10
П
очему мы обратились к сказ-
ке?Многие годывоспитание
человека воспринималось
как способ насыщения ребёнка
необходимыми навыками, знани-
ями и умением ориентироваться
в обществе. До сих пор в учебном
процессе преобладают памятные
и соревновательные параметры.
Ребёнок должен, ребёнок обязан.
К тому же ребёнок воспринима-
ется как какой-то несовершен-
ный человек, вспомните понятие
«несовершеннолетний». Что это
значит? Кто имеет право сказать,
что пять лет это несовершенство,
а шестьдесят лет – совершенство?
Может, как раз наоборот?
Сказка – это единственный
способребёнкачувствоватьсебяна
равных со взрослым. И здесь ещё
вопрос: у кого богаче восприятие?
Не образное – у взрослых оно,
конечно, шире, а именно внут-
реннее, психологическое. Ведь
взрослый как относится к сказке?
Снисходительно. А ребёнок ей
верит в прямом смысле слова. Бо-
лее того, взрослый совершенно не
знает биоэнергетику восприятия
ребёнка, а ведь это очень важный
момент. Уровень порога чувстви-
тельности у маленького человека
значительно ниже, чем у взрос-
лого. Он более открыт природе, а
взрослый во многом закомплек-
сован, чтобы воспринимать всё на
веру. Само состояние взрослого в
момент пересказывания сказки
уже оказывает давление на слуша-
ющего ребёнка, ведь он считает
себя более знающим. Но в том-
то и дело, что у ребёнка есть сила
веры, и это его защищает от дав-
ления. А это его здоровье!
Нам очень хотелось бы, чтобы
взрослые, воспитатели и учителя
осознавали некоторые стороны
взаимоотношения с детьми и уче-
никами, об этом почти ничего не
говорится и не пишется – о вли-
янии педагогического процесса
на физическое и духовное состоя-
ние ребёнка, проще говоря, на его
здоровье. И в нашем случае мы
попробуем осветить процесс вос-
питания через славянские образы,
сказочное творчество народа.
Русская волшебная сказка
позволяет развивать в человеке
мышление, несколько отличное
от традиционного логического
и материализованного. Разговор
идёт не о фантазиях и воображе-
нии. Хотя это тоже развивает-
ся в данном случае немало. Мы
уже говорили о том, что любой
процесс можно рассматривать
в движении, т. е. в постоянном
рождении, и можно остановить
его в фиксированном образе, в
жёстком и мерном измерении, со-
кратить объем восприятия до за-
каменелого уровня. Через русскую
сказку можно научиться мыслить
неумираемыми категориями, как
бы неожиданно это не звучало.
В дальнейшем процесс такого
природного мышления распро-
странится и на в другие сферы
восприятия человека. Особенно
это важно в том случае, когда дети
и взрослые входят непосредс-
твенно в практику закалки тре-
нировки. При этом происходит
разрушение стереотипов, плохое
и хорошее, тёплое и холодное вос-
принимается в единстве, а время
и пространство приобретают бес-
конечные характеристики.
Мы не случайно говорим об
этом, потому что многие момен-
ты, связанные с воспитанием
ребёнка, взрослым кажутся не-
понятными. Часто воспитатель
не воспринимает мир ребёнка,
потому что видит этот мир с по-
зиции установившихся, порой
догматических взглядов. У ребён-
ка же весь мир в движении, не
случайно вспоминая детство, мы
его представляем как нечто очень
объёмное, долгое и бесконечное,
а свою юность и зрелые годы ми-
молётными и стремительными. С
годами каждый образ становится
всё более конкретным и фикси-
рованным. А ведь в детстве слово
«мама» значило для нас больше,
чем конкретная личность, это
было всё: и любовь, и ласка, и
строгость, и защита. Позднее нас
научили воспринимать всё более
приземлённо и суше.
Природа русской сказки по-
тому и волшебная, что она сохра-
нила через взрослых сказочников
детское восприятие мира
С
казочные мотивы присутс-
твуют в народном творчестве
во многих странах. Широко
известны восточные сказки, евро-
пейские и сказки народов нашей
страны.Мырассматриваемих в ос-
новном в первоначальном виде (не
будем пока касаться литературных
сказок отдельных писателей. Да и
из самих сказок выберем больше
волшебные, хотя есть и бытовые, и
заветные, и просто народные. Уже
само начало и концовка сказки у
русского народа отличается от ска-
зок других народов. Например, у
некоторых французских народных
сказок есть такое окончание: «Всё!
Чем больше расскажу, тем больше
навру. Никто мне денежки не дал,
чтобявамправдурассказал». («Жан
счастливый»). Или в восточных
сказках: «Долго жил султан со сво-
ей женой и матерью, пока не при-
шла к ним всем смерть» («Аладдин
и волшебная лампа»). В русских же
сказках больше доброты и меньше
изворотливости. Ласковое начало:
«Жили-были». И не менее доброе
окончание: «Стали жить поживать
и добро наживать»...
Это не так уж незначительно.
Встречаем часто в восточных сказ-
ках «несметные богатства», а люди,
стремящиеся ими овладеть, час-
то пускаются на компромисс или
обман. Вспомните, как Али-Баба
крал у разбойников наворованное.
В русских сказках мы не встречаем
положительных героев, действую-
щих подобным образом, если и есть
хитрость, то применяется она ис-
ключительно в добрых намерениях.
Да и все наши сказки как правило
позитивные, больше раскрываю-
щие душевное состояние, чем ма-
териальные блага. Добро наживать
в русской сказке – это в первую
очередь накапливать добрые дела,
добрые мысли и чувства.
Наши сказки очень патрио-
тичные. Вспомните, как почти
везде упоминается: «Там русский
дух, там Русью пахнет!» Нацио-
нальная черта их в том, что в них
есть Родина, которую надо защи-
щать, и ни в одной сказке мы не
встретим захватнические войны
или насилие. Если и запряг Ни-
кита Кожемяка Змея в соху, то это
он заставил отчитаться за то, что
тот съел всех русских девушек.
Сила героев в русских сказках за-
ключена в их доброте и честности.
Не принижая содержания сказок
других народов, всё-таки хочется
отметить, что русские сказки бо-
лее содержательные и краткие,
всеобъемлющие, сказочные герои
очень разумные и яркие.
Особая черта сказок – аль-
тернатива религии. В некоторых
сказках, изданных до революции,
можно встретить и религиозный
мотив, но в большинстве своём
в сказках явная ирония по отно-
шению к попам и их окружению.
Что же касается Бога и веры, то
в сказках вера только в добро и в
справедливость.
Форма изложения в них нена-
вязчивая, действия не выдуман-
ные, а прожитое –переложенный
на язык, духовный опыт народа.
Да и написаны они, скорее, не
умом, а сердцем.
Сказка представляет собой вид
творчества, напоминающий бас-
ни. Многое в них зашифровано,
многое иносказательно. Далее мы
это увидим на конкретных приме-
рах. В любой сказке можно найти
выход для человека, попавшего в
какой-то кризис, она делает это
тактично и мудро.
Отражает сказка и характер
нашего народа – альтруистич-
ного, независимого. В немецких
сказках, например, отражается
больше народный рационализм, в
индийских – поэтическая мифо-
логия, мечтательность, в сказках
сибирских народов – мистика и
аллегория.
Персонажи сказок очень раз-
нообразные. Обратите внимание,
что очень многие предметы, будь
то вёдра, печь, метла, деревья, как
живые – двигаются, разговарива-
ют. Это очень важный момент, а
почему, будет ясно дальше.
Если пословицы и поговорки
более локальные и конкретные,
то сказки отражают больший диа-
пазон человеческих чувств. Зна-
ние русской сказки даёт человеку
возможность как бы вести себя по
жизни, она ведёт его внутреннюю
суть, а не развивает логическую
изворотливость, как это практи-
куется в развивающих играх или в
математике. С помощью русской
сказки нельзя научиться быть
злым и нехорошим.
М
ы уже говорили, что при-
родное воспитание детей
заключается в том, чтобы
их мышление было отражением
открытого состояния. Если гово-
рить точнее, единство открытого
состояния ребёнка и его мышле-
ния позволяет воспринимать ок-
ружающий мир в движущихся,
эволюционных понятиях, а не
фиксированных образах. Это даёт
возможность организму ребёнка
постоянно находиться в энергич-
ном состоянии, эволюциониро-
вать. Всякое застывшее состояние
имеет мгновенное отражение в
организме. Это останавливает по-
токи движущихся сил, вызывает
напряжение, приводит к усталос-
ти, так как человеку приходится
поддерживать это состояние из
внутренних резервов. А длитель-
ное концентрированное состояние
приводит к стойким комплексам,
часто разрушающим организм и
приводящим к заболеваниям.
Задача педагога в том и состо-
ит, чтобынаучить ребёнка мыслить
именно так, чтобы он осознавал
окружающий
мир
«кругозор-
ко», не привязываясь к штампо-
ванным понятиям, и мог иметь
собственное понимание проис-
ходящего согласно своей сути.
Уподобление понятиям учителя
может привести к нежелательным
результатам. Например, неважное
психологическое состояние учи-
теля будет энергетически переда-
ваться ребёнку. Преподавателю в
первую очередь надо самому для
себя научится мыслить и говорить,
глубоко осознавая материал. Как
только он переходит на простей-
ший пересказ, или заученный
монолог, тут же ученик теряет спо-
собность думать самостоятельно,
он включается в поток.
Чтобы процесс мышления пе-
дагога был живым и энергичным,
а материал не наводил скуку, нуж-
но пробовать каждый раз как бы
заново проживать вместе с персо-
нажами сказок все перипетии сю-
жета. Причём иметь в виду и свой
жизненный опыт. В этом случае
эффект будет максимальным.
Чтобы достичь желаемого ре-
зультата, нужен конкретный опыт.
Взрослый может провести анализ
каждого персонажа для себя и
сравнить с конкретной жизнен-
ной ситуацией, конкретными
или Волшебная природа русской сказки
Русский язык на-
столько насыщен жиз-
нью, если его, конечно,
несёт личность, что уже
само дыхание его может
творить чудеса. Чело-
век живёт в постоянном
рождении, каждым вдо-
хом одухотворяясь жи-
вительным
потоком
окружающей природы,
он готовит свой выход в
люди. И когда рождение
происходит, а это рожде-
ние мыслей, слов и дел,
то возникающий образ,
звук и форма в своём
единстве наполняют мир
новым и небывалым.
При выдохе происходят
роды, при них мы живём
постоянно. Это и есть
Природа.
Такое же рождение
происходит в воздухе, в
воде и земле. Но мыс-
лью и словом можно
смерить, то есть уничто-
жить, ведь от этого поя-
вилась смерть на Земле.
И какая радость, если
идёт дыхание, рождаю-
щее силу воли, т. е. силу
свободы и независимос-
ти, рождающую свет и
лучистое состояние.
Именно лёгкость и
тихая радость возника-
ют при соприкосновении
с необычайным чудом
– русской волшебной
сказкой, о которой мож-
но сказать, что это есть
природа русского наро-
да, дыхание его откры-
того и мудрого разума.
ОБРАЗование
Родовая Земля
№ 7 (24), июль 2006 г.