• 21
«Родовая Земля»
№ 6 (131), июнь 2015 г.
развитие
суют краской с помощью кисточ-
ки, или спички с ваткой, или паль-
цем. Краска должна быть густой и
яркой. Сразу же, пока она не вы-
сохла, переворачивают целло-
фан изображением вниз на белую
плотную бумагу. Как бы промока-
ют рисунок, а затем поднимают.
Получается два рисунка. Иногда
изображение остаётся на целло-
фане, иногда на бумаге.
Метод пальцевой
живописи
Вот ещё один из способов изо-
бражать окружающий мир: паль-
цами, ладонью, ступнёй ноги, а
может быть, и подбородком, но-
сом. Не все воспримут такое ут-
верждение серьёзно. А почему
мы должны рисовать только ки-
сточкой или фломастером? Ведь
рука или пальцы— это такое под-
спорье. Причём указательный па-
лец правой руки слушается ре-
бёнка лучше, чем карандаш. Ну а
если карандаш сломался, кисточ-
ка вытерлась, фломастеры кон-
чились, а рисовать хочется? Иног-
да и тематика просто просит дет-
скую ладошку или пальчик. На-
пример, рисование дерева ребё-
нок лучше исполнит руками. Паль-
цем он выведет ствол и ветви, за-
тем (если осень) нанесёт на внут
реннюю сторону руки жёлтую, зе-
лёную, оранжевую краски и нари-
сует сверху багряно-красное де-
рево. Хорошо, если мы научим де-
тей пользоваться пальцами рук
рационально: не одним указа-
тельным, а всеми.
Рисование на мокрой
бумаге
До недавних пор считалось,
что рисовать можно только на су-
хой бумаге, ведь краска достаточ-
но разбавлена водой. Но сущест-
вует целый ряд предметов, сюже-
тов, образов, которые лучше ри-
совать на влажной бумаге. Нуж-
на неясность, расплывчатость, на-
пример, если ребёнок хочет из-
образить следующие темы: «Город
в тумане», «Мне приснились сны»,
«Идёт дождь», «Ночной город»,
«Цветы за занавеской». Нужно на-
учить дошкольника сделать бума-
гу немного влажной. Если бума-
га будет излишне мокрой, рисун-
ка может не получиться. Поэто-
му рекомендуется намочить в чи-
стой воде комочек ваты, отжать её
и провести или по всему листу бу-
маги, или только по отдельной ча-
сти. И бумага готова к произведе-
нию неясных образов.
Тканевые изображения
В мешочек собираем остатки
тканей всевозможных рисунков
и различного качества. Пригодит-
ся, как говорится, и ситец, и пар-
ча. Очень важно на конкретных
примерах показать, как рисунок
на ткани, а также её выделка мо-
гут помочь изобразить в сюжете
что-то очень ярко и в то же самое
время легко. Например, на одной
из тканей изображены цветы. Их
вырезают по контуру, наклеива-
ют (только клейстером или дру-
гим хорошим клеем), а затем под-
рисовывают стол или вазу. Полу-
чается ёмкое красочное изобра-
жение. Бывают ткани, которые мо-
гут хорошо послужить в качестве
домика или туловища животного,
красивого зонтика или шапочки
для куклы.
Рисуем с помощью
открыток
Почти в каждом доме хранится
масса старых открыток. Необходи-
мо перебрать их вместе с детьми,
научить вырезать нужные обра-
зы и наклеивать к месту, в сюжет.
Яркое фабричное изображение
предметов и явлений придаст да-
же самому простому, незатейливо-
му рисунку вполне художествен-
ное оформление. Трёх-, четырёх- и
даже пятилетнему ребёнку порой
сложно нарисовать собаку или жу-
ка. Их можно взять готовыми, а к
собачке и жучку пусть он дорису-
ет солнышко или дождик. Или если
вместе с детьми вырезать из от-
крытки и наклеить сказочный до-
мик с бабушкой в окошке, то до-
школьник, ориентируясь на своё
воображение, знание сказок и из-
образительные навыки, бесспор-
но, дорисует что-то к нему.
Объёмная аппликация
Дети любят заниматься аппли-
кацией: вырезать что-либо и на-
клеивать, получая от самого про-
цесса массу удовольствия. Наряду
с плоскостной аппликацией надо
научить их делать объёмную: она
лучше воспринимается дошколь-
никами и более реалистично от-
ражает окружающий мир. С це-
лью получения такого изображе-
ния нужно хорошо помять в дет-
ских руках аппликативную цвет-
ную бумагу, затем слегка распря-
мить и вырезать требуемую фор-
му. После чего едва наклеить и в
случае необходимости дорисо-
вать отдельные детали каранда-
шом или фломастером. Например,
чтобы сделать так любимую деть-
ми черепашку, нужно помять ко-
ричневую бумагу, слегка распря-
мить её, вырезать овальную фор-
му и наклеить, а затем подрисо-
вать голову и ноги.
Рельефные краски
Вам понадобятся: мука, раз-
рыхлитель для теста, пищевые
красители разных цветов, соль,
вода.
Все ингредиенты нужно сме-
шать до образования однородной
массы. Не забудьте приготовить
краски нескольких цветов, чтобы
картина ребёнка получилась яр-
кой и красочной.
Рисовать объёмными краска-
ми лучше на плотном картоне —
можно использовать ватные па-
лочки, кисточки, пальчики. Когда
художник закончит рисовать, дай-
те картинке высохнуть или «запе-
ките» её в микроволновке в тече-
ние 10 секунд и наслаждайтесь
творением своего талантливого
ребёнка!
Ставим печати
Другой способрисования, а точ-
нее, печатания основан на возмож-
ности многих предметов оставлять
красочные отпечатки на бумаге. Вы
берёте картофелину, разрезаете её
пополам и из одной половинки вы-
резаете квадратик, треугольник,
ромбик, цветочек или что-нибудь
интересное. С помощью этих печа-
ток можно составлять бусы, орна-
менты, узоры, мозаики.
Штампиком может служить не
только картофелина, но также и
крышки от бутылок, колпачки от
фломастеров, пуговицы, неболь-
шие коробочки и т. п. Можно по-
красить колёса у игрушечной ма-
шинки и повозить её по бумаге.
Интересный отпечаток в фор-
ме розы получается из кочана пе-
кинской капусты.
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой
бумаге. Но некоторые сюжеты тре-
буют фона. И, надо сказать, на сде-
ланном заранее фоне лучше смот
рятся все детские работы. Многие
дети делают фон кисточкой, к тому
же обыкновенной, маленькой. Хо-
тя есть простой и надежный спо-
соб: делать фон ватой или кусоч-
ком поролона, смоченным в воде
и краске.
Коллаж
Само
понятие
объясняет
смысл данного метода: в него со-
бираются несколько вышеописан-
ных.
В целом хорошо, когда до-
школьник не только знаком с раз-
личными приёмами изображения,
но и не забывает о них, а к месту
использует, выполняя заданную
цель. Например, ребёнок решил
нарисовать лето, и для этого он ис-
пользует точечный рисунок (цве-
ты), а солнышко малыш нарисует
пальцем, фрукты и овощи выре-
жет из открыток, тканями изобра-
зит небо и облака. Предела совер-
шенствованию и творчеству в из-
образительной деятельности нет.
http://detstvo.ru.
К
огда говорят о творчест-
ве, у большинства людей
возникает образ худож-
ника, вдохновенно пи-
шущего свой новый ше-
девр. И неудивительно, рисова-
ние — один из самых излюблен-
ных творческих процессов, кото-
рый знаком нам с самого детства.
Мой сын впервые познакомился с
красками в 6 месяцев, и я всё ещё
бережно храню его первый рису-
нок. Порой кажется, что родите-
ли должны помочь малышу «пра-
вильно» рисовать. И тут к нашим
услугам — детские раскраски, ко-
торые есть в любом книжном ма-
газине. Но принесут ли они пользу
творческому началу ребёнка или
можно без сомнения прикрепить
к ним ярлык «бесполезные рас-
краски»? Давайте поразмышляем,
как связаны раскраски и развитие
ребёнка.
Сегодня мы будем говорить о
раскрасках, мешающих творче-
скому развитию ребёнка. Бывают
и полезные, но это тема другого
разговора. Чтобы увидеть отрица-
тельные черты раскрасок, давайте
заглянем в одну из них. Перед на-
ми чёткие чёрные контуры— гра-
ницы рисунка, внутренность кото-
рого ребёнку предлагается закра-
сить. Иногда рядом располагает-
ся тот же рисунок в цвете, особен-
но часто это встречается в раскра-
сках для самых маленьких детей.
Я давно уже определила для
себя творчество как свободу са-
мовыражения. Два слова, которые
разрушаются наличием двух стра-
ниц раскраски. Дело в том, что,
предлагая раскраску для малы-
шей, взрослый постепенно вводит
творческий порыв ребёнка в чёр-
ную рамку контура, лишая его воз-
можности отражать мир таким,
каким он его видит. Малыш мо-
жет видеть кота с гигантскими, как
у зайца, ушами и усами, которые с
трудом помещаются в формат бу-
маги, но раскраска своими грани-
цами чётко определяет форму ко-
та, возможно, привычную для нас,
взрослых.
Ребёнок с раскраской не полу-
чает возможности отражать своё
видение на бумаге и постепенно
забывает о нём, отдавая предпоч-
тение стандарту. Поэтому не сто-
ит удивляться, что дети, получив-
шие свою первую раскраску, с лёг-
костью выходят за границы карти-
нок, — их мир пока не имеет ог-
раничений. И насколько опасным
для маленького творца может
быть произнесённое мамой: «Не
выходи за границы!»
Какого цвета небо?
Теперь снова посмотрим на
нашу раскраску для детей, точнее,
на предлагаемый издателем раз-
ноцветный вариант, и сравним её
с какой-либо известной картиной.
Например, знаменитая картина
Ивана Шишкина «Утро в сосновом
лесу»: вглядитесь в еловые ветки
на ней — они всех оттенков золо-
того, голубого, рыжего, а вот при-
вычного зелёного здесь практиче-
ски не найдёшь. И даже мишкины
шкуры имеют голубоватый отсвет.
К сожалению, в подсказках к
раскраскам выбор цвета очеви-
ден и не подразумевает творче-
ского подхода. Конечно, ребё-
нок научится называть цвета, ко-
торые видит на картинке, но воз-
можность сотворить что-то своё у
него, к сожалению, будет отнята.
Подсказки к раскраскам лишают
ребёнка выбора цвета.
Современные гуманисты-пе-
дагоги, с которыми я в данном во-
просе солидарна, утверждают, что
раскрашенные в типографии ва-
рианты раскрасок вкладывают
цветные шаблоны в головы ма-
лышей. Ребёнок перестает видеть
глубину и разноцветность мира.
Я — ценность!
Все мы знаем, что подсказы-
вать и помогать ребёнку, когда он
не просит, словами или настрое-
нием — не самая лучшая страте-
гия, если хочется, чтобы малыш
вырос уверенным в себе челове-
ком и научился самостоятельно
мыслить, делать выбор. Раскраска
сама по себе — непрошенная по-
мощь для ребёнка, которая утвер-
ждает: «взрослые знают, как рисо-
вать», а наличие цветных подска-
зок говорит само за себя.
Меня смущает и ещё один факт
— малыш никогда не сможет рас-
красить контуры так, как напечата-
но машинным путём. Уверена, что
даже у нас, взрослых, это не полу-
чится. И, завершив свой труд, да-
же не выходя за очерченные рам-
ки, ребёнок не будет удовлетворён
результатом.
Подсознательная
оценка «я не смогу, как надо, как
показано» может стать серьёзным
препятствием в его жизни.
Что ты нарисовал?
Вы, конечно, замечали, что
чем меньше ребёнок, тем меньше
в его картинах сюжетов. Иногда
это просто какие-то чёрточки, за-
корючки, кружочки, зигзаги. Раз-
личными штрихами малыш пере-
даёт своё настроение, которое не
имеет сюжетной основы. Арт-те-
рапевты настаивают, что все эти
непонятные взрослым каляки-ма-
ляки помогают ребёнку познать
своё тело. Тело ребёнка, каждый
его орган говорит с ним через
кисть или карандаш с помощью
рефлекторных рисунков.
В свою очередь раскраска для
детей — это всегда сюжет, и, как
правило, чтобы она стала цвет-
ной, её надо штриховать. То есть
интуитивная встреча руки и тела
не состоится, что может привести
к комплексам, зажатости, неуве-
ренности, частым болезням.
Ребёнок — творец по своей
сути, но взрослые слишком часто
ставят рамки, подавляющие твор-
ческие порывы. Поэтому лучшее,
что мы можем сделать, — это ещё
раз внимательно посмотреть на
бесполезные раскраски и поло-
жить перед малышом чистый лист
— пусть творит свой мир сам.
Существуют и другие раскра-
ски, точнее, дорисовки, где сю-
жет или картинку ребёнок должен
придумать сам, опираясь на оди-
ночный рисунок или просто штри-
хи и точки. Именно такие раскра-
ски дадут юному художнику сво-
боду выбора, свободу созидания,
станут ценными помощниками в
развитии творческого мышления
детей.
Оля Брусянина.
Детские раскраски:
вред или польза