Стр. 17 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 17
«Родовая Земля»
№ 3 (116), март 2014 г.
Славянский миф о рождении
мира повествует:
«И во Теми нерождённой лежа-
ло яйцо, а в нём Род непроявлен-
ный пребывал. Птица Матерь Сва
крыльями махала, во Теми сияла,
— Тьму нарождала. Темь — Тьма —
Коло первое. А во Тьме яйцо, что в
матке зерно. В яйце сам Род пробу-
дился, светом-любовью свет-себя
пролил, яйцо разбил, сам себя наро-
дил. Так во Тьме Свет засиял, так Род
сам себя нарождал. Темь, что Мара
сама, Тьма, что Матерь Сва, Свет —
то Род нарождённый, Яйцо — Мир
сотворённый. Мир-Яйцо раскололо-
ся, время зачалось: из желтка коле-
со — то время само, то золотое ве-
ретено. А бель Небом стала, а дру-
гая бель в бездну вод упала — за
ней Род селезнем нырял: Землю из
вод трижды доставал…».
Как известно, макрокосмос рав-
няется микрокосму. Наша планета
Земля по строению похожа на яй-
цо. Земля так же покрыта корой,
как яйцо скорлупой. Мантия — буд-
то белок, а ядро —желток. Такая же
структура характерна для любого
земного плода: кожура, мякоть, ко-
сточка. Матка женщины с ребёнком
внутри — также напоминает яйцо.
Таким образом, яйцо представляет-
ся микромоделью Вселенной, а так-
же символом сотворения мира.
Кроме того, яйцо служит симво-
лом перехода из небытия в бытие, в
нём заключается возможность, идея
жизни, движения и развития. Появ-
ление живого в мёртвой скорлупе
вызывало священный трепет у мно-
гих народов. Яйцо — это и символ
возрождения природы, жизнь кото-
рой была скована морозом, льдом и
снегом, как жизнь птенца была ско-
вана яичной скорлупой. Таким обра-
зом, яйцо служит и символом без-
смертия, вечной жизни. Поэтому в
могилах, курганах, древних захоро-
нениях находят яйца, как натураль-
ные, так и выполненные из различ-
ных материалов: мрамора, глины,
дерева, драгоценных камней.
На праздник Великодня, ког-
да природа возрождается к новой
жизни, наполняется новой силой,
женщины и девушки расписывают
писанки как знак благодарности Бо-
гу за сотворение мира, а также стре-
мясь сотворить свой Мир Любви и
Справедливости.
Наши предки понимали, что, по-
скольку яйцо — это микромодель
Вселенной, значит, нанося на не-
го определённые знаки и символы,
можно влиять на макромодель —
саму Вселенную. Так возник обычай
писать писанки.
Следует отличать писанки от кра-
шенок. Писанки — это расписанные
магическими знаками с помощью
воска и красок сырые яйца. На пи-
санках (от слова «писать») как бы «за-
писывается» информация. В еду их
не употребляют. Этим писанки отли-
чаются от крашенок. Крашенки —
это варёные яйца, покрашенные в
один цвет, обычно красный. Крашен-
ки являются символом Солнца, по­
этому, съедая крашенку, мы как бы
соединяемся с Солнцем-Дажьбогом.
Написание писанок — это со-
кровенное женское ремесло, по-
скольку соответствует внутренней
сути женщины. Ведь женщина мо-
жет заложить больше эмоций, энер-
гии для материализации событий в
силу своей эмоциональной приро-
ды. Не зря существует выражение:
«Все женщины — ведьмы». Женщи-
на выступает «ведающей матерью»
для своего рода, благодаря своим
знаниям и умениям она бережёт
огонь своего рода. Поэтому каждая
женщина — берегиня рода — счи-
тала своим священным долгом пи-
сать писанки и передавать эту тра-
дицию своим дочерям и внучкам.
У каждой женщины, как береги-
ни рода, — свой «круг творения»,
который она поддерживает своими
молитвами. Молитвы эти она «запи-
сывает» на вышитых рубахах, руш-
никах, писанках, на еде, которую го-
товит, то есть на всём, к чему прика-
саются её действительно волшеб-
ные руки. Держа в руках чистое яй-
цо, женщина создаёт свою мини-
Вселенную, помогая творению ми-
ра. Она уподобляется Ладе — Вели-
кой Матери Мира, как бы представ-
ляет её на Земле. Первую писанку
мастерица пишет для Богов, вторую
— для своего Рода, третью — для
детей и мужа, а потом и для себя, на-
полняя любовью и светом молитвы
каждый свой круг творения.
Таким образом, с помощью пи-
санки берегини Рода материализо-
вывали события, утверждали нуж-
ное в Яви, программировали буду-
щее. Например, когда писалась пи-
санка на урожай, то этот образ вкла-
дывали в узор на яйце. При этом
вкладывалась и жизненная сила. Эту
писанку катали по полю, а потом за-
капывали в землю. И вложенная пи-
санкаркой сила с записанного узора
перетекала в землю, в зёрна, посевы
и в урожай. Не случайно в Малорос-
сии самая плодородная земля.
С помощью писанок вызыва-
ли благодатный дождь на поля; пи-
санками лечили от болезней, снима-
ли порчу — исправляли неправиль-
ные образы пребывающих в болез-
ни людей. Их писали на знак любви,
перемирия, с пожеланиями врагу
счастья. Не взять писанку считалось
большой обидой.
Следует отметить, что писан-
ки писались и на протяжении все-
го года при важных случаях: свадь-
ба, рождение ребёнка, оберег на
дальнюю дорогу, начало нового де-
ла, строительство дома и пр. Сей-
час этот обычай у многих ассоции-
руется с христианским праздником
Пасхи, однако, по археологическим
свидетельствам, обычай этот гора-
здо старше и ничего общего с хри-
стианством не имеет.
http://avega.net.ua
традиции
24
марта — с наступле-
нием дня весенне-
го равноденствия —
отмечается праздник
Великодня. Именно с
этого момента день начинает побе-
ждать ночь, становиться «великим»,
то есть более длинным, чем ночь.
Природа пробуждается от зимне-
го сна, рождается Ярило — Бог цве-
тения природы, весеннего Солнца,
плодовитости. Из Ирия возвращают-
ся птицы — вестники Богини Лели,
олицетворяющей весну и любовь. В
себе птицы несут яйца, которые сим-
волизируют зарождение новой жиз-
ни. Так на праздник Великодня из-
давна расписывали писанки.
У многих народов мира сущест-
вует понятие мирового (космиче-
ского) яйца, из которого рождает-
ся Вселенная. Очень интересен миф
о Фениксе, которого обожествляли
египтяне.
Прилетает Феникс в Гелиопо-
лис («Город Солнца») около време-
ни весеннего равноденствия и там
сжигает себя в лучах Солнца. Ког-
да он превратится в пепел, на ме-
сте его смерти является яйцо. Оно
немедленно оживляется от того са-
мого жара, который сжёг Феникса-
отца. Из этого яйца выходит тот же
Феникс, но юный, полный жизни,
в обновлённом сверкающем опе-
рении и улетает, чтобы вернуться
снова.
Этот миф прекрасно передаёт
идею о преемственности жизни, о
ежегодной мнимой смерти и еже-
годном воскресении природы в лу-
чах весеннего Солнца.
По преданию, записанному Геро-
дотом, весь мир произошёл из яйца,
положенного Фениксом в святили-
ще Гелиоса — Бога Солнца. А древ-
негреческий философ Плутарх счи-
тал яйцо символом Творца, вездесу-
щего и всё в себя вмещающего.
Индийское предание о созда-
нии мира говорит о золотом яйце,
которое плавало в водах, что сим-
волизирует собою Солнце, плаваю-
щее в дождевых потоках облачного
неба. Появление мирового яйца в
индийской мифологии приписыва-
ется Браме. Он, Брама, спокойно и
задумчиво пребывал заключённым
в светозарном яйце 360 дней, пока
оно не разбилось. Тогда из полови-
нок яйца Бог создал Небо и Землю.
Каждый из этих 360 дней равнялся
нашим 12 000 000 лет.
О
вязанье бабушка потряса-
ющие вещи рассказыва-
ла! Например, что сущест-
вовала целая система пе-
редачи информации, кото-
рой владели почти исключительно
женщины-ведуньи.
Для разной цели использова-
лась разная основа: шерсть живот-
ных, лён, конопля, крапива, другие
травы. Прялась пряжа (тоже разны-
ми способами), это всё происходи-
ло в виде ритуала, в строго опреде-
лённое время. Потом по мере не-
обходимости спрядённая нить ис-
пользовалась для вязки посланий.
Причём для «передачи» чаще ис-
пользовалась, скажем так, «линей-
ная вязка».
А для сохранения (летописания),
поучения или наставления будуще-
му поколению применялась вязка
полотна, иногда и ткачество и про-
стая вышивка. В полотне узоры и их
размещение несли огромную ин-
формацию. Потом полотенца, ска-
терти, платки дарились и служили
долгое время не просто как укра-
шения интерьера и одежда, но и как
обереги.
В «линейной вязке» плотность
информации была тоже очень высо-
кой. По сути дела узлы (вязы) — это
как бы трёхмерные иероглифы.
Вязы существовали как основ-
ные (корневые), их были многие со-
тни, так и дополнительные, привя-
зи, навязи, подвязы (подвязки). Бы-
Вяжи да на Усть мотай
ту полагалось нести по отдельному
клубочку, и тогда ходоки несли с со-
бой вестей «с три короба»! Многие
старцы тоже умели прочитать вязь,
но сами никогда не вязали.
И ещё бабуля утверждала, что
царь (король на её картах) в руках
держит не что иное, как Усть и клу-
бок, которые являются своего ро-
да грамотой, документом, заверяю-
щим народ, что сей князь посажен
править с благославления Ведаю-
щих людей и принадлежит белому
(славянскому) роду!
Это объяснение истинной при-
роды символов власти — Скипе-
тра и Державы — для меня вообще
удивительно, такой версии я нигде
больше не слышал!
И ещё бабуля говорила, что во-
обще письменность простого люда
произошла от отпечатков главных
узлов этой древней вязи.
То есть узлы, если их обмакнуть
в краску и прижать к той же бере-
сте, отпечатаются узором, и из этих
узоров как раз и был составлен тот
древний «алфавит», от которого
пошла через много тысяч лет гла-
голица. Если посмотреть на бук-
вы глаголицы, то они на самом де-
ле довольно витиеваты, в них есть
разные колечки, загогулинки, пе-
тельки.
Так что лично для меня такая
версия происхождения букв видит-
ся очень даже правдоподобной.
www.slavyanskaya-kultura.ru
ли и специальные (технические) вя-
зы, они облегчали чтение и как бы
переводили чтеца на новые «реги-
стры» считывания. Таковыми вяза-
ми были перевязь и развязка, ещё
какие-то, всё не помню.
Дистанция, пространственное
положение и чередование вязов на
нити тоже имели важное значение.
И вообще вязка осуществлялась
с помощью родового «Устя». Усть —
этакая палка длиной в локоть и тол-
щиной с руку, она полностью по-
крыта сложным и глубоко нарезан-
ным орнаментом. Я его сам лично
держал в руках с разрешения бабу-
ли. Походит на толстое, длинное, но
тупоконечное веретено или, скорее,
даже на палицу.
Основной его узор идёт в виде
двух встречных спиралей с утолще-
ниями, ямками (перстками) и знака-
ми, а также в некоторых местах из
Устя торчат маленькие округлые бу-
горки-рожки, особенно у вершины,
там они самые большие (4 штуки с
фалангу большого пальца).
Усть у бабули был, по её словам,
из спицы от колесницы, на которой
ездили наши предки в незапамят-
ные времена.
У других родов бывал Усть и ко-
стяной, и из бивня мамонта. Родо-
вой Усть хранят как святыню, обер­
нув в материю.
Вязание происходит на Усте
всегда по единой схеме, как по про-
грамме, но с многочисленными ва-
риациями. С его помощью не толь-
ко «вяжут» разговор (т. е. записыва-
ют, наматывают на Усть «нить пове-
ствования»), но и «завязывают» бо-
ли или душевные муки. Завязанную
таким образом болезнь, например,
хоронят в топком месте или сжига-
ют в печи.
Кстати, можно и беду сотворить
такой методой... С помощью Устя и
нити можно даже буквально «вымо-
тать» у человека душу.
Связанное на Усте послание за-
тем сматывалось в клубок и вруча-
лось гонцу-ходоку, который специ-
ально или по оказии шёл в землю,
где живёт адресат.
Иногда адресат был не один,
и клубочек, обходя род за родом,
селение за селением, помалень-
ку уменьшался в размерах, каж-
дый отматывал на Усть («мотал на ус
(Усть)») себе от него. «Из уст в уста».
А в иные времена каждому адреса-
http://vk.com/pusanka_rospis