Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (148), ноябрь 2016 г.
26 • пУТЬ К СЕБЕ
Р
аньше мне казалось, что
помощь надо оказывать
всем и всегда, букваль-
но обращать людей в сча-
стье. и я очень расстраи-
валась, когда мои гениальные ум-
ные советы и статьи оказывались
невостребованными и не приме-
нялись в жизни.
меня всё время волновал во-
прос: почему люди не берут по-
мощь, которая так щедро и без-
платно раздаётся?
а потом я всё поняла.
пять лет назад я участвовала в
семинаре, на котором была пред-
усмотрена возможность получить
ответы на волнующие вопросы.
Для этого мне надо было запол-
нить анкету и отправить её масте-
ру. мне обещали ответить и дать
рекомендации для жизни.
Заполнила я анкету и стала
ждать. Ждала-ждала, а ответа всё
не было. меня обуревали гнев и
негодование — как это меня так
обманули? Я поделилась своими
соображениями с человеком, ко-
торый много раз был на семина-
ре этого мастера. и он мне ска-
зал: «маша, в твоём голосе нет
запроса о помощи». Я удивилась:
«Как это нет?». а он мне отве-
тил что-то вроде: «Ты сама и есть
свой вопрос. Тебе надо быть в со-
стоянии вопроса, а не получения
ответа».
Я не сразу поняла, что это зна-
чит. но если это услышал человек,
который просто присутствовал на
семинарах, то мастер уж наверня-
ка всё понял.
повозмущавшись ещё немно-
го, я приняла это как правду. Что-
то внутри подсказывало, что так
оно и есть.
а ещё через какое-то время
мне реально стало очень тяжело,
и в тот момент я поняла, что такое
истинный запрос о помощи. Я на-
писала мастеру, задала свой во-
прос, и он мне ответил.
из той ситуации я вышла с по-
ниманием: пока человек не готов
услышать ответ, пока он не жа-
ждет помощи, он никогда её не
сможет взять полной мерой.
расскажу две притчи.
первая — про собаку на гво-
зде.
Однажды человек шёл мимо
одного дома и увидел старушку в
кресле-качалке, рядом с ней качал-
ся в кресле старичок, читающий
газету, а между ними на крыльце
лежала собака и скулила, как буд-
то бы от боли.
Проходя мимо, человек про се-
бя удивился, почему же скулит со-
бака. На следующий день он сно-
ва шёл мимо этого дома. Он уви-
дел престарелую пару в креслах-
качалках и собаку, лежащую меж-
Благими намерениями...
К
сожалению, сейчас очень
многие люди готовы вме-
шиваться в любые кон-
фликты, которые только
их окружают. некоторые счита-
ют, что это их прямой долг —вме-
шаться в конфликт, который про-
изошёл в той или иной семье. лю-
ди влезают в конфликты меж-
ду молодожёнами, в конфликты
между детьми и родителями. и
нередко, не имея духовной подго-
товки, не имея дара миротворче-
ства, они оказывают своим ближ-
ним медвежью услугу. надо по-
нять, что те отношения, которые
имеют место в каждой семье, за-
частую слишком интимны, слиш-
ком хрупки, слишком натянуты
для того, чтобы посторонним лю-
дям вмешиваться в них. по край-
ней мере, очень важно не вмеши-
ваться в отношения, существую-
щие между детьми и родителями.
но надо сделать всё для того, что-
бы эти люди сами разобрались в
сложившейся ситуации.
Если вы хотите помочь какой-
то семье, создайте условия, чтобы
люди смогли общаться. однако не
пытайтесь всё решить своими си-
лами, не доверяйте своей логике.
некоторые считают, что они могут
всё логично «разложить по пол-
кам»—и тогда в «опекаемой» ими
семье прекратятся все скандалы.
Я видел таких людей, которые пы-
тались помогать сразу всем, кто их
окружал, и в результате вокруг ца-
рил невообразимый хаос. Этого не
надо делать.
Протоиерей олег сТенЯев.
Троицкий собор в Дивеево.
ду ними и издающую тот же жа-
лобный звук.
Озадаченный человек пообе-
щал себе, что, если и завтра со-
бака будет скулить, он спросит о
ней у престарелой пары. На тре-
тий день, на свою беду, он уви-
дел ту же сцену. Он больше не мог
этого выдержать.
— Извините, мэм, — обра-
тился он к старушке, — что слу-
чилось с вашей собакой?
— С ней? — переспросила она.
—Она лежит на гвозде.
Смущенный её ответом чело-
век спросил:
— Если она лежит на гвозде и
ей больно, почему она просто не
встанет?
Старушка улыбнулась и сказа-
ла приветливым, ласковым голо-
сом:
— Значит, голубчик, ей боль-
но настолько, чтобы скулить, но
не настолько, чтобы сдвинуться
с места.
Вторая притча про учителя
и ученика, который пришёл за со-
ветом, как ему познать мудрость
жизни. В ответ на этот вопрос
учитель взял ученика и опустил
его голову в ведро с водой. Дер-
жал её там, пока ученик не стал
вырываться. Когда ученик спро-
сил, что это было, учитель про-
изнёс: «Как сильно ты хотел воз-
духа, когда был там?» Ученик от-
ветил, что очень хотел и это бы-
ло единственное, о чём он мог ду-
мать. И учитель сказал: «Когда
ты захочешь познать мудрость
жизни так же, как и сейчас — воз-
духа, ты её познаешь».
Я открыла для себя несколько
истин.
очень часто людям не нужна
помощь. им больно, чтобы ску-
лить об этом, но не настолько, что-
бы что-то делать.
1. они серфят интернет на
предмет советов и идей, погло-
щают тонны информации каж-
дый день, потребляют всё подряд:
от розовых цитат до философских
размышлений на тему счастья и
жизни.
но у них нет нужды на Самом
ДЕлЕ решить свою проблему.
Да, какие-то проблемы в об-
рировать. лучше прилепить пла-
стырь, чем сделать промывание.
2. помогая насильно, вы лиша-
ете людей самостоятельности, вы-
бора, мешаете взять ответствен-
ность за свою жизнь.
Каждый должен сделать по-
мощь своим личным выбором.
Есть такие люди, которые пос-
тоянно намекают на то, что имнуж-
на помощь. при этом сами ничего
не готовы для себя делать. Если у
тебя есть внутренняя потребность
помогать, ты бросаешься на вы-
ручку. но поскольку от тебя нужна
не помощь, а лишь внимание, то
тут начинается всякое: «Что ты ле-
зешь в мою жизнь, я тебя ни о чём
не просил, я сделал так, как ты ска-
зал, и смотри, как всё теперь ужа-
сно, это всё ты виноват...»
Такие люди не умеют быть взро-
слыми. они не умеют просить по-
мощи. им кажется, что это ниже их
достоинства. поэтому они всё сде-
лают так, чтобы другие стали эту
помощь предлагать. потому что в
этом случае можно спокойно отка-
зываться, отбрыкиваться, делать
высокомерное лицо и говорить,
что вы всё сами за меня тут реши-
ли, а мне этого совсем не надо бы-
ло. и вообще я ничего не просил.
позиция жертвы обстоятельств
и несмышлёныша очень ковар-
ная. и очень манипулятивная. в
ней много силы и власти. намно-
го больше, чем кажется на первый
взгляд.
люди развиваются через пре-
одоление. поэтому создавать им
комфортные условия—значит де-
лать их слабее. Если им нужна по-
мощь, пусть учатся её просить. нет
ничего благородного в том, чтобы
быть выше просьб о помощи.
3. Люди получают намного
больше пользы, не решая свои про-
блемы.
нужно ли помогать людям
Кому, когда и зачем?
щем-то есть. но они оказываются
терпимыми. То есть не настолько
усложняют жизнь, чтобы встать с
гвоздя и думать только о том, как
найти решение.
не говоря уже о том, что самые
действенные советы может ока-
заться очень неприятно выпол-
нять. например, взять ответствен-
ность за свою жизнь только на се-
бя и перестать спихивать вину на
окружающих.
Зачем же так сложно, лучше я
найду что-то полегче. например,
как поднять женскую энергию шо-
пингом. просто, эффективно, ра-
достно.
Думать о жизни, делать какие-
то упражнения — это не годит-
ся… надо, чтобы быстро и нена-
пряжно.
лучше обезболить, чем опе-
Это называется вторичная вы-
года.
в какой бы тяжёлой ситуации
человек ни находился, если он ни-
чего не делает, чтобы оттуда вы-
браться, значит, у него есть какая-
то вторичная выгода: не расти,
не изменяться, получать бонусы,
оставаться инфантильным и т. д.
Есть сотни историй про боль-
ных людей, которые не выздорав-
ливают только потому, что, став
здоровыми, перестанут получать
внимание. вплоть до того, что се-
мьи сохраняются исключитель-
но до тех пор, пока кто-то болеет.
ведь нельзя бросить больного че-
ловека. а больной и рад старать-
ся — болеть.
4. У каждого человека свой
путь, своя карма, каждый получа-
ет ровно столько, сколько зарабо-
тал своими действиями.
Когда я желаю кому-то помо-
щи, то думаю, что она им нужна
для облегчения их состояния. но
откуда мне знать всю его задачу по
судьбе? Как я могу решать за Бога
(вселенную, душу), что именно это
необходимо для того или иного че-
ловека? У каждого свой путь.
5. У каждого человека свои не-
врозы, ценности и взгляды.
Если ведической женщине
начнёт помогать специалист по
успеху, то будет конфликт. Хотя
каждый из них уверен, что их путь
верный и правильный.
поэтому перед тем как пред-
ложить помощь, хорошо бы по-
нять, а не будет ли она конфликто-
вать с тем, что уже есть.
принять, что видение жизни
у другого человека может очень
сильно отличаться от вашего.
нет ничего зазорного в том,
чтобы просить помощь. Если мне
она нужна, я обращаюсь за ней.
поначалу это было не просто. но
теперь мне намного комфортнее
говорить прямо, что надо. Этого
же я жду и от других.
поэтому я для себя решила,
что помогать буду, только если ме-
ня об этом попросят. и не полуна-
мёками, говоря: «ой, что-то голова
разболелась» в надежде, что я са-
ма брошусь выяснять, что да как,
а конкретно: «пожалей меня, под-
держи меня, успокой меня» и т. д.
Свои потребности надо учить-
ся осознавать, а просьбы— уметь
озвучивать.
Я больше не додумываю и не
пытаюсь догадаться. Я спраши-
ваю: «Как именно я могу тебе по-
мочь?» и не играю в игру «Угадай,
на что я обиделась».
Когда я «оказываю помощь»,
я исхожу из предположения, что
другому человеку ДЕЙСТвиТЕлЬ-
но необходима моя помощь.
Какие мотивы движут «помо-
гающими»? Далеко не всегда чи-
стые и светлые.
1. Допустим, помогающий ис-
кренне верит, что знает, как будет
лучше для другого.
иногда это верно, а иногда и
нет. прежде чем предлагать что-
то лучшее, хорошо бы узнать, го-
тов ли другой к этому лучшему.
Часто не готов. почему? См.
первые пять пунктов.
2. помогающий пытается само-
утвердиться за счёт другого, удов-
летворить свои потребности.
Такая помощь особенно болез-
ненная. она идёт либо через кри-
тику, завёрнутую в обёртку заботы:
«Ты ужасно готовишь. говорю тебе
это, чтобы ты одумалась и стала
лучшей хозяйкой», либо через пас-
сивную агрессию: «Что-то ты пло-
хо выглядишь. Давай я дам тебе
номер своего косметолога», либо
преследует корыстные интересы.
3. Помогающий хочет поднять
собственную значимость для себя
и для других.
Такие люди ощущают себя
очень-очень благородными, несу-
щими свет, знания и радость дру-
гим. Когда они «помогают», они
чувствуют себя святыми, реали-
зующими великую миссию. У них
плюсуется самомнение, начина-
ет ярче светиться нимб. ведь это
очень важно и красиво — просве-
щать несведущих, делать слепых
зрячими и инвалидов здоровыми.
Когда люди оказывают по-
мощь, они делают это в первую
очередь для себя.
Каждый делает свой выбор:
помогать или не помогать, про-
сить помощи или не просить. глав-
ное — быть максимально честны-
ми перед собой.
Если вы из помогающих, задай-
те себе вопросы: «почему вы по-
могаете?», «Кому вы помогаете?»
Если вы из тех, кому нужна по-
мощь, спросите себя: «готовы ли
вы просить помощь?», «готовы ли
вы принимать помощь?»
никому нельзя помочь на-
сильно, никого нельзя спасти без
его ведома. Каждый человек идёт
своим путём. и если на этом пу-
ти он сочтёт кого-то или что-то
полезным, он решит побыть ря-
дом какое-то время. а потом сно-
ва продолжит свой путь. а если вы
хотите помогать, то предлагайте,
но не настаивайте. Удачи!
и напоследок — классика о
том, что не всегда очевидная по-
мощь — это то, что надо.
Мария ЖиГАн,
гештальт-терапевт,
тренер по развитию
созидательного мышления.
http://naturalworld.ru