Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 3 (116), март 2014 г.
18 • вектор
— Вообще-то вся наша жизнь
складывается из микроскопических
деталей, почти незаметных, иной
раз кажущихся нереальными мгно-
вений. Я давно обратил внимание
на эту «капельность» огромного ми-
ра. В макромире любит, страдает,
строит связи микрокапелька, кото-
рая называет себя человеком. И ког-
да эта капелька живёт в огромном
мире, то и мир живёт в ней. А если
капелька погружена только в свой
внутренний мир, то она быстро вы-
сыхает и исчезает, не сделав ниче-
го важного. Так получилось, что Бог
возложил на мои плечи счастливую
ношу — создание Школы третьего
тысячелетия. Мне даны от приро-
ды такие качества, как сочувствие,
предвидение, интуиция. Всегда чув-
ствую, что должно случиться что-то
серьёзное, и начинаю переживать.
— Равнодушными руками
и холодной головой можно со-
здать бетонный забор, но не та-
кую школу...
—Да, наверное. Главное—я су-
мел понять: вот в этом микроскопи-
чески малом, собственно, и заклю-
чается вся наша жизнь.
Размышляя о человеке, о ре-
бёнке, я всё время думаю о жизни,
и прежде всего о том, почему так
мало живёт человек. Ведь для того,
чтобы разобраться, как жить, ему
надо включиться в то, что было до
него. Потом пройти то, что предсто-
ит, промыслить каждый шаг, каждое
мгновение. Чтобы быть адекватным
окружающему миру, ему необходи-
мо держать в себе всё древо жизни.
Иначе он будет ошибаться. А оши-
баться человек не должен! Я при-
шёл к проблеме одарённости имен-
но в процессе своего размышления
об ошибках. Человек, если он гений,
не имеет права совершать ошибки.
Гений — это абсолютно адекватное
явление действительности. Ген про-
исходит от слова «род». Для меня
это означает, что все пра-пра-пра-
деды существуют в своём потом-
ке. А значит, ему никак нельзя обо-
рвать свой род! Нельзя поступить
неточно, неправильно.
— А говорят, на ошибках
учатся!
— Идиоты — да. На ошибках
мы только теряем жизнь. Если пони-
мать, что человек создан по образу
и подобию Божьему, если смотреть
на него как на носителя образа Бога
с точки зрения русского понимания
(для нас образы — это лики святых,
это высшее, совершенное, святое),
то ему нельзя ошибаться. Подумай­
те, ведь это безнравственно по сути
— думать, что ошибаться можно. А
не кроется ли тут некое послабле-
ние требовательности к себе? Один
ошибся, другой, понаошибались
вволю и державу потеряли. Страна
рухнула!
—Но вы ведь не безупречны,
наверняка тоже делали ошибки!
— Как человек я не ошибаюсь.
Ошибки делает то, что во мне не-
достаёт до человека. Проще гово-
ря, чем больше в нас человека, тем
меньше мы делаем ошибок. Нельзя
превращать ошибку в нормальное
явление. Иначе ты расслабляешь-
ся. А как в расслабленном состоя-
нии жить в столь напряжённом ми-
ре, где всё меняется каждую секун-
ду? Где надо на все перемены успеть
отреагировать и не ошибиться?
Ошибся—вылетел на обочину жиз-
ненного потока. А когда я позицио-
нирую себя как человека, который
не должен ошибаться, я буду к се-
бе круглосуточно требовательным.
А послабление своим ошибкам есть
распущенность. Человек же должен
быть сильным, упругим, собранным,
мужественным, умным и не допу-
скать права на ошибку.
— А как же слова Христа
«пусть бросит в меня камень тот,
кто без греха»?
— Грех и ошибки — разные ве-
щи. Ошибся на поле боя — всё,
смерть. А у нас разве сейчас не бит-
ва? Нельзя ошибаться в определе-
нии людей, Родины, своего места
в жизни. Надо точно понять, кто ты
для России. Я могу выбирать, кто я
для моей Родины? Нет. Я могу быть
патриотом России? Конечно, нет! Па-
радокс? Нимало: ведь я её сын. Я —
сама Россия. А можно ли быть патри-
отом самого себя? Глупо. Как и быть
патриотом мамы и папы. Я их сын, их
продолжение. Я не могу выбирать
Родину — я у неё уже есть, я ею ро-
ждён и я её рождаю. Я продолжаю её
путь. Вместе со мной рождается кон-
цепция развития человека. Вы же
так или иначе находитесь в образо-
вательном поле, и мы с вами гово-
рим об образовании. И говоря о том,
что человек ошибаться не должен,
мы возвышаем человека. Но тогда
и поднимаем уровень требований к
тому, кто осознал себя как человека.
А дальше пошли шаги: а кто я как
человек? И возникают разные воз-
можности для того, чтобы опреде-
лить своё место в мире и следовать
этому определению. И тогда начина-
ется саморазвитие, самообразова-
ние. Тогда сам образ начинает чело-
века развивать — того, кто его при-
нял. А вот безобразный становится
очень опасным. Такого персонажа
можно сразу узнать — он не держит
образа. В его жизни нет святости, зо-
ва к высоте, к высшему, к идеально-
му. Слово «образ» синоним к слову
«идеальный». И когда зовёт образ
—зовёт идеал. Однажды дед Иолий,
наш сосед, старый казак — он мно-
го работал со мной по осмыслению
значения русских слов, — сказал:
«Если у тебя есть честь, то ты мужчи-
на. Нет — ты вообще никто. Тогда не
надевай штаны, не позорься!»
— Михаил Петрович, вы зна-
ете, каков сегодня уровень учи-
тельского корпуса? Умные, та-
лантливые, любящие детей пе-
дагоги отнюдь не в большинстве.
Вот почему меня так поразило,
что именно вам вменил в вину
один из хулителей школы. Якобы
ваш воспитанник сказал о вас с
придыханием: это же Учи-и-тель!
— Я хочу, чтобы вы понимали:
ваш приезд сюда не связан с моей
историей жизни, вообще со мной
как с личностью. Он связан с са-
мой сутью образования. Я бы хотел,
чтобы вы больше размышляли об
образовании, это важнее, чем всё
остальное.
С первых слов я попытался рас-
крыть перед вами именно суть про-
цесса образования. Во-первых, мы
коснулись методологии нашей ра-
боты: всё начинается с того, с кем ты
встречаешься. Чтобы контакт состо-
ялся, надо прежде всего познако-
миться с самим ребёнком, с его ро-
дом, вникнуть в его заботы, пробле-
мы, надежды. Если ты начинаешь
демонстрировать себя, выдвигать
те требования, которые приняты в
нашем учреждении, — это встре-
чей назвать нельзя. Ребёнок никог-
да в таком случае не будет с тобой
работать. Сам по себе образ жиз-
ни человека — это главное, что ле-
жит в основе образования. К сожа-
лению, словом «образование» мы с
лёгкостью именуем обычный учеб-
ный процесс. Но образование—это
участие человека в созидании все-
го мира! «Образовалось простран-
ство», «образуется государство» —
следовательно, есть то, что созида-
ет его целиком. Если ребёнок обра-
зует мир — мир образует его. Если
ребёнок образует всё, что его каса-
ется, — в этот момент он становит-
ся образованным. Как только он пе-
рестал входить в отношения со всем
потоком жизни — он перестал быть
образованным. Если ты перестал
работать на жизнь, на всех окружа-
ющих тебя людей, на природу, на
звёзды — можно в два счёта стать
глупым, недалёким, необразован-
ным. Когда ты работаешь на все эле-
менты жизненного поля — ты, соб-
ственно, и являешься живым! Если
ты своим образом, своим поведе-
нием, своей мыслью, своим сло-
вом зовёшь, и тебя слышат и отве-
чают, — тогда твоя образованность
продолжается. Как только ты замол-
каешь, — образованность прекра-
щает своё существование. Учитель-
ница Мариванна никогда бы не за-
нималась образованием, если бы
не была в соучастии, сопережива-
нии со своим Отечеством, в единст-
ве с болью и страданием своего на-
рода. Она не была частью этого на-
рода, если не видела весь звёзд-
ный мир, в котором искони жил её
народ. А если была, то непременно
понимала, что народ и общество —
это не одно и то же. Общество—об-
разование временное, а народ —
явление космическое, безконечное,
божье. Тогда она бы стала думать:
а ведь я работаю не просто с Васей
Петровым, а с сыном народа, с сы-
ном безконечности жизни. А чем
живёт народ? Образом! Иначе го-
воря, смыслом, который передаёт-
ся из поколения в поколение. Тогда
быМариванна знала, что она ничего
не начинает — слава Богу, если хо-
тя бы продолжает путь отцов. И как
дочь своего народа служит ему в ли-
це пришедшего к ней мальчика или
девочки. Тогда бы она понимала, что
в классе ребёнка не образуешь, на-
до раскрывать стены её учрежде-
ния, растворять их в самой жизни,
— чтобы ребёнок немедленно ре-
агировал на то, что безпокоит его
маму и папу, друзей и соседей, что
зав­тра может потревожить его де-
тей. Немедленно, сейчас, мгновен-
но — а не откладывать его вхожде-
ние в жизнь. Иначе потом появят-
ся проблемы с кадрами, потому что
они потеряли ориентир: а для чего?
А кому это надо? В чём смысл того,
что я делаю? Мотивационная сфе-
ра для личности — это самое глав-
ное! И чтобы Мариванна перестала
работать на некую программу Ми-
нистерства образования, а стала бы
работать на своё Отечество, ей не-
обходимо очень любить жизнь. Сво-
их родителей, дедушек и бабушек,
всех своих пращуров и будущих
внуков-правнуков. Тогда в ребёнке
она будет видеть соотечественника.
Он же живёт в одном с ней Отечест-
ве. Она строит его вместе с ним. Это
и есть образование.
— Ну, пусть Мариванна всё
это поняла и осознала. Но ря-
дом с ней трудится Вера Петров-
на, которой на все эти заморочки
глубоко наплевать. А один, как
известно, в поле не воин.
— Как я люблю такие поворо-
ты мысли, потому что в этом случае
мне хочется ответить дерзко: один
может ВСЁ! Если он един во всём. А
вот арифметическая сумма тех, кто
каждый сам по себе, не способна ни
на что. И метафору про рычаг, кото-
,
Михаил Щетинин:
Если ребёнок образует мир—
мир образует его
О своём гражданском и профессио-
нальном кредо говорит в интервью жур-
налу «Lean-Компаньон» известный педагог-
новатор, автор экспериментальной модели
обучения, профессор, член Российской ака-
демии образования Михаил Щетинин.
Вопреки противодействию недоброже-
лателей ему удалось создать единственный
в своём роде, уникальный образователь-
ный центр — Государственный лицей-ин-
тернат комплексного формирования лич-
ности детей и подростков.
Для более честного отбора
проведём для всех один и тот же
экзамен: пожалуйста,
заберитесь на дерево.