Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 4 (153), апрель 2017 г.
20 • осознанное родительство
10
+1
причина
учить ребёнка музыке
1. Играть — это СЛЕДОВАТЬ
ТРАДИЦИИ.
Музыке учили всех аристокра-
тов, русских и европейских. Музи-
цировать — это лоск, блеск и шик,
апофеоз светских манер. Дюк Эл-
лингтон начал играть на рояле,
потому что вокруг играющего пар-
ня всегда собираются девушки. Ну
а вокруг играющей девушки?
Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия
ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИС-
ЦИПЛИНУ:
заниматься на инстру-
менте надо постоянно, регулярно
и без перерывов.
Зимой и летом, в будни и
праздники. Почти с тем же упор-
ством, с каким чемпионы трени-
руются в спортзале и на катке. Но,
в отличие от героев спорта, играя
на рояле, нельзя сломать ни шею,
ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители!
Музыка — это воспитание харак-
тера без риска травмы: как хоро-
шо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ре-
бёнок развивает МАТЕМАТИЧЕ-
СКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Он пространственно мыслит,
попадая на нужные клавиши, ма-
нипулирует абстрактными звуко-
выми фигурами, запоминая нот-
ный текст, и знает, что в музы-
кальной пьесе, как в математиче-
ском доказательстве: ни убавить,
ни прибавить! Не случайно Аль-
берт Эйнштейн играл на скрипке,
а профессора физики и математи-
ки Оксфорда составляют 70% чле-
нов университетского музыкаль-
ного клуба.
Внимание, дальновидные ро-
дители будущих математиков и
инженеров! Музицировать прият-
нее, чем решать трудные задачи
из-под репетиторской палки.
4. МУЗЫКА И ЯЗЫК
— близ-
нецы-братья. Они родились сле-
дом друг за другом: сначала стар-
ший — музыка; потом младший
— словесная речь, и в нашем моз-
ге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые
и точки, вопросы и восклицания
есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше го-
ворят и пишут, легче запоминают
иностранные слова, быстрее ус-
ваивают грамматику. Меломаны-
литераторы Тургенев и Стендаль,
Борис Пастернак и Лев Толстой,
Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан,
каждый из которых знал не один
иностранный язык, рекомендуют
всем будущим полиглотам музы-
ку.
Внимание, мудрые родители
будущих журналистов и перевод-
чиков! Вначале было Слово, но
ещё раньше был Звук.
5. Музыка СТРУКТУРНА И
ИЕРАРХИЧНА:
крупные произве-
дения распадаются на менее круп-
ные части, которые в свою оче-
редь делятся на небольшие темы
и фрагменты, состоящие из мел-
ких фраз и мотивов.
Стихийное понимание му-
зыкальной иерархии облегча-
ет понимание компьютера, тоже
сплошь иерархичного и структур-
ного. Психологи доказали, что ма-
ленькие музыканты, ученики зна-
менитого Шиничи Сузуки, если да-
же не слишком преуспели в раз-
витии музыкального слуха и памя-
ти, зато обошли своих сверстни-
ков по уровню структурного мыш-
ления.
Внимание, прагматичные ро-
дители будущих IT-инженеров, си-
стемных администраторов и про-
граммистов! Музыка ведёт пря-
мо к вершинам компьютерных на-
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни
Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то, что пиа-
нино некуда поставить и бабушка не может возить ре-
бёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вооб-
ще некогда — английский, испанский, секция по плава-
нию, балет и прочее, и прочее… Есть веские причины
всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти при-
чины должны знать современные родители.
ук; не случайно фирма Microsoft
предпочитает сотрудников с му-
зыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия
РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ
или, как их сегодня называют,
коммуникативные навыки.
За годы учёбы ребёнок-музы-
кант познакомится с галантным и
дружественным Моцартом, ерши-
стым и атлетичным Прокофьевым,
умудрённым и философичным Ба-
хом и другими очень разными му-
зыкальными персонами. Играя,
ему придётся в них перевопло-
титься и донести до публики их
характер, манеру чувствовать, го-
лос и жесты. Теперь остаётся один
шаг до таланта менеджера. Ведь
для него едва ли не главное —по-
нимать людей и, пользуясь своим
пониманием, управлять ими.
Внимание, амбициозные ро-
дители будущих основателей биз-
нес-империй! Музыка ведёт от
сердца к сердцу, и самое грозное
оружие топ-менеджера — обез-
оруживающая улыбка «хорошего
парня».
7. Музыканты МЯГКОСЕР-
ДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУ-
ЖЕСТВЕННЫ.
Как утверждают психологи,
музыканты-мужчины чувственны,
как дамы, а музыканты-женщины
стойки и тверды духом, как муж-
чины. Музыка смягчает нравы, но,
чтобы в ней преуспеть, надо быть
мужественным.
Внимание, прозорливые роди-
тели, ожидающие помощи и под-
держки в старости! Дети, которые
занимались музыкой, сочувствен-
ны и одновременно терпеливы и
потому чаще готовы подать своим
престарелым родителям тот са-
мый «стакан воды».
8. Занятия музыкой ПРИ-
УЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КО-
МАНДЕ».
Музыканты меньше боятся
страшного слова deadline — срок
сдачи работы. В музыкальной
школе нельзя перенести на завтра
или на неделю вперёд зачёт по
гаммам и классный концерт. По-
ложение артиста на сцене приуча-
ет к максимальной готовности «по
заказу», и ребёнок с таким опытом
не завалит серьёзный экзамен,
интервью при приёме на работу и
ответственный доклад.
Внимание, беспокойные роди-
тели! Музыкальные занятия в дет-
стве — это максимальная выдер-
жка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия
ВОСПИТЫВАЮТ
МАЛЕНЬКИХ
«ЦЕЗАРЕЙ», умеющих делать
много дел сразу.
Музыка помогает ориенти-
роваться в нескольких однов-
ременных процессах: так, чита-
ющий с листа пианист сразу де-
лает несколько дел — помнит о
прошлом, смотрит в будущее и
контро­лирует настоящее. Музы-
ка течёт в своём темпе, и читаю-
щий с листа не может прервать-
ся, отдохнуть и перевести дух.
Так же и авиадиспетчер, опера-
тор ЭВМ или биржевой брокер
следит за несколькими экранами
и одновременно слушает и пе-
редаёт информацию по несколь-
ким телефонам. Музыка приуча-
ет мыслить и жить в нескольких
направлениях.
Внимание, перегруженные и
усталые родители! Ребёнку-му-
зыканту будет легче, чем вам, бе-
жать по нескольким жизненным
дорожкам и везде приходить пер-
вым.
10. И, наконец, музыка —
наилучший ПУТЬ К ЖИЗНЕННО-
МУ УСПЕХУ.
Почему? См. пункты 1–9. Не-
мудрено, что музыкальным прош-
лым отмечены многие знаменито-
сти:
Агата Кристи свой первый рас-
сказ написала о том, почему ей
трудно играть на фортепиано на
сцене;
Кондолиза Райс, напротив,
больше всего любит играть на пу-
блике в своём ослепительном
концертном платье;
Билл Клинтон уверен, что без
саксофона никогда не стал бы пре-
зидентом.
Посмотрите на успешных лю-
дей в любой области, спросите, не
занимались ли они в детстве му-
зыкой, хотя бы даже и недолго, хо-
тя бы даже и без особого рвения?
Конечно, занимались. И у нас есть
10 причин последовать их вдох-
новляющему примеру!
Дина Кирнарская,
доктор искусствоведения,
доктор психологических наук,
проректор Российской академии
музыки им. Гнесиных.
От редакции.
11. Занятия музыкой
развивают мозг
Занятия музыкой в возрасте
до семи лет развивают мозг, улуч-
шают его структуру. Между двумя
полушариями таких детей возни-
кает больше связей (нервных во-
локон), чем у тех, кто опоздал и
взялся за инструмент после «кри-
тического» возраста.
— Для игры на музыкальном
инструменте нужна координация
работы рук и сенсорных областей
мозга, — объясняет профессор
психологии Вирджиния Пенхьюн.
— А так как именно в очень ран-
нем возрасте наблюдается избы-
ток нейронов, а потом он умень-
шается, то чем их больше будет за-
действовано при исполнении му-
зыки, тем больше пойдёт на со-
здание нервных волокон, соеди-
няющих полушария.
Сравнив структуру мозга «ран-
них» и «поздних» музыкантов, учё-
ные обнаружили, что у первых
связей между полушариями суще-
ственно больше. Более того, у тех,
кто поздно начал заниматься му-
зыкой, и теми, кому «медведь на
ухо наступил», в структуре мозга
нет никаких различий.
Если и можно назвать это со-
общение сенсацией, то тихой. Уже
давно ряд учёных доказывают,
что любая классическая музыка
развивает способности, особен-
но математические. И приводят
свои аргументы. Так, в музыкаль-
ном клубе Оксфордского универ-
ситета две трети — математики и
физики. Конечно, вспоминаются
Эйнштейн с его скрипкой, химик
и композитор Бородин, математик
и пианист Сабанеев и т. д. А в не-
которых отстающих американских
школах после введения занятий
классической музыкой резко пош-
ла вверх успеваемость по матема-
тике и физике. Словом, музыка и
естественные науки подпитывают
друг друга. Почему? Энтузиасты
приводят много версий, в частно-
сти, говорят, что гриф и клавиату-
ра, визуальные и слуховые ощу-
щения идут рука об руку.
— В своё время весь мир
был буквально заражён «эффек-
том Моцарта», — говорит канди-
дат психологических наук из Ин-
ститута психологии РАН Павел Са-
бодаш. — Доказывали, что музы-
ка великого австрийца развива-
ет способности, ссылались на раз-
личные эксперименты. Но музыка
Моцарта вызывала не изменения
в нервных сетях, а всего-навсего
доставляла удовольствие. Лучше
настроение — человек лучше ра-
ботает. Ритм сам по себе создаёт
стимулы. Подстегиваёт лучше ра-
ботать и соображать.
n