• 21
«Родовая Земля»
№ 5 (130), май 2015 г.
ОсОЗНаННОе рОДитеЛьстВО
К
ак только мы принесли
нашу
новорождённую
дочку домой, её старшие
братья первыми прибега-
ли, чтобы сообщить мне,
что она плачет, хнычет или не-
сколько подозрительно пахнет:
«Мама, ты кое-кому нужна. Ма-
лышка плачет». или я присажива-
лась на минутку, прекрасно зная,
что ребёнок начинает просыпать-
ся… «Мама, ты мне нужна!» Хоро-
шо! я уже поняла! и это не говоря
о том, что нужды новорождённой
бледнеют в сравнении с нуждами
двух маленьких пацанят.
Кому-то всегда нужно пере-
кусить, кого-то всегда нужно пе-
ревязать, дать другой носок, по-
ложить кубики льда в воду, вы-
дать новый отряд бойскаутов, вы-
тереть сопли, обнять, рассказать
сказку, поцеловать. Бывали дни,
когда мне казалось, что день ни-
когда не закончится, и монотон-
ное состояние, когда ты постоян-
но «кому-то нужна», может дейст-
вительно сделать своё дело и ска-
зываться негативно. Но вдруг ме-
ня, как громом, поразило: им нуж-
на я. Не кто-то ещё. Не какой-то
любой другой человек в мире. им
нужна их МаМа.
Чем скорее я смогла принять
тот факт, что материнство означа-
ет, что я никогда не успеваю, тем
быстрее я смогла найти своё ме-
сто и обрести покой в этой сумас-
шедшей гонке на этом этапе своей
жизни и тем скорее я смогла по-
нять, что «мама» — это мой долг,
моя привилегия и честь. и я гото-
ва быть там, где во мне нуждают-
ся, в любое время дня и ночи.
«Мама» — это значит, что я
только что уложила малышку
спать после кормления в 4 утра, а
тут моему трёхлетнему сыну при-
снился кошмар. «Мама» — это
значит, что я выживаю на кофе и
на том, что не доели дети. «Мама»
— это значит, что мы с мужем не
успеваем нормально поговорить
неделями. «Мама» — это значит,
что я ставлю их нужды прежде
своих, даже не задумавшись. «Ма-
ма» — это значит, что всё мое те-
ло болит, а моё сердце переполне-
но любовью.
я уверена, настанет день, ког-
да я никому не буду нужна. Мои
дети разбегутся кто куда и будут
поглощены своей жизнью. а я бу-
ду сидеть одна в каком-нибудь
доме престарелых (
текст напи-
сан американкой, в Америке дома
престарелых — очень хорошие, и
проводить там старость—нор-
мальная практика.—
Прим. ред.
)
и наблюдать за тем, как увядает
моё тело. и тогда я никому не бу-
ду нужна. Может быть, я даже ста-
ну обузой.
Конечно же, они будут наве-
щать меня, но мои руки уже не бу-
дут их домом. а мои поцелуи уже
не будут для них исцелением. и
больше не будет маленьких боти-
ночек, с которых нужно вытирать
грязь. и не нужно будет пристёги-
вать ремни в машине. я прочту са-
ма для себя сказку на ночь семь
раз подряд. и я больше не буду
стремиться к перерывам. Больше
не будет рюкзаков, которые нуж-
но паковать и распаковывать, ко-
робок для обеда, которые нуж-
но наполнять. и я уверена, что
моё сердце будет рыдать, лишь
бы услышать эти тоненькие голо-
са, которые зовут меня: «Мама, ты
кое-кому нужна!»
и теперь мне кажутся прекра-
сными эти мирные кормления в 4
утра в нашей маленькой уютной
детской. Мы сидим в собственном
лавандовом гнезде на могучем
дубе. Мы смотрим, как тихо падает
снег и как по ровному белому по-
лотну бежит заяц. только я и моя
малышка, в соседских домах ещё
темно и тихо. только мы сидим и
смотрим, как встаёт бледная луна,
а по стенам детской танцуют тени.
я и она — лишь мы вдвоём слы-
шим, как вдали ухает сова.
Мы прижимаемся друг к дру-
гу под одеялом, и я укачиваю её,
чтобы она снова заснула. Уже 4
утра, я измучена и устала, но всё
хорошо, я ей нужна. только я. и
может быть, мне она нужна тоже.
Потому что она делает меня Ма-
МОЙ. Однажды она будет креп-
ко спать всю ночь. Однажды я бу-
ду сидеть на инвалидном кресле,
в моих руках никого не будет, и я
буду мечтать о тех тихих ночах в
детской. О том времени, когда я
ей была нужна и нас было всего
двое в целом мире.
Могу ли я наслаждаться тем,
что я нужна? иногда — безуслов-
но, но часто это очень утомляет.
изводит. Но и не нужно наслаж-
даться каждым мгновением. Это
долг. Бог сделал меня их мамой.
Это положение, к которому я стре-
милась задолго до того, как поня-
ла это.
За три дня выходных мой муж
не мог поверить своим ушам, как
часто наши мальчишки повторя-
ли: «Мама, мама, мама!» — «Они
всегда так?» — спросил он, не
скрывая ужаса и сочувствия. —
«Да весь день, каждый день. Это
моя работа». и я вынуждена при-
знать, что это самая сложная ра-
бота из всех, которые у меня ког-
да-либо были.
В прошлой жизни я была ме-
неджером в ресторане, в очень
популярной сети во Флориде. В
19.30, в субботу вечером, я стоя-
ла на раздаче безконечного пото-
ка тарелок, и внезапно отключи-
ли электричество... но это ничто в
сравнении с тем, что творится до-
ма в 17. 00. и, поверьте, клиентам
в Южной Флориде угодить слож-
нее, чем кому бы то ни было. Но
это подарок по сравнению с мои-
ми безсонными мальчишками, с
низким уровнем сахара в крови.
Когда-то у меня было время.
На себя. сейчас неплохо было бы
заняться хоть немного своими
ногтями. Мой бюстгальтер на мне
уже не сидит. Мой фен, наверное,
уже не работает, я даже не в курсе.
я не могу принять душ без зрите-
лей. я начала использовать крем
для век. У меня больше не про-
веряют удостоверение личности.
Это доказательство моего мате-
ринства. Доказательство того, что
я кому-то нужна. именно сейчас я
кому-то постоянно нужна. так же,
как прошлой ночью...
В 3 часа ночи я слышу топот
маленьких ножек — кто-то захо-
дит. я лежу тихо и едва дышу. Мо-
жет быть, он вернётся к себе в
комнату. Да!
«Мама!»
«Мама!» — голос становится
чуть громче.
«Да», — я еле-еле шепчу.
Он замолкает, глаза его свер-
кают в тусклом свете.
«я люблю тебя».
и всё, он ушёл. Умчался обрат-
но в свою комнату. Но его сло-
ва всё ещё висят в прохладном
ночном воздухе. если бы я мо-
гла дотронуться до них и взять, я
бы схватила эти слова и прижала
бы их к своей груди. его тихий го-
лос, который шепчет самые луч-
шие слова на свете. я люблю тебя.
Улыбка касается моих губ, и я мед-
ленно выдыхаю. я почти боюсь,
что воспоминание уйдёт. я воз-
вращаюсь ко сну, а его слова посе-
ляются в моём сердце.
Однажды
этот
маленький
мальчик станет взрослым мужчи-
ной. и он больше не будет шеп-
тать мне такие сладкие слова в не-
урочный час. я буду слышать толь-
ко гудки машин и храп мужа. я бу-
ду спокойно спать целую ночь, не
буду безпокоиться о заболевшем
ребёнке или о плачущем младен-
це. Это просто останется в памяти.
В памяти останутся эти годы, когда
я была нужна, и это было утоми-
тельно, но недолговечно.
Надо прекратить мечтать о
том, как «однажды» всё станет
проще. Потому что правда такова:
да, может, станет проще, но лучше,
чем сегодняшний день, никогда не
будет. сегодня, когда я вся покры-
та соплями и слюнями малень-
ких мальчишек. сегодня, когда я
наслаждаюсь тем, что маленькие
ручки обвивают мою шею. сегод-
ня совершенно. «Однажды» у ме-
ня будет педикюр, и я смогу при-
нимать душ в одиночестве. «Одна-
жды» я верну себе себя. Но сегод-
ня я отдаю себя другим, я устаю, я
вся перепачканная, но меня таК
любят, и поэтому я опять должна
идти. я кому-то нужна.
www.pravmir.ru
Перевод Алены гАСПАРяН.
Я мама, пока нужна своим детям
И
ные родители даже не
представляют, скольких
острых углов в воспита-
нии могли бы они избе-
жать, если бы использо-
вали сказочные приёмы, от сколь-
ких капризов спаслись бы и спа-
сли своего малыша!
Вот сидит карапуз на стульчи-
ке и размазывает кушанье по сто-
лешнице. Можно сказать: «ай-яй
-яй!» и немедленно нарваться на
неприятности. ротик закроется,
мордочка скуксится... инцидент
неизбежен?
а если попробовать так...
Делаете большие глаза и гово-
рите слегка нараспев: «а знаешь,
что я видела?! сейчас я тебе рас-
скажу...» — глаза малыша тут же
превращаются в два блюдечка, а
ротик открывается сам.
«Действительно... что я виде-
ла? — лихорадочно сообража-
ете вы между тем. — ... а что мы
сейчас едим?» Взгляд на тарел-
ку («так, сегодня горошек и кам-
бала…») — вот и сказка готова.
«Плыла-плыла рыбка-камбала и
увидела горошек. Что это? рань-
ше такие круглые штучки здесь не
бросали...».
Пока ваше чудо совсем в мел-
ком возрасте, не стоит даже голо-
ву ломать, чтобы придумать геро-
ев своей незамысловатой сказки.
тут принцип простой, проще неку-
да: «что вижу, то пою». Это может
быть ложка, которая подружилась
с чашкой. или ротик, к которому
ложечка в гости пришла. или стол,
который взял да пошёл погулять,
«Ванюша приходит, а столика нет
на месте...».
Поскольку мир для ребёнка
живой и всё-всё-всё (с его точки
зрения) умеет двигаться и гово-
рить, то и с предметами обихода
запросто могут случаться всяче-
ские истории. Даже с такими про-
заическими, как горшок, с кото-
рым малыш никак не желает дру-
жить. Наоборот, чем привычней
(обиходней) объект, тем интерес-
нее ребёнку узнавать про него:
для детей в мире всё новенькое,
всё неизвестное. Этим и надо вос-
пользоваться.
Вот вы собираете ребёнка на
прогулку. Брючки надели, курточ-
ку надели, а ботиночки он вдруг
не пожелал обувать. сил у вас, ко-
нечно, хватит, чтобы натянуть эту
несчастную обувь, но какими не-
рвами! а зачем нервы тратить?
Берёте ботиночки, ставите на пол
и рассказываете своему каприз-
ному чуду «сказку про ботиноч-
ки, которые сами пошли гулять». а
если вы ещё и покажете, как они к
двери самостоятельно пошли, ни
одна детская вредность не выдер-
жит. Малыши — большие собст-
венники и со своими штучками ни
за что не расстанутся.
Вам надо без воплей усадить
чадо, например, на горшок, и удер-
жать его там, и что ещё важнее,
чтоб малыш был не против кое-что
там сделать. Например, сколько
битв разгорается, когда родители
решают — пора — и начинают де-
ятельно приучать карапуза к гор-
шку! и сколько головной боли (се-
бе) и проблем (ребёнку) они фор-
мируют а единственное, в чём по-
настоящему надо не промахнуть-
ся, —в сроках. если вы убедились,
что малыш и физически, и психи-
чески до решения «мокрой про-
блемы» созрел, сочините с ним се-
рию сказок и поиграйте.
сказка про куклу Катю, кото-
рая стала такой большой, что по-
дарила памперсы маленькой ку-
колке Юле, а сама стала делать
«пис-пис/ка-ка» на горшок.
сказка про быстрого зайчика,
который быстрее Мишки приска-
кивал и садился на горшок.
сказка про мальчика Пупси-
ка, который сам научился писать и
сам натягивал на себя штанишки.
главное тут — проиграть тот
порядок действий, который сле-
дует совершить малышу, и те по-
ложительные эмоции, которые он
будет при этом испытывать.
Возможно, вы с некоторой
оторопью услышите и его первые
сказки, когда на ваш строгий во-
прос «Это кто намочил штаниш-
ки?» раздастся «Ку-ка (кукла) или
«ми-ся» (мишка). только не посчи-
тайте это за ложь. Просто ребёнок
хорошо оценил важность горшка
и правильность сказки. Берите эту
самую куклу с подмоченной репу-
тацией и... нет, шлёпать не надо.
Надо её пожалеть («ах, бедная Ка-
тя, ходит в мокрых штанишках!») и
попросите малыша показать «бед-
ной Кате, как правильно на гор-
шок садиться и что там положено
делать.
из книги Нины НЕКРАСОвОй
«Как найти контакт с ребёнком?
Сказочные возможности!»
Сказочный способ
спасения от капризов