Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 6 (131), июнь 2015 г.
20 • РАЗВитие
Кляксография
Этот метод рисования заклю-
чается в том, чтобы научить детей
делать кляксы (чёрные и разно-
цветные). 3-летний ребёнок мо-
жет смотреть на них и видеть
образы, предметы или отдельные
детали. «на что похожа клякса?»,
«Кого или что она тебе напоми-
нает?» — эти вопросы очень по-
лезны, так как развивают мышле-
ние и воображение. После этого,
не принуждая ребёнка, а показы-
вая, нужно порекомендовать пе-
рейти к следующему этапу — об-
ведению или дорисовке клякс. В
результате может получиться це-
лый сюжет.
Рисование самого себя
с натуры
Этот вид творчества развива-
ет наблюдательность, умение изо-
бражать по правилам, то есть на-
рисовать так, чтобы было похоже
на оригинал пропорциями, фор-
мами и цветом. Можно предло-
жить ребёнку вначале нарисовать
самого себя, глядя в зеркало мно-
го раз. А ещё лучше показать, как
взрослый будет рисовать себя,
непременно много раз погляды-
вая в зеркало. дальше пусть сам
ребёнок выбирает себе предмет.
Это может быть любимая кукла,
мишка или машина. Важно учить
длительно наблюдать, сопостав-
ляя части предмета. если малень-
кий художник отойдёт от натуры,
внесёт что-то своё, в результате
чего появится совершенно непо-
хожий предмет или игрушка, —не
огорчаться. Похвалить своего ма-
лыша: «ты сегодня нарисовал но-
вую машину! наверно, тебе такую
хочется?» но обязательно в конце
такого рисования важно спросить:
«А чем нарисованная машина от-
личается от этой?»
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны ду-
мать, что если рисуем красками,
то обязательно и кисточкой. да-
леко не всегда. на помощь при-
ходит и... поролон. Можно сде-
лать из него самые разные ма-
ленькие геометрические фигур-
ки, а затем прикрепить их тонкой
проволокой к палочке или каран-
дашу (не заточенному). теперь
его можно обмакнуть в краску и
методом штампов рисовать кра-
сные треугольники, жёлтые круж-
ки, зелёные квадраты (поролон, в
отличие от ваты хорошо моется).
Вначале дети хаотично будут ри-
совать геометрические фигуры.
А затем предлагается сделать из
них простейшие орнаменты —
сначала из одного вида фигур, за-
тем из двух, трёх.
Точечный рисунок
детям нравится всё нетради-
ционное. Рисование точками от-
носится к необычным приёмам.
Можно взять фломастер, каран-
даш, поставить его перепендику-
лярно белому листу бумаги и на-
чать изображать. Лучше всего по-
лучаются точечные рисунки кра-
сками. Спичка, очищенная от се-
ры, туго заматывается неболь-
шим кусочком ваты и окунается в
густую краску. А дальше принцип
нанесения точек такой же. Глав-
ное, сразу же заинтересовать ре-
бёнка.
Я рисую маму
Хорошо бы продолжить ри-
сование с натуры или по памяти
(объектами для такого изображе-
ния могут стать родственники и
друзья). В качестве вспомогатель-
ного материала можно использо-
вать фотографии или беседы о ха-
рактерных особенностях внешне-
го вида отсутствующих родствен-
ников. Берутся и рассматриваются
фотографии. Проводится беседа:
«Какая бабушка Валя? Какие у неё
волосы? Причёска? Любимое пла-
тье? Улыбка?» и начинается про-
цесс сотворчества. Через какое-то
время можно предложить нари-
совать по памяти подружек. Когда
соберётся достаточно рисунков с
изображением родственников и
друзей, можно организовать ми-
ни-выставку «Мои родные и близ-
кие», где по достоинству оценива-
ются первые портреты кисти до-
школьника.
Рисование на длинной
полосе бумаги
длинная полоска поможет ри-
совать вдвоём, не мешая друг дру-
гу. Можно изображать изолиро-
ванные предметы или сюжеты, то
есть работать рядом. и даже в этом
случае ребёнку теплее от локтя ма-
мы или папы. А потом желательно
перейти к коллективному рисова-
нию. Взрослые и дети договарива-
ются, кто что будет рисовать, чтобы
получился один сюжет.
Загадочные рисунки
Загадочные рисунки могут по-
лучаться следующим образом.
Берётся картон размером при-
мерно 20х20 см. Складывается
пополам. Затем выбирается по-
лушерстяная или шерстяная нит-
ка длиной около 30 см, её конец
на 8–10 см обмакивается в густую
краску и зажимается внутри кар-
тона. Потом нужно поводить внут-
ри картона этой ниткой, вынуть
её и раскрыть картон. Получает-
ся хаотичное изображение, кото-
рое рассматривают, обводят и до-
рисовывают взрослые с детьми.
Чрезвычайно полезно давать на-
звания получившимся изображе-
ниям. Эта
сложная ум-
ственно-ре-
чевая рабо-
та в сочетании с
изобразительной
будет
способство-
вать интеллектуально-
му развитию детей дошкольного
возраста.
Рисование мелками
Малыши любят разнообра-
зие. Эти возможности предостав-
ляют обыкновенные мелки, сан-
гина, уголь. Гладкий асфальт, фар-
фор, керамическая плитка, кам-
ни — вот то основание, на ко-
торое хорошо ложатся мелок и
уголь. так, асфальт располагает к
ёмкому изображению сюжетов.
их (если нет дождя) можно разви-
вать на следующий день. А затем
по сюжетам составлять рассказы.
А на керамических плитках (ко-
торые порой в остатках хранятся
где-нибудь в кладовой) рекомен-
дуется изображать мелками или
углём узоры, маленькие предме-
ты. Большие камни (типа волу-
нов) можно разрисовать под голо-
ву животного или под пенёк, смо-
тря что или кого по форме камень
напоминает.
Метод волшебного
рисунка
Реализуется этот метод так.
Углом восковой свечи на белой
бумаге рисуется изображение
(ёлочка, домик, а может быть, це-
лый сюжет). Затем кистью, а луч-
ше ватой или поролоном краска
наносится сверху на всё изобра-
жение. Вследствие того, что кра-
ска не ложится на жирное изобра-
жение свечой, рисунок как бы по-
является внезапно перед глазами
ребят, проявляясь. Можно такой
же эффект получить, рисуя вна-
чале канцелярским клеем или ку-
сочком хозяйственного мыла. При
этом не последнюю роль играет
подбор фона к предмету. К при-
меру, нарисованного свечой сне-
говика лучше закрасить голубой
краской, а лодочку зелёной.
Разрисовка
маленьких камешков
Разумеется, чаще всего ре-
бёнок изображает на плоскости,
бумаге, реже на асфальте, плит-
ке, больших камнях. Плоскостное
изображение дома, деревьев, ма-
шин, животных на бумаге не так
привлекает, как создание собст-
венных объёмных творений. В
этой связи в идеале используют-
ся морские камешки. Они глад-
кие, маленькие и имеют различ-
ную форму. Сама форма камеш-
ка порой подскажет ребёнку, ка-
кой образ в данном случае со-
здать. Один камешек лучше под-
рисовать под лягушку, другой —
под жучка, а из третьего выйдет
замечательный грибок. на каме-
шек нано-
сится яр-
кая густая
краска —
и образ го-
тов. А лучше
его закончить
так: после того,
к а к
камешек высохнет,
покрыть его бесцветным лаком. В
этом случае блестит, ярко перели-
вается объёмный жук или лягуш-
ка, сделанная детскими руками.
Эта игрушка ещё не один раз бу-
дет участвовать в самостоятель-
ных детских играх и приносить не-
малую пользу её хозяину.
Метод ниткографии
Этот метод в основном для де-
вочек. но это не значит, что он не
пригоден для мальчишек. Заклю-
чается он в следующем. Вначале
делается из картона экран разме-
ром 25х25 см. на картон наклеи-
вается бархатная бумага или од-
нотонная фланель. К экрану хоро-
шо бы подготовить симпатичный
мешочек с набором шерстяных
или полушерстяных ниток различ-
ных цветов. В основе этого мето-
да лежит следующая особенность:
к фланели или бархатной бума-
ге притягиваются ниточки, имею-
щие определённый процент шер-
сти. нужно только прикреплять их
лёгкими движениями указатель-
ного пальца. из таких ниток мож-
но готовить интересные сюжеты.
Развивается воображение, чув-
ство вкуса. девочки учатся умело
подбирать цвета. К светлой фла-
нели подходят одни цвета ниток,
а к тёмной — совершенно другие.
так начинается постепенный путь
к женскому ремеслу, очень нужно-
му для них рукоделию.
Метод монотопии
Это изображение на целло-
фане, которое переносится на бу-
магу. на гладком целлофане ри-
ственно-ре-