• 19
«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
среда обитания
греческого языка. В основном это
слова, так или иначе связанные с
церковью и богослужением. В до-
кирилловской Азбуке этих букв,
по-видимому, не было, т. к. корен-
ные русские слова легко обходи-
лись без этого греческого влива-
ния. Слово «ижица» образовано от
названия буквы «иже» (ср. книжи-
ца, лужица), исходная греческая
буква называлась ипсилон.
Ижа
. Является соединением
двух знаков: а и е. Этот символ ис-
пользуется сегодня в фонетике, а
в древнерусских азбуках не встре-
тился мне ни разу.
В алфавитах XI–XIX вв. буквы
И, I, Ï стоят в одной строке, как бы
показывая, что это разные равно
значные варианты одной буквы.
Это же можно видеть в отно-
шении букв S и З, «Ук» и «Оук», W и
О, йотированного А и Юса малого.
С течением времени звучание ре-
чи изменялось, и различия меж-
ду звуками, передаваемыми эти-
ми буквами, сошли на нет. Поэто-
му вполне закономерными явля-
ются постепенное исчезновение
из гражданского письма знаков S
и «Оук», отмена W, а также заме-
на юса малого
Ѧ
и йотированного
А на букву Я, форма которой про
изошла из скорописной формы
малого юса.
Числа
Числа в допетровские време-
на передавались на письме с по-
мощью букв, над которыми ста-
вился особый знак титло, говоря-
щий: это не слово, а число. Цифры
«0» у наших предков не было, по-
этому принцип записи чисел был
совсем иным, чем сейчас.
9 знаков использовались для
записи единиц, 9 — для записи
десятков и 9 — для записи сотен.
Например, АВГ с титлом сверху
означало 123. Чтобы обозначить
тысячи, использовался знак, напо-
минающий запятую, десятки ты-
сяч обводились в кружочек и т. д.
Чтобы записывать в такой си-
стеме числа, необходимо как ми-
нимум 27 разных знаков. Если бы
в азбуке было 36 или 45 разных
символов, то логично было бы на-
значить 9 букв для передачи ты-
сяч и 9 букв для десятков тысяч.
Однако этого не было сделано.
Кстати, европейцы, в алфави-
тах которых меньше 27 символов,
считают сотнями. Например, чи-
сло 1945 в дословном переводе с
немецкого будет звучать так: «Де-
вятнадцать сотен пять и сорок».
В конце XVII столетия Россия
перешла на способ записи чисел
с помощью «арабских» цифр (ко-
торые на самом деле изобретены
в Индии). После этого буквы Кси,
Пси, Омега и Фита, используемые
ранее для обозначения чисел 60,
700, 800 и 9, стали ещё более без-
полезными в русском языке. В на-
чале XVIII века Пётр I отменил Кси,
Пси и Омегу, заменив их соответ-
ствующими русскими буквами.
Фита дожила до 1917 г.
По смыслу
Когда начинаешь читать на-
звания букв Азбуки, в них угады-
вается некий связный текст. «Я
буквы ведаю. Глаголю — добро
есть» и т. д. Попытки сделать пе-
ревод азбучного текста на совре-
менный язык предпринимались
неоднократно. Особенно трудной
для перевода была вторая часть
Азбуки, отягощённая лигатурами
и греческими вливаниями. В не-
которых источниках её даже на-
зывают тёмной стороной Азбуки,
с чем, впрочем, я не соглашусь.
Из всех работ по осмыслению Аз-
буки, которые мне удалось найти,
наиболее удачной я считаю книгу
Ярослава Кеслера «Азбучное по-
слание» (хотя и она не идеальна).
Освободившись от всего лишнего,
он получает перечень в 29 букв,
которые складываются во вполне
осмысленный текст.
Принимая во внимание всё
вышеописанное, я пришла к убе-
ждению, что представленная та-
блица из 49 буквиц не может яв-
ляться изначальной Азбукой. Она
фонетически нерациональна, чис
ленно нерациональна и ко всему
прочему содержит исторически
недостоверные сведения: приду-
манные буквицы (Ижа и Есмь), не-
правильные названия, неправиль-
ные транскрипции, буквы, заимст-
Аз Буки Веди:
Глагол—Добро Есть.
Живите Зело Земля,
Иже И Како Люди.
Мыслите Наш Оный Покой!
Рцы Слово Твердо—
Ук Ферт Хер!
Цы, Черве,
Шта Яра Юс Ять!
Я знаю буквы:
Письмо—это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо—
Знание—дар Божий!
Дерзайте, вникайте,
Чтобы Сущего свет постичь!
вованные из южнославянских ал-
фавитов (Гервь, Ï). В ней можно
безконечно блуждать по строкам
и столбцам в поисках смыслов и
всё дальше уходить от главного.
Зачем всё это было нужно, пусть
каждый решит сам для себя.
Образ каждой буквы склады-
вается из всех слов, в древних
слогах-корнях которых она встре-
чается. Список из этих слов и бу-
дет наиболее полной трактовкой
каждой буквы. Это очень интерес
ная работа-погружение в родной
язык, в его историю, в его смыслы.
Она доступна любому человеку.
Когда я познакомилась с рабо-
той Кеслера по переводу Азбучно-
го текста, у меня родилась мысль
составить послание из букв сегод-
няшнего алфавита, которое бы пе-
редавало смысл первой Азбуки.
Эту работу удалось провести на
летней сессии Межпоселенческой
Школы в Чик-Елге (Башкирия), с
18 по 24 июля 2016. Задача стояла
— по возможности найти слова,
понятные детям. То, что у нас по-
лучилось, — не идеально, но на-
чало работе положено. Выражаю
благодарность всем участникам
нашей работы и организаторам
Школы из Чик-Елги.
Приглашаю желающих совме
стно улучшать наш перевод (это
можно сделать тут https://vk.com/
topic-85021765_34209064):
АзБуку Ведая, Глаголю Добрую
вЕсть еЁ:
Живите Земною ИстиноЙ, Как
Люди.
осМысляйте НашОбщий Путь.
Радуйтесь Слову Творящему.
Учитесь Формировать Хоро-
шую Цель:
Чувствуя дуШи праЩуров, обЪ-
ять бЫтия сутЬ.
Этим озарЮ Явь!
Если записать послание в од-
ну строку, то сверху и снизу ка-
ждой буквы можно дописывать
слова, раскрывающие её образ.
Так включится ваша собственная
Мысль, родится ваш собственный
семейный Букварь.
Тридевять — это 27, триде-
сять — 30. Возможно, в какой-то
момент в Азбуке было 30 букв, 27
из которых обозначали кроме зву-
ков речи ещё и числа. Тогда мож-
но сказать, что Азбука открывала
ворота в Тридевятое царство —
мир чисел, Тридесятое государст-
во — мир образов и вместе — в
мир мудрости и преданий. Ворота
эти открыты нам и сегодня. В Доб
рый Путь!
n
n
Алексей Орехов
Владимирская область,
г. Александров
Aleksei.ura@yndex.ru
В
прошедшие годы дове-
лось мне поездить по по-
селениям Родовых поме-
стий, где люди загорались
общей идеей, взятой из
книг В. Н. Мегре. Там чаще, чем где-
либо, происходило и, надеюсь, про-
исходит и поныне единение. В та-
ких поселениях, на мой взгляд, лег-
че реализовываются начинания.
Поселения и мысли людей в
них похожи друг на друга, это же-
лание:
- иметь надел земли размером
не менее 1 гектара;
- жить на природе;
- создавать благоприятное про-
странство для себя и своей семьи;
— жить рядом с добрыми, по-
хожими по складу души и миро
восприятию соседями;
— совершенствовать общую
среду обитания.
Личную историю каждого по-
селения сотворяют люди, живу-
щие рядом друг с другом. И эти
совместные воплощения объеди-
няют. Именно они, воплощения,
стирают обезличенность, помога-
ют поселенцам и поселениям об-
рести своё лицо, свой лик, свою
самобытность.
В Ковчеге это целая многопо-
лярная программа развития ин-
дивидуума и среды обитания, в
Родном — «Добрая Земля», в Ро-
довом— слёты половинок и т. д.
Есть поселения и без лица. По-
рой идёшь по дороге такого посе-
ления, и трудно понять, чем оно от-
личается от деревни или дачного
посёлка кроме размеров участков.
Моя идея не нова, но очень
значима она. Только с появлени-
ем своей земли, райского уголоч-
ка, приобрела она ясность.
Почти у каждого поселения
есть кусочек общей земли, так
вот на нём можно сотворить об-
щий чудесный парк. Сначала всем
вместе или группой желающих на-
рисовать проект, затем всему по-
селению его показать. Пусть лю-
ди свои мысли и дополнительные
идеи выскажут. И если почувству-
ется радость от идеи, её в проект
добавить можно. Только нужно,
чтобы в проекте деньги не участ-
вовали. Можно попросить сажен-
цы деревьев, кустарников и цве-
тов многолетних у сельчан, с кото-
рыми дружны, или у знакомых, по-
искать в природе по округе. Мож-
но украсить парк оригинальны-
ми лавочками, сделанными свои-
ми руками из дерева или из дру-
гого материала. Возможно, прудик
вырыть без экскаватора и его об-
лагородить.
В какое место города идёт че-
ловек, когда у него есть свобод-
ное от забот время? Куда тянет ро-
дитель коляску со своим чадом?
Куда стремится горожанин в вос-
кресный день? Какие места с воз-
растом становятся любимей, бла-
годатней и дороже сердцу? Это
старые парки, тенистые аллеи и
дореволюционные усадьбы, где
можно гулять и отдыхать душой,
слушать звуки природы и оста-
ваться наедине с самим собой,
с Божественным замыслом. Со-
здателей таких уголков природы
уже нет, а их творения продолжа-
ют радовать живущих. И память о
тех, кто такое задумал и сотворил,
живёт и поныне: в тихом голосе
листвы, лучике солнышка на по-
лянке, стрёкоте кузнечика в тра-
ве, вечернем концерте соловья и
в искринке-снежинке на ладошке.
Совместное творенье на ра-
дость всем сближает и роднит лю-
дей, для этого мы и создаём поме-
стья Родовые и поселения.
Мы говорим, что мы — люди
новой цивилизации. Так пусть у
каждого поселения появится своё
лицо. Пусть оно проявляется со-
зданием прекрасных парков среди
деревень, сёл и дачных посёлков.
Что нас объединило и объеди-
няет в поселениях? Это идея, меч-
та; желание изменить нашу жизнь
и измениться самим; совместное
творенье с живым пространством
и соТворчество с соседями.
Создание поместья — это лич-
ное творение с Богом, землёй, со-
седями по среде обитания, сотво-
рение Пространства Любви Рода.
Создание поселения — это об-
щее творение с Богом, природой,
соседями по месту обитания, со-
творение пространства Любви Ро-
дов, заселяющих среду обитания,
союз Родов.
В поселениях много общих за-
бот: прокладка дорог, подведение
электричества, строительство об-
щего дома и др. Только совмест-
ное творение — создание живого
Пространства — намного важнее
всех остальных.
Уверен, что в каждом поселе-
нии найдутся люди, желающие со-
творить прекрасные уголки приро-
ды на радость всем. Может быть,
сначала возьмётся за дело один
человек, а потом к нему кто-то ещё
обязательно присоединится.
Не каждый из нас активный
человек. Многие пришли в посе-
ления ради тишины и уединения.
И это нормально. И пусть кто-то не
последует за призывом поселен-
цев принять участие в общем со-
творении парка. Зато такой чело-
век будет знать, что когда его ду-
ша вдруг заликует или заплачет,
он всегда сможет прийти в такое
место. И энергетика этого места,
напитанная Любовью всех посе-
ленцев, обласканная Отцом, успо-
коит и подбодрит.
P. S. Поселенцы чаще всего жи-
вут рядом с деревнями. Порой от-
ношения поселенцев и деревен-
ских жителей далеки от добро-
соседских: местные думают, что у
них пришли отнять их родные ме-
ста, с детства знакомые и близкие.
Хорошо, если поселенцам удаёт-
ся объяснить, что всё не так и что
пришли они сюда возрождать эти
места, сажая сады. Да только дав-
но уж известно, что в глубинке лю-
дей ценят за общие дела, полез-
ные для всех.
И вроде бы недосуг нам с де-
ревенскими что-то общее делать,
своё бы поднять. Да вот когда на
выборы мы идём, надеемся, что и
деревенские нас поддержат. Разве
ж они городские и нет в них пони-
мания нашего?!
Есть возможность и в селе, и в
деревне создать общий парк или
сквер, аллею Любви или аллею Се-
мьи. Местным жителям предло-
жить свой проект и через сельсо-
вет найти свободное место в селе-
нии. Позвать всех, и детей тоже, к
совместному деянию, саженцы ка-
кие надо попросить и вместе зало-
жить прекрасное Творенье.
n
Объединяющая идея
сотворения