• 27
«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
ПУТь К СЕбЕ
если даже читатель доберётся до
конца, то вот здоровье и восприя
тие у него будут уже не те.
8) Текст надо разбавлять щед
рыми пробелами, картиночками,
выносками — всё ради того, что
бы читателя не отпугнула мрачная
стена сплошного текста.
9) аккуратнее с картинками.
не должно быть никаких декора
тивных элементов, иллюстраций,
перетягивающих на себя внима
ние. Между прочим, в социальной
рекламе для такой аудитории ре
комендуют не использовать, ска
жем, фотографии курящих бере
менных женщин или бухих синя
ков, лежащих под лавкой. нужно
показывать только то, что вы от
аудитории хотите.
Причины
Каковы причины функцио
нальной неграмотности? Тут учё
ные расходятся во мнениях, но
лично я уверена, что это связа
но с увеличившимся числом ин
формационных потоков, обру
шившихся на человека. Феномен
функциональной неграмотности
начал формироваться условно в
60–70е, в момент, когда телевиде
ние стало цветным и массово рас
пространённым. Я пару лет назад
читала какоето хорошее исследо
вание из Франции, в котором ут
верждалось, что
дети от года до
трёх, проводящие перед теле-
визором больше нескольких ча-
сов в день, утрачивали часть
когнитивных функций.
Я спрашивала знакомых педа
гогов и педиатров, они в один го
лос говорят, что дети, рождённые
после 2000 года, поголовно стра
дают от СДВг, не умеют ни учить
ся, ни концентрироваться, ни чи
тать. одновременно с этим наблю
дается рост социальной дезадап
тации. Детям намного удобнее и
привычнее переписываться друг с
другом в сети, чем общаться вжи
вую. В Японии уже сформирова
лась культура геймеров и хикки,
не покидающих собственную ком
нату. нас это тоже ожидает.
Дети прозябают в соцсетях,
где на тексте всё и строится. но
посмотрите лучше на уровень их
сообщений. В сети контент гене
рируют несколько энтузиастов
да сотнядругая коммерческих
брендов, остальное — сплошной
репост. При этом не важно, что
репостит человек: котиков или
пост про бодрийяра, это в рав
но степени может свидетельст
вовать о функциональной негра
мотности. не зря же новое поко
ление сразу прозвали «убиваю
щим раком».
Всеобщая грамотность об
нажила тот факт, что школьное
обучение не всегда даёт на выхо
де компетентных людей. однако
только с распространением новых
каналов коммуникации проблему
стало невозможно игнорировать.
и если сорок лет назад учёные
искали способ бороться с функци
ональной неграмотностью, то те
перь они ищут пути взаимодейст
вия с ней. настолько диагноз стал
всеобщим.
Я обвиняю именно телевиде
ние, а потом и компьютеризацию.
радио — тоже сложная штука.
Чтобы воспринимать на слух но
вости или «беседы у камина» руз
вельта, надо напрягаться и кон
центрироваться. Телевидение ста
ло первым источником информа
ции, не требовавшим никаких уси
лий по восприятию и анализу. Кар
тинка заменяет дикторский текст,
экшн, частая смена кадров и деко
раций не даёт оторваться, заску
чать... и подумать.
Почему Стив Джобс и билл
гейтс отнимали электронные гад
жеты у своих детей? Крис андер
сон, запароливший домашние де
вайсы (устройства) так, что на них
нельзя было работать больше па
ры часов в день, рассказывал:
«Мои дети обвиняют меня и
жену в том, что мы фашисты, кото
рые слишком озабочены техноло
гиями. они говорят, что ни один из
их друзей не имеет подобных ог
раничений в своей семье. Это по
тому, что я вижу опасность чрез
мерного увлечения интернетом
как никто другой. Я видел, с каки
ми проблемами столкнулся я сам,
и я не хочу, чтобы эти же пробле
мы имели мои дети».
а ведь это люди, которые, по
идее, должны боготворить новые
технологии во всех проявлениях.
будем честны, до сих пор об
щество не выработало определён
ной информационной культуры.
наоборот, всё становится хуже год
от года по мере того, как коммер
чески ориентированные структу
ры захватывают информационное
пространство. отделам рекламы
и SMMмаркетинга нужны потре
бители. а кто ещё может стать луч
шим потребителем, чем функци
онально неграмотный человек?
Пусть у этих людей низкий доход,
но их легион, а изза низкого IQ
они легко поддаются манипуляци
ям. например, подавляющее боль
шинство кредитных должников —
люди, которые не в состоянии пра
вильно прочитать банковский до
говор, прикинуть порядок выплат
и рассчитать собственный бюджет.
нищета порождает нищету. В
том числе и в интеллектуальной
сфере. Я часто вижу, как молодые
родители, чтобы избавиться от ре
бёнка хоть на полчасика, дают ему
планшетку с играми. и это в пол
торадва года. Лично я начала иг
рать и зависать перед телеком лет
в пятьшесть, но к тому моменту у
меня в сознании уже были сфор
мированы приёмы информаци
онной самозащиты. Я умела от
фильтровавать рекламный мусор
и критично относиться к любым
образам на экране. Я могла скон
центрироваться на чтении одной
книги на протяжении долгих ча
сов. а ранний доступ к несущим
удовольствие и релаксацию ин
формационным потокам ведёт
к стремительной деградации и
атрофии синтетических функций
мышления.
Вы, наверно, заметили, что в
мире растёт неравенство меж
ду бедными и богатыми. Так вот, в
скором времени у 10% людей бу
дет не только 90% богатства, но
и 90% интеллектуального потен
циала. разрыв увеличивается. од
ни люди становятся всё умнее, всё
ловчее оперируют безконечными
потоками информации, а другие
превращаются в безсловесный и
закредитованный скот. Причём
абсолютно по своей воле. Даже
пожаловаться некому. очевидной
связи между бедностью и функци
ональной неграмотностью нет. го
раздо большее значение имеет
влияние и воспитание родителей.
а также наличие функциональной
грамотности у них самих.
Помните старину Луначар-
ского? Он, возможно, открыл
лучший рецепт против любо-
го вида неграмотности. На од-
ном собрании какой-то рабочий
спросил Анатолия Васильевича:
— Товарищ Луначарский,
вот вы такой умный. Это ж
сколько институтов надо за-
кончить, чтобытаким стать?
— Всего три, — ответил
он. — Один должен закончить
ваш дед, второй—ваш отец, а
третий—вы.
Дарья СОКОЛОГОРСКАЯ.
http://syg.ma.
1. Правда
Правда повышает твою осо
знанность, ложь понижает её.
Чем больше ты способен при
нимать и говорить правду, тем
осознаннее становишься. Повысь
свою осознанность, открыв всю
ложь и освободившись от всех её
следов в своей жизни. Позволь это
му происходить постепенно. Когда
растёт твоя осознанность, подлин
ная честность приходит легко.
2. Смелость
Смелость повышает твою осо
знанность, трусость понижает её.
Смелость — это дверь, отделя
ющая безсознательный рост от со
знательного. Пока ты остаёшься на
безсознательной стороне, жизнь
будет продолжать забрасывать те
бя проблемами до тех пор, пока ты
не сделаешь шаг вперёд и не при
мешь ответственность на себя.
Когда ты смотришь в лицо своему
страху, он исчезает, и проблемы
трансформируются в возможно
сти. но когда ты бежишь от своих
проблем, твой страх только растёт.
3. Сочувствие
Сочувствие повышает твою
осознанность, жестокость пони
жает её.
отличный способ стать осо
знаннее—поискать признаки без
сознательной жестокости и рассо
единённости в своей жизни. Сде
лать это может быть сложно, по
скольку это требует ещё и смелос
ти. Мы естественным образом со
противляемся тому, чтобы увидеть
свою собственную жестокость, но
её просто нужно в себе открыть.
Сочувствие — это основа без
условной любви, соединённости
со всем, что существует. Чувству
ешь ли ты соединённость с собой?
С другими людьми? С животными?
Со всеми живыми существами? Со
всем, что существует? Чем больше
ты развиваешь эту связь, тем бо
лее осознанным и понимающим
ты становишься.
4. Желание
желание повышает твою осоз
нанность, апатия понижает её.
Когда тебе становится ясно,
чего ты хочешь, например, когда
ты поставил цель, ты повышаешь
свою осознанность. Ясность фоку
сирует твой ум и даёт силу разум
но мыслить и действовать. Ты чув
ствуешь этот эффект всегда, когда
думаешь о чёмто, чего совершен
но определённо хочешь.
Стремись к тому, чтобы яснее
понимать, чего на самом деле хо
чешь больше всего, и твоя осо
знанность увеличится.
5. Внимание
Внимание повышает твою
осознанность, рассеянность пони
жает её.
Улучшение способности кон
центрироваться сделает тебя
осознаннее. Возьми камень, от
дай ему всё своё внимание цели
ком и заметь, что происходит.
но позволь своему уму от
влекаться, и твоя осознанность
упадёт. рассеянный ум — это без
сильный ум.
Медитация — отличный спо
соб тренировки внимания и со
средоточенности. Сиди спокой
но, дыши глубоко и сфокусируй
свой ум, насколько можешь, что
бы очистить свой ум от отвлекаю
щих мыслей. Этому легко научить
ся, но на достижение мастерства
может понадобиться вся жизнь.
6. Знание
знание повышает твою осо
знанность.
Прежде всего познай само
го себя. Подумай глубоко о сво
ей жизни и заведи дневник, что
бы записывать свои мысли. зада
вай вопросы, на которые не зна
ешь ответа, и ищи эти ответы.
Смотри вокруг себя и впиты
вай знания, как губка. С любопыт
ством и интересом взаимодейст
вуй с тем, что вокруг. изучай его.
Учись у него. Экспериментируй с
ним.
7. Разум
рациональность
повышает
твою осознанность, нелогичность
понижает её.
Логика, когда её правильно
используют, — это мощный ин
струмент осознанности. она даёт
структуру и содержание мысли.
но большая трудность для
логики — это избежать ложных
предположений. Единственная не
верная посылка может свести на
нет результаты в остальном логич
ных рассуждений, плод размыш
лений всей жизни. итак, подвергай
сомнению все свои убеждения и
никогда не доверяй слишком тем,
которые ещё не до конца ясны.
8. Осознанные люди
осознанные люди повышают
твою осознанность, неосознан
ные понижают её.
ищи тех, кто, потвоему, нахо
дится на более высоком уровне
осознанности, чем ты. гово
ри с ними, задавай им во
просы и радуйся их при
сутствию. заражайся их
идеями и знаниями — ты
обнаружишь, что растёшь
по всем направлениям. Ты
станешь честнее, смелее,
сострадательнее и т. д.
9. Энергия
Энергия повышает твою
осознанность, болезнь пони
жает её.
заботься о своём физиче
ском теле, так как это твой ос
новной способ взаимодействия с
миром. Энергия даёт тебе непре
рывный поток жизненного опыта.
Лишая себя энергии, ты лишаешь
пищи своё сознание.
Ешь, осознавая, что ты ешь. за
нимайся спортом, осознавая вли
яние, которое ты оказываешь на
своё тело и разум. Прежде чем
дать чтото своему телу, взвесь
его энергетический эффект не
только в краткосрочной, но и в
долгосрочной перспективе. Всег
да спрашивай себя: «Это произ
ведёт энергию или болезнь?»
10. Намерение
намерение повысить осознан
ность повышает твою осознан
ность, намерение понизить осо
знанность понижает её.
осознанность имеет способ
ность расширяться или сокра
щаться, так же как и ты обладаешь
способностью развиваться или
совершить самоубийство. В каж
дый момент времени у тебя есть
свобода выбора.
искренне заявляя о своём на
мерении (или молясь): «Я хочу
стать более осознанным и более
знающим», ты запускаешь процесс
расширения своей осознанности.
намерение совершенствоваться
в любой из девяти предыдущих
сфер принесёт похожий эффект.
Стив ПАВЛИНА.
www.stevepavlina.com
От редакции.
от себя мы бы
добавили в этот список ещё
11. СОМНЕНИЕ и САМОСТОЯ-
ТЕЛЬНОСТЬ.
Всегда задавайся во
просом: «зачем я это делаю? По
чему делаю именно этим спосо
бом, именно этими средствами?»
объяснение типа «я так хочу» не
подходит, избегай самонадеянно
сти. Веди себя как инженеркон
структор. Всё должно быть обос
новано и объяснено. Все решения
принимай только самостоятельно
и избегай эффекта толпы. Старай
ся всё всегда делать подругому,
не так, как принято, не
так, как сделал бы
«на автомате».
Как повысить
осознанность