• 19
«Родовая Земля»
№ 10 (123), октябрь 2014 г.
урОКи ЖизНи
В
июньском номере «рз» я
уже делилась своими впе-
чатлениями о самостоя-
тельном обучении сына на
дому. и вновь захотелось
поделиться нашим опытом. Очень
надеюсь, что он будет полезен: ко-
го-то вдохновит, кого-то укрепит в
своём выборе, кого-то заинтересует.
итак, в сентябре 2013 года я и
наш старший сын начали учиться в
1-м классе. изначально мы выбрали
классическую форму обучения, как
в школе, когда изучаются все необ-
ходимые предметы друг за другом
каждый будний день. В среднем на
занятия в течение дня уходило око-
ло 3–4 часов. учитывая, что в нашей
семье есть ещё дети и другие свои
обязанности жены и мамы я не от-
меняла, такой режим дня к концу
первого полугодия привёл к прак-
тически полному сгоранию меня в
роли учительницы.
Я поняла: необходимо что-то
изменить, иначе придётся переда-
вать обучение репетиторам, а это-
го не хотелось ни мне, ни сыну. и
тут в течение замечательных дол-
гих зимних каникул ко мне пришло
озарение! Я вспомнила Щетинина и
его метод глубокого погружения в
предмет, что позволяет в более ко-
роткий срок изучить его. Поэтому
всё второе полугодие мы занима-
лись уже по 1,5–2 часа в день, пол-
ностью посвящая его изучению не
нескольких предметов, а только од-
ного, пока полностью им не овладе-
ем. В итоге за месяц мы прошли ма-
тематику, за два — русский язык и
за 2 недели — окружающий мир и
литературное чтение.
Хочу отметить, что окружающий
мир — самый любимый предмет
сына. Поэтому он изъявил желание
Школа дома
Б
ольше всего мне задают во-
просов о том, как я успеваю
всё и устаю ли я. и вооб-
ще тема усталости мамы —
самая часто встречаемая.
Привычная картина, что мама —
это замученное существо, которое
не спит, с мешками под глазами, ко-
торое ничего не успевает, носит вся-
кую спортивную мешковатую одеж-
ду, заплыла лишним весом...
Но всегда ли это так? С первым
ребёнком я именно так и выглядела,
когда не понимала, что происходит,
не давала себе возможности для от-
дыха, старалась успеть всё и даже
больше.
Сейчас — с тремя детьми — я
успеваю всё. и по дому, и с мужем,
и с детьми, и книги писать, и за со-
бой следить. и ношу только платья,
и высыпаюсь. да и не устаю особо.
Почему же устают мамы?
1. Они стараются всё контро-
лировать.
многие женщины даже после
рождения ребёнка не просят помо-
щи мужа. Продолжают сами ходить
в магазин, сами моют посуду, уби-
рают дом. Ещё и занимаются ребён-
ком, гладят рубашки... В чём причи-
на? Почему нельзя поручить мужу
покупку продуктов? а вдруг он ку-
пит не то!
интересно, что не то он может
купить в магазине? Пиво и чипсы?
или не тот вид помидоров и яблок?
Если не делегировать, он так никог-
да и не узнает, какие яблоки ест.
С рождением третьего ребёнка
— (точнее, со времени беременно-
сти), я перестала ходить в продукто-
вый магазин. Один раз заехав туда
по пути, я сказала мужу «спасибо»
тысячу раз, что мне больше не нуж-
но толкаться тележками, выгружать
продукты на ленту, смотреть на не-
довольных людей, — для большой
семьи еды надо больше, не нужно
ничего таскать...
мой муж покупает всю еду сам.
Я пишу ему, что мне нужно, а даль-
ше он выбирает всё сам и приносит
самые вкусные фрукты, самые хоро-
шие макароны. Конечно, было вре-
мя, когда он на просьбу купить сли-
вочное масло покупал растительное.
Но прошло время, и сейчас он отлич-
но ориентируется в продуктовомми-
ре, а я экономлю силы и время.
и такой контроль у женщин во
всём. Какие продукты правильные,
какие нет, как правильно занимать-
ся детьми, а как нет? у нас есть свои
«правильно» — как правильно их
укладывать, качать, кормить. и мы
никому не можем это доверить, по-
тому что всё сделают не так! Конеч-
но, тут устанешь. а как иначе, если
мир без тебя рухнет? Какое тут в
ванне полежать!
мы контролируем даже то, на
что не можем повлиять. многие мои
знакомые взвешивают детей и до и
после кормления, чтобы понять, как
он набирает вес. Считают количест-
во сна и переживают, что его мало.
укладывают по расписанию и нерв-
ничают, тратя несколько часов на
ребёнка, который просто не хочет
спать. Вводят прикорм ребёнку по
общему расписанию, когда сам ре-
бёнок не хочет ничего, кроме моло-
ка. и так далее.
Хотя можно многими вещами не
заморачиваться: не хочет спать ре-
бёнок, пусть ещё поиграет, устанет.
Не хочет прикорм — пусть ест мо-
локо. а когда будет готов, сам проя-
вит интерес, и кормить его тогда бу-
дет несложно. зачем водить ребён-
ка на все занятия и учить всему, че-
му только можно? можно же с ним
играть и во время игры считать па-
ровозы и называть буквы. Он сам
запомнит всё, то, что ему нужно.
2. Они пытаются всё успеть.
К вопросу, как я успеваю всё. а
мне странно, что именно я должна
успеть? Кому должна? и зачем? ради
чего? Всё самое главное я просто де-
лаю. Без попытки угнаться за каким-
то паровозом.
Если именно сегодня у меня не
получится заняться книгой, пото-
му что у младшего режутся зубы,
что страшного в этом? Если сегодня
вместо особенных блюд будут про-
стые макароны с овощным соусом,
потому как это быстро и все едят, —
разве это хуже пирожков? Если ве-
чером я не уберу со стола, а сделаю
это утром, разве рухнет мир?
Но иногда на меня нападёт вдох-
новение — и я могу в два часа ночи
строчить статью в айфоне, пока муж
укачивает малыша. Всякое бывает.
или я могу завершать книгу, и тог-
да муж может на какое-то время за-
менить меня с уборкой и готовкой.
На один день. или забрать старших,
чтобы у меня было время.
да и что может быть важнее
обычной жизни, когда рядом со
мной растут мои дети?
3. Они хотят прежней жизни.
Жизнь с детьми никогда не бу-
дет такой, как до детей. либо нужны
няни и бабушки, но лично мне этот
вариант не по душе. Я предпочитаю
видеть, как растут мои дети, и пони-
мать, кто и что в них вкладывает.
Вы, скорее всего, какое-то вре-
мя больше не сможете ходить на все
кружки и секции — танцы, языки,
художества — или вам нужно будет
придумать, как брать с собой детей.
и если это ещё реально, когда ребё-
нок один, то с тремя — сложнее.
Вам сложнее будет с мужем схо-
дить в ресторан. Вдвоём. даже если
вы туда придёте, мысли ваши бу-
дут дома: а как же там мои детки? и
ведь с мужем можно провести вре-
мя вдвоём, и даже более приятно.
Сделать ужин со свечами дома, ког-
да карапузы сопят в соседней ком-
нате. Поболтать. Обняться... По мне,
так это ничем не хуже, даже наобо-
рот. Приготовить вкусный ужин —
как возможность выразить мужу лю-
бовь. Создать романтическую обста-
новку своими руками. и так далее.
Жизнь не будет прежней. да и
зачем рожать детей, если вы хоти-
те жить как раньше? Я не хочу. мне
нравится жить так. Большим семей-
ством, с кучей хлопот и радостных
мгновений. Всё остальное — реша-
емо, трансформируемо. Немного
творчества — и всё.
4. Они не инвестируют время
в себя.
знаю много мам одного ребён-
ка, которые даже не могут найти
время на ванну и маску. и даже не
могут поспать днём с ребёнком. а я
с тремя всегда нахожу, потому что
это важно. Если я пустая и злая, ря-
дом со мной всем будет плохо. Поэ-
тому, пока дети тихо играют, я делаю
маски. Вместе с младшим плаваю в
ванне. иногда с ним же сплю. днём.
Наряжайтесь, делайте макияж,
следите за питанием, при любой воз-
можности нагружайте физически те-
ло. и при этом отдыхайте. ложитесь
спать с ребёнком. готовьте и убирай-
те, пока он не спит, а во время его
сна занимайтесь собой. и побольше.
Этого никогда не бывает много.
5. Они зачем-то хотят рабо-
тать.
многие думают, что, если начать
работать, всё станет проще и весе-
лее. Это может быть правдой. и мо-
жет казаться заманчивым — снова
общаться с обычными людьми вме-
сто слюнявых и визжащих карапу-
зов. у меня был такой опыт. радостно
было первую неделю, а потом начал-
ся ад, когда нужно было всё успеть.
работа, которую не очень-то и лю-
бишь. ребенок, которому не хвата-
ет внимания, и он висит на мне весь
вечер. муж, на которого сил вообще
нет. и денег больше не становится...
мне этот опыт не понравился,
я не знаю примеров мам, которые
совмещают полный рабочий день в
офисе и воспитание детей, если де-
тям меньше 5 лет, хотя бы одному.
да даже если больше — им требу-
ется не меньше внимания и участия.
От такой работы всегда страдают
дом, муж, дети, она сама.
у многих из работающих мам
нет жизненной необходимости в ра-
боте — им просто нужна отдушина,
и они думают, что это о работе. Есть
другой вариант — менее энергоза-
тратный. Хобби, которыми вы зани-
маетесь дома, с детьми, в свободное
время, с подругами, рукоделие...
6. Они проживают свои дет-
ские травмы и не понимают это-
го.
Об этом много сказано. Но ещё
раз скажу, что если вас невыноси-
мо бесят ваши дети, их капризы, не-
обходимость быть всё время с ни-
ми и так далее, скорее всего, вы
проживаете что-то из своего детст-
ва, из своего рода. Это не нормаль-
ные эмоции, это крики наших ран и
травм. их невозможно заглушить, от
этого будет только хуже. их не засу-
нешь в дальний угол, их нельзя иг-
норировать. их можно только при-
знать, понять и прожить.
Чем больше мы убегаем от сво-
ей боли, тем больше энергии тра-
тится зря. Открыться ей всегда боль-
но. Но эта боль пройдёт, и очень бы-
стро. и высвободит огромное коли-
чество энергии—энергии для себя,
семьи, детей.
материнство—это не то, что за-
бирает энергию. Это то, что энергию
даёт. детскими улыбками, играми,
нежностями, вопросами, смехом,
радостями роста. Стоит только из-
менить ко всему отношение—и ма-
теринство станет таким, каким оно и
должно быть — приятным и естест-
венным, лёгким и радостным.
Ольга ВАЛЯЕВА.
г. Санкт-Петербург.
www.valyaeva.ru
Почему устают мамы
самостоятельно смотреть интернет-
уроки, когда у него появлялась та-
кая возможность. Кроме того, мы
оставили на весь период ежеднев-
ное чтение сказок и других произ-
ведений детской литературы, пото-
му что я глубоко верю, что чтение—
одна из основ познания, расшире-
ния кругозора и раскрытия эмоцио-
нальной сферы ребёнка, да и вооб-
ще человека. и именно по этим при-
чинам, я убеждена, освоение двух
данных предметов, вернее, систе-
матизация полученных знаний, за-
няла всего две недели.
Я очень благодарна нашей шко-
ле, которая согласилась на подоб-
ный эксперимент: принимать атте-
стацию по мере освоения каждого
предмета. и вот в конце апреля сын
сдал последнюю аттестацию, и на-
чались долгожданные каникулы для
него и отпуск для меня! Вы не пове-
рите, но я радовалась каникулам,
наверное, больше, чем мой сын. Я,
как ребёнок, прыгала и восклицала:
«ура! у нас каникулы!»
Через некоторое время мы по-
беседовали с сыном, чтобы узнать,
что ему понравилось, а что нет за
этот учебный год.
Вот что он ответил: «мне понра-
вилось (вообще я рада, что первым
он начал озвучивать то, что понра-
вилось, а не наоборот. —
прим.
авт.
): что я мог высыпаться и учить-
ся тогда, когда сам захочу; что не
было оценок (и можно, чтобы их и
дальше не было, добавил он); что
меня учила моя мама; что можно са-
мому себе делать переменки, ког-
да захочется; что можно быстрее за-
кончить учебный год; что можно и
учиться, и играть.
мне не понравилось, что мама
часто бывала строгой и было мало
друзей».
«может, в связи с этим ты бы хо-
тел пойти в следующем году в шко-
лу?» — спросили мы.
«Нет», — твёрдо и однозначно
ответил он.
за прошедший год я поняла,
что: способна самостоятельно дать
начальное образование своим де-
тям; для этого достаточно 1,5–2 ча-
са в день; мне предстоит ещё мно-
го работы над собой, своими эмо-
циями, чувствами, чтобы учение и
для меня, и для ребёнка было в ра-
дость или хотя бы воспринималось
с принятием и пониманием; кружки
и секции всё-таки помогают обре-
сти друзей, но необходимо прила-
гать дополнительные усилия, чтобы
поддерживать и развивать эти взаи-
моотношения; важно помогать сыну
расширять круг общения (и тут у ме-
ня есть одна идея, если реализуется
— обязательно поделюсь).
а теперь про главное — про
мечты!
В это лето Высшие силы мне по-
дарили великого учителя — Шал-
ву
александровича
амонашви-
ли. Я услышала о нём от несколь-
ких человек, а потом в совершен-
но неожиданном месте купила кни-
гу «улыбка! где ты?». Что-то очень
ценное происходит в сознании и ду-
ше, когда я читаю или слушаю Шал-
ву александровича. Вряд ли я смогу
логично и последовательно описать
знания, получаемые от него. Ско-
рее, я чувствую, что как будто от его
Сердца к моему переходит что-то
светлое и самое главное, чтобы дей-
ствительно Воспитывать и учить.
Я вдохновилась и укрепилась
в том, чтобы наше обучение стало
от сердца к сердцу, от души к душе,
основанным на любви и Вере в без-
граничность своего ребёнка и Бо-
жью искру в своей душе.
амонашвили пишет о том, что
школа — это в действительнос-
ти Храм. разве мы кричим, ругаем-
ся, проявляем требовательность и
жёсткость в Храме? Там мы настро-
ены на благость. и получается, что
вся моя жизнь сейчас сосредоточе-
на в моём доме-Храме. мои дети не
ходят в садик—они дома, сын учит-
ся тоже дома. От этого выше ответ-
ственность. Но я так глубоко про-
чувствовала то состояние души, в
котором важно жить в своём доме-
Храме каждый день, каждый час,
каждое мгновение. Только в любви,
глубокой, безграничной, светлой.
«а как же знания? — спросите
вы. Теперь я для себя понимаю, что
они важны, но всё равно вторичны
в процессе обучения. знания, осно-
ванные на любви, как мощная ре-
ка, потекут от души к душе, оставят
глубокий след и принесут пользу,
зацветут цветы и вырастут плоды.
знания без любви, как пересохшее
русло: ни цветов, ни плодов.
Я надеюсь, что это состояние со-
знания и чувств сохранится на весь
предстоящий учебный год. Вернее
на всю жизнь, но учебный год— это
мерило в моем настоящем. Он пока-
жет, что же удалось реализовать и
преумножить.
Желаю и Вам в любви, Свете и
гармоничных
взаимоотношениях
учить и учиться!
Анастасия МЫЛЬНиКОВА.
г. Пермь.
ma511@mail.ru.