Стр. 7 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 10 (63), октябрь 2009 г.
Родовая Земля
7
СТРАТЕГИЯ
и IT технологий в местные сообще-
ства приведёт к тому, что будет пре-
одолены культурная и научная изо-
ляция сельских мест, что сделает их
привлекательным местом для жиз-
ни, хотя они по-прежнему будут за-
висеть от городов в этой культурной
диффузии.
Мне представляется, что идеи,
которые мы здесь описываем, гар-
монируют с целями и программа-
ми построения информационного
общества в России, провозглашён-
ного недавно Президентом России
Дмитрием Медведевым. Но подоб-
ные цели не могут быть достигнуты
внутри границы одной страны, они
скорее зависят от взаимодействия с
глобальными инновационными се-
тями. Эти сети могут и должны до-
стигать каждый уголка общества,
— в том числе российской дерев-
ни (включая её самые небольшие
поселения). Методология Всемир-
ной сети деревень, в том виде, в ко-
тором её предлагают Франц Нарада
и Глеб Тюрин, создана для того, что-
бы создать и обеспечить информа-
ционный обмен на уровне дерев-
ни. И тогда деревня будет локаль-
ной, но не замкнутой, через техно-
логии она окажется связанной с ми-
ром знания.
Вначале мы подчеркивали то,
что каждая длинная волна характе-
ризуется новым, более инклюзив-
ным социальным контрактом. Но-
вый социальный контракт сейчас
будет означать:
1. Распространение активности
и предпринимательства на уровень
сообществ и к основанию социаль-
ной пирамиды. Это проникновение
может быть поддержано одновре-
менно горизонтальными связями и
вертикалью публичной власти.
2. Новые институты, которые
«являются успешными, потому что
поступают хорошо» (ориентирован-
ные на цели, на результаты, структу-
ры), т. е. доход и прибыль связаны с
контекстом производства социаль-
ных благ.
3. Социальное финансирование,
которое основано на обмене;
4. Механизмы поддержки соци-
альных инноваций и обмена инфор-
мацией;
5. Фокус на более локальном
производстве в небольших сериях,
но при этом связанном с глобаль-
ными сообществами открытого ди-
зайна.
Менее обсуждаемым, но не ме-
нее важным является духовный
аспект. Постиндустриальное разви-
тие в известном смысле родствен-
но доиндустриальному с его внима-
нием к нематериальным аспектам
(включая локализацию, земельные
вопросы), оно связано с традицион-
ными системами ценностей, кото-
рые и сегодня существуют в разных
частях мира. Примерами могут слу-
жить успех исламских банков, воз-
рождение буддийской экономики
в гималайском поясе (включая Таи-
ланд). Всё это движение в направле-
нии, которое мы можем назвать не-
отрадиционной экономикой. Успех
и устойчивость экономических ре-
форм будет во многом зависеть от
этической и духовной реформ, ко-
торые могут быть вызваны самодо-
статочностью этих этических и ду-
ховных систем.
Это означает, что Русская Пра-
вославная Церковь (и другие кон-
фессии) могут играть важную роль
в возвращении людей к глубин-
ным этическим ценностям, а также
восстановлению исконных тради-
ций коллективной жизни. Русская
идея Соборности включает в себя
как присутствие в Соборе, так и чув-
ство сплочённости, единения, об-
щинности. В новой, наступающей
Мишель Бауэнс очень точно и
при этом доходчиво и убедитель-
но изложил причины глобального
кризиса и пути (по сути, Путь) вы-
хода из него. Движение по созда-
нию Родовых поместий, в частно-
сти в России, вполне может влиться
в «новую волну» — создания агро-
информационного общества. Но
строительство РП протекает в глу-
бокой изоляции от остального че-
ловеческого сообщества.
Более того, наметился разрыв
между теми «торопыгами», кто уже
создаёт свои Родовые поместья —
своеобразными игроками на поле
(действующими лицами), и «тормо-
зами», кто дожидается благоприят-
ных обстоятельств или в стремле-
нии замыслить, представить всё до
мелочей оттягивает счастливое на-
чало создания Родового поместья
до старости, оставаясь в роли пас-
сивных наблюдателей (зрителями).
«Торопыги» — потому что дей-
ствуют методом проб и ошибок, ко-
торые трудно исправить потомкам,
зачастую вне правового поля. Они
лишены моральной и материаль-
ной поддержки, ограничены свои-
ми, зачастую скудными ресурсами.
Вместо того чтобы начать освоение
поместий с закладки садов, смены
вида основной деятельности, мно-
гие из них вложили все свои ресур-
сы в строительство жилья и др., и
остаются зависимыми от работы в
городе. Способность к предприни-
мательству, процветанию на земле
только начинает приобретаться от-
дельными семьями.
«Тормоза» — потому что ни-
как не способствуют формирова-
нию благоприятных обстоятельств.
Все их попытки представить всё до
мелочей — безперспективны, по-
скольку действительность значи-
тельно отличается от их представ-
лений. В этом легко убедиться: сто-
ит только начать создание своего
Родового поместья на конкретной
местности, как потребуется внесе-
ние многих корректив. Вместо под-
держки, «тормоза» зачастую склон-
ны осуждать действия «торопыг».
Очевидно, что:
1. Действующим лицам требует-
ся моральная и материальная под-
держка, иначе процесс достижения
положительных результатов может
затянуться надолго.
2. Зрителям стоит признать, что
если действующим лицам не будет
оказана эта поддержка — они не
добьются успеха, и как следствие —
благоприятные обстоятельства мо-
гут и не сложиться. Если те, кто на-
чал создание Родовых поместий не
добьются успеха, то общество не об-
ратит внимание на процесс созда-
ния Родовых поместий, не выразит
одобрения, не появится стремления
тиражировать успешный опыт.
Поэтому требуется сблизить ин-
тересы (гармонизироватьинтересы)
создателей проектов Родовых поме-
стий и тех, кому близка идея созда-
ния Родовых поместий, тех, кто спо-
собен оказывать моральную и мате-
риальную поддержку в формирова-
нии инновационной среды создате-
лей Родовых поместий.
В этой связи — техническое
задание на проектирование сай-
та (группы сайтов) Движения за
создание Родовых поместий:
1. Сайт должен содержать мини-
мум острых дискуссий, в том числе
тех, которые далеко выходят за рам-
ки традиционных представлений;
2. Вопросы и темы, обсуждае-
мые на сайте, должны быть абсо-
лютно вменяемыми (без вторых и
третьих смыслов), близкими уров-
ню понимания среднестатистиче-
ского представителя человечества;
3. Разумеется, необходимо вы-
делить в числе источников форми-
рования инновационной среды соз-
дателей Родовых поместий книги
серии «Звенящие кедры России» —
как основополагающие, но и другие
источники стоит назвать, в том чис-
ле двухвековой давности — изы-
скания Фернана Броделья, Эбенизе-
ра Хоуарда и т. д., или современни-
ков — Фоменко, Носовский, Некра-
сов, Алексеев, и т. д.
4. Предпочтение в подаче инфор-
мации на сайте — статейный, клипо-
вый, новостной формат. Это рабо-
та с сознанием потребителя. Потре-
битель не любит, когда ему пытают-
ся изменить сознание (поучать, что
такое — хорошо, и что такое — пло-
хо), он тут же отказывается от приоб-
ретения продукта и всего, что с ним
связано. Гораздо охотнее потреби-
тель воспримет информацию о про-
дукте в виде новостей. В таком фор-
мате потребитель как бы сам прини-
мает решения, сам проявляет лояль-
ность. Д. А. Медведеву, как и многим
другим, видимо, тоже не нравится,
что его пытаются наставить на путь
истинный. Фактически лишают воз-
можности принять решение само-
стоятельно. Дозреть так сказать.
Основное наполнение, функ-
ции сайта:
1. На сайте формируется ряд ин-
новационных программ, способ-
ствующих созданию и развитию Ро-
довых поместий.
2. Программы защищаются пе-
ред аудиторией сайта и утвержда-
ются ею же.
3. В поддержку программ может
осуществляться финансирование,
в том числе за счёт добровольных
благотворительных взносов.
4. Одной из программ может
быть разработка, внедрение сети
региональных служебных (унифи-
цированных) сайтов создателей Ро-
довых поместий, с помощью кото-
рой могут осуществляться совмест-
ное инвестирование, структуриро-
ванный и своевременный информа-
ционный обмен.
5. Налаживание информационно-
го обмена с ведущими теоретиками и
практиками новой цивилизации (Ба-
уэнс, Фукуоки, Курдюмов, глобальная
сеть деревень, Хольцер и т. д.).
6. Решение инициировать ту или
другую программу принимается со-
вместно. Те, кто принимает решение,
берут на себя определённые обяза-
тельства по развитию программы.
Андрей ГАСКИН.
г. Тюмень.
expert@tyumen.ru
«этической экономике» эти цен-
ности будут иметь не меньше зна-
чения (чем современные техноло-
гии), и именно они будут опреде-
лять производительность и кон-
курентоспособность. Эти прежние
(до-современные) традиции нужда-
ются в серьёзном переосмыслении,
новом прочтении и соединении с
трендами современности. И в этом
даже самым образованным слоям
населения необходима духовная
помощь и руководство. В этой свя-
зи открытый подход Патриарха Ки-
рилла и его желание установить ди-
алог с молодым населением России
и в целом с российским обществом
являются примером такого взаимо-
действия.
Потенциал России и роль
сельских территорий
В заключение хотелось бы отме-
тить, что Россия обладает огромным
потенциалом и силой, которые мож-
но применить в новом периоде.
1. Хотя период использования
только ископаемых источников
энергии подходит к концу, доступ
к источникам энергии будет играть
важную роль на переходном эта-
пе, при условии что текущий пе-
риод подготовит почву для ново-
го этапа.
2. Обладая самой большой в ми-
ре территорией и огромным объё-
мом биомассы на ней, Россия может
быть одним из лидеров в исполь-
зовании таким образом солнечной
энергии (и это преимущество мо-
жет нарастать из-за глобального по-
тепления). Поэтому значительные
территории могут быть как обузой
для страны, так и (наоборот) основ-
ным источником богатства.
3. Россия расположена меж-
ду развитой Европой и динамич-
но развивающимся Восточно-Ази-
атским регионом. В этом взаимо-
действии Россия может черпать
огромную силу.
4. Россия обладает высоким об-
разовательным уровнем и может
создавать слой высокообразован-
ных и знающих людей, которые бу-
дут так нужны в новом периоде.
Как отмечают Бадальян и Кри-
воротов, именно новые способы эф-
фективного использования земли
имеют огромное значение для но-
вой волны. Современное сельское
хозяйство, разрушающее почвы, не
в состоянии быть долгосрочным ре-
шением для устойчивого постинду-
стриального развития.
Вот почему необходимо ис-
кать выход в следующем направ-
лении: свободный доступ к дешё-
вым углеводородам привёл к их
активному, но неэкономному ис-
пользованию, что всегда было от-
личительным признаком западно-
го индустриального метода. Но су-
ществует альтернатива, и именно
она станет основой экономики но-
вого периода. Она основана на ис-
пользовании разумной восполня-
емой энергии и на использовании
точного (органического) земледе-
лия. Это требует глубокого знания
природной среды, соединённого с
активным взаимодействием с дру-
гими сельскими сообществами по
всему миру, так, чтобы можно бы-
ло постоянно обмениваться знани-
ями. В таком случае любые аграр-
ные знания, имеющиеся в мире,
могут быть использованы в любой
локальности. Всемирная сеть де-
ревень может и хочет служить ка-
тализатором создания этих связей,
этой сети, предлагая начать соз-
дание этой сети с России, с Архан-
гельской области.
По сути, мы должны создать но-
вую Мировую Деревню, где мест-
ное производство будет развивать-
ся за счёт мирового информацион-
ного обмена через интернет. Одна
из проблем сельских территорий в
индустриальную эпоху заключалась
в том, что деревни были изолиро-
ваны. Активное молодое население
уезжало в города, создавая посто-
янную утечку умов. Но это больше
не является неизбежной ситуаци-
ей. В современном мире IT техноло-
гий сельские жители могут не про-
сто быть частью мировой культуры
в целом, они могут, по сути дела, ра-
ботать с людьми из других стран, об-
мениваясь опытом и достижениями.
Найденные эффективные решения
могут быть переносимы из одного
места мира в другое.
В этом процессе государство бу-
дет участвовать, поддерживая спе-
циальные центры, оказывающие
содействие сельчанам. При таком
подходе производительность труда
в сельской местности вырастет зна-
чительным образом. И уже не изо-
лированная деревенская жизнь ста-
нет гораздо интереснее, чем была
до этого времени. Если русская глу-
бинка будет связана с мировым со-
обществом инженеров, новая волна
оборудования может быть создана,
используя возобновляемую энер-
гию как основу для богатства.
Земля была одним из важней-
ших инструментов развития на
предыдущих этапах, и стоит ожи-
дать, что и для будущих этапов ро-
ста она будет иметь огромное зна-
чение. И аграрная политика будет
непременной составляющей ре-
форм, которые приведут Россию на
путь динамичного роста и процве-
тания. Если для поддержания ми-
ровых деревень будет установле-
на единая система взаимодействия,
финансов, образования, и всеобщая
компьютерная сеть приведёт к соз-
данию всемирной деревни. А мы бу-
дем свидетелями яркого возрожде-
ния русской глубинки.
Это производственное возрож-
дение будет усилено возрождающи-
мися традиционными моральными
ценностями Православной Церк-
ви (стоит модифицировать до цен-
ностей Ведической Руси), основные
элементы которых будут частью но-
вого мышления, основывающего-
ся на согласии местного развития и
местной окружающей среды».
Вместо комментария