Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 1 (162), январь 2018 г.
Д
о седьмого класса Шал­
ва Амонашвили был
круглым двоечником, а
школу окончил с золо­
той медалью. Его отно­
шение к учёбе изменила новая
учительница по грузинскому язы­
ку, которая относилась к детям
с интересом и уважением. Лич­
ность ребёнка стала централь­
ным понятием концепции гуман­
ной педагогики, которую разра­
ботал Амонашвили.
Самые важные тезисы педаго­
га о том, каким должен быть учи­
тель.
1. Быть учителем, а не пре-
подавателем
Задача учителя — помочь и
подсказать. Подружиться с уче­
ником, полюбить его и заслужить
его уважение. Не просто давать
информацию, а терпеливо изла­
гать своё мнение и слушать мне­
ние учеников. Особенно опасно
неверие в ребёнка — предубеж­
дение, что он изначально не спо­
собен учиться без палки. В таких
случаях учитель ещё без всяких
причин начинает кричать на уче­
ников и угрожать наказаниями.
Но, чтобы обучение приносило
плоды, каждый ребёнок должен
чувствовать, что учитель желает
ему добра и принимает таким, ка­
кой он есть.
«Лучше педагогу не входить в
школу с озлобленной душой, что­
бы не калечить души детей; луч­
ше не входить в школу без ясной
цели и воспитательных намере­
ний, чтобы не навязывать детям
воспитательные импровизации,
вызывающие недоумение и рас­
терянность детей; лучше не вхо­
дить в школу из вчерашнего дня,
без самообновления, чтобы не
нести с собой скуку и однообра­
зие; лучше не приходить к де­
тям без веры в педагогику, что­
бы не сеять в них неуверенности
в самих себе и в своём педагоге».
(Шалва Амонашвили. «Здравст­
вуйте, дети!»).
2. На любовь дети отвечают
любовью, на жестокость —же-
стокостью
В основе воспитания лежит
безграничная любовь к детям. В
авторитарной системе учитель,
даже искренне любя ребёнка,
считает своим долгом «держать
его в руках»: заставлять учить­
ся, хорошо себя вести, строго
спрашивать с него. А чаще учи­
тель даже не трудится вложить
хоть чуточку своей души в про­
цесс обучения, который не дол­
жен состоять только из безко­
нечных домашних заданий, вы­
зовов к доске и контрольных ра­
бот. Когда учителя больше любят
власть над учениками, чем их са­
мих, ученики отвечают соответ­
ственно — бунтом.
«Физик вызывал в нас раз­
дражение и злобу. Человек не­
молодой, воображавший себя
известным учёным, просто из­
девался над нами. Принципи­
ально никому не ставил пятёр­
ку. «Пятёрка — это мне, — гово­
рил он. — Другие же отметки —
вам». Ему жалко было и четвёр­
ки ставить. Потому много было в
классе троечников и двоечников.
Нас возмущали его грубость, на­
смешки и угрозы. Потому не раз
бойкотировали его уроки, меша­
ли ему на уроке, конфликтова­
ли с ним. А он, вместо того чтобы
разобраться, почему мы так себя
ведём, ужесточал меры, наказы­
вал двойками и угрожал, что ка­
ждому испортит аттестат». (Шал­
ва Амонашвили. «Как любить де­
тей (Опыт само­анализа)»).
3. Суть наказания — не в
том, чтобы отомстить ребёнку
Наказание не должно при­
меняться авторитарно — в та­
ких случаях ребёнок не прини­
мает наказания, считает его не­
справедливым. Наказание само
по себе — не мера воспитания.
Его воздействие на ребёнка за­
висит от того, насколько учитель
любим и уважаем. И цель нака­
зания — не в том, чтобы совер­
шить общественное правосудие
или лично учительское возмез­
дие, а в том, чтобы передать ре­
бёнку чувство огорчения от не­
удачи. Суть наказания при этом
такова, что ребёнок переживает
обиду из-за того, что огорчил лю­
бимого человека, и чувствует ре­
шимость оправдать его ожида­
ния и доверие.
«Мальчик, мои пятёрки крас­
неют рядом с двойками… Как
быть?..
А в душе моей происходит
взрыв. Я закрываю голову рука­
ми и начинаю тихо плакать, что­
бы рядом сидящий не догадался,
в чём дело. Дело не в пятёрках, а
в том, что в них любовь моей учи­
тельницы ко мне. А эти двойки
могут навредить этой, — самой
дорогой, что мне досталось за по­
следние месяцы, — Любви!
Я причиняю учительнице боль
— и мне больно от этого». (Шалва
Амонашвили. «Как любить детей
(Опыт самоанализа)»).
4. Отметка и оценка — это
не одно и то же
Отметки не обязательно вы­
ражаются цифрами. Они могут
быть словесными, например, сло­
во «молодец». Точно так же, как
ребёнок хвастается пятёркой, он
скажет дома: «Учитель сказал, что
я молодец». Детей ругают за пло­
хие отметки, хвалят за хорошие
— все эти реакции формальные,
одномерные. Отметки портят ре­
бёнка, образовательный процесс,
отношения с родителями.
«Пятёрки нацелены в сердце,
потому что они искажают нрав­
ственность ребёнка, тройки по­
рождают равнодушие, двойки
вызывают возмущение». (Шалва
Амонашвили в интервью).
Оценка — это отношение. То,
как учитель смотрит на ребёнка,
какие задаёт вопросы, как ука­
зывает на ошибки, замечает про­
гресс. С помощью уважительно­
го, внимательного человеческо­
го отношения педагог воспитыва­
ет в ребёнке личностные качест­
ва, а не просто учит его соответ­
ствовать стандартам. Если ученик
не совсем понял задание и вы­
полнил его по-своему, это трудно
передать отметкой. Вместо этого
учитель может сказать: «Ой, как
интересно ты пишешь. А может,
вот так попробуешь?»
5. Учитель должен чаще за-
давать вопросы, на которые не
знает ответов
Вопросы учителя на уроке от­
личаются от обычных человече­
ских вопросов тем, что он уже
знает ответ. И ученики это знают.
Когда нам задают вопрос, на кото­
рый хотят услышать строго опре­
делённый ответ, мы чувствуем
подвох. То же чувствуют и учени­
ки. Для них каждый вопрос учи­
теля становится педагогической
уловкой, на которую нужно не по­
пасться. В результате вместо того,
чтобы думать над сутью вопроса,
они пытаются угадать ответ, кото­
рого ожидает учитель.
Детям нужно чаще задавать
вопросы, на которые нет заранее
известного правильного ответа.
Учитель знает, сколько будет два­
жды два, но не знает, почему ре­
бёнку трудно запомнить таблицу
умножения. Не знает, что его ин­
тересует, что нравится, что моти­
вирует учиться.
«Наша учительница вошла с
доброй, приветливой улыбкой,
поздоровалась бархатистым го­
лосом, сказала нам «спасибо»,
взглянула всем в глаза. Это уже
было необычно. А потом — вдруг
— спросила:
— Ребята, вы любите стихи?
Нам никто не прививал лю­
бовь к стихам; прежний учитель
требовал от нас выучить наи­
зусть заданное стихотворение и
отбарабанить его на уроке. Ни­
когда не задавал он вопроса, нра­
вятся ли нам эти стихи». (Шалва
Амонашвили. «Как любить детей
(Опыт самоанализа)»).
6. Требовательность помо-
гает учителю и мешает ребёнку
В авторитарном педагогиче­
ском процессе требовательность
–предупредительная мера к на­
казанию. Учитель требует, чтобы
ребёнок усердно учился, не нару­
шал правил. Он говорит «перепи­
ши это к завтрашнему дню», под­
разумевая «иначе пеняй на себя».
Тональность такого требования
— приказная, принудительная.
Это педагогический инструмент,
который решает проблемы само­
го учителя, а не ребёнка.
Если же учителя действитель­
но больше заботит завтрашний
день ребёнка, чем тишина в клас­
се, его требования выражают пе­
реживания за будущее ребёнка. В
таких случаях требование меняет
своё содержание и тональность.
В нём звучит доверие и надежда
на успехи ребёнка, оно мотиви­
осознанное родительство
Восемь советов,
как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили
рует его стараться и развиваться.
«Были случаи, когда она (учи­
тельница) обращалась к кому-ли­
бо из нас:
— Ты не мог бы дать мне эту
книгу почитать на пару дней?
И когда с этой просьбой одна­
жды обратилась и ко мне, я был
очень горд и рад. А спустя пару
дней, вернув книгу, сказала:
— У тебя хороший вкус, раз
такие книги читаешь… Спасибо,
я получила удовольствие…
Что ещё было нужно для то­
го, чтобы я пристрастился к чте­
нию?» (Шалва Амонашвили. «Как
любить детей (Опыт самоанали­
за)»).
7. Жизнь ребёнка не долж-
на останавливаться на время
уроков
Уроки — это основа для
школьного дня, но дети приходят
не только ради них. Они приходят
ради весёлых перемен, встреч с
друзьями, бесед с учителем, ин­
тересных внеурочных школьных
дел. Школьная жизнь — гораздо
больше, чем несколько уроков
каждый день, а уроки — гораздо
больше, чем прилежное сидение
за партой.
Ребёнок не может оставить
свои впечатления и пережива­
ния за порогом школы и прийти с
чис­тым, стерилизованным стрем­
лением учиться.
И он не станет более внима­
тельным и сосредоточенным,
если отнять у него игрушку, кото­
рая так захватила его воображе­
ние, что он принёс её с собой в
школу. Он станет ещё рассеяннее,
потому что будет огорчён, и смо­
жет думать только о дальнейшей
судьбе своей игрушки.
«Пусть лежит оловянный сол­
датик в кармане, пусть ребёнок
катается в своём воображении
на велосипеде, пусть находит­
ся под впечатлением вчерашней
дедушкиной сказки! Пусть каж­
дый приходит в школу со своей
полной жизнью. И тогда прямо
на уроке (всё равно, какой это бу­
дет урок) Илико достанет из кар­
мана своего оловянного солдати­
ка. Я с большим интересом стану
его рассматривать. «Как он мне
нравится! У тебя только один сол­
датик? Есть ещё и другие? Нет,
не надо дарить мне его! Приве­
ди всю свою армию оловянных
солдатиков; наверное, поиграть
с ними будет очень интересно!»
Илико будет доволен и завтра
же принесёт всех своих солдати­
ков, а я поищу сказку об оловян­
ном солдатике, чтобы прочитать
её всему классу». (Шалва Амона­
швили. «Здравствуйте, дети!»).
8. Хороший учитель — тот,
кто любит детский «жриамули»
«Жриамули» — это грузин­
ское слово, которое обознача­
ет весёлый шум: например, ще­
бет птиц или детский гомон. Он
отличается от обычного шума
тем, что наполнен радостью и
жизнью. Иметь педагогический
слух — значит уметь различать
разные нотки в этом шуме, кото­
рый всегда наполняет школу, и
любить его.
«И вот смотрю я на фотокар­
точки моих 36 детей, и меня охва­
тывает нетерпение встречи с
этим детским «жриамули». Я при­
нимаю любовь к «жриамули» как
доказательство того, что смогу их
понять. Убеждён: кому нравится
детский «жриамули», тот склонен
к педагогической деятельности, а
кто уже пристрастился к нему, тот
обретает своё профессиональное
счастье». (Шалва Амонашвили.
«Здравствуйте, дети!»).
Татьяна Шатровская.
https://mel.fm