• 27
«Родовая Земля»
№ 10 (147), октябрь 2016 г.
оКна оВертона
Просто удивительно, как
меняется восприятие после
полугодичного воздержания
от просмотра полнометраж-
ных фильмов. Я испытал это
на себе.
Несколько лет назад у ме-
ня был период, когда бюджет
свободного времени был весь-
ма ограничен. Поэтому после
серьёзных размышлений бы-
ло принято решение отказать-
ся от некоторых видов развле-
чений, включая полнометраж-
ные фильмы как художествен-
ные, так и документальные.
Неожиданно этот период
затянулся на полгода, и даже
короткометражное видео в те
дни было большой редкостью.
Но сегодня я нисколько о том
не жалею: в моей жизни прои-
зошло несколько положитель-
ных и в принципе ожидаемых
изменений. Но одно измене-
ние было совершенно неожи-
данным для меня.
Ожидаемые изменения
Как и предполагалось, мои
мыслительные способности стали
лучше. Мне легче начала давать-
ся литература, требующая вдум-
чивого чтения, анализа прочитан-
ного и дальнейшей работы с ним.
я не делал каких-то замеров, но
изменения оказались настолько
ощутимыми, что не заметить их
было невозможно.
также ощутимо улучшилась
моя способность к творческо-
му решению задач и проблем. я
не стал без труда фонтанировать
креативными идеями, но этот про-
цесс стал занимать меньше вре-
мени и отнимать меньше сил.
Неожиданные
изменения
следующее открытие прои-
зошло, когда прошёл период скуд-
ного временного бюджета на лич-
ное и развлечения. я решил по-
смотреть качественный историче-
ский фильм. Это было произведе-
ние без спецэффектов и особого
накала страстей, но такого силь-
ного интеллектуального и эмоци-
онального эффекта от просмотра
я не ожидал.
около двух недель фильм не
мог выйти из моей головы. я пом-
нил чуть ли не каждую сцену и со-
бытие, они вновь и вновь прокру-
чивались в моей голове и будили
те же эмоции и чувства.
Почему для меня это было не-
понятным? Как сегодня уже из-
вестно, мозг — постоянно разви-
вающийся орган. он меняется и
физиологически, и анатомически
в результате нашей деятельности.
то есть чем больше я решаю мате-
матические задачи, тем лучше ста-
новится моя способность к подоб-
ному мышлению.
Казалось бы, чем больше я
смотрю фильмы, тем лучше долж-
на становиться моя способность
их воспринимать и чувствовать.
но мой опыт говорил обратное:
чем меньше, тем лучше. И я начал
искать объяснения.
Застывший взгляд
одним из самых основатель-
ных трудов по теме оказалась кни-
га «Застывший взгляд. Физиоло-
гическое воздействие телевиде-
ния на развитие детей», которую
написал немецкий учёный рай-
нер Пацлаф (Rainer Patzlaff). В кни-
ге приведено множество различ-
ных исследований учёных из раз-
ных стран.
основное внимание уделено
альфа-состоянию, в которое вхо-
дит человек, смотрящий видео-
продукцию (фильмы, передачи,
шоу).
альфа-состояние — общее на-
звание для схожих процессов в го-
ловном мозге, когда генерируют-
ся электромагнитные волны од-
ной длины— альфа-волны.
такое состояние характерно
для людей, находящихся в полу-
дрёме, в трансе, под гипнозом
и смотрящих телевизор. Пер-
вые три состояния характеризу-
ются частичным или полным от-
сутствием сознания. Почему не
предположить то же и о просмо-
тре TV.
Телевидение
и обмен веществ
В 1992 году американские ис-
следователи, обеспокоенные эпи-
демией ожирения среди детей,
обследовали 31 девочку с нор-
мальным и избыточным весом. Во
время эксперимента девочек про-
сили устроиться поудобнее и рас-
слабиться. Через определённое
время включался телевизор (по-
казывали популярные в то время
комедии).
Целью эксперимента было вы-
яснить, как изменяется скорость
обмена веществ в состоянии по-
коя.
Поэтому был сделан замер так
называемого основного обме-
на веществ в состоянии полного
безделья во время 25-минутного
просмотра TV и после него.
никто и представить себе не
мог, насколько резко упадёт ско-
рость обмена веществ сразу после
включения телевизора, — в сред-
нем на 14%.
Хотя по логике предполагался
рост, ведь на экране появляются
новые визуальные образы, звук,
информация, а значит, мозг дол-
жен работать активнее, чем в пол-
ном покое.
так как после включения те-
левизора менялась только рабо-
та мозга, учёные сделали вывод,
что во время просмотра он загру-
жен ещё меньше, чем при безде-
лье. но что же перестаёт работать
в голове, когда зажигается голу-
бой экран?
Всего лишь две доли
американский учёный и ней-
рофизиолог Патрик Келли (Patrick
Kelly) занимался поиском методов
немедикаментозного лечения бо-
лезней мозга. В план исследова-
ний входила компьютерная томо-
графия мозга во время различных
занятий.
оказалось, что очень мно-
го участков мозга задействовано
при быстром счёте вслух от 1 до
120, быстром решении простых
математических задач, запомина-
нии несвязанных слов. а вот во
время просмотра телевизора бы-
ли задействованы только темен-
ная и височная доли больших по-
лушарий, отвечающие за воспри-
ятие зрительных образов и звука.
то есть во время просмотра те-
левизора участки мозга, отвечаю-
щие за анализ, критическое вос-
приятие, нравственность, творче-
ство, воображение и многое дру-
гое, бездействуют. а то, что без-
действует, не развивается и через
какое-то время атрофируется.
Как жить дальше
После ознакомления с этой
информацией я пришёл к выводу,
что за время вынужденного воз-
держания функции моего мозга,
отвечающие за восприятие, твор-
чество, воображение и тому по-
добное, набрались силы, так как
были задействованы в проектах,
требующих всего этого. Ко всему
прочему они не слабели от без-
действия. Поэтому тот неприме-
чательный в плане эффектов и на-
кала страстей фильм оказал такое
мощное воздействие.
Что делать
первое
— не делать ниче-
го. Это самая распространённая
реакция. Это не всегда плохо, не
всегда хорошо, иногда — ни пло-
хо, ни хорошо. Закрыть и забыть
— тоже метод обращения с ин-
формацией.
Второе
— можно воспользо-
ваться информацией, чтобы по-
лучать максимум удовольствия от
фильмов, ограничив их просмотр
по максимуму, выбирая только
достойное. думаю, все согласят-
ся: в последнее время в киноин-
дустрии очень много мусора, ко-
торый мы иногда смотрим просто
потому, что привыкли смотреть, а
не потому, что это того стоит. Вы-
брав этот вариант, мы, с одной
стороны, избавим себя от ненуж-
ного мусора и потери времени, с
другой — усилим удовольствие и
впечатление от стоящих фильмов.
Но я пошёл дальше.
Мне не
очень понравился тот факт, что
видеопродукция оказывает влия-
ние на меня, мои взгляды и убеж-
дения в обход моего сознания и
центра контроля. Поэтому я при-
нял решение почти полностью от-
казаться от просмотра фильмов.
Можно смотреть документальное
кино, но я уже забыл, когда в по-
следний раз такое делал.
Часто смотрю вебинары и об-
учающие фильмы. Было нелегко и
непривычно, но со временем мозг
перестроился, и сожалений нет.
Чувствую себя превосходно и на-
шёл массу новых способов отлич-
но проводить время.
Выберите свой путь и будьте
счастливы.
Андрей БАннИКОв.
Как полгода
без телевизора
могут изменить
жизнь
Исследование, проведён-
ное американскими учёными,
доказало, что у ребёнка, кото-
рый проводит хотя бы пять дней
без мобильных телефонов,
компьютера и телевизора, улуч-
шаются социальные навыки.
В
исследовании
принял
участие 51 ребёнок. Всех
детей отвезли в лагерь
на природу и раздели-
ли на две группы: одной
запретили пользоваться любыми
гаджетами, другой же всё было
разрешено. Через пару дней учё-
ные провели тест, в котором про-
сили угадать детей эмоции на фо-
тографиях и видеороликах. груп-
па, которая не пользовалась гад-
жетами, справилась лучше. а вот
у второй группы возникли слож-
ности с восприятием чужих эмо-
ций. данное исследование дока-
зало, что у ребёнка, который про-
водит хотя бы пять дней без мо-
бильных телефонов, компьютера
и телевизора, улучшаются соци-
альные навыки.
«Вы не сможете распознать не-
вербальные эмоциональные сиг-
налы от голубого экрана так, как
вы бы это сделали лицом к ли-
цу с другим человеком», — гово-
рит один из учёных. — если вы не
практикуете «живое общение», вы
сможете быстро потерять самые
важные социальные навыки».
снижение социальных навы-
ков у детей, активно пользующих-
ся гаджетами, происходит не толь-
ко из-за того, что они не учатся
распознавать эмоции в живом об-
щении. такие дети также не испы-
тывают и самих этих живых эмо-
ций. Как часто в метро, на улице,
в очередях в поликлинику сейчас
можно увидеть такую картину: ма-
ма или папа сидит, уткнувшись в
планшет, а рядом сидит чадо до-
статочно малого порой возраста
с точно таким же планшетом. они
сидят так часами, не смотрят друг
на друга, не разговаривают. Вся
радость человеческого общения
заменяется на сосредоточенное
слежение за безсмысленно двига-
ющимися картинками.
родителям удобно: ребёнок не
плачет, не капризничает, не про-
сит дать ему конфеты. но правда
в том, что родитель за это время
не расскажет ребёнку о том, что
такое терпение, родитель не по-
тратит сил на успокоение ребён-
ка, а потому и не научит его успо-
каиваться самому. ребёнок не по-
лучит этого опыта. а может, роди-
тель не прочитает ребёнку инте-
ресную книжку или просто не по-
говорит с ним.
Эмоциональный тренинг де-
ти получают из двух важнейших
источников. Первый — это чте-
ние хорошей литературы. Имен-
но оттуда дети черпают сложные
модели поведения, узнают тон-
кие мотивы поступков. Проживая
вместе с героями их радости и бе-
ды, дети усложняют свой эмоцио-
нальный арсенал, делают его бо-
гаче и разнообразнее. но много
ли детей сейчас читает книги? го-
раздо больше тех, кто ограничи-
вает своё общение виртуальными
игрушечными персонажами, хо-
дячими картинками. В этом вир-
туальном красочном мире не нуж-
но работать воображению — всё
придумано за тебя. Персонажи
просты, понятны, обездушены. Их
можно уничтожать сотнями, они
подчиняются малейшему движе-
нию твоих пальцев.
Чем для ребёнка обернётся
недостаточное развитие социаль-
ных навыков? неумением взаимо-
действовать с социумом, неспо-
собностью понять других и сде-
лать так, чтобы тебя поняли. но са-
мое главное, во взрослом возра-
сте они столкнутся с одиночест-
вом и отчуждением.
http://ria.ru
Гаджеты снижают социальные навыки у детей