«Родовая Земля»
№ 11 (136), ноябрь 2015 г.
18 • летопиСЬ
«Красавица народная»
великий
древнеиндийский
эпос Махабхарата считается ве-
личайшим памятником культу-
ры, науки и истории предков всех
индоевропейских народов. изна-
чально это было повествование о
междоусобице народов куру, жив-
ших более 5 тысяч лет назад меж-
ду «индом и Гангом». до нас Ма-
хабхарата дошла в 200 тысячах
строк стихов в 18-ти книгах. в од-
ной из них — «лесной» — описа-
ны священные реки страны древ-
них арьев, которая в эпосе назы-
валась «Бхаратой». завершающим
событием повествования Махаб-
хараты была битва на курукшетре
в 3102 г. до н. э. однако, как сви-
детельствуют данные науки, арий-
ских племен на территории ира-
на и индостана в 3102 году до н. э.
ещё не было, так как жили они тог-
да ещё на своей прародине.
но где же она находилась?
как известно, великая русская
река — волга вплоть до II в. н. э.
носила имя «ранха» (или «ра»), под
которым её знала священная кни-
га зороастрийцев авеста. но ведь
«Ганга» — это лишь слегка из-
менённая авестийская «ранха».
она же — нынешняя русская ре-
ка волга, название которой с сан-
скрита переводится как «прекрас-
ная» (на санскрите «valga»)!
Древняя Ямуна
страны Брахмы
как повествует авеста, по бе-
регам моря ворукаша («Молоч-
ного моря» Махабхараты) и ре-
ки ранхи располагался ряд арий-
ских стран от арьянам ваэджа на
крайнем Севере до семи индий-
ских стран на юге, за ранхой. Эти
же семь стран упоминаются в ри-
гведе и Махабхарате как земли
между Гангой и Ямуной, на курук-
шетре. о них говорится: «прослав-
ленная курукшетра, все живые су-
щества, стоит только прийти туда,
избавляются от грехов», или «ку-
рукшетра — святой алтарь Брах-
мы; туда являются святые брахма-
ны — мудрецы. кто поселился на
курукшетре, тот никогда не узна-
ет печали».
так что же это за реки — Ганга
и Ямуна, между которыми лежала
страна Брахмы?
ранха (Ганга) — это волга. но
древнеиндийские предания назы-
вают Ямуну единственным круп-
ным притоком Ганга, текущим с
юго-запада. посмотрим на карту,
и нам станет сразу ясно, что древ-
няя Ямуна — это наша с вами ока!
возможно ли это? Судя по всему,
да! не случайно в течении оки то
там, то здесь попадаются реки с
названиями Ямна, Ям, има. и бо-
лее того, согласно арийским тек-
стам, вторым именем реки Яму-
ны было кала. так вот, до сих пор
устье оки называется местными
жителями устьем калы.
Пра и сегодня Пра
Согласно Махабхарате, неког-
да к югу от священного леса ка-
мьяка текла в Ямуну река праве-
ни (то есть «пра»-река), а рядом
располагалось озеро Годавари (на
санскрите «вара» — круг).
а что же сегодня? и сегодня к
югу от владимирских лесов течёт
в оку (бывшую Ямуну) река пра. и
по-прежнему здесь же располага-
ется круглое озеро Годь.
И всё такие же
«неблагодарные»
Махабхарата рассказывает, как
некогда, в предавние времена, му-
дрец каушика во время засухи об-
воднил реку пару. позже люди пе-
реименовали за этот подвиг ре-
ку пару в каушику — в честь это-
го мудреца. та река текла с юга в
Ямуну. далее эпос сообщает, что
«неблагодарные местные жители
всё равно называли реку парой».
и что же? Сегодня, как и тысячи
лет назад, в реку оку (Ямуну) впа-
дает река, которую и по сей день
местные жители называют пара.
как видите, они так и остались «не-
благодарными» по отношению к
каушике, эти местные жители.
Эта редкая буква «Ф»
в санскрите, как и в русском
языке, слова с начальной буквы
«Ф» чрезвычайно редки. напри-
мер, из списка приведённых в Ма-
хабхарате рек только одна в на-
чале своего названия имеет бук-
ву «Ф» — Фальгуна. Согласно Ма-
хабхарате, река Фальгуна впада-
ла в реку Сарасвати, а та, соглас-
но древнеарийским текстам, бы-
ла единственной большой рекой,
текшей к северу от Ямуны и к югу
от Ганги и впадавшей в Ямуну у её
устья. если мы правы, то согласно
нашим представлениям, этой ре-
кой сегодня может быть только са-
мый крупный и полноводный ле-
вобережный приток оки, то есть
современная клязьма. клязьма
течёт именно к северу от оки и к
югу от волги. и что же? Среди со-
тен притоков клязьмы сегодня
только один носит название, начи-
нающееся с буквы «Ф». что это за
река? Фалюгин! за 5 000 лет столь
необычное название древней ре-
ки фактически не изменилось.
Поочье — некогда
древняя земля Бхарата
в волго-окском междуречье
есть множество рек, над «гипер-
борейскими» именами которых
тысячелетия оказались не власт-
ны. и для доказательства этого не
требуется особых усилий. доста-
точно сравнить названия рек сов-
ременного поочья с названиями
«священных криниц» (водоёмов)
в Махабхарате, точнее, в той её ча-
сти, которая известна как «Хожде-
ние по криницам». именно в «Хо-
ждении по криницам» дано опи-
сание более 200 священных во-
доёмов древнеарийской земли
Бхараты в бассейнах Ганга и Яму-
ны по состоянию на 3150 г. до
н. э. Сравнивайте и делайте выво-
ды сами (сначала приводятся на-
звания «священных криниц» Ма-
хабхараты, затем даётся название
одного из водоёмов современно-
го поочья):
агастья — агашка, акша —
акша, апага — апака, арчика —
арчиков, асита — асата, ахалья
— ахаленка, вадава — вад, ва-
мана — вамна, ванша — ванша,
вараха — варах, варадана — ва-
радуна, кавери — каверка, кеда-
ра — киндра, Хубджа — кубджа,
кумара — кумарёвка, кушика —
кушка, Мануша — Манушинской,
париплава — плава, плакша —
плакса, оз. рама — оз. рама, Сита
— Сить, Сома — Сомь, Сутиртха
— Сутертки, тушни — тушина, Ур-
вашн — Урвановский, Ушанас —
Ушанес, Шанкхини — Шанкини,
Шона — Шана, Шива — Шивская,
Якшини — Якшина.
Может показаться удивитель-
ным, но мы имеем дело не только
с почти буквальным совпадени-
ем названий «священных криниц»
Махабхараты с названием рек сов-
ременной Средней россии, но да-
же и с точным соответствием их
взаимного расположения.
Была Матура —
теперь Липецк
в россии на реке воронеж на-
ходится крупный город липецк.
нет, этого названия вы не отыще-
те в Махабхарате. но зато вы най-
дёте там название города Матура
(Матхура) — одного из семи свя-
щенных городов древних арьев.
Эпос говорит о том, что для захва-
та Матуры необходимо было вна-
чале овладеть пятью возвышен-
ностями в его окрестностях. но
и по сей день в реку воронеж у
липецка впадает река Матыра и,
как и много тысяч лет назад, пять
холмов к северу от липецка про-
должают господствовать над до-
линой.
Крапивна.
Город матсьев Уплава?
в одной из книг Махабхараты
рассказывается о городе Уплава,
бывшем некогда столицей наро-
да матсьев, проживавших в цар-
стве вираты (на санскрите слово
«вирата» означает «крапива»). на-
род «матсьи» упоминается в риг-
веде, каушитаки упанишаде, в Го-
патхе брахмане, в Ману санхите и
Шатапатха брахмане. Махабхарата
(книга «Сауптикапарва» — «книга
о нападении на спящих») сообща-
ет о матсьи как о союзниках пан-
давов во время кровопролитной
битвы на поле курукшетры.
в современной тульской обла-
сти россии есть город крапивна.
Считается, что название этого го-
рода произошло от густых порос-
лей крапивы в здешних местах.
Сохранилась и другая, возможно,
сакральная версия происхожде-
ния названия города (так как ча-
сто в старых документах крапивна
пишется через «о» — «кропивна»)
— от слова «кропить», в смыс-
ле освящать». но самое удиви-
тельное, что стоит этот тульский
город на месте слияния двух рек...
Упы и плавы.
Пур-Наволок —
город Архангельск
Говоря о географических на-
званиях русского Севера, мы всег-
да должны помнить научное поло-
жение, утверждающее, что на гро-
мадных просторах европейской
россии, вплоть до крайних север-
ных областей, господствуют назва-
ния, в основе которых лежит ка-
кой-то древний индоевропейский
язык. Это положение было сфор-
мулировано академиком а. и. Со-
болевским ещё в 1927 году в рабо-
те «названия рек и озёр русского
Севера», где он писал: «исходный
пункт моей работы — предполо-
жение, что две группы названий
(рек и озер. —
С. Ж.
) родственны
между собой и принадлежат одно-
му языку индоевропейской семьи,
который я пока, вплоть до подыс-
кания более подходящего терми-
на, именую скифским».
понятно, что древние арьи,
проживая на своей прародине (на
севере восточной европы), мест-
ные реки и озёра называли на
своём родном языке. но вот во-
прос—были ли у них в то далёкое
время (до II тыс. до н. э.) горо-
да или же они жили «зверинским
образом»? официальная истори-
ческая наука утверждает, что до
прихода на европейский Север
славян из новгородских и подне-
провских земель никаких городов
здесь не было и быть не могло. ну
какие города у «бродячих охотни-
ков, рыбаков и собирателей даров
природы», коими были, по широ-
ко распространённым до недав-
него времени представлениям,
древние жители этих мест?
для современного прояснения
ситуации откроем «Санскритско-
русский словарь» в. а. кочерги-
ной, изданный в 1987 году. в сло-
варе 30 000 слов, и среди них на-
ходим такие как: «puru» — чело-
век, племя; «puru» — род, племя;
«paurana» — древний, старинный;
«paura» — городской, горожанин;
«paurika» — горожанин и, нако-
нец, «paura-janapada», что значит
— «горожане и сельские жите-
ли». таким образом, на санскри-
те — священном языке древнеа-
рийской культуры — слово «pur»
означает «город», из чего следу-
ет, что уже на своей приполярной
прародине арьи разделялись в
том числе и на «горожан».
в современной индии немало
городов, названия которых закан-
чиваются термином «пур»: наг-
пур (змеиный город), райпур (из-
обильный город), Мадхупур (Ме-
довый город).
возвращаясь на наш Север,
обратим внимание на замечатель-
ный севернорусский город архан-
гельск. знаете ли вы, что до того,
как стать архангельском, он носил
другое имя — пур-наволок? что
ещё во второй половине ХIХ века в
вологодской, архангельской, оло-
нецкой губерниях были нередки
такие вот названия сёл и деревень:
пурово, пурино, пура, пурка, пур-
кино? Судя по всему, когда-то на
месте этих исторически молодых
поселений стояли очень древние
города. да, не случайно в древней-
ших скандинавских сагах Север-
ная русь носила имя Гардарики —
«Городами Богатой».
светлана ЖАРнИкоВА.
info@yperboreia.org.
www.yperboreia.org/names.asp
Издалека долго
течёт река...
Ранха
СПРАВКА
Светлана Васильевна Жарникова.
Руководитель направления «Этно-
логия» МКУ.
Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаменти-
ки (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях). Кандидат
исторических наук. С 2001 г. член Международного Клуба Учёных.
Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропей-
цев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические кор-
ни северорусского орнамента; санскритские корни в топо- и гидронимии Рус-
ского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.