Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 9 (122), сентябрь 2014 г.
вОСПиТАние
М
ы интуитивно понима-
ем: сказка малышу нуж-
на как воздух. в качестве
развлечения, для полёта
фантазии и развития ре-
чи. Психологи добавляют: сказка —
это ещё и программа действий, мо-
дель для выстраивания жизни, спо-
собы реагирования на разные жиз-
ненные ситуации. Кстати, порой ре-
бёнок может «считать» из сказки не
слишком желательную для мамы и
для своего будущего информацию,
«присвоив» себе плохие черты ге-
роев. и вот уже наша взрослеющая
дочь выбирает в мужья «чудови-
ще» и всю жизнь мучительно пыта-
ется сделать из него «принца»... Как
сделать так, чтобы дети выносили из
сказок правильные уроки?
Читать ли «страшилки»?
Человеку нужны годы, чтобы
«вживую» увидеть весь спектр люд-
ских эмоций и поступков, а сказка
помогает всё это познавать уже в
первые годы жизни. Так ребёнок на-
чинает кое-что понимать в челове-
ческих отношениях, знать, что есть
добро и зло, благородство и под-
лость. Узнавая, как действуют ге-
рои сказок, малыш получает про-
грамму для себя: как реагировать,
когда обидели, когда кто-то просит
о помощи или тебе нужна помощь,
когда сталкиваешься с препятствия-
ми... вот почему читать сказки очень
нужно и очень важно! Причём начи-
нать можно ещё тогда, когда дитя в
утробе. А с двухнедельного возра-
ста берём ребёнка на руки и чита-
ем сказки. Тогда и речь развивается
лучше, и уроки мудрости и нравст-
венности потихоньку входят в фор-
мирующееся сознание.
Почему дети просят почитать
одну и ту же сказку иногда 20, 50
раз?
Это важная потребность убе-
диться в том, что жизнь стабильна
и предсказуема! Ребёнок знает, чем
сказка закончится, и ему хочется
ещё раз убедиться, что всё на своём
месте и концовка та же, какая была
вчера и позавчера. иногда маме на-
доедает повторять одно и то же, и
она изменяет финал. Малыш подни-
мает бунт: не так было! Уважьте его
и сколько просит, столько и читай-
те любимую сказку, спокойно и без
раздражения. Так закладывается
уверенность: всё в жизни идёт сво-
им чередом.
ещё дети обожают страшные
сказки, фильмы и книги-ужасти-
ки. нормально ли это? Совершенно
нормально. в любом человеке физи-
ологически заложена потребность
бояться, как и потребность любить,
сердиться, — словом, испытывать
разные эмоции. Страшные сказ-
ки для ребёнка — это опыт детской
самотерапии: много раз проживая
тревожную ситуацию, дети освобо-
ждаются от напряжения. Страшные
истории дают малышу возможность
убедиться в своей способности пе-
режить страх, справиться с ним и
даже отнестись к сюжету с юмором.
Поэтому такие сказки читать ребён-
ку надо! вернее, так: если ребён-
ку они нравятся, читайте, а если он
категорически не хочет их слушать,
нервничает — настаивать не стоит.
но, выбирая страшную сказку, сто-
ит остановиться на той, где отрица-
тельный герой перевоспитывается и
где у истории хороший конец. и ещё:
где средства борьбы со злом соци-
ально одобряемые — герой побе-
ждает с помощью ума, силы, смело-
сти, а не подлости.
Хорошо ли быть
Золушкой?
в разные периоды ребёнку ин-
тересны разные сказки, более того,
он может мысленно присоедини-
ться к разным героям: хорошо, если
к сильным и волевым, а если к отри-
цательным? Может случиться так,
что человек близко к сердцу вос-
принял «программу действий» ка-
кого-то героя, приняв как собствен-
ный сценарий. А если вспомнить,
какие сказки нравились нам в дет-
стве. «Золушка»? не исключено, что
мы всю жизнь реализуем програм-
му этой бедняжки, что годами крот-
ко и безропотно на кого-то работа-
ет и ищет своего принца. К счастью,
она его находит.
но нередко девочки, которые
в детстве любили эту сказку, — тот
тип женщин, что пашут на несколь-
ких работах сразу и дома не покла-
дая рук. да, трудолюбие — вели-
кая добродетель, но ребёнок мо-
жет считать и такую информацию:
если буду трудиться много и сми-
ренно, меня обязательно заме-
тит какой-нибудь принц. А тут ещё
мама реплику подала: «доченька,
когда-нибудь ты тоже обязатель-
но встретишь принца». и вот наша
девочка ждёт такого принца, а его
всё нет, ведь принцы — персоны
штучные, на всех не хватает. и тог-
да она остаётся одинокой или ме-
няет мужей. А не дай бог, встретит
мужчину, который в детстве очень
любил сказку про ивана, что лежал
на печи, — славная парочка полу-
чится.
Что же делать, чтобы ребёнок
услышал в сказке ту информацию,
которая нужна? Которая сформи-
рует сильный, волевой характер,
добросердечие и прочие лучшие
человеческие качества?
Сказки нужно
с ребёнком обсуждать
Обязательно обсуждать! Оце-
нивать поступки героев, делать ак-
центы, отпускать меткие реплики.
Можно начать с вопроса: как ты ду-
маешь, о чём сказка? Герой хочет
нас научить чему-то важному, а мы
должны угадать, чему. например,
«Курочка-Ряба» — ну, как мини-
мум, что дом надо содержать в чи-
стоте, тогда мыши не будут шастать
где попало. или сказки про красных
девиц: а может, и среди простых лю-
дей есть настоящие принцы? Груст-
ные сказки могут научить сочувст-
вию, помощи, разовьют эмоции —
они так нужны человеку!
Полезной может оказаться про-
грамма, предложенная героем сказ-
ки «Мальчик с пальчик»: он находит
выход даже из безвыходной ситуа-
ции! Обсудить всё это с ребёнком—
и история станет поучительной, а не
просто развлекательной.
в сказке про емелю, вопреки
расхожему мнению, нет «програм-
мы лени»: емеля, как и всякий ду-
рак на Руси, на самом деле не дурак
вовсе, а юродивый, то есть прони-
цательный и мудрый. и не ленивый
он, а мыслитель — лежит на печи и
думает! Значит, в почёте не только
ручной труд, но и умственный.
в сказке «Гуси-лебеди» замеча-
тельный смысл: нужно помогать дру-
гим, и тогда добро вернётся добром.
вообще во многих сказках герой
идёт по дорогам, спасает зверушек,
а потом ему все отвечают тем же.
Здесь важно усвоить одну важную
информацию: в мире есть отсрочен-
ное добро. Это значит, твоёдобро не
обязательно вернётся к тебе сию ми-
нуту, быть может, тебе помогут через
много лет, когда ты будешь в том ну-
ждаться. и, самое главное, не стоит
ждать, что тебе отплатят добром, —
помогать людям нужно просто так.
«Мужская сказка», где герой —
иван-царевич (или иван-дурак),
представляет жизненный цикл. Пер-
вый этап — рождение героя, жизнь
в отчем доме. именно здесь и в это
время идёт формирование базово-
го доверия к миру: если главному
герою комфортно живётся в отчем
доме, мы передаём информацию—
всё вокруг стабильно. в жизни тоже
так: до 3 лет надо быть с ребёнком
всегда, и тогда мир станет для него
дружелюбным. А если мама слиш-
ком часто оставляет ребёнка, вы-
страивать отношения с людьми в бу-
дущем ему будет не так просто.
Затем иваны-царевичи и иваны-
дураки начинают путь далёкий: ге-
рой покидает отчий дом, он должен
отделиться и жить самостоятельно.
и эта информация как для ребёнка,
так и для мамы: не надо удерживать
взрослеющего ребёнка! Он обязан
пройти свой путь, реализовать свою
миссию, применить тот опыт, что по-
лучил от родителей. и когда подро-
сток заявит о своём праве на само-
стоятельность, это значит, что всё в
его жизни идёт правильно.
Следующий этап — выбор пу-
ти. Помните, камень на развилке до-
рог, когда нужно делать осознанный
выбор! Сказка даёт ребёнку инфор-
мацию: у тебя тоже настанет момент
выбора, на ком жениться, кем стать,
и этот выбор придётся делать само-
му. в сказках герой всегда выбира-
ет трудный путь, и, значит, в жизни
нужно ставить непростые цели.
наконец, герой добивается того,
что искал — находит перо жар-пти-
цы, побеждает Кощея... но победа
— ещё не завершение трудностей,
есть ещё обратный путь. К тому же
подлый злодей отобрал его неве-
сту... Только герой — уже умудрён-
ный опытом, возмужавший и муд-
рый, обязательно победит. вся эта
информация чрезвычайно полезна
для будущей жизни мальчика. да и
девочки тоже.
Осторожно,
авторская сказка!
все авторские сказки по своему
внутреннему содержанию отлича-
ются от народных: в авторских сказ-
ках зачастую заложены кроме му-
дрости все комплексы самого писа-
теля…
например, можно весьма скеп-
тически отнестись к такой юмори-
стической интерпретации «Красной
Шапочки», но в самом деле в ней так
много странного: какая-то безот-
ветственная мать отправляет свою
маленькую дочь через тёмный лес,
где бродят волки, даже не снабдив
её инструкциями, как себя вести в
опасности! да и почему больная ба-
бушка живёт отдельно?
Конечно, не обязательно ребё-
нок «считает» и примет на себя по-
добного рода сценарии, но порой
такая вероятность есть. Так что раз-
говор с ребёнком о том, что такое
хорошо и что такое плохо, нужен
всегда. и сказка — отличный для
этого повод.
Анастасия ФоМИнА,
педагог, детский психолог.
г. Москва.
Для чего
нужны
сказки
С
огласитесь, любому человеку
очень важно из разрозненных
знаний сложить для себя це-
лостную картину мира! Это по-
зволяет сделать основанное на уни-
кальных знаниях в области кванто-
вой физики, холодинамики, психо-
логии, совершенно новое ноосфер-
ное образование.
я читала про эту образователь-
ную систему, но как это работает,
понять не получалось. Хотелось его
прочувствовать, это и привело ме-
ня на семинар Любови викторов-
ны Мазуриной «Образование для
устойчивого развития».
и с первой минуты я увиде-
ла разницу между тем, как прохо-
дят семинары при стандартной си-
стеме подачи информации (а в про-
цессе получения своих двух высших
образований я прослушала более
50 семинаров), и как открывала нам
источник высших Знаний Любовь
викторовна. Это было одновремен-
но и познанием Законов вселенной,
и осознанием своей миссии в жиз-
ни, и путешествием к самому себе!
надо сказать, что ноосферное
образование — это целая система
научно-практических инструмен-
тов для работы над собой, и био-
адекватные методы преподавания
учебного материала для школьни-
ков, студентов, и замечательные
образные учебники, формирую-
щие целостное мышление, и жи-
вые уроки.
Мы занимались в яблоневом са-
ду под шелест листьев, в потоках
ласковых солнечных лучей... Посто-
янно пили живую родниковую воду.
Учились по 5 часов без перерыва, но
не чувствовали усталости. А после
занятий были полны сил и переде-
лывали столько дел, сколько рань-
ше не успевали за целый день.
Удивительно! Приходило осмыс-
ление своих потенциальных воз-
можностей, неиспользованных ра-
нее, понимание, на что реально спо-
собен человек. Это было раскрытие
себя! Рождалось ощущение, что во
мне открывается много маленьких
дверок, которые были до этого на-
глухо закрыты, а про некоторые я
даже и не знала, что они есть.
интересно, что я сама и толь-
ко сама создаю свою реальность, а
образ моего мышления может при-
вести к изменениям даже на уровне
физиологии.
не буду рассказывать вам про
все чудеса, которые с нами прои-
зошли! Приглашаю вас побывать в
сказке самим!
Ирена ВАСИЛЬеВА.
Добрая Земля, Владимирская область.
Прикосновение к источнику