Стр. 16 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
16 •
ПразДниКи
Татьяна Ибатуллина: ...
Почему мы решили организо-
вать межпоселенческую школу?
Первое.
В Чик-Елге мы живём
в своих родовых поместьях вот
уже 5 лет. Это удивительный, пол-
ный творческого труда и интерес-
ного общения образ жизни. Это
другая реальность. и этой реаль-
ностью хочется делиться с други-
ми людьми, с теми, кто ищет что-
то подобное, но пока не с нами.
Мы хотим развивать Чик-Елгу, что-
бы вокруг было больше поместий.
Второе.
У нас растут дети. и
мы поняли, что есть вещи в их
образовании, которые эффек-
тивнее проживать в коллективе.
Мы осознали, что нам нужна своя
школа — образовательное про-
странство, где мы сами — и заказ-
чики школы, и исполнители. и это
не просто круг друзей и социали-
зация — это пространство кол-
лективного роста, развития осо-
знанности личной, это закрепле-
ние мировоззренческих пози-
ций, пространство поддержки для
каждого.
Третье.
Миссия нашей межпо-
селенческой семейной школы —
построить на планете земля ци-
вилизацию счастливых семей, жи-
вущих в согласии друг с другом и
природой. Как это сделать хотя бы
в поселении Чик-Елга, мы и сами
до конца ещё не знаем, но актив-
но ищем ответы. Эта школа и для
нас, взрослых. Это возможность
коллективного осмысления дан-
ной задачи, пространство отра-
ботки моделей гармоничного вза-
имодействия людей друг с другом
и с природой.
Мы попробовали на 7 дней
стать одной семьёй, слиться в еди-
ный дружный, бодрый, радостный
организм, гармонично вписанный
в окружающий живой, благодатно
цветущий мир.
Взрослые стали немного деть-
ми: много двигались, играли, пе-
ли, открыто, искренне говорили,
смеялись, выступали, изобрета-
ли, а дети — немного взрослыми:
пришлось брать ответственность
за себя, за дело, за коллектив, слу-
шать и запоминать, готовить еду,
убирать, столярничать. Дети учи-
лись терпению, слушать и слы-
шать друг друга, ориентироваться
во времени и на местности, узна-
ли слова «надо» и «работа».
Мероприятие вышло, как мы
и хотели, образовательное (обра-
за Ваятельное), то есть не просто
общение-развлечение, приятное
времяпрепровождение, но оно
явилось точкой трансформации
для каждого участника независи-
мо от возраста и роли. Что этому
способствовало?
Принцип
самоорганизации,
позволивший каждому макси-
мально реализоваться внутри ла-
геря. Ежедневные «якорьки» с
проговором личных впечатлений
и анализом дня. Целенаправлен-
ное формирование тёплой, дове-
рительной атмосферы. Смысло-
вое наполнение каждого дня. Лек-
ции, занятия, направленные не
только на обретение новых зна-
ний и навыков, но и на раскры-
тие, раскрепощение участников.
ритмичная программа и доволь-
но чёткий распорядок жизни. и
конечно, проектная игра в завер-
шение сессии, где каждый создал
мечту, образ жизни самого себя
и своей семьи на ближайший год.
Поподробнее о самоорганиза-
ции. Самоорганизация — это от-
сутствие единоначалия и запуск
коллективного мышления, взаим-
ной ответственности, это прекрас-
ный метод для формирования от-
ношений, так как люди лучше все-
го узнают друг друга и сближаются
в совместной деятельности.
Мы не нанимали поваров,
уборщиц, не приглашали затейни-
ков, воспитателей, физруков, пси-
хологов и учителей. Все мы, участ-
ники, просто взяли всю ответст-
венность на себя за своих детей,
лагерь, за свой качественно про-
ведённый отпуск. и каждый внёс
свой вклад: кто-то провёл мастер-
класс, кто-то руководил рабочей
группой, кто-то дежурил по кух-
не и т. п. Взрослые и дети носили
воду, сочиняли весёлые кричал-
ки, готовили еду, рисовали стенга-
зету, делали фотоснимки, занима-
лись с детьми.
а ещё это освоение безденеж-
ных отношений, о которых мы все
так мечтаем. Всех участников мы
предупредили заранее, что при-
дётся «поработать». зато и ор-
гвзнос был минимальный — на
продукты и инвентарь. Поэтому
отношения получились не потре-
бительско-услужливые, а парт-
нёрские.
Судя по отзывам, сессия по-
нравилась всем возрастам. Дети
были в основном младшего школь-
ного и дошкольного возраста, но
было и двое подростков. а ещё в
лагере были бабушки, они нянчили
лялечек, пекли оладьи, пели песни.
Альберт Ибатуллин: ...
В течение всей недели сессии
каждое утро мальчишки и мужчи-
ны собирались на зарядку, кото-
рая проходила в виде молодецких
состязаний. Во многом благодаря
этому сложились дружеские, от-
крытые отношения у мужчин, вза-
имовыручка. завершались состя-
зания обливанием водой из род-
ника.
на сессии изучали буквицу ро-
дительским коллективом. решили,
что нужно сначала самим понять
её, прежде чем преподносить де-
тям. Катерина арзамазцева из по-
селения Серебристый Кедр высту-
пила в качестве педагога. Её заня-
тия были содержательными и лёг-
кими по освоению.
было проведено много заня-
тий и мастер-классов: изучение и
практическое применение мест-
ных лекарственных трав, мастер-
классы по пошиву мужских рубах
и женских сарафанов, занятия йо-
гой (ольга Попова); занятия Три-
зом (теория решения изобрета-
тельских задач) с детьми (Вален-
тина ивановна бояркина); два
экоурока с посадками семян дере-
вьев (Вера Васильева).
алексей Попов устроил по-
ход с мальчишками за вениками,
сводил лагерь на большую лодку,
вместе с ним мальчишки сдела-
ли шалаш из подручных материа-
лов, смастерили богатырские ме-
чи, также он провёл урок астроно-
мии с телескопом. незабываемы-
ми для участников лагеря стали
мастер-классы анастасии арям-
новой по изготовлению обереж-
ных кукол и анастасии Соколов-
ской по изготовлению картин из
шерстяных волокон.
Сессия получилась насыщен-
ная... а в заключительный день —
Праздник земли с песнями и хо-
роводами, которые заворажива-
ют и наполняют жизнь красивыми
образами…
В проекте межпоселенческой
семейной школы — регулярные
встречи (сессии) детей и родите-
лей в течение года и большая лет-
няя встреча. о планах можно бу-
дет узнать из анонсов в «родовой
земле» и у наших контактных лиц
— ольги Поповой (vk.com/olga_
chikelga), альберта ибатуллина
(vk.com/ibatullin3000).
Приглашаем к сотрудничеству
педагогов, заинтересованных ро-
дителей, молодёжь, волонтёров
из поселений, городов и сёл на-
шей большой страны!
Айгуль Голубкова
(Уфа, Башкирия)
В жизни бывают события, пос-
ле которых жизнь можно разде-
лить на до и после. Порой на осо-
знание изменений требуется не-
которое время. Мне понадоби-
лось недели две. Впрочем, речь
не только обо мне…
В потоке информации попа-
лось приглашение на участие в
летней образовательной сессии
Межпоселенческой
семейной
школы. Приглашение не личное,
однако чем-то зацепило. Сейчас
думаю, что изначально привлекла
идея школы, СЕМЕЙноЙ школы.
Понравились обозначенные сро-
ки, на образовательный процесс
уделялась неделя. небольшой се-
мейный совет одобрил решение о
поездке.
нас не смутила мысль о том,
что школа будет в поселении ро-
довых поместий. Для нас это бы-
ло возможностью пожить неделю
на природе, в достаточной дали
от городской цивилизации, неким
испытанием для всей семьи.
Приехав на место, мы немно-
го растерялись, но ненадолго. Де-
ти умчались исследовать лагерь,
а нас ждала программа обучения.
Должна признаться, программу я
читала, но не было чёткого пони-
мания, как всё будет происходить.
Впрочем, думать об этом не было
времени. Дневную часть мы про-
пустили, поэтому начали с ужи-
на. Потом последовал вечер зна-
комств. Каждой семье, всем участ-
никам нужно было рассказать о
себе. Так потихонечку складыва-
лась картина жизни на ближай-
шую неделю со своими персона-
жами и действиями.
Каждое утро начиналось с
подъёма в семь, полвосьмого. У
женской половины лагеря — йо-
га, у мужской — молодецкие за-
бавы. Потом завтрак, после де-
ти уходили за травами. Прав-
да, часть детей всё равно остава-
лась, ведь у грудничков свои ин-
тересы. Взрослые шли на свои за-
нятия, где теория шла рука об ру-
ку с практикой. Что это значит? Те-
оретическая часть знаний всег-
да сопровождалась конкретны-
ми примерами реальных людей.
Так, рассказ о родовых поместьях
дополнялся комментариями из
опыта жителей поселения. изуче-
ние буквицы завершилось «рас-
шифровкой» современной азбу-
ки. Лекция об образовании про-
яснила концепцию Межпоселен-
ческой семейной школы, как она
возникла и каковы её задачи. бе-
седа о семье породила жаркие
споры, но все остались довольны,