Стр. 14 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

14
РОДИНА
что мы, как перелётные птицы,
улетели до весны в тёплые края.
Что оставили нам наши пред-
ки? Конечно же, самое главное
– Природу в первозданном виде.
А также – своё отношение к ней.
Вот вчитайтесь в строки гимна на-
шей республики!
Таёжная, озёрная степная,
Ты добрым светом
солнечным полна,
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива,
родная сторона!
Кедровый дух,
черёмухи дыханье,
Лилового багульника настой –
Я не дышу, а пью благоуханье
Моей земли равнинной
и степной.
Прими, земля,
сыновнее «спасибо»!
Святой водой Байкала угости,
Чтоб я обрёл невиданную силу
Для дальнего нелёгкого пути.
С тобой, земля,
мы слиты воедино,
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца,
край родимый,
Люблю тебя я, Родина моя!
О, мать-Земля!
Кроме того, наши предки со-
хранили для нас некоторые по-
роды домашних животных в их
первозданном виде. Например,
бурятские лошади. «... Малень-
кие, лохматые, они отличались
исключительной
выносливос-
тью и неприхотливостью. Ло-
шади всю зиму находились на
тебенёвке, паслись на пастби-
щах, покрытых снегом, питались
сухой травой, разрыхляя копы-
тами снег. Только жеребят содер-
жали при доме, задавали им сена
в стойле...». Правда, сейчас эта
порода требует восстановления,
так как в советское время бурят-
ских лошадей истребляли, чтобы
они не портили породы лоша-
дей, завезённых с Запада. Эта
же участь постигла бурятскую
грубошерстную овцу, идеально
приспособленную к местному
климату – в отличие от завезён-
ной тонкорунной породы.
Моя мама родом из тех немно-
гих бурятских сёл, где до 90-х го-
дов минувшего века сохранялась
грубошерстная порода овец. Ког-
да колхоз ликвидировали, людям
раздали тонкорунных мериносов,
и они смешались с местными ов-
цами. Теперь бурятскую породу
овец, близкую к первозданной,
нужно искать в другом месте.
Короче, наши лошади пост-
радали за то, что они не мясные,
а наши овцы – за свою грубую
шерсть, не годную для трикотаж-
ного производства.
Стоит упомянуть и яка (по-
бурятски – сарлык). «... Яки и
хайнаки (помесь яка и коровы
монгольской породы) не нуж-
даются в тёплом хлеве, не боят-
ся морозов, очень смышлёные,
к тому же – чрезвычайно чис-
топлотные: никогда не мочатся
внутри хлева. Они любят питать-
ся травой, растущей в горах, хо-
рошо лазают по горам и скалам.
У них острые копыта, благодаря
которым совсем не скользят даже
по льду. Яки-быки имеют уст-
рашающий,
грозно-величавый
облик, они хорошие защитни-
ки стада при нападении волков.
Сарлычки (самки яков) часто ро-
жают близнецов. Молоко ячье
очень вкусное, жирное. Из сар-
лычьей шерсти делали подстил-
ки, вили верёвки...»
Что касается коров, то для на-
шего края «... лучше всего под-
ходила
монгольская
порода
разномастных, с густой шерстью.
Животные легко переносили трес-
кучие морозы, всегда оставались
упитанными, хотя ели мало...»
Совсем недавно у нас в Буря-
тии начали восстанавливать по-
роду собак первоистоков. Это
бурятско-монгольский хотошо.
Сейчас чистокровных хотошо
трудно найти даже в Монголии.
Монголы рассказывают: те хозяе-
ва, у кого были хотя бы две собаки
хотошо, часто оставляли хозяйс-
тво и скот на несколько дней и без
опаски уезжали по своим делам,
зная, что хотошо отлично спра-
вятся с охраной и стада, и дома.
А ещё наши предки сохрани-
ли некоторые элементы ведичес-
кой культуры и быта. Например,
бурятский хоровод ё-хор. Хотя,
я считаю, что правильнее будет
писать йо-хор – круг духа. Наша
местная Дума называется Хурал, а
правильнее – Хорал.
Или взять бурятскую «сэр-
гэ» – коновязь (резной деревян-
ный столб перед жилищем). Сэргэ
имеет сакральное значение, гово-
рят знающие люди. Оно символи-
зирует Мировое Древо. Если оно
упадёт, то Роду конец. И из коно-
вязи сделали фетиш.
А я представляю это себе по-
другому. Древние хори-туматы
по каким-то причинам были вы-
нуждены покинуть свою Родину
(Наян-Нава). И тогда каждая се-
мья срубила своё Родовое Дере-
во, вырезала из него сэргэ и до сих
пор возит его с собой по земле,
уже забыв, что это такое.
А бурятская юрта! Это жеМан-
дала! «...Юрты бывают войлочные
и деревянные. Бревенчатые юрты
строились шести- или восьми-
угольными. Снаружи стены об-
мазывали глиной или навозом.
Крышу строили куполообразной,
или делали накат, насыпали зем-
лю и клали дёрн. Вход в юрту всег-
да с юга...».
Думаю, войлочные юрты в
наше время станут очень актуаль-
ны. Зимой в них тепло, летом про-
хладно. Правда, в Улан-Удэ они
сейчас дорогие, за самую малень-
кую, шестиметровую, просят 50
тысяч рублей. Хотя в Монголии
бэушную юрту можно купить за
100 долларов. Но российское та-
моженное право не позволяет рос-
сиянам ввозить в страну юрты.
От периода Образности бурят-
ские шаманы сохранили некото-
рые искажённые знания о богах.
И сейчас получается, что создате-
ли служат своим созданиям. Не-
которые шаманы попадают в сети
тёмных сущностей и погибают.
А бурятские ламы приспособили
шаманские обряды под буддийс-
кие ритуалы и увлеклись оккуль-
тизмом.
От ведического свадебно-
го обряда наши предки сохрани-
ли только то, что молодые в виде
свадебных подарков получают всё
необходимое. Если это в городе,
то квартиру, мебель, бытовую тех-
нику; если в деревне – дом, обста-
новку и т. д.
Сейчас я работаюв мастерской
авторских ножей ювелиром-че-
канщиком, делаю традиционные
бурятские ножи. Украшаю их че-
канкой. Зачем? А зачем люди ук-
рашают на Новый год ёлку? Все
знают, что ель своей агрессивной
формой вызывает чувство страха.
Не зря же все правительственные
здания, начиная с Кремля и за-
канчивая районными админист-
рациями, горожены елями. Вот и
придумали предки раз в год укра-
шать ёлку, чтобы люди не боялись
её и любили. Ине зря нашипредки
украшали чеканкой ножи. Уверен,
что в этом был смысл большой.
Ведруссы могли создавать вол-
шебные вещи. И нам предстоит
осознать наследие предков (осоз-
нанность есть осязаемое знание).
А я хочу стать не мастером по из-
готовлению холодного оружия,
а мастером по изготовлению ве-
друсских ножей. Поэтому выдви-
гаю лозунг: «Прощай, оружие!
Пусть в быт людской войдут садо-
вые ножи ведруссов!»
М
еня зовут Батор, но это
имя искажённое – от
старомонгольского «Ба-
гатур». Просто букву «г» мы чи-
таем звуком между «х» и «г».
Поэтому звук «г» не слышится, и
гласные сливаются: Ба-а-тор. А
переводится – «герой». По сло-
гам видно, что слово «ба-га-тур»
– ведического происхождения. О
ведических корнях моего малень-
кого народа я и хочу немного по-
ведать.
Мы – буряты. Живём в Буря-
тии, Иркутской и Читинской об-
ластях, Монголии и Китае. Нас
около 300 тысяч человек, мы –
потомки хуннов. Хотя по-бурятс-
ки «хун» – это просто «человек».
Я думаю, что хуннов можно срав-
нить с казаками. Казаки бежали
от системы в Запорожье и на Дон,
а хунны – от Китайской империи
на север.
Мои предки тысячелетиями
противостояли китайским импе-
раторам, защищая свободу и об-
щественно-родовые устои.
Само название «буряты» поя-
вилось всего лишь триста лет на-
зад. В основу бурятского народа
входит племя Хори-туматов, к ко-
торому я и отношусь.
Разберём происхождение слова
«хори-тумат». «Хор» – это «круг».
«Хори(н)» – принадлежащий кру-
гу. «Ту» – два. «Ма» – мать, Роди-
на. «Тумат» – человек, имеющий
двух матерей. Значит, «хори-ту-
мат» – «человек, входящий в круг
и имеющий двух матерей».
Сначала я думал, что вторая
мать – это легендарная, из песен,
далекая прародина хори-туматов –
Наян-Нава. Но если так думать, то
можно заиметь и три, и пять, и де-
сять матерей. Тут надо вспомнить
образ жизни наших предков. Чита-
ем: «...Хоринцыкочевалиотдвухдо
четырёх раз в год...». В то же время
известно, что хори-туматы отно-
сились к лесным племенам. Наши
предки не были кочевниками но-
мадами (номад – не имеющий ма-
тери, Родины) в общепринятом
значении слова. Для бурята самое
святое – это «тоокто кютаг» – Ро-
довая земля. Правда, сейчас мы
забыли, что это такое.
Наши предки имели Родовые
земли – летние стойбища и зим-
ние. И кочевали весной и осенью
из одного стойбища в другое. За-
чатие ребёнка могло произойти
в одном стойбище, а рождение –
в другом. Вот и имел человек две
Родины. А кочевниками люди
стали от жадности, чтобы иметь
побольше скота.
После предложения Анаста-
сии сибирякам взять таёжные на-
делы мне захотелось снова стать
хори-туматом. То есть, создавая
своё Родовое поместье, взять для
своего Рода кусочек первозданной
тайги, которой миллионы лет, и
помириться там с так называемой
Дикой Природой. Домик выроем
типа «лисьей норы». Когда мы с
семьёй укочуем в Родовое помес-
тье, обитатели леса будут думать,
Батор Дугаржапов
Бурятия,
с. Иволгинск
Послание
Хори-тумата
Для бурята самое святое – это «тоокто кютаг» –
Родовая земля. Правда, сейчас мы забыли,
что это такое...
Родовая Земля
№ 9 (38), сентябрь 2007 г.