Стр. 17 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 17
«Родовая Земля»
№ 7 (132), июль 2015 г.
традиции
В
сем нам с самого детства
известны
частушки-при-
певки. Только, к сожале-
нию, сейчас они чаще все
ассоциируются с пошлостью и
безвкусицей. А ведь пение часту-
шек — это часть старинного «яр-
марочного обряда». Существова-
ли специальные «проходные» ча-
стушки, с которыми ходили по де-
ревне. Причем процессия стро-
илась по-особому. Центральной
фигурой был музыкант, по бокам
от него самые голосистые девуш-
ки, которые не только пели, а ещё
и «обхаживали» музыканта: зимой
расчищали от снега дорожку, ле-
том отгоняли мошкару.
Шли рядами по нескольку че-
ловек, в первом и втором ряду пе-
вуны, а далее те, кто особыми во-
кальными данными не отличался.
Ну а процессию возглавляли заво-
дилы-плясуны. Шла колонна сте-
пенно, и на любой случай, что мог
приключиться в дороге, на любую
мысль была готова своя частушка.
Вот бабуля окошко открыла,
смотрит, кто ж идёт… Певуны ми-
мо просто так не пройдут, обяза-
тельно остановятся да частушку
сложат:
«И птички поют,
И синички поют,
Это что же за хозяева,
Ничего не подают».
И в ответ им пропоют, подадут
чего вкусного, а то и какой разуда-
лый хозяин выйдет кадриль с за-
водилами отпляшет. Так до кон-
ца деревни с прибауточками про-
цессия и дойдет. На каждом пере-
крёстке девушки обязательно хо-
роводы водят, а парни на мосточ-
ке и кадриль станцуют. Причём хо-
дить в таких процессиях дозволя-
лось только холостым, семейные
люди ходили своими «кланами».
А вот навстречу уже и другая
процессия идёт, со своими зади-
рами-плясунами. Кто кого пере-
поёт-перетанцует? И вот уже му-
зыкант даёт «разминочку под дра-
ку», а народ сбегается смотреть.
Драка — это не просто потасовка,
а неотъемлемая часть ярмароч-
ного обряда.
Всё это действо было свое-
образной психотерапией, бабы на-
кричатся, придут домой доволь-
ные, им уже и не до склок. А для
мужиков драка разрядка. Причём
музыка под драку — особая, де-
вушкам и беременным её слушать
не дозволялась, так как была она
разрушающей, помогающей вып-
лёскивать ярость и агрессию в та-
ких обрядовых «боях». И то, что
иностранцам и «просвещённому»
люду казалось варварством, на
самом деле было очень выверен-
ным, продуманным способом сня-
тия стресса и напряжения.
Вот тебе и частушки. Жаль,
очень многое, имевшее у наших
предков глубочайший смысл, дол-
гое время подавалось как дикость
и пошлость. Но пока у нас ещё
есть возможность понять и оце-
нить красоту и многогранность
собственной культуры. Ведь кем
мы станем, если забудем собст-
венные традиции и уклад?
http://slavyanskaya-kultura.ru
Тайны
частушек
Ведическая культура
и русский фольклор
Панно «Русская сказка», Е. В.Чекалов.
О
дним из способов переда-
чи мудрости были загад-
ки. Особенность их в том,
что никакие логические
размышления не в состо-
янии вывести на верный ответ.
Вот, к примеру, всем извест-
ные загадки: «Без окон, без две-
рей полна горница людей», или
«Сидит краса в темнице, а коса на
улице». Не зная ответа, современ-
ный человек, обладающий логи-
ческим складом ума, вычислить,
что это огурец и морковь, не в со-
стоянии. В старину тот, кто отгады-
вал загадки, должен был упраж-
няться в непосредственном вос-
приятии ответа. Не слова как ус-
ловия загадки, а сам загадываю-
щий нёс в себе ответ.
Вождение
хоровода
было
свое­образным магическим обря-
дом. Взявшись за руки, люди рас-
кручивались, как правило, вокруг
костра и концентрировали кол-
лективный образ того действия,
которое должно было впоследст-
вии произойти.
В ведические времена был
прекрасный способ передачи му-
дрости — это сказки. Само слово
«сказка» говорит о том, что это не
писаные знания, а рассказы, пере-
даваемые устно сказителем. Зна-
ний в сказках не так много, но в
них передавались настрой, дух,
стремление героев.
Сказки были формой обра-
зования (учебного процесса) ве-
дического общества. Обычно их
рассказывали на ночь глядя, ког-
да мозг наиболее нелогичен и бо-
лее восприимчиво внимание. Де-
ти вместо школы слушали сказки с
раннего детства, как только могли
понимать речь сказителя.
Цифры в сказках появились
намного позднее и в основном
указывали на систему — это 3, 6,
9, 12 голов у Змея Горыныча и три-
девятое царство— тридесятое го-
сударство, находившееся где-то
очень далеко, и так далее.
Недаром в последующие вре-
мена, с принятием Русью христи-
анства, сказание сказок осужда-
лось церковью, приравнивалось
к тяжёлому греху, к преступлению
против веры.
Как реакция на гонение цер-
ковью, сказители стали сказывать
сказки, высмеивающие попов. Но
тем не менее даже цари держали
при себе сказочников. Так, у Ивана
Грозного были слепые рассказчи-
ки. У царя Михаила были сказоч-
ники Клим Орефин, Пётр Сапогов
и Богдан Путята.
Несмотря на гонения, сказки
продолжали существовать, хо-
тя те ведические сказки сейчас
мы не отыщем ни в одной кни-
ге. Со временем изменились сю-
жеты. Русские имена поменялись
на иудейские, такие, как Иван,
и греческие — Василий, появи-
лись цари, деньги, торговля. На-
чинает ощущаться кастовое рас-
слоение общества. Чёрная кость,
мужик — низшая ступень. Нело-
гичность сказок оставались до
наших дней. Мужик мог поцело-
вать царевну и жениться на ней,
залезть коню в одно ухо, вылезти
из другого.
Несоразмерность форм и раз-
меров в сказках ломает всякие
физические представления. Там
множество чудес, которые не в со-
стоянии описать ни одна совре-
менная наука. Крайне нелогичен и
сюжет: сказка может начаться од-
ним, в середине речь идёт совсем
о другом, а конец — о третьем.
В двадцатом веке ведические
сказки потеряли свою былую по-
пулярность, их заменили сказки
Чуковского и Михалкова. В Евро-
пе и Америке с приходом муль-
типликации сказки были выте-
снены Томом и Джерри, моря-
ком Папаем и другими. В этих сю-
жетах ничего не осталось от ве-
дических времён, и по своей су-
ти они представляют собой жвач-
ку: в рот положил, а не насытил-
ся. Ни о какой мудрости там ре-
чи не идёт. Скорее, наоборот, они
убивают время ребёнка, которое
он мог использовать на познание
мира.
— Хочешь, я тебе расскажу
сказку? — с усмешкой предложил
Добрыня. — Заинтриговал ты ме-
ня своими сказками. Давай, рас-
сказывай!
— Слушай:
«Давным-давно
жили-были
мужик да баба, и был у них сын Вя-
чеслав. Шли годы, мужик с бабой
состарились, силы уже не те, что
в молодости. Пора бы дела сыну
передавать, а Вячеслав ничего по
хозяйству делать не хочет. Сколь-
ко раз мужик ни говорил сыну, что
пора бы заняться делом, да всё
без толку. «Не хочу, батяня, — от-
вечал Вячеслав, — мне и на лавке
неплохо живётся».
Не знал мужик, что ему делать,
и вот как-то поднялся сильный ве-
тер. Вышел мужик в поле и крик-
нул:
— Ветер, помоги мне сына к
труду приучить. Непутёвый он у
меня, умру — некому за хозяйст-
вом будет смотреть.
Ветер отвечает мужику:
— Коль пришёл просить по-
мощи у меня, видать, и правда не-
вмоготу тебе. Добро! Дам я тебе
три дня на раздумье, стоит ли твоё
желание исполнять. Если всё же
не передумаешь, приходи на чет-
вёртый день сюда.
— А что думать, я уже и так
знаю, что сына надо к труду при-
учать!
Ветер ничего не ответил.
Думал мужик три дня и ничего
нового не надумал, а на четвёртый
отправился он в поле. Только до-
шёл до того места, где просил ве-
тра о своей просьбе, как грянула
гроза, и первая же молния убила
мужика.
Сын и баба похоронили его и
стали жить дальше. Кормильца не
стало, сын за дело отца взялся. А
через три года дом новый срубил.
Жену-красавицу привёл в тот но-
вый дом. Жили они долго и счаст-
ливо».
— А смысл сказки я что-то не
уловил, — недоумённо пожало-
вался я.
— Ничего, уловишь. Ведь суть
в сказках в том, что ты сам должен
осмыслить её, и не факт, что смысл
одной сказки для разных людей
будет одним и тем же. Каждый сам
воспринимает суть в зависимости
от своего ведания. Вот послушай
следующую сказку и не думай ни
о каком смысле, думанье тормо-
зит мысль:
«Жили-были старик да стару-
ха. Было у них три сына. Старше-
го звали Боромиром, среднего —
Казимиром, а младшего — Тихо-
миром.
Как-то к ним в избу пришла
ведьма и говорит:
— Здравствуйте, люди до-
брые. Шла я к вам издалека, с ве-
стью необычною. Дочь моя Люба-
ва — красавица неописуемая, ру-
кодельница на все руки — взро-
слой стала. Добрый молодец ей в
мужья нужен. Но не любит она ни-
кого в нашей округе, и отправи-
лась я жениха ей искать. Ходила
три года и три дня, пока вашу избу
не увидала, и ведаю — здесь же-
них её живёт, но не ведаю, кого из
вас троих она полюбит.
— Не беда, — сказал Боро-
мир, — поедем к ней вместе, и ко-
го из нас она полюбит, тот и жени-
хом ей будет.
— Поехать-то можно, да не
увидит она вас. Пока я искала ей
доброго молодца, приезжал сва-
таться к ней Кощей Бессмертный.
Отказала она извергу окаянному.
Осерчал тогда Кощей и наложил
на Любаву заклятие страшное: ви-
дит она теперь не людей, а чудо-
вищ ужасных. Расколдовать её мо-
жет только поцелуй того, кого по-
любит Любава. А нежели поцелует
другой, то смерть ожидает его от
её красоты.
Интересно стало братьям: что
за девица такая живёт, которая
замуж ни за кого не идёт, и како-
ва красота бывает, что убить мо-
жет. Сели они на коней и поехали
с ведьмой к дочери её.
Долго ли, коротко ли, въезжа-
ют братья в деревню, а в деревне
той на окраине терем стоит. В те-
реме том у окна девица сидит кра-
соты необыкновенной. Как уви-
дали её братья, онемели. Забыли,
что поцелуй с Любавой смертью
обернуться может.
Стеганул старший брат коня
своего и галопом к окошку поска-
кал. Спрыгнул с коня и в губы алые
девицу целует. Оттолкнула Люба-
ва Боромира, взглянула не него
глазами, ужаса полными. Не смог
Боромир этого взгляда выдержать
и замертво упал. А красавица в те-
рем убежала. Похоронили братья
Боромира под курганом, и гово-
рит Казимир Тихомиру:
— Нечего нам делать здесь,
тут гибелью пахнет. Поехали до-
мой!
—Поехали.
Сели они на коней и отправи-
лись в путь-дорогу. Но, проезжая
мимо терема, не удержался Ка-
зимир, взглянул на окошко, у ко-
торого старший брат дух испу-
стил. Увидал красавицу и не смог
с собой совладать. За уздцы потя-
нул, стеганул коня своего вороно-
го, ударил пятками по рёбрам и к
окну устремился. Подскочил к те-
рему и поцеловал девицу в гу-
бы алые. Оттолкнула Любава Ка-
зимира, взглянула на него глаза-
ми, ужаса полными. Не смог Ка-
зимир этого взгляда выдержать и
замерт­во упал. А красавица в те-
рем убежала.
Закручинился Тихомир. Похо-
ронил брата своего под курганом
и отправился было домой. Но по-
дошла к нему ведьма и говорит:
— Не губи, добрый молодец,
меня и дочь мою. Один ты остал-
ся—ты и жених ей. Поцелуешь—
заклятие Кощеево рассеется и сам
счастлив будешь!
— Ладно.
Подошёл Тихомир к окну и по-
целовал в губы алые Любаву. Це-
лует и оторваться не может, боль-
но поцелуй сладок. А когда взгля-
нул на красавицу, то в глазах её
любовь узрел. Любава и говорит
Тихомиру:
— Возьми меня с собой, буду
тебе женой верной, жизни теперь
без тебя не вижу!
Сели они на коней и поскакали
домой. Свадьбу сыграли. А затем
жили долго и счастливо».
Ратибор Удалов.
г. Пинск, Беларусь.