• 17
«Родовая Земля»
№ 11 (136), ноябрь 2015 г.
корни
традиционном
русском народ-
ном танце и о
культуре дви-
жения в част-
ности
пишут
сейчас доволь-
но часто. но мне хотелось бы по-
делиться своим личным опытом,
проанализировав 15 лет работы
в этом направлении, основываясь
на экспедиционных материалах.
пятнадцать лет назад, как и
все студенты нашего хореографи-
ческого отделения ленинградско-
го (в прошлом) института культу-
ры, я пыталась постичь искусство
танца... и всё было как будто ясно
и понятно, не попади я в свою пер-
вую фольклорную экспедицию на
псковскую землю в далёкие дере-
вушки к древним бабушкам и де-
душкам, хранителям «живой» ста-
рины. и вот тут-то всё в моей душе
перевернулось.
Я попала совсем в иной мир,
где всё по-другому. Где поют и го-
ворят, мыслят и живут иначе, чем
в городе. Мне было непонятно,
почему, отдав всю жизнь танцу и
учась этому с утра до вечера, я не
могу встать с бабушками в круг и
сплясать так же, как они. Хотя все
движения очень просты.
и тогда я поняла, что это вооб-
ще нельзя назвать движениями, то
есть их нельзя вычленить из глав-
ного. а главное — это состояние,
в котором человек находится, ког-
да поёт и танцует. но это был лишь
один ответ на мои многочислен-
ные вопросы. и начались поездки
по различным деревням страны.
началась учёба у замечатель-
ных учителей, носителей наших
традиций, в вологодской, ленин-
градской, псковской, алтайской,
пензенской, Белгородской, кур-
ской, архангельской «губерниях».
анализируя экспедиционный
опыт, я прихожу к выводу, что есть
основные принципы в русском на-
родном танце, которые в корне от-
личаются от академических прин-
ципов обучения танцу в наших хо-
реографических учебных заведе-
ниях. в чём эти отличия?
начнём с того, что каждый учи-
тель этого направления должен
понимать, что фольклор — это
не искусство, а культура. и нужно
жить этим, а не просто «рядить-
ся» в костюмы ради выступлений.
итак...
первоначально танец в любой
древней культуре был обращён к
Богу, к природе и нёс ритуальный
смысл. то есть человек или груп-
па людей была как центральное
звено в неразрывной цепи меж-
ду небом и землёй. подтвержде-
ние этому я нахожу и в наши дни,
наблюдая, к примеру, как водятся
курские «карагоды», поморские
«столбы» или псковский «кружок».
когда начинает звучать музы-
ка, либо песня, либо просто ритм,
человек через этот ритм попадает
в особое состояние, где он ощуща-
ет связь и с небом, и с «корнями»,
и вообще со всем окружающим
(через свою душу).
если я говорю о «корнях», то
имею в виду ту силу, которая исхо-
дит от земли нашей. и если я гово-
рю о «небе», то имею в виду русь
святую, которая находится над
землёю русской и сохраняет в себе
всё благое, что накоплено нашими
предками за многие тысячелетия.
и особенно в древних песнях, пля-
сках происходит такая связь. она
ощущается как некая очищающая
сила. так, например, на вологод-
чине рассказывают плясуны: «пля-
шешь, и волосы дыбом встают, а ты
как летишь». Можно называть это
по-разному. но речь идёт о вполне
реальных ощущениях, очень тес-
но связанных с силой русского ду-
ха. правда, такой связи не проис-
ходит, если человек закомплексо-
ван, так как «каналы», по которым
течёт эта жизненная сила, у него
перекрыты.
и восприятие, и самовыраже-
ние должны происходить именно
через душу, так как это есть центр
человека. и тогда всё становится
гармоничным.
правда, часто встречаются лю-
ди, которые просят объяснить та-
кое восприятие — «через душу».
и, к сожалению, многие даже не
понимают, о чём идёт речь. они ни
разу не ощущали тепла своей ду-
ши. душа закрыта. а это уже яркий
показатель того, насколько мы со
своим техническим прогрессом
далеко ушли от природы и от на-
ших предков.
а теперь я попробую обоб-
щить сказанное и сформулиро-
вать первый принцип:
1. чтобы человек мог пропу-
стить через себя то, что исходит от
наших корней, и ощутить это осо-
бое состояние, он должен быть
открытым, то есть свободным во
всех смыслах — и эмоционально,
и физически, и энергетически, и
мысленно, и нравственно, а глав-
ное — духовно.
вот один из примеров того,
как наших детей уже с детства за-
комплексовывают и прививают
им неестественную координацию
во всевозможных танцевальных
кружках, балетных студиях и мно-
гочисленных спортивных секци-
ях. возьмём конкретно постанов-
ку корпуса при академическом
обучении: «колени выпрямлены,
ягодичные мышцы подобраны:
живот втянут, плечи опущены, шея
вытянута...» одним словом, пол-
ный зажим, так как энергия уже не
может свободно циркулировать
по нашему телу. в результате че-
ловек по всем «каналам» и основ-
ным «энергетическим центрам»
перекрыт, а значит, танцует или,
лучше сказать, двигается, искусст-
венно, за счёт своих сил. и уже не
сможет ощутить того, что исходит
от земли, неба, солнца, воды.
что об этом говорят деревен-
ские исполнители? «Стой, дев-
ка, свободно. расти вверх. коле-
ни тож свободные, не сгибай и не
втягивай. и как бы стакан на голо-
ву поставь с водой. Это совсем хо-
рошо. выбивае и не топчется на
ней ничего. а руки? ты с руками
как лятишь...» (Белгородская обл.).
и вы попробуйте походить со ста-
каном на голове. Сразу же всё на
месте: и осанка, и спина, и живот,
и при этом внутренняя свобода.
2. любое движение должно
происходитькакимпульс-расслаб-
ление.
Суть заключается в следую-
щем. человек находится в свобод-
ном состоянии. импульс рождает-
ся в солнечном сплетении и мгно-
венно распространяется по всему
телу. далее следует расслабление.
но над всем этим можно и не за-
думываться, так как импульсы по-
сылает нам мелодия либо просто
ритм. и нужно настолько гармо-
нично сливаться с ритмом, чтобы
он жил внутри нас.
кстати, этот принцип «ритма»
(я не замахиваюсь на слово «за-
кон») присутствует во всём. вдох-
выдох. день-ночь. и во всём этом
прослеживаются толчок и отдых.
3. при всём своём желании,
я не смогла вспомнить ни одно-
го исполнителя в деревне, кото-
рый бы не импровизировал. и на-
оборот. Среди хореографов-про-
фессионалов это редкость. а ведь
именно через импровизацию рас-
крывается индивидуальность че-
ловека, его душа.
здесь самое время вспомнить
наши псевдофольклорные празд-
ники «плясуна», где через сцену
проходят сотни танцоров и все —
на одно лицо (поверьте, не хочу
никого обвинять, хочу лишь объ-
яснить).
4. после многочисленных рас-
спросов про старину очень захо-
телось прожить весь год так, как
проживали его раньше: со всеми
постами и праздниками. а про-
жив это, приходишь к выводу, что
всему своё время. и это уже дру-
гой принцип — своевременности
(так как в фольклор играть нель-
зя). к примеру, в поморье прошу
бабушку спеть песню «расцвели да
повяли цветочки», а она мне: «вот
осенью приедешь, тогда и спою
про повядшие цветочки». или на
псковщине: «Бабушка, спойте, по-
жалуйста, масленку!» — «а ты, ми-
лая, в масленицу приезжай».
и начинаешь понимать, что
для них это не игра, а жизнь. по-
этому-то масленицу интересно
праздновать на масляной неде-
ле... и на живой вечерине сидеть
гораздо интереснее, чем на сцене.
5. как это ни странно, а для не-
которых, может быть, даже пара-
доксально, радость и удовольст-
вие у народных исполнителей в
танце или песне — это не эмоцио-
нальная взвинченность и не «пси-
хическая атака», как это сейчас не-
редко случается с фольклорными
ансамблями, а внутренний свет и
душевное спокойствие, даже ког-
да это очень громкое исполнение.
а чтобы этому научиться, нуж-
но живое общение. и это уже но-
вый принцип — принцип живой
передачи от исполнителя к испол-
нителю. по нотам или описаниям
танцев эта «живая сила» не пере-
даётся.
Говоря об этом принципе, не
могу не затронуть очень боль-
ную проблему — общение с ис-
полнителями в деревне. они по-
рой очень справедливо отзыва-
ются о нас: «Ходят тут, спрашива-
ют. они за это деньги получают, а
мы им — пой». значит, не остави-
ли эти «фольклористы» душевно-
го тепла после себя. а ведь нужно,
как известно, не только брать, но
и отдавать... Мы стараемся давать
концерты, помогать по хозяйству,
писать письма, и мы в ответе за ка-
ждую встречу, за каждую поездку.
6. Шестой принцип я бы назва-
ла принципом органичности и це-
лостности восприятия. невозмож-
но заниматься только танцами и
не петь или, по крайней мере, не
испытывать интереса к песне. не-
возможно петь только частушки и
не слушать былин, баллад, духов-
ных песен. не должно быть вы-
членения чего-то одного из обще-
го. и как яркий пример тому — та-
лантливые исполнители, которые
очень часто сочетают в себе спо-
собности певца, плясуна, игрока,
сказочника и даже ремесленника.
оказывается, фольклор не
только жив, но и продолжает раз-
виваться. Я бы сказала так, что
фольклор — это музыка земли.
и через эту музыку от земли ис-
ходят токи, которые тревожат на-
ши души, и мы не можем оставать-
ся равнодушными, слушая её. но
стоит изменить одну-две ноты не
в соответствии с традицией (ска-
жем, для красоты) — и сердце на-
ше молчит. Мелодия умирает. так,
например, под «камаринскую»,
обработанную по всем классиче-
ским канонам, мне никогда пля-
сать не хотелось.
7. Следующий принцип вы-
текает из предыдущего: чело-
век должен вырасти на традиции.
творчество, не связанное с тра-
диционной культурой, зависит от
личности. Уходит с арены талан-
тливая личность, и вместе с ней
как бы угасает этот жанр. такое
творчество может передаваться
только от таланта к таланту. а вот
фольклор, в отличие от академи-
ческих законов, обладает живой
передачей. он может передавать-
ся от всех всем, из поколения в по-
коление. он в наших генах.
и вот здесь — новая пробле-
ма: подготовка учителей или, луч-
ше сказать, переподготовка, так
как очень многие должны пере-
учиваться. а это сложно.
так, например, тяжелей всего
для меня общение с «родными»
хореографами. Сколько мы ни пы-
тались в различных танцевальных
коллективах водить хороводы, ка-
дрили, «шены»—нет глубины, нет
искреннего удовольствия. есть
работа. есть шаблонная эмоцио-
нальность. и, что самое грустное,
они не чувствуют радости обще-
ния, танцуя друг с другом. правда,
танцоры, которые ездили в экспе-
диции, разделяют мои взгляды,
хотя таких очень мало.
Галина еМеЛЬяноВА,
ведущий этнохореограф России,
руководитель фольклорно-этногра-
фического ансамбля «Китеж».
http://cont.ws/post/135366.
«Хоровод в Курской губернии».
Константин Трутовский. 1860 г.