Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

26 •
«Родовая Земля»
№ 12 (137), декабрь 2015 г.
оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
«Вот раньше бабы были!
В поле рожали, ребёнка пеле-
нали и дальше шли снопы вя-
зать…» — с ностальгией гово-
рят сейчас. И за этим восхище-
нием стоит плохо скрываемый
упрёк современным женщинам,
мол, «изнеженные все» и «боль-
ные». Такие трудовые подвиги
родильницами действительно
совершались, но не оттого, что
это естественно — сразу после
родов как ни в чём не бывало
работать, а потому, что жизнь
заставляла. И возводить это в
ранг эталона — безграмотно.
На самом деле
история сохранила литера-
турные труды, по которым можно
сделать вывод, как наши предки
рожали и рождались. например,
внучка Владимира Мономаха, Ев-
праксия, в начале 12 века написа-
ла трактат о гигиене женщины. она
отмечает, что беременная долж-
на остерегаться усталости, а после
трудов родин ей важно отдыхать
и содержать своё тело в чистоте,
то есть мыться в бане каждые три
дня. Кроме этого кормящая мать
должна получать помощь и допол-
нительное питание. о незамедли-
тельном возобновлении трудовой
деятельности — ни слова! авторы
многих последующих трудов еди-
нодушны: первые дни после родов
родильница должна провести в по-
стели. «несоблюдение этого основ-
ного гигиенического правила мо-
жет повлечь за собой, по меньшей
мере, неправильность в положе-
нии матки, причиняющее страда-
ния на всюпоследующуюжизнь, не
говоря уже о других болезнях». Это
цитата из дореволюционной книги
В. жука «Мать и дитя».
Этнографы
подтверждают:
вплоть до начала 20 века в рос-
сии женщины старались следо-
вать этим рекомендациям. и не
только дамы высших сословий.
Вот отрывок из книги В. бердин-
ского «Крестьянская цивилизация
в россии»: «…а после родов роже-
ницы кладутся на пол на ржаную
солому, где лежат неделю. Во всё
это время каждый день, по два ра-
за, согревается баня, куда она хо-
дит в самой изорванной одежде с
костылём в руке, чтобы показать,
что роды ей дались нелегко —
избежать «уроков», отчего мож-
но заболеть. из бани возвраща-
ясь, нужно опираться на плечо по-
витухи или мужа». Цитата из бро-
шюры «Самоврачевание и ското-
лечение русского старожилого на-
селения Сибири»: «Три дня, пока
делаются роженице три бани, она
должна лежать в постели. После
трёх дней, смотря по состоянию её
здоровья, бабушка или оставляет
её в постели, или советует «поха-
живать помаленьку по избе, что-
бы крови не застаивались».
резкое возвращение ново-
испечёной матери к домашним
обязанностям, не говоря уже о
работе в поле, не приветствова-
лось. Продиктовано это было за-
ботой о сохранении репродуктив-
ного здоровья женщины: чем луч-
ше восстановится организм, тем
больше шансов на благополучную
следующую беременность и ро-
ждение наследника. и — на здо-
ровую старость! несомненно, ре-
волюции и войны забирали муж-
чин, оставляя женщин один на
один с заботами о том, как про-
кормить детей. и этот непосиль-
ный труд калечил. Скептикам, что
по-прежнему твердят, как рань-
ше рожали в поле, стоит знать об
исследовании, которое провели в
80-х годах 20-го века в Чехослова-
кии. Специалисты поставили сво-
ей задачей доказать пользу ран-
него вставания после родов. жен-
щин разделили на две группы: од-
на вставала через 2–4 часа после
родов и вела обычный образ жиз-
ни, вторая оставалась в постели в
течение 2–3 суток, за мамами уха-
живал персонал. Каково же было
удивление медиков, когда после
7–9 суток оказалось, что женщи-
ны с продолжительным постель-
ным режимом чувствовали себя
лучше и объективно физически,
и субъективно эмоционально. В
этой группе было гораздо меньше
послеродовых осложнений.
Профессиональная
забота
Сейчас мало кто знает, что по-
витуха не только принимала ре-
бёнка, но и ухаживала за моло-
дой матерью. и то время, что реко-
мендовалось проводить лёжа, бы-
ло наполнено ритуалами. Само на-
звание этой «профессии» — пови-
туха —происходит от глагола «по-
вивать», то есть пеленать, завора-
чивать. Вы когда-нибудь задумы-
вались, почему? По мнению В. Да-
ля (Толковый словарь живого ве-
ликорусского языка), название
произошло от свивальника, кото-
рым бабка, принявшая роды, пе-
ленала новорождённого. Есть ещё
версия — повитуха пеленала и
женщину. от губернии к губернии,
от села к селу составляющие пови-
тушьего таинства могли меняться,
но основными всегда были баня
для родильницы, правка тела и в
завершение—пеленание, или по-
вивание, льняными полотенцами.
баня топилась по-женски мяг-
ко, чтобы в её тёплом дыхании
Ч
то это такое? Ладка живот
ладит и правит, а свива-
ние (закутывание в длин-
ный отрез ткани) закрепля-
ет эффект.
Это особая славянская техни-
ка послеродового массажа живо-
та, которая помогает вернуть жи-
вотику былую упругость, умень-
шить диастаз прямых мышц живо-
та (а порой и совсем убрать), по-
ставить смещённые внутренние
органы на место.
Эффект заметен уже после
первой процедуры, но если жи-
вотик большой, то может понадо-
биться курс (традиционно повиту-
хи делали ладку 40 дней). В идеа-
ле делается до тех пор, пока жи-
вотик не перестанет реагировать
на процедуру (заметный эффект),
то есть будет что до свивания, что
после.
Свивание заменяет после-
родовый бандаж, более того, та-
кой индивидуальный бандаж ни-
где не давит, но хорошо держит,
греет (а матке нужно тепло для
эффективного сокращения) и не
даёт органам после правки опу-
ститься вниз. Все связки после
родов находятся в особом, очень
мягком состоянии, а за время бе-
ременности органы сместились
со своих обычных мест, поэтому в
послеродовый период легко раз-
виваются опущения внутренних
органов.
Хочется напомнить, что у жен-
щины не должно быть плоско-
го живота и кубиков пресса. не-
большой расслабленный животик
— уютное местечко для маточки,
но и живота, как на 5–6 месяце бе-
ременности быть не должно, его
нужно убирать. Это признак явных
нарушений в организме.
Любите себя. Любите своё те-
ло. оно выносило и родило Че-
ловека. оно нуждается во внима-
нии. занимайтесь собой! Краси-
вая, здоровая, счастливая мама
—это счастливая семья и крепкие
отношения.
Наталья МуЛЛаГаЛИЕВа,
специалист послеродового
восстановления,
мама троих детей.
Ладка и свивание
Восстановление после родов:
традиции наших прабабушек
можно было расслабиться. Счита-
лось, что пропотевание помога-
ет изгнать «дурную кровь». С точ-
ки зрения физиологии, возмож-
но, речь шла о выходе гормонов
стресса, а также релаксина, кото-
рый к концу беременности раз-
мягчает суставы и связки для про-
хождения малыша. определённый
его уровень сохраняется несколь-
ко дней после родов, поэтому ран-
нее возвращение молодой матери
к физической активности увеличи-
вает риск смещений в организме.
В послеродовом ритуале обя-
зательно присутствовали травы—
в виде напитков, веников, расти-
раний. Секреты всех вершков и ко-
решков также помнила повитуха.
а ещё она владела, говоря совре-
менным языком, массажными тех-
никами, тогда они назывались лад-
ками да правками. Вот как специ-
алист по славянскому фольклору
б. Фрост описывает это в статье
«Пуповая баба»: «В бане же пови-
туха правит и роженицу: ставит на
место живот, расправляет пуп, по-
правляет золотник (матку), кото-
рый смещается во время родов.
Говоря современным языком, баб-
ка делала женщине массаж, но со-
провождала его различными ри-
туальными действиями и пригово-
рами». Частью таких действий ста-
новился так называемый «плач ро-
женицы», когда усталость хотелось
проговорить, а может быть, про-
плакать и быть услышанной и при-
нятой. Современным мамам часто
не хватает такого участия: пожалу-
ешься родным на отсутствие сил,
перепады настроения после ро-
ждения ребёнка, а в ответ услы-
шишь обесценивающее: «нечего
ныть, все рожали — и ничего...» о
последствиях такой «поддержки»
нетрудно догадаться.
незаменимыми помощницами
в послеродовом восстановлении
женщины становились длинные
отрезы льна — свивальники. В те-
чение нескольких дней живот туго
пеленался тканью, и в таком свое-
образном бандаже молодая ма-
ма безопасно для здоровья могла
перемещаться по дому. Ещё раз
свивальник «выходил на сцену» в
процедуре перетягивания: пови-
туха словно собирала тело, утяги-
вая его по очереди в семи зонах
— от головы до стоп. несколько
дней осмысленной заботы о здо-
ровье физическом и душевном за-
вершались обрядом размывания
рук между повитухой и женщи-
ной, когда обе просили друг у дру-
га прощения. У древнего таинства
послеродового ухода, считают эт-
нографы, было ещё одно значение
— инициация, то есть переход из
одного социального статуса в дру-
гой, посвящение.
В современном обществе ме-
ханизм инициации упростился и
потерял свой сакральный смысл,
но мы по-прежнему нуждаемся
в таких «переходах» — вспомни-
те традиции отмечать выпускной,
посвящать в студенты, надевать
белое платье на свадьбу. С точ-
ки зрения психологов, это делает
картину мира понятной и помога-
ет определить своё место в нём.
Возрождение традиций
забота о молодой матери в рус-
ской деревне удивительным обра-
зом перекликается с послеродо-
выми традициями на противопо-
ложной стороне земли — в Юж-
ной америке. В Мексике силы ро-
дильницы восстанавливали в «до-
ме горячих камней» — так пере-
водится с языка ацтеков название
местной бани «темаскаль». С помо-
щью длинных шарфов ребозо мек-
сиканские акушерки ладили тело...
Древние знания постепенно
возвращаются. Помогает в этом
информация, собранная учёными
русского Географического общест-
ва более ста лет назад, — тогда на-
чался систематический сбор све-
дений о культуре русского наро-
да. Ценным дополнением к этим
материалам становятся воспо-
минания пожилых жительниц се-
ла, записанные краеведами начи-
ная с 70-х годов XX в. большинст-
во из них выросли в многодетных
семьях, сохранявших традицион-
ный семейный уклад. их рассказы
содержат и воспоминания детских
лет, рассказы их мам и бабушек, и
опыт собственного материнства.
и сегодня мы становимся сви-
детелями того, как оживает ста-
ринное искусство помощи мате-
ри: современные повитухи прак-
тикуют, делятся полученным опы-
том и дополняют его новыми на-
ходками. Послеродовое «повива-
ние», «пеленание», «закрытие ро-
дов», «укутывание» — у совре-
менной процедуры много назва-
ний, но суть одна — поддержать
молодую маму в самом начале её
пути, помочь ей обрести ресурсы
для скорейшего эмоционального
и физического восстановления.
Татьяна ГШВЕНд,
перинатальный педагог,
мама четырёх сыновей.
http://familitet.com/article24.html
Кирилл Лемох «Новое знакомство» (1885 г.)