Стр. 7 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 7
«Родовая Земля»
№ 8 (145), август 2016 г.
назад к истокам
Д
есять лет исполняется с
той светлой минуты, ког-
да после многих сомне-
ний и переживаний мы
с женой и детьми совер-
шили дерзкий побег из Петербур-
га в деревню.
Сегодня прошедшие годы вы-
глядят как один день, а выбор ка-
жется сам собой разумеющим-
ся. С улыбкой рассматриваем мы
семейные фотографии тех лет и
вспоминаем первые шаги и пробы
на деревенской почве. Что ни го-
вори, наш брат, горожанин, креп-
ко «поставлен на тормоз»… При-
губливает парное молоко и мор-
щится: коровий запах! Магазин-
ное, из пакетов, — это бело-мо-
крое и ничего больше. А в другой
раз пойдёт искупаться на речку—
и нá тебе! — тина, водоросли, го-
ловастики по воде плавают. Фу!..
Срочно в Египет, к гостиничным
бассейнам с кафельным дном и
ласковой водичкой ярко-голубого
цвета. Беда ли, что с химикатами,
зато чисто и цивилизованно.
Любоваться прелестями пей-
зажа, известное дело, лучше, не
выходя из салона автомобиля. По-
тому что чуть приоткроешь стек­
ло—оводы роем. «Трава по пояс»
тем более — сплошной триллер.
Как подумаешь, что в ней, в этой
траве, может находиться…
И мы с нашими детками, ко-
нечно, на собственном опыте это
прошли: майские жуки, мыши,
крапива, собака соседская наглая,
комариные укусы, коса не косит,
до магазина далеко, печка дымит
и не разжигается. Трудна и испол-
нена превратностей жизнь Робин-
зона на необитаемом острове…
Однако наша молодая семья
активно прибавлялась, дети рож­
дались один за другим, и ответ-
ственное родительское сознание
требовало дать им всё самое луч-
шее, самое правильное и самое
экологически чистое. Тёплую по-
ловину года мы проводили у се-
бя в деревенском доме, а на зиму
возвращались в Петербург.
Прошло три года подобной ко-
чевой жизни, и мы стали замечать,
что отправки в деревню ждём, как
соловей лета, тогда как осень и
обратный переезд в город даются
психологически тяжелее. В один
прекрасный день мы с женой ре-
шили прогулять — была не была!
— переезд и перезимовать в де-
ревне. Оказалось, не так уж пло-
хо. Первая наша зима выдалась
суровее обычного, но в доме бы-
ло тепло и уютно. Детки радова-
лись снегу и катанию на санках, я
на ту пору давно перешёл на уда-
лённую работу — публицистика,
редактирование и т. п. Супруга же,
как молодой учёный, кандидат и
доцент в перманентной беремен-
ности и отпуске по уходу, актив-
но самообразовывалась посред-
ством Интернета.
Сложно было на первых по-
рах? Ох, сложно. Священник, у ко-
торого мы просили благослове-
ния, с сомнением посмотрел на
нас: «А выдержите? За лето в де-
ревне рубаха на теле от рабочего
пота сопреет». Но мы не взялись
за распашку больших террито-
рий и первую живность приобре-
ли уже позже. Мы вообще не со-
бирались перевоплощаться в кре-
стьян, а продолжали жить вполне
городскими интересами.
Проблемы были, скорее, дру-
гие: психологической совмести-
мости, разницы ритмов столицы
с глубинкой. Ну, и умений и навы-
ков тоже не хватало, понятное де-
ло. Тот, кто уехал из деревни в го-
рода в первом поколении, тоскует
по своим местам. Навещая малую
родину, он переживает прилив сил
и чувство свободы, не надышится
воздухом полей, сладостно вслу-
шивается в говор местных жите-
лей, с радостью принимается за
знакомую с детства работу. Мы же
росли на асфальте, дышали бензи-
новыми выхлопами и, как водится,
в руках молотка не держали. Де-
ревня подобным гуманоидам не
матушка, а настоящая баба-яга.
Особенно тяжело давалась мо-
нотонная работа: колка дров, про-
полка, вскапывание. Твоё внутрен-
нее «я» возмущается и требует
креативности. Стоя на картофель-
нике, то и дело поглядываешь впе-
рёд и назад: а сколько же там у нас
осталось и сколько сделано? Сде-
ланное, как правило, прибавляет-
ся ме-е-дленно, остаток же упря-
мится и никак не хочет убывать…
Но, пообвыкшись, ручной труд на
земле начинаешь любить и, наобо-
рот, к городским занятиям возвра-
щаешься с неохотой.
Местные жители, в основном
пожилые люди, встретили насто-
роженно. Местному жителю пер-
во-наперво нужно понять, кто ты
такой и что здесь делаешь, при-
чём разложить это на привыч-
ные для себя категории. Переезд
из столицы в глубинку, прямо ска-
жем, не самый частый случай в на-
ше время. Ежели бы отсюда в сто-
лицу, то было бы понятно… А так
городской, рожа хитрая, говорит
не по-здешнему… Просто дурак
или, не дай Бог, лихой человек?
Взаимопонимание
налади-
лось, когда «городские» начали
ходить помогать в церковь: чи-
тать, петь на клиросе. Тут уже всё
встало на свои места: «псаломш-
шик приехал», «псаломшшико-
ва жена» — коротко и ясно. Дан-
ная, прямо скажем, относитель-
ная социальная роль в глубинке
довольна весома, ибо в прошлом
при церквах всегда были помощ-
ники — псаломщики, просфор-
ни, черницы, живущие особенной
жизнью, по-своему включённые в
жизнь округи и играющие в этой
жизни необходимую роль.
У супруги затруднения по боль-
шей части были общечеловече-
ские, не переселенческие. Жизнь
женщины по-другому, резче отгра-
ничивается рубежом «до детей» и
«после рождения детей». Тем бо-
лее, когда младенцев на руках не-
сколько и конца-краю не видно пе-
лёнкам, горшкам и кормлениям.
Сами собой в голову пролезают ди-
версантские мысли, что это — до
гробовой доски, мозги засохнут,
интересы и увлечения кончатся и
ничего в жизни больше просто уже
не будет. Но дети растут и взросле-
ют, поэтому, как говорится, «пер-
вые десять лет тяжело, а потом от-
пускает». На смену приходят вос-
питательные проблемы старше-
го возраста, и тем не менее рутина
ухода за малышами не безконечна.
В сумме же мы убедились, что за-
ниматься детьми в деревне удоб-
ней и легче, чем в городе.
Что самое скверное для детей
в городе? Умножение сущностей!
«Без нужды не умножай сущно-
сти», — гласит философская муд­
рость. Но сущностям философская
мудрость, как говорится, «до лам-
почки». В большом городе сущно-
сти толкутся друг у друга на голо-
ве и одни другими погоняют. Вы
не можете сделать «стоп-кадра»,
зафиксировать какой-нибудь от-
дельный момент из потока впе-
чатлений. Поэтому дети, совсем
как взрослые, страдают гипер-
активностью и дефицитом вни-
мания. Гиперактивность и дефи-
цит внимания — две вещи, кото-
рые делают современные воспи-
тание и обучение кошмаром. Лю-
бой одарённый ребёнок на кон-
курсе «Щелкунчик» или в переда-
че «Умники и умницы» отличается
двумя вещами: фундаментальным
спокойствием и вниманием.
В деревне поток впечатлений
невелик, а лишним сущностям не-
откуда браться, разве только из те-
левизора и из глубины грешной ду-
ши папы или мамы. Поэтому если
вы без нужды не умножаете сущно-
сти, то дети в деревне: а) никогда не
скучают (просто не догадываются о
разнице между обычной жизнью и
развлечениями), б) любят природу,
в) много читают, г) слушают аудиок-
ниги, д) не переносят эстрады, шан-
сона и рэпа, е) играют в дочки-ма-
тери, эстафеты, снежные крепости
и в остальные человеческие игры,­
ж) клеют, вырезают, рисуют и стро-
ят, з) поют военные песни и зна-
ют героев Великой Отечествен-
ной лучше, чем их родители, и)
ставят
театральные
постанов-
ки и снимают их на видео, к) зани-
маются музыкой, л) говорят пра-
вильным русским языком, м) охот-
но участвуют в богослужениях,
н) хорошо и самостоятельно учат-
ся экстерном. Благо, в эпоху Интер-
нета и DVD деревня перестала быть
местом, отделённым от культуры и
знаний.
Вы спросите: «А как же обще-
ние, досуг?» Общения и разно­
образия развлечений нашей се-
мье не хватало и не хватает. Их не
хватало в Петербурге, где друже-
ские молодёжные компании как-
то подрастерялись, угодив в поло-
су бытовых и личных проблем; не-
достаёт общения и в деревне. Раз­
общение — бич нашего мира, и я,
честно говоря, не знаю, что про-
тив этого сделать.
При этом посудите сами: какие
увеселения, когда на руках у тебя
погодки, мал мала меньше? Жизнь
поневоле сама собой перестрои-
лась и потекла по принципу «мой
дом — моя крепость». И это пра-
вильно, это замечательно! Семьи
в жизни современного человека
должно быть больше, а не мень-
ше. Людям несамостоятельным
полезно начать полагаться лишь
на себя. Людям, зависимым от сто-
роннего мнения, полезно пожить
без постороннего вмешательства
и оценок. Молодым семьям лег-
че состояться на какой-нибудь не-
стандартной почве, вне зрения
свекровей и тёщ. Как говорил за-
харовский Мюнхгаузен: «Каждый
здравомыслящий человек просто
обязан время от времени выта-
скивать себя за волосы из болота».
Так называемые проблемы се-
мейных отношений — от скуки,
они легко разрешаются там, где
увлечены общим делом. Поэто-
му семейный радикализм — это
здорово! Домашние начинания
forever! Хочешь быть счастливым
— будь им. Устрой любые, какие
хочешь, удовольствия в домаш-
нем кругу и ни в чём себе не отка-
зывай. О-ле-оле-оле!..
Так понемногу социализиро-
ванные горожанские мысли на-
ши стали настраиваться на нефор-
мальную альтернативную «волну».
Вот вы, читатель, куда придумаете
направить переизбыток творче-
ской энергии и домохозяйствен-
ной фантазии? Наверняка купите
новую обстановку в детскую, сме-
ните окна на пластиковые, ну, в
крайнем случае запланируете пе-
реезд на новый адрес. В любом
случае это будет: 1) дорого, 2) не
своими руками и 3) в рамках стро-
гой «табели о рангах» городско-
го благоустройства. В деревне, в
своём личном хозяйстве, ты мо-
жешь: 1) копать пруд, 2) резать на-
личники, 3) строить летний душ,
4) складывать красивые горки из
камней, 5) ставить флагшток и ка-
ждое утро поднимать флаг твое-
го семейства, 6) пробовать раз-
водить самые необычные расте-
ния, 7) устраивать собственный
детский городок, 8) проводить во-
ду в дом, 9) стрелять по мишеням,
10) делать ветряк, 11) осваивать
использование таких гениаль-
ных вещей, как мотобур, бетоно-
мешалка и снегоуборщик. И при
этом никто и никогда не скажет
про ваш пруд: «отстой», налични-
ки и при отсутствии большого ма-
стерства будут смотреться пре-
красно, выловленные четыре ка-
рася примут на ура, не хуже нор-
вежской сёмги, а нарисованный
детворой флаг будет представлять
собой предмет общей гордости.
Деревенская усадьба — боль-
шой конструктор, а ты в ней сам
себе мастер, начальник и пользо-
ватель. На первых порах страшно
подумать о том, чтобы сделаться
печником. Ан нет, в конце отопи-
тельного сезона в голове уже ше-
велятся и не дают покоя разные
идеи: что и где в кладке печи стоит
усовершенствовать и развить. Не
хватает жилой площади — не бе-
да, ставь пристройку к дому. Рас-
шириться на пятнадцать квадрат-
ных метров не слишком сложно:
время, желание и семьдесят ты-
сяч рублей в придачу (иными сло-
вами, до пяти тысяч за «квадрат»).
Для сравнения: в городе прибавка
в одну лишнюю комнату потребу-
ет: а) головной боли, б) гипертони-
ческого криза, в) дюжины сканда-
лов с родственниками и, наконец,
г) долгожданного, в трудной борь-
бе завоёванного долгового ярма
на многие годы.
В деревне ваш, с позволения
сказать, «менталитет» наконец ме-
няется настолько, что жена в день
рождения вместо какой-нибудь
изящной вещи или домашней эки-
пировки просит садовую тележку,
а дети больше всего на свете меч-
тают кормить курочек с кролика-
ми. «Отпуск» с поездкой куда-ни-
будь под пальмы выглядит вещью
абсурдной: «Ну куда мы поедем,
да и зачем? А как же наши род-
ные-дорогие хозяйство и клум-
бы?»
Наступает черёд сельскохо-
зяйственных тематических сооб-
ществ и восторга, почти детского,
от разных хитрых копалок, сажа-
лок, пололок, кормилок, поилок
и косилок. У вас появляется жив-
ность, ходить за картошкой в ма-
газин представляется грустным,
огурцами признаются лишь те, ко-
торые с грядки. Вы начинаете чув-
ствовать, что город вас отпустил,
он где-то далеко-далеко. Вы и ва-
ши домашние становитесь людь-
ми земли. Будут ли вам предла-
гать карьеру, встанет ли с остро-
той тема образования, медицины
и прочих удобных «опций» циви-
лизации, — все возникающие во-
просы будут решаться «в процес-
се», в порядке поступления. Глав-
ное — понимаешь, что экспери-
мент удался. В деревне ты рождён
заново, здесь твоё место, и отсю-
да исходит пуповина, прикрепля-
ющая тебя ко Вселенной.
Андрей Рогозянский.
http://святой-модест.рф
«Новая русская деревенщина»,
или Зачем я с семьёй уехал из мегаполиса