Стр. 25 - untitled

Упрощенная HTML-версия

• 25
«Родовая Земля»
№ 1 (114), январь 2014 г.
рого по Соляному переулку входят
здания Музея Обороны, Рисоваль-
ное училище Штиглица, Художест-
венное училище им. Мухиной, а на
углу Соляного переулка и ул. Пес-
теля вписана церковь св. Пантелей-
мона-целителя. Этот храм находит-
ся почти на одной линии с собором
Спаса-Преображенья, по форме
представляющим квадрат, вписан-
ный в круг. Адмиралтейство нахо-
дится на вершине равнобедренно-
го треугольника, вписанного в круг,
в центре которого круглый фонтан.
Это известный древний символ. Ка-
кой у этого символа древний смысл,
говорить не буду, но в том числе это
и символ возрастающего богатст-
ва. Известно, что Пётр большие над-
ежды связывал с Российским фло-
том. Поэтому для Адмиралтейства в
рамках сакральной геометрии было
создано это место.
В наиболее зыбких местах у во-
ды стоят здания-квадраты. Возьмём
здание Академии Художеств, оно
стоит на Неве и начинает одну из ли-
ний Васильевского острова. Здесь
пять внутренних двориков: нетруд-
но догадаться, на что это похоже.
Или Михайловский замок, он
построен значительно позднее и
стоит на пересечении канала, со-
единяющего Мойку с Фонтанкой.
Замок построен на месте Елизаве-
тинского дворца, в котором родил-
ся Павел, но тот дворец занимал ту
же площадь и тоже был квадратной
формы.
Исаакий. Он имеет форму кре-
ста, который легко дополнить до
квадрата или вписать его в окруж-
ность. Из-за зыбкости почвы того
места строился он сложно. Вопрос:
почему именно здесь было опреде-
лено для него место?
Полагаю, что в опорные точки
кристаллической решётки ставили
тяжёлые постройки по той же при-
чине, по которой архитекторы мо-
стов ставят на его концы опоры, на-
пример, в форме дуги, соединяю-
щей противоположные концы мо-
ста, так мосту придаётся устойчи-
вость, чтобы не просел его центр.
Возможно,
массивные
и
тяжёлые здания, в том числе церкви
и храмы, играли ту же роль, застав-
ляя грани «кристалла» оставаться
прямыми, как бы растягивали их.
Поэтому середина улицы и не про-
валивалась в зыбкую почву.
Сегодня старые постройки исто-
рического центра распродаются и
сносятся, а на их месте, как грибы,
вырастают многоэтажные доход-
ные здания, значительно тяжелее
стоявших там ранее. Да, так дела-
ется во всех столицах и крупных го-
родах. Разница только в том, что го-
рода стоят на твёрдой почве, а не
на «кристаллической решётке», как
Санкт-Петербург. И если мы хотим
жить в этом городе и хотим, чтобы
жили в нём наши дети, внуки и прав-
нуки, не учитывать это — преступ-
ление.
Наглядный пример
К чему приводит продажа исто-
рических зданий и кварталов в
частное владение, сегодня нагляд-
но демонстрирует колумбийская
столица Богота. За 20 лет этот про-
цесс превратил прекрасный город,
построенный в стиле барокко, с са-
дами, городской скульптурой, фон-
танами и скверами, в безформенное
скопление стекла и бетона.
А всё начиналось с заявления
правительства города, что историче-
ские здания требуют реставрации, а
на это нет средств. Выход один: пере-
дать памятники в руки инвесторов.
Процесс «убийства Боготы» начи-
нался с приватизации земли в горо-
де, затем следовало постановление,
разрешившее продажу историче-
ских зданий под предлогом необхо-
димости ухода за дворцами и содер-
жания их в порядке. «Инвесторы»
сначала это делали. Потом под пред-
логом аварийности сносили дво-
рец, правда, оставив фасад. Пере-
страивали его в доходную гостини-
цу или бизнес-центр. Потом и это по-
казалось слишком дорогостоящим
и хлопотным делом, и через парла-
мент протащили закон о правах соб-
ственника. На своей территории вла-
делец мог делать всё, что хотел. Не-
прибыльные дворцы сносились, и на
их месте строились прибыльные не-
боскрёбы. Но и этого оказалось ма-
ло. Был принят ещё один закон, по
которому здание надлежало эксплу-
атировать 8 лет и потом сносить, что-
бы на его месте построить новое под
маркой, что капитальный ремонт
обойдётся дороже. Но как-то так по-
лучалось, что на территории, где сно-
силось одно здание, возводилось
два. Постройка уплотнялась, некон-
тролируемая лавина доходных зда-
ний снесла парки, скверы, не щади-
ла даже самые изысканные дворцы,
соборы и площади.
«Бацилла своекорыстия» раз-
расталась, как на дрожжах, вирус
поразил боготинских чиновников
всех уровней. Через парламент од-
но за другим продолжали протаски-
вать решения, указы и законы, спо-
собствующие разбуханию соответ-
ствующих банковских счетов и «от-
мыванию чёрных денег».
В конце концов бацилла наживы
уничтожила город, как саранча по-
севы, и сегодня от былой пышности
и неповторимости столицы Санта-
Фе-де-Богота осталось только исто-
рическое название. Современная
Богота с высоты похожа на камено-
ломню, где хаотично разбросаны
камни разной величины.
Богота безлика. Безликость за-
пускает энергию паранойи в созна-
ние общества. Город, утративший
душу, подобен зомби, у которого
нет ни лица, ни памяти. Естествен-
но, что и жители стали ему подобны,
они тоже напоминают зомби, кото-
рые не ведают, что творят.
Когда я вижу, как разрушают
форму старых центров прекрасных
городов, это ассоциируется у ме-
ня с древним ритуалом индейской
казни-жертвоприношения, когда на
жертвеннике у человека разрывали
грудь и вырывали сердце. И он при-
людно умирал. На наших глазах, на
глазах жителей города совершается
подобный «ритуал», и мы — свиде-
тели этой казни-жертвоприношения
божеству, имя которому Золотой Те-
лец. Когда проснётся в чиновниках
осознание того, что, если разрушить
сердце Петербурга, его гармониче-
ский центр, он умрёт так же, как не-
когда прекрасная Богота.
Душа города
Разрушение исторических зда-
ний влечёт за собой и другой про-
цесс — выселение из центра его
исконных обитателей, что унич-
тожает Дух Города, который про-
являет себя в жителях центра, пе-
тербуржцах в нескольких поколе-
ниях. Петербуржец отличается сво-
ей неповторимой интонацией ре-
чи, культурой поведения, впитан-
ной с молоком матери. Он узнава-
ем и почитаем не только в пределах
России, но и за её рубежом. Истин-
ные петербуржцы — такая же исто-
рическая ценность, как и само Пе-
тровское Творение. Без них истори-
ческий центр города утратит свою
одухотворённость.
Для жителей центра сейчас са-
мое страшное слово — инвестор.
Потому что эти таинственные, неви-
димые инвесторы сваливаются, как
снег на голову, и под разными пред-
логами норовят завладеть жилы-
ми домами, а то и целыми квартала-
ми. Несколько лет назад разгорелся
скандал между руководством Цен-
трального района и жителями жи-
лого квартала на ул. Чайковского.
Географически он очерчивает ква-
драт из 4 улиц, а внутри представ-
ляет собою три двора с большим
количеством многоквартирных жи-
лых корпусов. Жителям сообщили,
что какой-то неизвестный инвестор
решил купить этот квартал вме-
сте с ними и их домами. Люди бы-
ли в шоке, ведь так в былые време-
на продавалось личное имение дво-
рянина за долги с аукциона вместе
с «крепостными крестьянами». Го-
родские жители не крепостные кре-
стьяне, а собственники приватизи-
рованных квартир. Как, скажите на
милость, можно их купить вместе с
целым кварталом? Когда стали раз-
бираться с властями, выяснилось,
что на схеме их квартала ряд до-
мов, в которых они живут, обозна-
чены пунктирами, что означает, что
этих домов как бы и нет вовсе. Жи-
тели квартала подали в суд и выиг-
рали. Но посягательство на их дома
со стороны неизвестных инвесто-
ров было и раньше, и не факт, что не
повторится впредь. Сейчас шум за-
тих, но всем известно, что в частных
руках оказываются не только жилые
дома центральных районов, но и ар-
хитектурные памятники.
волхвов?
У нас в открытой прессе эти темы
практически не обсуждаются, если
не доходит дело до скандала. Сведе-
ния о переходе уникальных памят-
ников архитектуры в частные руки,
об инвесторах, об их замыслах и на-
мерениях замалчиваются. Если дом
выселяется и начинается капиталь-
ный ремонт, — никому не известно,
когда он закончится, не указывают-
ся имена руководителей предприя-
тий, которые ремонт осуществляют,
кто отвечает за то, чтобы все жители
вернулись в покинутые квартиры.
А ведь тут нет причин для тайн. Не-
редко после капитального ремон-
та дома в центре вырастают на не-
сколько этажей (угол Литейного и
Чайковского — здание гостиницы).
Это увеличивает тяжесть строения,
а рассчитаны ли почвы на этом ме-
сте на новый вес, кто-нибудь знает?
Кто защищает
исторический центр?
Существует ли карта охранной
зоны? Если есть закон, то должна
быть и соответствующая карта. Ви-
дел ли кто-нибудь карту времён,
когда вводился закон?
У нас есть организация: Комитет
Государственной Инспекции по ох-
ране памятников (КГИОП). Его руко-
водитель, надо полагать, такую кар-
ту должен иметь у себя. Но если по-
лагаться на одно из выступлений
Председателя КГИОПа, госпожи Де-
ментьевой, по телевидению после
возвращения из Бразилии, то ох-
ранную карту города она там, на
международной конференции по
охране памятников, увидела впер-
вые. Как же получилось, что Ко-
миссия по охране памятников не
знает, что охраняет? Дементьева с
возмущением заявила, что охраня-
емая территория на карте, «кото-
рую кто-то туда привёз», была зна-
чительно сокращена в размерах и
что теперь эта охранная зона охва-
тывает только загородные дворцы и
окружающие их парки.
Я нашла в Интернете карту
охранной зоны Петербурга, утвер-
ждённую на международной кон-
ференции в 2005 году. Центр города
здесь обозначен.
Из интервью госпожи Демен-
тьевой я поняла, что исторический
центр не охраняется, что найдено
«остроумное» решение: если нель-
зя подвинуть закон, то можно пе-
ренести границы его действия, вы-
неся охранную зону за пределы го-
родской черты. Возникают вопросы:
опять-таки кто конкретно подписы-
вает документы, позволяющие сно-
сить исторические объекты в охра-
няемой зоне, кто подписывает доку-
менты, разрешающие строительст-
во на месте снесённых зданий? Чем
занимается Комитет Государствен-
ной Инспекции по охране памятни-
ков? Кем определяются его полно-
мочия?
Общественность отмалчивает-
ся, пресса эту тему обходит, если не
считать отдельных телепередач, ко-
торые, выпустив пар общественно-
го мнения, снова умолкают.
В надежде на разум
Бизнес — универсальный раз-
рушитель истинных ценностей,
убийца всего живого: людей, фау-
ны и флоры, воды, воздуха — тоже
сущность подневольная. Он раб Зо-
лотого Тельца и служит его ненасыт-
ности. Обуреваемый жаждой денег
и власти, он саму жизнь на планете
Земля сделал своей заложницей.
В историческом центре города
(теперь уже трудно сказать, по фак-
ту охраняемом ли?) кипит работа:
на Литейном, на Староневском, да-
же на Невском, как зубы, вытаски-
ваются исторические здания и на
их месте вставляются протезы —
доходные дома: бизнес-центры, ог-
ромные магазины, гостиницы. Ког-
да строили студенческий городок
в пригороде Петербурга, разруши-
ли исторические дренажные систе-
мы, которые орошали уникальные
парки, настоящие шедевры садо-
во-паркового искусства, и растения
стали погибать.
На ул. Шпалерной построен ог-
ромный жилой комплекс между Во-
доканалом и Смольным собором.
На пр. Чернышевского недалеко от
метро между домами втиснута мно-
гоэтажная новостройка. Возмож-
но, что не только здания, но и земля
под ними принадлежат одним и тем
же владельцам, а это значит, что на
своей земле они вольны делать что
пожелают.
Уже мало кто сомневается, что и
войны разжигает бизнес. Но откуда
он явился? Каково его происхожде-
ние? Однажды этот вопрос я задала
индейцу Хосе, мудрецу-самородку,
смотрителю пирамид в Тиотихуака-
не, в Мексике, когда разговор зашёл
о том, почему история нашей циви-
лизации есть история войн.
— На смену нашей цивилиза-
ции придёт другая. И кто знает, ка-
ких настроек потребует новая энер-
гия? Всё может измениться. Раз-
вивай своё собственное сознание.
Воспринимай и думай правильно.
Беда в том, что, как только чело-
век обретает власть, он тут же же-
лает перекроить мир. Судьбы ци-
вилизаций определяет нравствен-
ность или её отсутствие. Но чело-
век всемогущ и безпомощен однов-
ременно. Его природа двойственна.
Всё зависит от того, в какую сторону
пойдут изменения.
—Но бизнес-то не изменится?
— Нет, разумеется. Он по своей
природе разрушитель. Люди, попав-
шие от него в зависимость, безсиль-
ны ему противостоять, потому что
становятся его рабами. В Петербур-
ге тоже действуют иногородние ин-
весторы.
Город сейчас под угрозой. Зо-
лотой Телец — разрушитель. Он со-
здаёт хаос. Но против хаоса есть
только одно средство — порядок.
Свойство Разума — создавать из ха-
оса порядок. Выходит, надо так из-
менить своё сознание человеку,
чтобы в нём не было места для хао-
са. Как хаосу противостоит порядок,
так разрушению — смерти — про-
тивостоит созидание —жизнь.
— Но бизнес считается двига-
телем экономики, без него не обой-
тись. А если он убийца жизни, то,
выходит, по твоей логике, жизни
вредна экономика?
— Экономика? Но экономика
от слова «экономия», то есть трез-
вый расчёт равновесия между по-
треблением и восстановлением.
Экономика заботится не только о
количестве, но и качестве продукта.
Её волнует состояние жизни, а зна-
чит, состояние городов и сёл, здо-
ровье тех, для кого она создаёт свой
продукт потребления.
Бизнесу это ни к чему. Его инте-
ресует только сбыт и личный бан-
ковский счёт, его увеличение. Он
поддержит то, что принесёт доход.
— Но чем заменить бизнес, что
тогда сможет удовлетворить потре-
бительский спрос?
— Думаю, научная коммерция.
Продуманная, математически точ-
ная система равновесия между по-
треблением и восстановлением
природных ресурсов, работающая
по принципу оптимального реше-
ния: ничего лишнего и ничего не-
достающего. Продукты потребле-
ния должны быть высококачествен-
ными и экологически чистыми. А
их количество должно соответство-
вать реальному спросу. Сегодня та-
кие примеры есть. В Дании минима-
лизм жизни возведён в моду.
— Это верно. Я думаю, что это
касается и городов. Разумно ста-
рые города оставлять и сохранять в
том виде, в каком их построили на-
ши предки, как память о времени,
из уважения к истории. Потому что
без истории нет будущего. А новые
города строить рядом, и пусть их ар-
хитектура отвечает веянию и запро-
сам времени и новой эстетики. Тог-
да не будет городов-гигантов. И раз-
витие истории, скажем архитекту-
ры, будет наглядным.
Петропавловская крепость
НАСЛЕДИЕ