Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (159), октябрь 2017 г.
18 • осознанное родительство
С
начала я думала назвать
эту статью: «Как кормить
дочку в 3 года, чтобы в
30 у неё были проблемы
с лишним весом». Но пе-
редумала… Потому что это бы-
ло бы дискриминацией по отно-
шению к мальчикам. Тем несчаст-
ным мальчикам, которых взро-
слые тоже вынуждают есть.
Еда — естественная потреб-
ность организма. Голод и жажда
— первичные инстинкты само-
сохранения. Попробуйте забыть
накормить младенца. Он изве-
стит вас о голоде громким кри-
ком и не успокоится, пока его не
накормят. Ребёнок лучше знает,
когда и сколько ему надо есть.
Удивительно, как отчаянные
сторонницы кормления по тре-
бованию к годовастию ребёнка
превращаются в традиционных
уговаривателей: «ложечку за ма-
му, ложечку за папу, ложечку за
троюродную тётю». А ещё через
пару лет настаёт период ультима-
тумов: «Пока не съешь, из-за сто-
ла не выйдешь!» (варианты: «не
включу мультик», «не дам конфе-
ту», «не куплю игрушку»).
Естественный аппетит? Не, не
слышали…
Был в моей жизни недолгий
период работы консультантом в
центре снижения веса. Там рабо-
тали с людьми, чей лишний вес не
являлся следствием тяжёлого за-
болевания. Относительно здоро-
вые (относительно — потому что
с лишними кг к ним приходили
отдышка, гипертония, варикоз и
т. д.) располневшие женщины се-
товали на роды, возраст, наслед-
ственность. И очень тяжело, с со-
противлением, которое приходи-
лось ломать психотерапевту, при-
нимали факт, что на самом деле
причина лишнего веса — непра-
вильное пищевое поведение, пи-
щевые привычки, в том числе ус-
военные в детстве.
Когда вы идёте на разные ма-
нипуляции, чтобы скормить пор-
цию чего-либо ребёнку, подумай-
те о его будущем. Не совершаете
ли вы ошибку?
История Марины
Бабушка говорила, что еду
нельзя выбрасывать. Бабушка ра-
довалась и хвалила, когда Мари-
на всё доедала и подчищала та-
релку кусочком хлеба. Бабушка
часто читала рассказ «Общество
чистых тарелок». Бабушка гово-
рила: «Хорошие дети всегда съе-
дают всё, что положено на тарел-
ку». Бабушка учила, что в гостях
надо есть с добавкой, чтобы хо-
зяевам было приятно. Марина
очень хотела быть хорошей де-
вочкой, хотела, чтобы её хвалили,
хотела, чтобы бабушке и другим
людям было приятно…
Марина выросла, вышла за-
муж, родила двух детей, кормила
семью обедами и ужинами. По-
прежнему считала, что тарелки
после еды должны оставаться пу-
стыми. И никогда не выбрасыва-
ла еду. Хорошая девочка Марина
не могла навязывать мужу и де-
тям свои правила. Но и отказать-
ся от них не могла. Поэтому всег-
да доедала всё, что оставили на
тарелках муж и дети. Системати-
ческие переедания привели к на-
бору лишнего веса.
История Натальи
В её детстве было правило:
съешь, что положили на тарел-
ку — получишь конфету. С года-
ми выработалась потребность
любой приём пищи заканчивать
десертом. Иначе она не чувство-
вала сытости и удовлетворения.
Каждый день минимум четыре
конфеты. С другой стороны, ког-
да просто хотелось сладкого, вну-
тренний выдрессированный ре-
бёнок напоминал, что сначала на-
до съесть что-то несладкое. И да-
же при отсутствии голода Ната-
лья ела суп или кашу, чтобы по-
зволить себе съесть конфетку…
История Ирины
Воспитатель детского сада
грозно вещала: «Пока не съешь,
из-за стола не выйдешь!». А ещё
угрожала вылить суп за шиворот
тому, кто этот суп не доест. Ири-
на верила, что именно так вос-
питатель и поступит. Один раз
она даже спрятала в карман не-
навистную рыбную котлету, а по-
том на прогулке зарыла её в зем-
лю на участке за верандой. Вто-
рой раз этот трюк провернуть не
удалось. Воспитатель заметила,
громко ругалась, стыдила котлет-
ную аферистку перед всей груп-
пой. Ирина выросла, но остался
какой-то подсознательный страх,
установка, мол съедать надо всё,
что лежит на тарелке, даже через
«не хочу».
История Марии
Худенькую Машеньку все-
ми способами мама пыталась на-
кормить. Мама бегала за Машей с
ложкой по квартире, уговарива-
ла, завлекала, рассказывая сказ-
ки. А потом в доме появился ви-
деомагнитофон и видеокассе-
ты с мультиками. Это было мами-
но спасение. Мама стала кормить
Машу перед телевизором. По-
ка Маша смотрела мультик, она
охотно открывала рот и жевала.
Маша любила мультики и стара-
лась долго жевать. Потому что
знала: как только она перестанет
есть, мама выключит мультик. У
взрослой Марии осталась при-
вычка есть перед телевизором.
Или за чтением. Или за компью-
тером. Или хотя бы в компании
за оживлённой беседой. Обяза-
тельно что-то должно происхо-
дить параллельно с приёмом пи-
щи. А когда что-то происходит па-
раллельно, то концентрация вни-
мания уже не на приёме пищи,
контакт с организмом нарушен и
очень легко пропустить момент
насыщения, переесть. С другой
стороны, когда Мария просто
смотрела телевизор, её постоян-
но тянуло что-нибудь пожевать…
История Светланы
В детстве Светлану не корми-
ли насильно, не поощряли слад-
ким, не развлекали телевизо-
ром во время еды. Но проблема
с лишним весом во взрослом воз-
расте у неё всё-таки появилась.
Потому что её постоянно тянуло
на «вкусненькое». Когда малень-
кая Светочка падала и ушибалась,
ей говорили: «Не плач, на конфет-
ку!». Когда её вели на прививку,
то обещали, что будет чуть-чуть
больно, зато потом она получит
шоколадку. Когда однажды в пар-
ке её, семилетнюю, не пустили на
аттракцион, потому что было воз-
растное ограничение «старше 12
лет», папа сказал: «Не расстраи-
вайся, зато мы сейчас пойдём и
Насилие едой,
или Как не надо кормить ребёнка
налопаемся мороженого». Когда
она ревела из-за плохой отметки
за экзамен, мама гладила её по
спине и спрашивала: «Доченька,
что тебе приготовить?» Во взро-
слой жизни у Светланы стрессов
и огорчений стало гораздо боль-
ше. Но у неё был сформирован-
ный в детстве поведенческий сте-
реотип: когда грустно, больно, то-
скливо, одиноко — надо съесть
что-нибудь вкусненькое. Заедая
стрессы, Светлана набрала лиш-
них 40 кг.
Все эти примеры объединя-
ет одно: употребление еды не из-
за голода и прекращение приё-
ма пищи не по сигналу наступле-
ния сытости. Постоянно уговари-
вая, принуждая ребёнка съесть
ещё ложечку через «не хочу», до-
есть до конца, мы нарушаем есте-
ственный контакт с телом. Ребё-
нок перестаёт чувствовать, голо-
ден он или сыт. Во взрослом воз-
расте начинает ориентироваться
не по внутренним сигналам орга-
низма (хочу есть), а по внешним
факторам (пора пообедать).
«А как же его не заставлять?
Он же сам есть целый день ниче-
го не будет!». Конечно, не будет.
Если его ранее постоянно застав-
ляли есть, а потом вдруг остави-
ли в покое, какое-то время ребё-
нок будет наслаждаться правом
ничего не есть и демонстратив-
но отодвигать тарелку. Но потом
инстинкт самосохранения возь-
мёт верх над амбициями. Важно,
чтобы при этом в свободном до-
ступе не было печенья, конфет и
прочих сладостей. Иначе ребёнок
будет питаться только ими.
Если в очередной раз маме
захочется «докормить» ребён-
ка, то стоит притормозить и заду-
маться: что меня вынуждает так
поступать?
• Стереотипы из прошлого?
Свои установки: съедать нужно
всё, что положено на тарелку. По-
жалуйста, не пересаживайте на
ребёнка своих «тараканов».
• Боязнь, что ребёнок останет-
ся голодным? Поверьте, ребёнок
себе не враг, у него ещё контакт
с телом не разорван. Поест, когда
проголодается.
• Желание, чтобы ребёнок на-
брал вес? Что с того, что он самый
худой в группе, если ребёнок здо-
ров, активен и доволен жизнью?
• Жаль продуктов? Жаль уси-
лий, потраченных на приготовле-
ние пищи? «Я старалась, готови-
ла, а он не ест». Пожалейте лучше
ребёнка. Насилие едой — далеко
не лучшая форма проявления ро-
дительской заботы.
И ещё пара маленьких на-
блюдений. Аппетит у ребёнка бу-
дет лучше, если привлекать его
к процессу приготовления. Ведь
это будет блюдо, которое он сам
приготовил! (мама лишь чуть-
чуть помогла). А овощи у многих
детей лучше всего съедаются в
виде супа-пюре с сухариками.
Анна Быкова,
психолог.
http://annabykova.ru/problemy-
appetita/nasilie-edoj-kak-ne-nado-
kormit-rebenka.html
Детское
питание:
аюрведический взгляд
К
сожалению, школа и обще-
ство довольно равнодушно
относятся к идее здорово-
го питания. Дети едят очень
много сахара и продуктов быстро-
го приготовления, что приводит
к разрушению зубов, перевозбу-
ждению, становится причиной ог-
ромного количества других проб­
лем. Не надо бояться сахара, но не
стоит и злоупотреблять им.
С самого рождения добав-
ляйте в пишу ребёнка как можно
меньше рафинированного сахара
—дети быстро привыкают к бело-
му сахару. Попробуйте удовлетво-
рять потребность в сладком с по-
мощью более здоровых продук-
тов. Повышенная потребность са-
хара часто указывает на дефицит
минералов в организме и особен-
но магния. В магазинах здорового
питания можно найти много фрук-
тов и всяких вкусностей, не содер-
жащих сахар. Тем не менее, следу-
ет помнить: даже нерафинирован-
ные сахара (мёд, натуральный ко-
ричневый сахар, кленовый сироп)
должны составлять малую часть
рациона.
Соки в пакетах и бутылках со-
держат больше сахара и меньше
полезных веществ, чем свежевы-
жатые. Разбавляйте соки травя-
ным чаем (из гибискуса, мяты, ро-
машки, шиповника, имбиря или
корицы). Травы добавят соку по-
лезные вещества и помогут пере-
вариванию. Оптимальная пропор-
ция сока и чая — 1:1.
Следует помнить, однако, что
младенцы должны пить исключи-
тельно молоко матери и чистую
воду.
Полезнее всего есть свежие
фрукты и орехи, также хорош
сельдерей и ореховые пасты. Су-
хофрукты лучше замачивать на
ночь или делать из них пюре.
Но не надо делать из питания
проблему. Достаточно по возмож-
ности ставить на стол хорошую,
добротную, простую пишу. Не сто-
ит также развивать у ребёнка де-
монстративное неприятие «нена-
туральных» продуктов. Если вы не
хотите, чтобы он пристрастился к
какому-либо продукту, просто не
держите его дома.
Фрукты, овощи и цельные кру-
пы должны составлять примерно
75% рациона ребёнка, это обеспе-
чит его необходимыми минерала-
ми и витаминами и создаст проч­
ное основание для здоровья.
Здоровое питание и здоровый
образ жизни делают людей пози-
тивными и энергичными, позво-
ляя им восстановить связь со сво-
ей истинной природой.
Из книги Лайт Миллер
«Аюрведа для всей семьи».