой для
ком-нибудь укромном месте, они дрого: шибание». Закон умалчивает об ца должна была понести наказа- всеобщего обсуждения, практиче-
возвращались по домам уже фак- «Если кто умчить девку..., если этом. Но, скорее всего, он стано- ние за внебрачную связь с мужчи- ски лишала её возможности дос-
тическими мужем и женой. По- боярская дочь будет, за сором ей вился холопом и должен был от- ной. Но здесь необходимы некото- тойным образом выйти замуж. И
сле этого родителям приходилось 5 гривен золота, а митрополиту 5 работать долг. рые пояснения. если дочь богатых родителей мо-
дать своё согласие на брак и тем гривен золота; если будеть мен- Жизнь девушки до брака бы- Покаянная дисциплина сред- гла надеяться на то, что хорошее
самым замять скандал. ших бояр, гривна золота ей, а ми- ла полна искушений и опасно- невековой Руси чётко различала приданое всё же сделает её же-
Однако случалось так, что же- трополиту гривна золота; а до- стей. Но более всего она боялась два вида греха. Первый — «блуд», ланной невестой, то для «безпри-
них-похититель, ближе познако- брых людей будет, за сором рубль, остаться невостребованной или, то есть половая связь, при кото- данницы» не оставалось и этой
мившись с достоинствами и недо- а митрополиту рубль; на умыт- проще говоря, «засидеться в дев- рой оба «партнёра» не состоя- надежды.
статками невесты, отказывался от чиках по 60 (кун) митрополиту, а ках». Виновными в этом часто ока- ли в браке. Второй — «прелюбо- Но вот, наконец, родители же-
намерения вступить с ней в брак. князь их казнит». зывались родители, которые не деяние», то есть связь с женатым ниха и невесты приходили к согла-
Бывало, что родители ни за что не Гривна золота равнялась по смогли решить вопрос о прида- мужчиной или замужней женщи- шению. В знак твёрдого сговора о
хотели породниться с «умычни- ценности 10–12 гривнам сере- ном или оказались слишком при- ной. В первом случае виновные скорой свадьбе совершался древ-
ком». В том и другом случае при- бра или слитку золота весом в вередливы в выборе жениха. Же- лишались причастия на семь лет, ний обряд «резания сыра». Не-
ходилось обращаться с жалобой 160 г. Соучастники преступления, лая заставить родителей более от- во втором — на четырнадцать. веста выносила на подносе сыр,
на похитителя к местному иерар- «умытчики», платили митрополи- ветственно отнестись к этому во- При образцовом поведении нака- её отец разрезал его и раздавал
ху или его доверенным лицам. ту по 60 кун. Эти архаические де- просу, Устав Ярослава грозит им зуемого (добровольный пост, от- всем присутствующим в доме. Ка-
Со времён святого Владимира нежные единицы во времена Ива- крупным штрафом за невостребо- каз от вина, «милостыня» церкви) залось, что до свадьбы совсем не-
вопросы семейно-брачного пра- на III уже не имели практическо- ванную дочь: продолжительность епитимьи мо- долго. Но случалось так, что некий
ва на Руси решались церковны- го значения. Их заменили иные, «Если засядеть у великих бо- гла сокращаться. «доброжелатель» рассказывал же-
ми властями. Древнейший рус- не сохранившиеся до наших дней яр, митрополиту 5 гривен золота, Случалось, что родители от- ниху или его родителям какую-ни-
ский свод законов о браке, мо- тарифы. Равным образом, не сле- а менших бояр — гривна золота, рекались от дочери-«блудницы» будь историю, бросающую тень на
рали и половых отношениях — дует буквально понимать и слова а нарочитых людей — 12 гривен, а и она надолго оставалась в «до- честь девушки.
Устав князя Ярослава Мудрого — «митрополит». простои чади рубль». ме церковном». Обычай отправ- Сомнения в её невинности
возник ещё в середине XI века. Он В конце XV столетия каждый из От родителей, имевших дочь лять согрешивших девушек в мо- резко снижали «рыночную сто-
служил важным ориентиром и в десяти епископов Московской Ру- «на выданье», требовалась боль- настырь, откуда они зачастую уже имость» невесты. Возмущённый
судебной практике XV–XVI веков. си имел право вершить суд в пре- шая житейская мудрость. Иног- не могли вернуться к обычной жених устраивал скандал и отка-
В отличие от аналогичных визан- делах своей епархии. Митрополит да они своей властью заставляли жизни, в конце концов мог прев- зывался от брака. В этом случае
тийских законов, русские отлича- имел свою собственную епархию, дочь выходить замуж за челове- ратить женские обители в нечто он должен был заплатить невес-
лись снисходительностью к чело- где также выступал в роли еписко- ка, которого она ненавидела, или, противоположное их назначению. те 3 гривны «за сором», то есть за
веческим грехам. па. Однако епархии были очень напротив, категорически отверга- Этот процесс стал заметным даже оскорбление, а также заплатить 6
Однако наказание было «ком- велики, дороги плохи, а епископы ли горячо любимого ею юношу. У для иностранцев. гривен митрополиту и оплатить
плексным» и состояло из трёх немощны. Поэтому на практике этого вечного сюжета мировой ли- Один из них, рассказывая о родителям невесты все убытки хо-
приговоров. Первый приговор судом и сбором штрафов занима- тературы часто бывал печальный Москве в 1668 году, замечает: «У зяйственного характера.
устанавливал размер штрафа, лись чиновники епископской кан- конец: москвитян, у вельмож особенно, Разрезанный сыр становился
одну часть которого виновный целярии во время периодических «Если девка не въсхочет замуж, существует старая и очень подо- зловещим символом. Случивше-
должен был выплатить постра- разъездов по приходам. то отец и мати силою выдадут. А зрительная дружба и свобода сно- гося не вернуть, как не соединить
давшему (обычно это была жен- На родине Ивана-дурака всег- что девка учинит над собою, то от- шений с монахинями, а у этих с ни- разрезанного. Никакие штрафы
щина), а другую — разбиравше- да было много молодцов, жела- ец и мати к митрополиту с виной». ми. Оттого некоторые из них де- не могли исцелить душевное по-
му дело епископу. Помимо штра- ющих в одночасье разбогатеть, Не вытерпев томительного вицы лишь по названию, а на де- трясение девушки, вызванное на-
фа виновному назначалось ду- женившись на боярской дочери. ожидания, девушка иногда начи- ле — безчестные матери. Своих силием или позором. Иногда отча-
ховное наказание — епитимья. Единственным способом достичь нала свою собственную игру. Риск преступно зачатых и позорно ро- яние толкало её на скользкий путь
Она могла состоять в лишении этого было похищение (или при- неудачи был велик, а ценой про- ждённых детей они воспитывают «уличной девки».
причастия на длительный срок, нудительное овладение девуш- игрыша становилась поломанная так, чтобы, выросши, они обрекли
изгнании из храма, множестве кой) со счастливым концом — жизнь. Причём не только самой себя затем на монашество». Отрывок из книги Н.С. Борисова
поклонов перед иконой, стро- женитьбой. Однако в том случае, «девки», но и рождённого ею вне Излишняя доверчивость де- «Повседневная жизнь
гом посте. Наконец, некоторые если решившийся на это дело уда- брака ребёнка: вушки могла стать причиной и ещё средневековой Руси
преступления семейно-бытово- лец оказывался человеком слиш- «Если же девка блядёт (ведёт одной беды. Знакомый парень или накануне конца света»
го круга судились не только епи- ком уж нежелательным для неве- распутную жизнь) или дитя добу- холостой мужчина позвал её зай- https://vk.com/zloi_moscovit

