Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
ПУТь К СЕбЕ
если даже читатель доберётся до
конца, то вот здоровье и восприя­
тие у него будут уже не те.
8) Текст надо разбавлять щед­
рыми пробелами, картиночками,
выносками — всё ради того, что­
бы читателя не отпугнула мрачная
стена сплошного текста.
9) аккуратнее с картинками.
не должно быть никаких декора­
тивных элементов, иллюстраций,
перетягивающих на себя внима­
ние. Между прочим, в социальной
рекламе для такой аудитории ре­
комендуют не использовать, ска­
жем, фотографии курящих бере­
менных женщин или бухих синя­
ков, лежащих под лавкой. нужно
показывать только то, что вы от
аудитории хотите.
Причины
Каковы причины функцио­
нальной неграмотности? Тут учё­
ные расходятся во мнениях, но
лично я уверена, что это связа­
но с увеличившимся числом ин­
формационных потоков, обру­
шившихся на человека. Феномен
функциональной неграмотности
начал формироваться условно в
60–70­е, в момент, когда телевиде­
ние стало цветным и массово рас­
пространённым. Я пару лет назад
читала какое­то хорошее исследо­
вание из Франции, в котором ут­
верждалось, что
дети от года до
трёх, проводящие перед теле-
визором больше нескольких ча-
сов в день, утрачивали часть
когнитивных функций.
Я спрашивала знакомых педа­
гогов и педиатров, они в один го­
лос говорят, что дети, рождённые
после 2000 года, поголовно стра­
дают от СДВг, не умеют ни учить­
ся, ни концентрироваться, ни чи­
тать. одновременно с этим наблю­
дается рост социальной дезадап­
тации. Детям намного удобнее и
привычнее переписываться друг с
другом в сети, чем общаться вжи­
вую. В Японии уже сформирова­
лась культура геймеров и хикки,
не покидающих собственную ком­
нату. нас это тоже ожидает.
Дети прозябают в соцсетях,
где на тексте всё и строится. но
посмотрите лучше на уровень их
сообщений. В сети контент гене­
рируют несколько энтузиастов
да сотня­другая коммерческих
брендов, остальное — сплошной
репост. При этом не важно, что
репостит человек: котиков или
пост про бодрийяра, это в рав­
но степени может свидетельст­
вовать о функциональной негра­
мотности. не зря же новое поко­
ление сразу прозвали «убиваю­
щим раком».
Всеобщая грамотность об­
нажила тот факт, что школьное
обучение не всегда даёт на выхо­
де компетентных людей. однако
только с распространением новых
каналов коммуникации проблему
стало невозможно игнорировать.
и если сорок лет назад учёные
искали способ бороться с функци­
ональной неграмотностью, то те­
перь они ищут пути взаимодейст­
вия с ней. настолько диагноз стал
всеобщим.
Я обвиняю именно телевиде­
ние, а потом и компьютеризацию.
радио — тоже сложная штука.
Чтобы воспринимать на слух но­
вости или «беседы у камина» руз­
вельта, надо напрягаться и кон­
центрироваться. Телевидение ста­
ло первым источником информа­
ции, не требовавшим никаких уси­
лий по восприятию и анализу. Кар­
тинка заменяет дикторский текст,
экшн, частая смена кадров и деко­
раций не даёт оторваться, заску­
чать... и подумать.
Почему Стив Джобс и билл
гейтс отнимали электронные гад­
жеты у своих детей? Крис андер­
сон, запароливший домашние де­
вайсы (устройства) так, что на них
нельзя было работать больше па­
ры часов в день, рассказывал:
«Мои дети обвиняют меня и
жену в том, что мы фашисты, кото­
рые слишком озабочены техноло­
гиями. они говорят, что ни один из
их друзей не имеет подобных ог­
раничений в своей семье. Это по­
тому, что я вижу опасность чрез­
мерного увлечения интернетом
как никто другой. Я видел, с каки­
ми проблемами столкнулся я сам,
и я не хочу, чтобы эти же пробле­
мы имели мои дети».
а ведь это люди, которые, по
идее, должны боготворить новые
технологии во всех проявлениях.
будем честны, до сих пор об­
щество не выработало определён­
ной информационной культуры.
наоборот, всё становится хуже год
от года по мере того, как коммер­
чески ориентированные структу­
ры захватывают информационное
пространство. отделам рекламы
и SMM­маркетинга нужны потре­
бители. а кто ещё может стать луч­
шим потребителем, чем функци­
онально неграмотный человек?
Пусть у этих людей низкий доход,
но их легион, а из­за низкого IQ
они легко поддаются манипуляци­
ям. например, подавляющее боль­
шинство кредитных должников —
люди, которые не в состоянии пра­
вильно прочитать банковский до­
говор, прикинуть порядок выплат
и рассчитать собственный бюджет.
нищета порождает нищету. В
том числе и в интеллектуальной
сфере. Я часто вижу, как молодые
родители, чтобы избавиться от ре­
бёнка хоть на полчасика, дают ему
планшетку с играми. и это в пол­
тора­два года. Лично я начала иг­
рать и зависать перед телеком лет
в пять­шесть, но к тому моменту у
меня в сознании уже были сфор­
мированы приёмы информаци­
онной самозащиты. Я умела от­
фильтровавать рекламный мусор
и критично относиться к любым
образам на экране. Я могла скон­
центрироваться на чтении одной
книги на протяжении долгих ча­
сов. а ранний доступ к несущим
удовольствие и релаксацию ин­
формационным потокам ведёт
к стремительной деградации и
атрофии синтетических функций
мышления.
Вы, наверно, заметили, что в
мире растёт неравенство меж­
ду бедными и богатыми. Так вот, в
скором времени у 10% людей бу­
дет не только 90% богатства, но
и 90% интеллектуального потен­
циала. разрыв увеличивается. од­
ни люди становятся всё умнее, всё
ловчее оперируют безконечными
потоками информации, а другие
превращаются в безсловесный и
закредитованный скот. Причём
абсолютно по своей воле. Даже
пожаловаться некому. очевидной
связи между бедностью и функци­
ональной неграмотностью нет. го­
раздо большее значение имеет
влияние и воспитание родителей.
а также наличие функциональной
грамотности у них самих.
Помните старину Луначар-
ского? Он, возможно, открыл
лучший рецепт против любо-
го вида неграмотности. На од-
ном собрании какой-то рабочий
спросил Анатолия Васильевича:
— Товарищ Луначарский,
вот вы такой умный. Это ж
сколько институтов надо за-
кончить, чтобытаким стать?
— Всего три, — ответил
он. — Один должен закончить
ваш дед, второй—ваш отец, а
третий—вы.
Дарья СОКОЛОГОРСКАЯ.
http://syg.ma.
1. Правда
Правда повышает твою осо­
знанность, ложь понижает её.
Чем больше ты способен при­
нимать и говорить правду, тем
осознаннее становишься. Повысь
свою осознанность, открыв всю
ложь и освободившись от всех её
следов в своей жизни. Позволь это­
му происходить постепенно. Когда
растёт твоя осознанность, подлин­
ная честность приходит легко.
2. Смелость
Смелость повышает твою осо­
знанность, трусость понижает её.
Смелость — это дверь, отделя­
ющая безсознательный рост от со­
знательного. Пока ты остаёшься на
безсознательной стороне, жизнь
будет продолжать забрасывать те­
бя проблемами до тех пор, пока ты
не сделаешь шаг вперёд и не при­
мешь ответственность на себя.
Когда ты смотришь в лицо своему
страху, он исчезает, и проблемы
трансформируются в возможно­
сти. но когда ты бежишь от своих
проблем, твой страх только растёт.
3. Сочувствие
Сочувствие повышает твою
осознанность, жестокость пони­
жает её.
отличный способ стать осо­
знаннее—поискать признаки без­
сознательной жестокости и рассо­
единённости в своей жизни. Сде­
лать это может быть сложно, по­
скольку это требует ещё и смелос­
ти. Мы естественным образом со­
противляемся тому, чтобы увидеть
свою собственную жестокость, но
её просто нужно в себе открыть.
Сочувствие — это основа без­
условной любви, соединённости
со всем, что существует. Чувству­
ешь ли ты соединённость с собой?
С другими людьми? С животными?
Со всеми живыми существами? Со
всем, что существует? Чем больше
ты развиваешь эту связь, тем бо­
лее осознанным и понимающим
ты становишься.
4. Желание
желание повышает твою осоз­
нанность, апатия понижает её.
Когда тебе становится ясно,
чего ты хочешь, например, когда
ты поставил цель, ты повышаешь
свою осознанность. Ясность фоку­
сирует твой ум и даёт силу разум­
но мыслить и действовать. Ты чув­
ствуешь этот эффект всегда, когда
думаешь о чём­то, чего совершен­
но определённо хочешь.
Стремись к тому, чтобы яснее
понимать, чего на самом деле хо­
чешь больше всего, и твоя осо­
знанность увеличится.
5. Внимание
Внимание повышает твою
осознанность, рассеянность пони­
жает её.
Улучшение способности кон­
центрироваться сделает тебя
осознаннее. Возьми камень, от­
дай ему всё своё внимание цели­
ком и заметь, что происходит.
но позволь своему уму от­
влекаться, и твоя осознанность
упадёт. рассеянный ум — это без­
сильный ум.
Медитация — отличный спо­
соб тренировки внимания и со­
средоточенности. Сиди спокой­
но, дыши глубоко и сфокусируй
свой ум, насколько можешь, что­
бы очистить свой ум от отвлекаю­
щих мыслей. Этому легко научить­
ся, но на достижение мастерства
может понадобиться вся жизнь.
6. Знание
знание повышает твою осо­
знанность.
Прежде всего познай само­
го себя. Подумай глубоко о сво­
ей жизни и заведи дневник, что­
бы записывать свои мысли. зада­
вай вопросы, на которые не зна­
ешь ответа, и ищи эти ответы.
Смотри вокруг себя и впиты­
вай знания, как губка. С любопыт­
ством и интересом взаимодейст­
вуй с тем, что вокруг. изучай его.
Учись у него. Экспериментируй с
ним.
7. Разум
рациональность
повышает
твою осознанность, нелогичность
понижает её.
Логика, когда её правильно
используют, — это мощный ин­
струмент осознанности. она даёт
структуру и содержание мысли.
но большая трудность для
логики — это избежать ложных
предположений. Единственная не­
верная посылка может свести на
нет результаты в остальном логич­
ных рассуждений, плод размыш­
лений всей жизни. итак, подвергай
сомнению все свои убеждения и
никогда не доверяй слишком тем,
которые ещё не до конца ясны.
8. Осознанные люди
осознанные люди повышают
твою осознанность, неосознан­
ные понижают её.
ищи тех, кто, по­твоему, нахо­
дится на более высоком уровне
осознанности, чем ты. гово­
ри с ними, задавай им во­
просы и радуйся их при­
сутствию. заражайся их
идеями и знаниями — ты
обнаружишь, что растёшь
по всем направлениям. Ты
станешь честнее, смелее,
сострадательнее и т. д.
9. Энергия
Энергия повышает твою
осознанность, болезнь пони­
жает её.
заботься о своём физиче­
ском теле, так как это твой ос­
новной способ взаимодействия с
миром. Энергия даёт тебе непре­
рывный поток жизненного опыта.
Лишая себя энергии, ты лишаешь
пищи своё сознание.
Ешь, осознавая, что ты ешь. за­
нимайся спортом, осознавая вли­
яние, которое ты оказываешь на
своё тело и разум. Прежде чем
дать что­то своему телу, взвесь
его энергетический эффект не
только в краткосрочной, но и в
долгосрочной перспективе. Всег­
да спрашивай себя: «Это произ­
ведёт энергию или болезнь?»
10. Намерение
намерение повысить осознан­
ность повышает твою осознан­
ность, намерение понизить осо­
знанность понижает её.
осознанность имеет способ­
ность расширяться или сокра­
щаться, так же как и ты обладаешь
способностью развиваться или
совершить самоубийство. В каж­
дый момент времени у тебя есть
свобода выбора.
искренне заявляя о своём на­
мерении (или молясь): «Я хочу
стать более осознанным и более
знающим», ты запускаешь процесс
расширения своей осознанности.
намерение совершенствоваться
в любой из девяти предыдущих
сфер принесёт похожий эффект.
Стив ПАВЛИНА.
www.stevepavlina.com
От редакции.
от себя мы бы
добавили в этот список ещё
11. СОМНЕНИЕ и САМОСТОЯ-
ТЕЛЬНОСТЬ.
Всегда задавайся во­
просом: «зачем я это делаю? По­
чему делаю именно этим спосо­
бом, именно этими средствами?»
объяснение типа «я так хочу» не
подходит, избегай самонадеянно­
сти. Веди себя как инженер­кон­
структор. Всё должно быть обос­
новано и объяснено. Все решения
принимай только самостоятельно
и избегай эффекта толпы. Старай­
ся всё всегда делать по­другому,
не так, как принято, не
так, как сделал бы
«на автомате».
Как повысить
осознанность