• 27
«Родовая Земля»
№ 4 (117), апрель 2014 г.
Н
азвание реки Кара и Кар-
ского моря обычно про-
изводят от ненецкого сло-
ва хара — «извилистая»,
другие же —от слова хоре
(«торосистый лёд»). Но есть и дру-
гие гипотезы, увязывающие корне-
вую основу с древним ностратиче-
ским языком. Например, Александр
Асов — известный исследователь
российских древностей— этимоло-
гически сопрягает с названием Кар-
ского моря имя древнеславянского
солнцебога Хорса.
Действительно, данный топо-
ним очень древнего и, несомненно,
доарийского происхождения, так
как лексема «хор» является общей
не только для доиндоевропейских,
но и для семито-хамитских языков,
а русский хорс родствен древнееги-
петскому Хору (Гору).
Того же корня и современ-
ные русские слова «хорошо», «хо-
ромы» и производного от них сло-
во «храм», далее — «хоробрый»
(«храбрый»), «хоровод», «хоругвь»,
«хорон(иться)», «хорохор(иться)»...
в честь солнцебога Хорса наи-
менован древнерусский крымский
1
Из книги «Загадки российской ци-
вилизации. Сакральная история, геогра-
фия, этнография». в. Дёмин, С. Зеленцов.
Изд. «вече».
город Хорсунь (Корсунь). Греки на-
зывали его Херсонес, отталкиваясь,
по-видимому, от исконно русского
наименования, хотя корень «херс»
общеиндоевропейского происхож-
дения (к нему восходит имя бога
Гермеса — Hermes). Более того, он
уходит в глубь доиндоевропейско-
го прошлого и обнаруживается в се-
митских языках. Так, библейская го-
ра в египте, близ которой моисей
пас овец и где ему впервые в пыла-
ющем терновом кусте явился Бог, —
именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.)
— по названию нагорья в Синае, а,
по мнению некоторых богословов-
комментаторов, вообще синонима
горы Синай (см. Толковую Библию,
т. 1). Общеизвестно, однако, из Нес-
торовой летописи, что имя одно-
го из трёх братьев — легендарных
основателей Киева — тоже было
Хорив. Удивительное это совпаде-
ние свидетельствует прежде всего
о том, что в основе созвучия древ-
нерусских и древнееврейских слов
лежит один и тот же доиндоевро-
пейский и досемитический корень
«хор», восходящий к общему пра-
языку, где он охватывал совокуп-
ность понятий, относящихся к солн-
цу, свету и благу («хорошо!»).
К этому же этимологическо-
му гнезду относятся слова с кор-
нем «хар» (с учётом чередования
гласных «а» и «о»). вспомним Ха-
рит — благодетельных древнегре-
ческих богинь милости и добра, до-
черей солнцебога Гелиоса (вот он,
искомый солнечный смысл). Того же
значения устаревшее русское сло-
во «харный», «гарный» (ср.: украин-
ское «гарний»), означающее «хоро-
ший», «красивый». Строго говоря,
по своему происхождению слова
«хороший» и «харный» однокорен-
ные. Отсюда же слова «ухать» и «ха-
ря» с диаметрально противополож-
ными смыслами (последнее перво-
начально не имело ругательного
смысла и означало «маску», «личи-
ну»). К этому же этимологическому
гнезду, возможно, относятся слова
«харчи», «характер». А также назва-
ние города Харьков, причём впол-
не допустимо, что вторая его часть
в украинском произнесении Харь-
кiв образована, как и название Ки-
ева, от имени древнерусского кня-
зя — Кия.
Классический обрядовый танец
— хоровод (у болгар он называет-
ся «хоро», у румын — «хора») ими-
тирует солнечный круг и в старину,
несомненно, был связан с поклоне-
нием солнцу. Но точно такой же ар-
хаичный танец у евреев именуется
на иврите «хора». между прочим,
традиционный круговой обход во-
круг буддийской ступы также име-
нуется «хора». Что касается проис-
хождения имени Хорс и соответст-
вующей лексической основы, то их
нетрудно установить путём сопо-
ставления с соответствующими сан-
скритскими словами. Аналогичный
корень фигурирует в новоперсид-
ских словах, означающих «сияющее
солнце» и «петух». Персидское обо-
значение обожествленного сияю-
щего солнца — Xurset. По сообще
нию Плиния, скифы персов имено-
вали хорсарами. Отсюда же и ира-
ноязычные названия Хоросан, Хо-
рог, Хорезм.
Данный топонимический ряд
может быть продолжен и в других
пространственно-временных изме-
рениях: достаточно вспомнить на-
звание столицы древнего тангутско-
го государства — Хара-Хото, разру-
шенной дотла Чингисханом, или
маньчжуро-китайский город Хар-
бин. Одна из коренных народностей
Тибета именуется так же.
Тем не менее вряд ли в эту эти-
мологическую цепочку можно вста-
вить ещё и Карское море. Происхо-
ждение наименования этого дей-
ствительно русского моря, как уже
сказано, более чем просто: от назва-
ния впадающей в него реки Кары. А
вот тут-то и впрямь есть над чем
поразмыслить. Лексема «кара» на-
верняка тоже доиндоевропейско-
го происхождения. в русском язы-
ке данная корневая основа входит
в слова «карать — кара», «карга» и
др. в свою очередь зловещее поня-
тие «кара» созвучно фонетически и
близко по смыслу древнеиндийской
кар[м]е — неотвратимой судьбе,
року. можно вспомнить и Карну из
«Слова о полку Игореве». Но индо-
европейское слово «кара» сопряже-
но по своей вокализации и с тюрк-
ским словом «кара» — «чёрный»,
входящим в качестве составной ча-
сти во множество названий: кара-
курт, каракалпаки, Кара-Кумы, Кара-
даг, Караганда и др.
n
ЛеТОПИСЬ
Ю
жноуральский краевед
Юрий Завьялов убедил-
ся в этом на собствен-
ном примере. Первые
археологические наход-
ки он сделал на своём огороде. Так
родилось его увлечение историей.
Сейчас краевед из Сосновского рай-
она рьяно отстаивает свои гипотезы,
согласно которым древний Южный
Урал был не менее интересным ме-
стом, чем Шумер или Греция.
А недавно он сделал новое от-
крытие, и совсем недалеко от Челя-
бинска.
— Ваши гипотезы входят в
противоречие с общепринятой
точкой зрения, что известная и
интересная история — это где-
то наюге или в Центральной Рос-
сии, а у нас тут просто заросли и
редкие поселения.
— Это крайне ошибочное суж-
дение! Смею утверждать, что раз-
витие цивилизации началось с Юж-
ного Урала. Тут и горы, и леса, при-
чём не дремучие, а удобные для
передвижения, водные ресурсы.
Опять же находки (Аркаим, напри-
мер), свидетельствующие о древ-
ней истории. И началось всё задол-
го до Аркаима.
Не надо далеко ходить, чтобы
столкнуться с историей. я убедил-
ся в этом на собственном приме-
ре. Первую находку сделал во вре-
мя рыбалки — это была древняя
зернотёрка. А в своём собственном
огороде я обнаружил остатки посе-
ления эпохи бронзы. Пригласил ар-
хеологов, познакомился с ними, на-
чал сам интересоваться историей
— потянул, что называется, ниточ-
ку за ниточкой.
— Но нет ли здесь некоего
разрыва: можно ли считать всех
тех людей нашими предками?
— вот тоже пример стереотипа:
мол, тут жил неизвестно кто, а мы
лишь недавние пришельцы. К при-
меру, древние местные украшения
нередко выполнялись в виде ля-
гушки (у славян это символ чистоты,
плодородия). Так, может, мы, наши
предки и жили здесь с самых давних
времён, а вовсе не пришли в XVII ве-
ке? Таких примеров много.
вот что меня больше всего раз-
дражает: столько споров о майя,
что они там предсказали, что откры-
ли!.. Да у нас под боком тайн боль-
ше, чем у майя! Шумят, что нашли у
нас сосуд с греческим орнаментом.
И если говорить о возрасте находок,
так это, наоборот, у греков обнару-
живают сосуды с уральским орна-
ментом, ведь нашим культурам бо-
лее 4 тыс. лет!
—Боюсь, далеко не все из учё-
ных разделяют вашу точку зре-
ния.
— Здесь можно долго спо-
рить, конечно. Но главное, по мое-
му мнению, следует изменить сам
подход. Надо не побольше курга-
нов вскрыть, а работать с информа-
цией. Скажем, по геометрическому
орнаменту уже накоплен громад-
ный объём информации — надо с
ним работать. Там заложена истин-
ная история наших предков.
Как знать, может, придётся нам в
будущем отмечать не 277 лет Челя
бинску, а все 4 тысячи! если это место
показалось привлекательным для
русских поселенцев, то, скорее все-
го, его использовали гораздо рань-
ше. Стоит только копнуть поглубже
—возможно, и на своём огороде.
— Это довольно смелая гипо-
теза.
— У меня есть доказательст-
ва, что обитатели нашего края изо-
брели даже математику и письмен-
ность!
—Где же эти уральские буквы
и цифры?
— Были найдены отливочные
формы для брусков, которые при-
менялись для нанесения тавра на
скот. Эти два бруска в различных
комбинациях были символами для
счёта. Так называемые проксима-
поселения здесь располагались до-
вольно близко друг к другу, скота
было много, так что жизнь сама за-
ставила волей-неволей заняться
основами арифметики.
Это была десятеричная система,
зашифрованная в древнем символе
свастики. Каждая из её частей обо-
значала определённую цифру, кото-
рая в сложении, умножении, деле-
нии или вычитании давала десять.
— Получается, наша систе-
ма счёта — одна из древнейших
в мире?
— верно. И не только счёта. На
дне озера Смолино было найдено
клише — две параллельные линии
на кости животного, чтобы делать
оттиски на глиняной посуде. Но это
не просто узоры, это явное начало
гексаграмм, которые более извест-
ны в их китайском варианте — раз-
личные комбинации точек и линий,
которые использовались при гада-
нии.
— Но разве можно назвать
это письменностью?
— в чём-то все эти символы бы-
ли своего рода письменностью, так
как несли информацию. Для несве-
дущих это просто узоры, формы ко-
торых сохранились с древнейших
времён в виде нашивок на народ-
ных одеждах, прочем. Но на самом
деле это были не просто линии, а за-
писи, где, например, преподносят-
ся сведения о проведении полевых
работ, количестве осадков, погоде,
урожае и т. д.
— Что за необычное откры-
тие вам удалось сделать?
— речь идёт о стене из камней,
которую я обнаружил на юго-запад-
ном берегу озера Большой Кремен-
куль. Когда-то там был лес, потом
появился пивбар, куда даже при-
езжали какие-то артисты. Но озе-
ро залило это место, устроили ря-
дом пляж. в итоге после всех изме-
нений сквозь дёрн и травяную под-
стилку проступил будто бы бруствер
из камня.
— Может, это природное об-
разование? Живём-то на Урале.
— Нет, там камни разных пород
— белый и розовый гранит, кварц,
песчаник. явно, что вместе их сло-
жил человек. впрочем, я всё рав-
но пригласил геолога, которая под-
твердила, что это рукотворное об-
разование. На самом деле там две
стены общей длиной более 200 мет-
ров, между ними 50 метров.
—Что же это может быть?
— Думаю, остатки большого по-
селения времён энеолита. в поль-
зу этого предположения говорит то,
что рядом в озере я нашёл несколь-
ко древних предметов. Кроме того,
узнал, что в 80-е годы здесь же бы-
ли обнаружены осколки сосуда с
орнаментом. Археологи неподалёку
сделали три шурфа и наткнулись на
фрагменты глиняной посуды.
впрочем, не исключено, что по-
селение гораздо более позднее и
возведено русскими переселенца-
ми в XVII–XVIII веках. Но тогда здесь
были бы остатки разных железных
предметов, следы конского помёта
— ничего этого нет. Надо, конеч-
но, провести масштабные раскоп-
ки, чтобы собрать больше данных.
Проблема ещё в том, что часть сте-
ны находится на частной террито-
рии, планируется там вести земля-
ные работы, что может повредить
находке.
— А можно ли как-то предпо-
ложить, каким было то поселе-
ние? Чем занимались его обита-
тели?
—моя дочь в своё время изуча-
ла озеро, брала пробы со дна и не
обнаружила там следов древесных
пород. Значит, местность вокруг
возделывалась, люди наверняка за-
нимались земледелием и скотовод-
ством. Стена такой большой окруж-
ности нужна была, чтобы охранять
скот, который загонялся в пределы
селения.
Но эти люди были не только ско-
товодами, они делали и прекрасные
ювелирные украшения. На севере
Сосновского района нашли литей-
ную форму из хлористого песчани-
ка — для женских украшений. Ген-
надий Зданович использовал эту
форму, чтобы отлить копии укра-
шений. Оказалось, довольно тонкая
работа, которую не стыдно приме-
рить и современным модницам! я
обнаружил недалеко от стены при-
способление, при помощи которого
древний ювелир разливал жидкий
металл по формам.
Эльдар ГИЗЗАТУллИн.
«Аргументы и факты», № 42, 2013 г.
Нить Завьялова
Истоки древней письменности, возможно,
лежат на Южном Урале
История с географией
1