• 27
«Родовая Земля»
№ 9 (158), сентябрь 2017 г.
ОсОЗНаННОе рОДитеЛьстВО
Имя Василия Сухомлинского
часто используется в качестве
нарицательного. Он всю жизнь
проработал в школе, написал
более 600 статей и около 30
книг о воспитании и оказал ог-
ромное влияние на развитие
всей отечественной педагоги-
ки. Книга Василия Сухомлин-
ского «Родительская педагоги-
ка» состоит из статей учителя,
написанных в 60-х годах, бе-
сед с родителями и его писем
к сыну.
М
ысли
сухомлинского
удивляют своей сов-
ременностью. Он од-
ним из первых загово-
рил о вреде школьных
оценок и выступал за запрет фи-
зических наказаний. Педагог при-
зывал молодых отцов ухаживать
за новорождённым наравне с ма-
терью. и утверждал, что в школе
не учат жизни. Знание математи-
ки или физики ещё никому не по-
могло построить крепкую семью:
поэтому в его школе был предмет
«семья. Брак. Любовь. Дети». Он
занимался совершенствованием
режима школьников и придумал
эффективный способ выполнения
домашних заданий. Учитель регу-
лярно звал на свои лекции по пе-
дагогике родителей учеников.
Принципы воспитания Васи-
лия сухомлинского актуальны для
родителей и сегодня.
1. Научить жить
главная проблема молодых
родителей, о которой говорил су-
хомлинский и которая актуальна
и сейчас, — это неумение жить се-
мьёй и преодолевать кризисы.
«я не преувеличу, если скажу,
что молодые родители, не умею-
щие быть мужем и женой, зача-
стую так же безпомощны, неуме-
лы и неопытны, как дети. <…> и
вот большое горе приходит тог-
да, когда эти взрослые дети рожа-
ют детей».
Педагог настаивал на том, что
старшеклассников надо учить от-
ношениям, объяснять, как про-
являть любовь к супругу и детям,
как быть со своими желаниями,
как находить компромисс в семье.
Кроме школы, детей этому долж-
ны учить родители своим приме-
ром с самого рождения.
сухомлинский говорит о том,
что школьный предмет под назва-
нием «семья. Брак. Любовь. Дети»
едва ли не важнее других наук.
В течение 10 лет он исследо-
вал причины разводов среди 200
семей. из-за неумения понять
друг друга развелись 189 пар. так-
же сухомлинский говорит о том,
что если в семье растёт неуправ-
ляемый ребёнок, родителям стоит
взглянуть на себя и понять, где по-
явилась трещина в их взаимоот-
ношениях.
«Пусть не поймут меня так,
будто я принижал роль матема-
тики и других естественных наук.
<…> Но всё же знания о человеке
ещё важнее. и если не сегодня, то
завтра в школьном учебном пла-
не предмет о культуре человече-
ских взаимоотношений будет сто-
ять первым, ибо мы живём в век
человека».
2. Быть настоящим
отцом
сегодня никого не удивит отец,
который умеет менять подгузни-
ки и кормить ребёнка кашей. Но
в середине прошлого века мысль
о том, что отец должен ухаживать
за младенцем наравне с матерью,
играть c ребёнком и принимать
активную роль в его воспитании,
была революционной. сухомлин-
ский писал: «там, где <…> хлопо-
ты и заботы жены постепенно ста-
новятся и его (отца —
Прим. ав-
тора
) хлопотами и заботами, се-
мья является школой эмоцио-
нального и нравственного воспи-
тания детей».
Кроме забот о ребёнке, отцу
следует заниматься самовоспи-
танием. так сухомлинский назы-
вал личностное развитие и непре-
рывный труд. Это станет могуще-
ственным способом влияния на
детей. ребёнку хочется быть хоро-
шим, но ему нужен пример, чтобы
самому становиться лучше, умнее,
образованнее.
Педагог вспоминает историю
про одну большую семью сель-
ского врача ивана Филиппови-
ча, в которой было шестеро де-
тей. По утрам отец приносил и ста-
вил в вазу цветок возле спящей
жены. так продолжалось десяти-
летия. и для этого была построе-
на теплица возле дома. Количест-
во цветков, которые стояли в вазе
по утрам, росло вместе с детьми.
После смерти отца, когда дети вы-
росли и разъехались из родитель-
ского дома, раз в год они собира-
лись у матери. снова в вазе появ-
лялись семь цветков—по одному
от каждого из детей и седьмой —
от умершего отца.
3. Быть талантливым
родителем
сухомлинский
рассказыва-
ет про одну мать, которая при-
зналась, что им с мужем некогда
воспитывать детей, делать с ни-
ми уроки и ругать за двойки. При-
чём её дочери отличались тон-
ким восприятием окружающих,
никогда не ленились и были при-
мером для всего класса. Педагог
объясняет это тем, что дети учат-
ся смотреть на мир глазами роди-
телей.
Для настоящего воспитания
взрослым достаточно просто быть
рядом и показывать своим приме-
ром, а не нотацией, как относить-
ся к близким и поступать в разных
случаях. Эту же мысль подтвер-
ждает популярная сегодня теория
привязанности.
«Как добиться того, чтобы сло-
во воспитывало, чтобы на скрип-
ке детской души были струны, а не
верёвки? В раннем детстве чело-
век должен пройти великую шко-
лу тонких, сердечных, человече-
ских взаимоотношений».
4. Быть мудрым
учителем
Педагог много рассказыва-
ет о трудных детях. Даже самый
пропащий и безнадёжный ученик
всегда имеет хотя бы крупицу хо-
рошего. самая большая ошибка
учителей — постоянно констати-
ровать неуспех ученика. следует
помнить, что все дети рождают-
ся с разными способностями. За-
дача школы не ругать, а развить в
ребёнке как можно больше этих
способностей. сухомлинский ис-
пользовал свою собственную си-
стему оценок в начальной шко-
ле. тем, кто справлялся с задани-
ем, ставили пятёрки, но не стави-
ли двоек отстающим по предме-
ту. Педагог призывал не делать
из оценки идола. Он говорил, что
нельзя относиться к бездушным
цифрам как к показателям благо-
получия. Это неправильно — де-
лить детей на успешных и неу-
спешных только с помощью оцен-
ки. и сегодня мы с ним абсолютно
согласны.
«Поймите драму, которая раз-
вивается порой в душе ребёнка. У
других буквы получаются краси-
вые, а у меня не получаются. Дру-
гие легко решают задачу, а у меня
почему-то «не выходит».
стремление выставить напо-
каз ошибки ученика — это пу-
бличное унижение. сухомлинский
резко критиковал популярные в
советском обществе товарище-
ские суды. Он утверждал, что учи-
тель, который жалуется на учени-
ка родителю, уже не имеет ника-
кой власти над этим учеником.
«Ни один ребёнок не должен
чувствовать и осознавать: я неу-
дачник, ничего у меня не получа-
ется, ничего путного из меня не
выйдет. если только эти мысли за-
родились в детской голове — ре-
бёнок больше не ваш воспитан-
ник, и семья его — отец и мать —
выпали из сферы вашего воспита-
тельного влияния».
сухомлинский рассказывает
истории о советской школе, ко-
торые иллюстрируют, как судь-
бы детей были искалечены систе-
мой. «Одна учительница написа-
ла в дневнике второклассника:
«Володя на уроке всё время улы-
бался». Мать прочитала, но не по-
няла, хорошо это или плохо, что
её сын улыбался. Но вот в днев-
нике вторая грозная запись: «Во-
лодя продолжает улыбаться, при-
мите строгие меры». Мать избила
ребёнка. Володя больше не улы-
бался».
«Завуч школы № 1 вызвала
мать одного ученика, говорит ей:
«Ваш сын бегает по школьному
двору после занятий. До каких пор
это будет?». Мать ответила: «а по-
чему же ему не бегать? Что здесь
плохого?». Завуч ответила: «Ну та-
кой нахальной матери я ещё не
видела!».
5. Воспитывать
без наказаний
если необходимость в наказа-
ниях есть, значит, были соверше-
ны ошибки воспитания. родители
заблуждаются в том, что считают
запрет самым главным проявле-
нием родительской власти. Быть
требовательным — не значит до-
биваться слепого послушания. ро-
дители должны чувствовать тон-
кую границу, где заканчивается
предел их власти и начинается ин-
тимный мир ребёнка.
У каждого ребёнка должны
быть свои дела, связанные с игра-
ми и дружбой, в которые не стоит
лезть взрослым.
сухомлинский был категори-
чески против строгих наказаний
даже для трудных подростков.
Он считал, что дети, которые из
года в год критикуются учителя-
ми и наказываются родителями,
просто не имеют внутренних ре-
сурсов на учёбу.
6. Развивать
любознательность
с самого начала сознательной
жизни ребёнка родителям стоит
обращать его внимание на при-
чинно-следственные связи между
предметами и явлениями окружа-
ющего мира. Учите наблюдать. Да-
же обыкновенная прогулка помо-
жет в этом. говорите о том, что у
деревьев разная высота, на неко-
торых растёт мох, некоторые ра-
стения любят солнечный свет, а
другие — нет. Постепенно ребё-
нок уже сам будет замечать дета-
ли окружающего мира. В этот мо-
мент в его мозгу происходят важ-
нейшие изменения.
В возрасте от двух до семи лет
ребёнок должен как можно чаще
задавать вопрос: почему?. а взро-
слым стоит обстоятельно на не-
го отвечать. современный роди-
тель и не подумает проигнориро-
вать ни одно детское «почему»,
но в 60-х годах педагогу приходи-
лось подробно объяснять, почему
ответ «В школу пойдёшь — узна-
ешь» — неправильный.
7. Уметь делать
домашние задания
быстро
сухомлинский писал, что уро-
ки надо делать всегда в одно и то
же время. режим приучает к усид-
чивости и самостоятельности.
Обязательно, чтобы ученик делал
домашнее задание в одиночку, а
не в компании с одноклассника-
ми. так как, по его наблюдениям,
совместная работа более сильных
и слабых учеников ведёт только к
тому, что слабые в итоге механи-
чески списывают, не успевая вник-
нуть в тему.
родители не должны решать
задания за ребёнка, но необходи-
мо слушать его устные ответы и
следить за организацией учебно-
го времени.
Обязательно надо делать те
уроки, которые задали сегодня,
даже если следующий урок по это-
му предмету будет только через
неделю. Накануне достаточно бу-
дет только повторить уже изучен-
ную тему. Педагог утверждал, что
все эти правила способствуют по-
вышению качества учёбы, а ребё-
нок меньше от неё устаёт.
дина Бойко.
https://mel.fm/pedagogika/4961578-
sukhomlynsky
Великий советский педагог о том,
как учить и воспитывать детей
n
Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми