Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 3 (116), март 2014 г.
вектор
С
31 января по 6 февраля в Си-
бири под эгидой Российской
Академии естественных наук
(РАЕН), Сибирского филиала
Центра ноосферного здоровья и Си-
бирской ноосферной академии на-
уки и образования (СибНАНО) про­
шли научно-методические меро-
приятия по методологии и практике
ноосферного здоровьесберегающе-
го образования.
Три дня работал семинар-прак­
тикум по биоадекватной методике
преподавания, который собрал 60
воспитателей из 7 детских садов Ре-
спублики Хакасия. Семинар прохо-
дил в живописном горном районе
п.г.т. Черёмушки в непосредствен-
ной близости от Саяно-Шушенской
ГЭС на базе детского сада «Малыш»
г. Саяногорска. Это не первое ноос-
ферное учебно-методическое меро-
приятие, которое проходит в посёл-
ке, но впервые на идеи и методы но-
осферного развития откликнулась
местная система дошкольного об-
разования.
В процессе работы семинара
воспитатели в доступной форме по-
лучили необходимые знания в обла-
сти психофизиологии и физики про-
цесса восприятия информации, пси-
хологии личности ребёнка.
Проживая противоречия тра-
диционной модели здорового ре-
бёнка, участники семинара всё бли-
же подходили к фундаментальному
пересмотру привычного стиля про-
фессиональной деятельности.
Были подняты вопросы кризи-
са мышления педагога, кризиса си-
стемы дошкольного образования,
возрастных и исторических особен-
ностей развития сознания и мозга,
а также необходимости перехода к
новой философии и технологии до-
школьного воспитания и развития.
В режиме мастер-классов воспи-
татели закрепили полученные зна-
ния и поделились друг с другом пер-
вым опытом биоадекватного раз-
вития детей дошкольного возраста.
Несколько воспитателей в отзывах
признались, что только теперь они
поняли своих собственных детей.
Семинарская работа по этой же
теме была продолжена в г. Мину-
синске Красноярского края на ба-
зе школы № 4 с учителями началь-
ной школы основных и коррекци-
онных классов. Занятия шли во вто-
рую смену, после основной работы
в школе.
Участникам семинара важно
было понять универсальный меха-
низм организации познания детей с
условно нормальным уровнем раз-
вития и ограниченными интеллек-
туальными или физическими воз-
можностями. Сформированное по-
нимание они сумели подкрепить
образовательной практикой уже в
период работы семинара, на утрен-
них занятиях с детьми!
Кроме семинарской работы в
двух регионах были организованы
групповые и индивидуальные кон-
сультации для проучившихся ранее
учителей. 6 учреждений образова-
ния и культуры подписали догово-
ры о сотрудничестве в режиме эк-
спериментальных площадок РАЕН и
Центра ноосферного здоровья.
Наталья КУЛИКОВА.
г. Москва.
рым можно перевернуть землю, не
люблю. Лучше взять земной шар в
тёплые ладони, бережно согреть его
всей душой, всем сердцем и, акку-
ратно обнимая этим теплом всё, что
на нём происходит, любя его, слу-
жить ему. И тогда земной шар отве-
тит тебе взаимностью. А таких, кто
ищет рычаги переворота, и без тебя
много. Это может привести только к
катастрофе.
Возвращаюсь к тому, с чего я на-
чал. Когда я образ жизни несу, тог-
да я сильный, потому что никог-
да не одинок. Ведь образ — это не
только идеал моей жизни, это иде-
ал жизни вообще! Когда у народа
есть образ — у него есть жизнь. Мы
же так и говорим: каков образ жиз-
ни народа — не представление его
о жизни, а именно образ. «Об» —
отвечающий Богу, «Ра» — космиче-
ский стрежень, охватывающий со-
бой всё вокруг, «Аз» — означающий
«я часть всего творческого процес-
са, развивающегося по божьей во-
ле мира». ОБРАЗ — это очень круп-
ное, весомое слово. Чтобы не спо-
рить с линг­вистами, остановимся
вот на чём: коль скоро лики святых
именуются «образа», значит, образ
— это святость. И когда мы говорим
об образе, мы имеем в виду выс-
шее, или идеальное. Вот и получа-
ется, что когда я несу в себе идеаль-
ное, — я созвучен всему миру. Если
я всему миру созвучен, — тогда я
универсум в этом универсуме. Если
я веду себя в соответствии с ожи-
даниями мирового пространства,
тогда мои мысли — суть моё дело,
мои слова—инструмент, которым я
пользуюсь, чтобы улучшить качест-
во всего, что вокруг. Только выстро-
енный таким образом, я могу всё из-
менить. Точнее, всякий раз менять,
потому что я правлю в процессе слу-
жения, в процессе любви. Вдумай-
тесь в суть слова «власть» — это же
ластиться, ласкать. А ластятся толь-
ко к близкому человеку! Владеть —
значит быть в ладу. Владелец — это
тот, кто уладил и потому правил. И
когда мы всё время ладим, мы пос-
тоянно занимаемся образованием.
— К сожалению, значение
этих слов сегодня очень далеко
от их этимологии. Власть не ла-
скает, владелец ничего не улажи-
вает. И что самое ужасное, обра-
зование не образовывает, а всё
больше подавляет изначально
заложенный потенциал.
— Вот почему — и в этом я с ва-
ми солидарен — ЕГЭ действительно
очень опасная вещь. И прежде все-
го в его превалировании как спо-
соба проверки знаний, определе-
ния эффективности школы, да ещё
и узаконенного Госдумой. Да, он мо-
жет быть одним из множества эле-
ментов, дающих возможность по-
нять, что ребёнок запомнил из то-
го, что ему давал учитель. Но суще-
ствуют же и другие — размышле-
ния, его собственные идеи, взгля-
ды. А не проще ли, не правильнее
ли вести с ребёнком диалог, слу-
шать, что он говорит сам, о чём ду-
мает? Ведь это значит участвовать
в его образе жизни. И тогда он про-
должает путь отцов. А иначе полу-
чается, что ему высказывают пре-
зрение: мало ли что и о чём ты дума-
ешь! И вообще—кто ты такой? Твоё
дело — запоминать, что тебе гово-
рят. И то, что ты запомнишь, и бу-
дет определять твою судьбу в обще-
стве. И оно тебя примет прямо про-
порционально набранным на ЕГЭ
баллам. Получил 100%—дорога от-
крыта в любой вуз. А ежели у ребён-
ка голова Моцарта? А если он спосо-
бен мыслить, как Ломоносов, Пуш-
кин, Нильс Бор? Да, досужие стати-
стики подсчитали, что Пушкиных,
Моцартов, Эйнштейнов рождается
не более 3% от общего числа гене-
рации. Но какой родитель согласит-
ся с тем, что его ребёнок «не тянет»
на Пушкина, что он серость, бездар-
ность? И если это случается — всё,
катастрофа. Когда ребёнок не видит
себя безконечно большим, важным,
значимым — для мамы и папы, для
Родины, для всего мира, для сво-
их друзей, то он снимает с себя от-
ветственность и становится очень
опасным следователем по чьим-то
пятам. И всю жизнь будет лишь ло-
вить спины. Наблюдая за воспитан-
никами своей прекраснейшей шко-
лы, выдающийся педагог 20-го сто-
летия Сухомлинский скажет: «Мно-
го тревожного в том, что умствен-
ные способности ребёнка угасают
к годам отрочества». Мы все это на-
блюдаем. В первый класс дети при-
ходят высокоодарёнными, а к один-
надцатому же таких остаются еди-
ницы. Так у нас устроен образова-
тельный процесс в средней школе,
рассчитанный на среднего челове-
ка. А куда же подевались Ломоно-
совы? Кто за это будет отвечать? Мы,
педагоги. Не здесь ли всё-таки ключ
к тому, чтобы сегодня пересмотреть
всю систему образования? Во вся-
ком случае, хотя бы несущий прин-
цип той дидактики, которую мы уна-
следовали от Яна Амоса Коменско-
го. Он звучит примерно так: школа
—фабрика, печатающая людей. Как
же так? А где же тогда человек, со-
зданный по образу и подобию Бо-
жьему?
— Тут меня удивляет такой
момент: любой экзамен — это
проверка знаний. Но когда тебе
предлагают четыре варианта от-
ветов, нетрудно подсчитать, что
25 процентов верных попаданий
— это случайность. Неужели сто-
ронники ЕГЭ, распространившие
этот принцип на всю страну, это-
го не понимают?
— Конечно, с таким понимани-
ем задач педагогики удобнее вести
родословную ребёнка от обезьяны.
Ведь как обычно в тех же фильмах
изображают детей — кривляющи-
мися, визжащими, с безпорядочны-
ми движениями. Ни дать, ни взять
— обезьяний потомок! А ребёнок
не нуждается в снисхождении, по-
скольку в ней не нуждается высо-
та. Будьте как дети — то есть высо-
кими! Если бы Государственная Ду-
ма помнила о том, как воспринимал
ребёнка Христос, разве она издала
бы закон о внедрении ЕГЭ? Это же
есть по сути клише, некий стерео­
тип оценки знаний, который обя-
зан быть усвоен. Получается, этот
стерео­тип выше божественной сущ-
ности человека! И дети, идентифи-
цируя себя с клише, сами становят-
ся клишеподобными. А где же в этой
системе координат творчество?
Мы с вами теряем образование
— идёт только обучение. А когда
есть процесс обучения, но нет про-
цесса образо­вания, тогда главным
мерилом оценки личности и ста-
новится ЕГЭ. Что мы спрашиваем у
ребёнка при встрече? Как он учит-
ся, какие получает оценки, что про-
ходят по тому или иному предмету.
У Пушкина с математикой было не-
важно, и как знать, если бы тогда
был ЕГЭ, случились бы, явились бы
миру его гениальные стихи?
Я много занимался проблемой
одарённости и могу сделать вывод:
самые одарённые люди, как прави-
ло, плохо учились в учебных заве-
дениях. А образовательных — их
просто не было и, к сожалению, и
сейчас нет. Школа, которая занимает-
ся образованием, — это сама жизнь.
Именно участие в ней образовыва-
ет человека. Чем дальше школа ухо-
дит от жизни, тем она меньше зани-
мается образованием. Хочу, чтобы
вы поняли: то, что я утверждаю, за-
ложено в моих генах, в генах любо-
го человека. Не надо нам создавать
какие-то модели учебных заведений.
Надо просто любить Родину, любить
жизнь и ей служить! И в этой любви
всегда будет рождаться какое-то но-
вое явление. Вы приезжайте к нам в
Текос через неделю—и он будет уже
другой. Мы постоянно пребываем в
движении, у нас не может быть како-
го-то клише или стандарта! И не дай
Бог, если он появится. Вот вы приеха-
ли — для всех нас это первая встре-
ча с уникальным человеком. У нас
возникают отношения, значит, мы
друг друга образовываем. А если это
не так—тогда что мы все здесь дела-
ем? Чей трамвай, в который я вошёл?
Мой! Чей город, в котором я живу?
Мой. Чей мэр, который этим городом
руководит? Тоже мой. Я со всем ми-
ром нахожусь в отношениях, значит,
за всё отвечаю.
На первый взгляд, это максима,
но она же не выше предназначения
человека — отвечать за всё миро-
здание. Вот мы поговорили, и что-
то изменилось, стронулось в вашей
душе. А значит, вы начинаете вме-
сте с нами творить школу. Это и есть
главное. Ведь школа — не моё про-
изведение, а наше с вами. Проще го-
воря, не для себя, а для своего вну-
ка вы начинаете размышлять, ка-
кой должна быть система образова-
ния. И по здравому смыслу придёте
к тому, что делаем мы. Человек вну-
три себя несёт систему жизненных
ценностей, которую мы утверждаем.
Внутри себя мы имеем школу боже-
ственного движения к истине. Она
есть у каждого! Я это знаю как про-
фессионал: никогда не присваивай
себе то, что не является твоим. Ты
можешь только сам себя отдать то-
му, чему мы все принадлежим. Когда
мы к миру прикасаемся, мы ему от-
вечаем. Когда он нас трогает, мы на-
чинаем впервые себя ощущать. Вы
никогда не думали о том, что, ког-
да к нам обращаются, мы начинаем
себя осознавать? И кто, зачем и ка-
ким образом к нам прикасается —
так мы к себе и относимся. Мы—это
не наше суждение о себе, а тех, кто
вокруг нас. И слава Богу, что есть те,
кто судит о нас с любовью. Тогда мы
начинаем эту любовь к себе нести.
Для ребёнка очень важны прико-
сновения учителя любовью, а не не-
навистью, не упрёками. Никогда не
судите ребёнка, никогда не говори-
те ему о недостатках, никогда не про-
износите вслух, что он что-то делает
плохо! Не корректируйте его поведе-
ние, указывая на то, где он не прав,
— корректируйте, указывая на то,
где он прав! Только вскользь мож-
но заметить, где он сделал не так, но
акцент делайте только на хорошем!
Иногда бывает так: мама на собесе-
довании начинает рассказывать, как
нехорошо в такой-то ситуации посту-
пил ребёнок, какие плохие поступки
совершил. Тогда я прошу ребёнка
выйти и говорю ей: это был послед-
ний раз, когда вы сказали о своём
сыне плохо. Вы—мама, вы—самое
лучшее, что у него есть. Вы— его за-
щита. Как же вы в его присутствии
говорите мне о его недостатках?! Вы
же убиваете самое главное в нём! Он
же вырос на вашей любви. Вы его не
принижайте, а превозносите.
Татьяна Дронова.
www.tartaria.ru/Obshestvo/Shkola/
Shetinin.aspx
.
Ноосферное образование в Сибири
Перезагрузка школы
В июле 2014 г. в селении Родники (Хакасия) состоится
летняя Ноосферная школа.
В планах — вводные занятия для взрослых по циклу семинаров
«Целостное мышление», биоадекватные уроки для детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Точная дата и программа летней школы будут выложены
на странице ВКонтакте http://vk.com/club53438026
Все вопросы и заявки на участие по адресу: kudli1963@gmail.com.
Просьба, прежде чем спрашивать,
изучите отчёт о прошедших семинарах.
Слева направо: М. Г. Грушина, организа-
тор курсов для воспитателей, зав. МДОУ
ЦРР «Малыш» (г. Саяногорск); Н. Г. Кулико-
ва, президент СибНАНО, директор Сибир-
ского филиала АНО «Центр ноосферного
здоровья» (г. Москва)
Мы с вами теряем образование — идёт
только обучение. А когда есть процесс обу­
чения, но нет процесса образо­вания, тогда
главным мерилом оценки личности и ста-
новится ЕГЭ... У Пушкина с математикой бы-
ло неважно, и как знать, если бы тогда был
ЕГЭ, явились бы миру его гениальные стихи?