«Родовая Земля»
№ 6 (156), июнь 2017 г.
28 • ВНУтреННее ПрОстраНстВО
Я
не верю в творческий кризис
и мне искренне не нравится
это словосочетание. Всё это
очень похоже на самообман,
с помощью которого мы пы-
таемся избежать необходимости
поиска и работы над проблемой.
состояние, в котором мы вдруг не
находим возможности «творить»,
всегда имеет свои причины, исто-
ки. Просто, гораздо легче навесить
на себя ярлык с пометкой «творче-
ский кризис» и ждать, что всё само
раскрутиться, чем попытаться ра-
зобраться в себе.
я не верю в музу и думаю, что
если она и приходит, то только тог-
да, когда мы начинаем работать.
Мы отталкиваемся от вдохнове-
ния — вот «оно» есть и всё даётся
легко и непринуждённо. Но это то-
же своего рода ловушка. Нет вдох-
новения — не могу творить. а как
оно вообще выглядит, это вдох-
новение? Как его вызвать? Какая
лампочка загорается с утра, если
ты проснулся вдохновлённым?
Мне кажется, вдохновение —
совокупность очень многих фак-
торов, а главное среди всего это-
го — твой настрой и отношение к
жизни, к этому самому моменту, к
себе и к тому, что ты делаешь. Для
меня это стоит на первом месте. я
не могу отдаться процессу, если у
меня плохое настроение, а тут уже
встаёт другой вопрос: почему оно
такое?
Вообще, можно придумать и
найти у себя такие вещи/занятия,
которые будут нас вдохновлять.
Для меня это просмотр фотогра-
фий или долгая прогулка. Для ко-
го-то другого это могут быть со-
вершенно другие вещи, вроде
пробежки или прочтения книги.
Меня вдохновляют люди и то, что
они делают — не обязательно да-
же в фотографии.
Но покажите мне человека,
который постоянно пребывает в
хорошем настроении, всех любит
и ещё обладает нескончаемым за-
пасом энергии? Очень часто про-
исходят моменты, когда мы подо-
лгу чего-то (что нам нравится) не
делаем. Одно дело, когда прохо-
дит несколько дней, другое—ме-
сяц. Для меня в какой-то момент
стало определяющим перестать
обманывать саму себя и говорить,
что это такой период. Конечно,
невозможно творить 24 часа в
сутки круглыми годами и никог-
да не уставать от этого. Челове-
ческая психика устроена так, что
она в идеале стремится находить-
ся в состоянии покоя, а вдохнове-
ние — это всегда всплеск, эмоци-
ональный импульс. Находиться в
постоянном состоянии вдохно-
вения невозможно, это сильней-
шая перегрузка для нашей пси-
хики. Даже если это вдохновение
сплошь напичкано позитивными
эмоциями, тут вообще можно от-
бросить полярности. Перегрузка
может быть и со знаком плюс, и со
знаком минус. Вы знаете истории,
как несчастные случаи в жизни
людей провоцировали у них по-
терю памяти. таким образом на-
ша психика защищается от пере-
напряжения. и «чрезмерное сча-
стье» здесь не исключение.
я нашла для себя несколько
инструментов, которые я вклю-
чаю для себя, если чувствую не-
кий «ступор». Всё это — никакая
не высшая инстанция, это может
работать только на меня и никак
не помочь вам, например. Но
многое из этого я почерпнула у
других людей, собрав из разных
практик некую собственную «со-
лянку», поэтому с радостью по-
делюсь своими мыслями на этот
счёт.
ВаЖНО также понимать, что
все эти инструменты работают,
если нет действительно каких-то
серьёзных психологических про-
блем, тормозящих работу творче-
ства.
1. Первое правило — пе-
рестать с этим состоянием бо-
роться, его стоит просто при-
нять.
Кого вы, собственно, пытае-
тесь победить? себя самого? или
некую мифическую лень, не да-
ющую вам жить и работать? При-
нять, значит понять и осознать
причины.
2. Отложить то, что не полу-
чается.
Устроить себе небольшой от-
дых и даже не начинать делать
то, что не идёт. Передышка хоро-
ша для любого дела. Остановиться
—не значит всё бросить, но загля-
нуть внутрь себя.
Но нужно понимать разницу
между небольшим отдыхом и за-
тяжным бездействием. Отдых ну-
жен для того, чтобы отпустить
«ненужные» мысли (я неудачник
и бла-бла-бла), отдохнуть телом
и умом, набраться сил и продол-
жить заниматься любимым делом.
Передышка — лишь первый шаг,
дальше нужно себя раскачивать,
если движения не произошло.
3. Движение.
В движении прибывает всё, да-
же те объекты, которые нам ка-
жутся неподвижными.
Для творчества очень важна
ваша внутренняя энергия, а зна-
чит, — движение. Любая физиче-
ская активность вашего тела под-
нимает нашу энергетику. если вы
проводите за компьютером 24 ча-
са в сутки или вообще еле встаёте
с кровати, то вряд ли энергия бьёт
из вас ключом.
я, например, ненавижу спорт
за редким исключением. Зато я
стараюсь много ходить. если бег
— это всё-таки большая нагрузка
на организм, то быстрая ходьба—
это проще простого да ещё и ги-
перполезно.
ВаЖНО: Низкая энергетика мо-
жет быть связана с более серьёз-
ными причинами—болезни, бло-
ки и пробои. Всё это требует уже
более серьёзного изучения.
4. Общение.
Новые люди — новые впе-
чатления. Звучит неплохо, если
вы экстраверт. Мне лично всегда
сложно вылезти из своего панци-
ря: всегда больше хочется остать-
ся дома наедине с собой, чем
провести время с кем-то. я испы-
тываю максимальный комфорт в
обществе себя и ненавижу, ког-
да нужно придумывать, что ска-
зать или думать о том, как ты вы-
глядишь или ведёшь себя. Но, не-
смотря на какие-то личные при-
страстия, человек, всё-таки со-
циальное существо. Чтобы в ка-
кой-то момент не слететь с кату-
шек и не осознать своё тотальное
одиночество, нужно общаться с
людьми и желательно не в интер-
нете.
5. Новое хобби
— это один из
любимых инструментов. Как при-
ятно в чём-то новом вновь почув-
ствовать себя «дураком», кото-
рый никому ничего не должен, по-
тому что не умеет и только учит-
ся. Это прекрасное чувство, от вас
не требуется ничего, кроме само-
го процесса — делать. Особенно
хорошо работает то, что развива-
ет вашу моторику — вязание, ри-
сование или даже самая баналь-
ная раскраска. Мозг переключает-
ся в другое русло, переставая пы-
тать вас размышлениями о твор-
ческом кризисе, о безысходности
будущего творчества и неспособ-
ности больше творить.
Плюс выйти из дома: сходить
на выставку, в кино — одним сло-
вом, получить какие-то впечатле-
ния. Можно даже на свидание. В
общем, попробуйте «дарить» се-
бе эмоцию. Заставьте себя, напри-
мер, два раза в неделю выбирать-
ся на встречу с друзьями или вы-
ставку, что-то такое...
6. Полюбить себя.
«я — бездарность» и про-
чие фразочки всегда идут от про-
блем с самооценкой. Никто не го-
ворит, что нужно страдать эгоцен-
тризмом, идти по головам и ду-
мать только о себе, но ни во что
себя не ставить — тоже нельзя.
Наше отношение к себе во мно-
гом определяет отношение все-
го мира к нам. если мы сами себя
не воспринимаем, то кто будет?
Что будет получаться у человека,
не уверенного в себе и своих си-
лах? Но «полюбить» себя не так уж
и просто, все мы напичканы кучей
комплексов, так что это процесс
не быстрый, но начинать работать
с ним очень полезно. самое про-
стое: перестаньте себя гнобить за
что-то—привычка, лишний кусок
торта и т. д. Не позволяйте чужим
мыслям, чужому представлению о
жизни влиять на ваше мироощу-
щение. ищите себя сами, спраши-
вайте, чего Вы хотите. Многие со-
ветуют практику, где вы постоян-
но стараетесь себя за что-то по-
хвалить: «О, отлично сегодня вы-
гляжу!», сказать с утра своему от-
ражению: «Ну и красота!» или по-
благодарить свои ноги за то, что
они так быстро дотащили вас до
дома. Вы можете даже этого не
ощущать, но наговаривая себе
это дней тридцать подряд, вы уже
точно в это поверите, и никто не
сможет вас в этом разубедить. По-
степенно вы начнёте относиться к
себе иначе. Чем сильнее вы будете
уверены в том, кто вы есть на са-
мом деле, тем сложнее вас будет
сбить с пути.
7. Медитация.
Для меня медитация—не спо-
соб постижения нирваны, освобо-
ждение от сансары и т. д., а воз-
можность остановить поток мы-
слей, заглянуть внутрь себя и рас-
слабить своё тело и ум — вой-
ти в состояние спокойствия меж-
ду сном и бодрствованием. Всю
пользу от медитаций я перечи-
слять не буду, но не могу не заме-
тить, что в какой-то момент, меж-
ду провалом с расслаблением, у
меня начинается поток очень чёт-
ких мыслей. Например, в голо-
ву приходят конкретные реше-
ния или интересные идеи, будто
твой внутренний голос, наконец,
пробивается к тебе, когда основ-
ной поток шума в голове затиха-
ет. иногда полезных идей бывает
так много, что не успеваешь всё и
запомнить. Но процесс очень кру-
той и не раз меня выручал.
8. Работа — просто берёшь
и начинаешь делать.
До этого мы просто создавали
благоприятные условия, чтобы ос-
вободить голову от пагубных мы-
слей. если вы не начнёте снова
пробовать работать, ничего ни-
куда так и не придёт. Не зря гово-
рят, что вдохновение появляется в
процессе. Поэтому самый главный
и важный этап после всей переза-
грузки — это делать.
Друзья, надеюсь что-то из на-
писанного окажется полезным, а
если у вас есть свои какие-то ин-
тересные практики, то делитесь
ими тоже!
https://vk.com/polinawashington
Творческий (не) кризис
Влияние тишины на человека
Е
сть звуки положительные,
оздоравливающие
орга-
низм, а есть отрицательные,
разрушающие нашу психику
и тело. Но как влияет на нас отсут-
ствие звуков, внутренняя и внеш-
няя тишина?
По данным некоторых иссле-
дований, пребывание в тишине в
течение дня способствует раскры-
тию потенциала человека: активи-
зирует память, помогает анализи-
ровать информацию и даже сти-
мулирует рост клеток мозга.
три главных преимущества ти-
шины:
•
Рост новых клеток мозга.
Подвергая группы мышей послед-
ствиям различных шумов, реге-
неративный биолог имке Кирсте
из Университета Дьюка выяснила,
что, когда мыши проводили по два
часа в день в тишине, у них появ-
лялись новые клетки в гиппокам-
пе. Эта часть мозга может быть ис-
пользована в качестве источника
эмоций и переходов из кратковре-
менной памяти в долговременную.
•
Активизация памяти.
Да-
же когда вокруг ни звука, наш
мозг очень восприимчив. извле-
кая из памяти знакомые аккор-
ды и текст, мозг создаёт иллюзию
звучания. Это объясняется тем,
что слуховая кора головного моз-
га продолжает напряжённо ра-
ботать. Даже если в ваши уши не
поступает никаких звуков, мозг
всегда найдёт способ оставаться
активным.
•
Стимулирование рефлек-
сии.
Когда мозг не сталкивается
с внешними раздражителями, он
перестаёт фокусироваться и пере-
ходит в «режим сортировки». Это
не значит, что он полностью от-
ключается. Наоборот. Находясь в
состоянии покоя, мозг собирает
и обрабатывает информацию. Это
называется рефлексией. Внешние
звуковые возбудители заставля-
ют мозг слушать. если вокруг ти-
хо, наш мозг вынужден прислуши-
ваться к тому, что происходит вну-
три нас.
http://ecology.md