• 21
«Родовая Земля»
№ 1 (162), январь 2018 г.
Д
о седьмого класса Шал
ва Амонашвили был
круглым двоечником, а
школу окончил с золо
той медалью. Его отно
шение к учёбе изменила новая
учительница по грузинскому язы
ку, которая относилась к детям
с интересом и уважением. Лич
ность ребёнка стала централь
ным понятием концепции гуман
ной педагогики, которую разра
ботал Амонашвили.
Самые важные тезисы педаго
га о том, каким должен быть учи
тель.
1. Быть учителем, а не пре-
подавателем
Задача учителя — помочь и
подсказать. Подружиться с уче
ником, полюбить его и заслужить
его уважение. Не просто давать
информацию, а терпеливо изла
гать своё мнение и слушать мне
ние учеников. Особенно опасно
неверие в ребёнка — предубеж
дение, что он изначально не спо
собен учиться без палки. В таких
случаях учитель ещё без всяких
причин начинает кричать на уче
ников и угрожать наказаниями.
Но, чтобы обучение приносило
плоды, каждый ребёнок должен
чувствовать, что учитель желает
ему добра и принимает таким, ка
кой он есть.
«Лучше педагогу не входить в
школу с озлобленной душой, что
бы не калечить души детей; луч
ше не входить в школу без ясной
цели и воспитательных намере
ний, чтобы не навязывать детям
воспитательные импровизации,
вызывающие недоумение и рас
терянность детей; лучше не вхо
дить в школу из вчерашнего дня,
без самообновления, чтобы не
нести с собой скуку и однообра
зие; лучше не приходить к де
тям без веры в педагогику, что
бы не сеять в них неуверенности
в самих себе и в своём педагоге».
(Шалва Амонашвили. «Здравст
вуйте, дети!»).
2. На любовь дети отвечают
любовью, на жестокость —же-
стокостью
В основе воспитания лежит
безграничная любовь к детям. В
авторитарной системе учитель,
даже искренне любя ребёнка,
считает своим долгом «держать
его в руках»: заставлять учить
ся, хорошо себя вести, строго
спрашивать с него. А чаще учи
тель даже не трудится вложить
хоть чуточку своей души в про
цесс обучения, который не дол
жен состоять только из безко
нечных домашних заданий, вы
зовов к доске и контрольных ра
бот. Когда учителя больше любят
власть над учениками, чем их са
мих, ученики отвечают соответ
ственно — бунтом.
«Физик вызывал в нас раз
дражение и злобу. Человек не
молодой, воображавший себя
известным учёным, просто из
девался над нами. Принципи
ально никому не ставил пятёр
ку. «Пятёрка — это мне, — гово
рил он. — Другие же отметки —
вам». Ему жалко было и четвёр
ки ставить. Потому много было в
классе троечников и двоечников.
Нас возмущали его грубость, на
смешки и угрозы. Потому не раз
бойкотировали его уроки, меша
ли ему на уроке, конфликтова
ли с ним. А он, вместо того чтобы
разобраться, почему мы так себя
ведём, ужесточал меры, наказы
вал двойками и угрожал, что ка
ждому испортит аттестат». (Шал
ва Амонашвили. «Как любить де
тей (Опыт самоанализа)»).
3. Суть наказания — не в
том, чтобы отомстить ребёнку
Наказание не должно при
меняться авторитарно — в та
ких случаях ребёнок не прини
мает наказания, считает его не
справедливым. Наказание само
по себе — не мера воспитания.
Его воздействие на ребёнка за
висит от того, насколько учитель
любим и уважаем. И цель нака
зания — не в том, чтобы совер
шить общественное правосудие
или лично учительское возмез
дие, а в том, чтобы передать ре
бёнку чувство огорчения от не
удачи. Суть наказания при этом
такова, что ребёнок переживает
обиду из-за того, что огорчил лю
бимого человека, и чувствует ре
шимость оправдать его ожида
ния и доверие.
«Мальчик, мои пятёрки крас
неют рядом с двойками… Как
быть?..
А в душе моей происходит
взрыв. Я закрываю голову рука
ми и начинаю тихо плакать, что
бы рядом сидящий не догадался,
в чём дело. Дело не в пятёрках, а
в том, что в них любовь моей учи
тельницы ко мне. А эти двойки
могут навредить этой, — самой
дорогой, что мне досталось за по
следние месяцы, — Любви!
Я причиняю учительнице боль
— и мне больно от этого». (Шалва
Амонашвили. «Как любить детей
(Опыт самоанализа)»).
4. Отметка и оценка — это
не одно и то же
Отметки не обязательно вы
ражаются цифрами. Они могут
быть словесными, например, сло
во «молодец». Точно так же, как
ребёнок хвастается пятёркой, он
скажет дома: «Учитель сказал, что
я молодец». Детей ругают за пло
хие отметки, хвалят за хорошие
— все эти реакции формальные,
одномерные. Отметки портят ре
бёнка, образовательный процесс,
отношения с родителями.
«Пятёрки нацелены в сердце,
потому что они искажают нрав
ственность ребёнка, тройки по
рождают равнодушие, двойки
вызывают возмущение». (Шалва
Амонашвили в интервью).
Оценка — это отношение. То,
как учитель смотрит на ребёнка,
какие задаёт вопросы, как ука
зывает на ошибки, замечает про
гресс. С помощью уважительно
го, внимательного человеческо
го отношения педагог воспитыва
ет в ребёнке личностные качест
ва, а не просто учит его соответ
ствовать стандартам. Если ученик
не совсем понял задание и вы
полнил его по-своему, это трудно
передать отметкой. Вместо этого
учитель может сказать: «Ой, как
интересно ты пишешь. А может,
вот так попробуешь?»
5. Учитель должен чаще за-
давать вопросы, на которые не
знает ответов
Вопросы учителя на уроке от
личаются от обычных человече
ских вопросов тем, что он уже
знает ответ. И ученики это знают.
Когда нам задают вопрос, на кото
рый хотят услышать строго опре
делённый ответ, мы чувствуем
подвох. То же чувствуют и учени
ки. Для них каждый вопрос учи
теля становится педагогической
уловкой, на которую нужно не по
пасться. В результате вместо того,
чтобы думать над сутью вопроса,
они пытаются угадать ответ, кото
рого ожидает учитель.
Детям нужно чаще задавать
вопросы, на которые нет заранее
известного правильного ответа.
Учитель знает, сколько будет два
жды два, но не знает, почему ре
бёнку трудно запомнить таблицу
умножения. Не знает, что его ин
тересует, что нравится, что моти
вирует учиться.
«Наша учительница вошла с
доброй, приветливой улыбкой,
поздоровалась бархатистым го
лосом, сказала нам «спасибо»,
взглянула всем в глаза. Это уже
было необычно. А потом — вдруг
— спросила:
— Ребята, вы любите стихи?
Нам никто не прививал лю
бовь к стихам; прежний учитель
требовал от нас выучить наи
зусть заданное стихотворение и
отбарабанить его на уроке. Ни
когда не задавал он вопроса, нра
вятся ли нам эти стихи». (Шалва
Амонашвили. «Как любить детей
(Опыт самоанализа)»).
6. Требовательность помо-
гает учителю и мешает ребёнку
В авторитарном педагогиче
ском процессе требовательность
–предупредительная мера к на
казанию. Учитель требует, чтобы
ребёнок усердно учился, не нару
шал правил. Он говорит «перепи
ши это к завтрашнему дню», под
разумевая «иначе пеняй на себя».
Тональность такого требования
— приказная, принудительная.
Это педагогический инструмент,
который решает проблемы само
го учителя, а не ребёнка.
Если же учителя действитель
но больше заботит завтрашний
день ребёнка, чем тишина в клас
се, его требования выражают пе
реживания за будущее ребёнка. В
таких случаях требование меняет
своё содержание и тональность.
В нём звучит доверие и надежда
на успехи ребёнка, оно мотиви
осознанное родительство
Восемь советов,
как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили
рует его стараться и развиваться.
«Были случаи, когда она (учи
тельница) обращалась к кому-ли
бо из нас:
— Ты не мог бы дать мне эту
книгу почитать на пару дней?
И когда с этой просьбой одна
жды обратилась и ко мне, я был
очень горд и рад. А спустя пару
дней, вернув книгу, сказала:
— У тебя хороший вкус, раз
такие книги читаешь… Спасибо,
я получила удовольствие…
Что ещё было нужно для то
го, чтобы я пристрастился к чте
нию?» (Шалва Амонашвили. «Как
любить детей (Опыт самоанали
за)»).
7. Жизнь ребёнка не долж-
на останавливаться на время
уроков
Уроки — это основа для
школьного дня, но дети приходят
не только ради них. Они приходят
ради весёлых перемен, встреч с
друзьями, бесед с учителем, ин
тересных внеурочных школьных
дел. Школьная жизнь — гораздо
больше, чем несколько уроков
каждый день, а уроки — гораздо
больше, чем прилежное сидение
за партой.
Ребёнок не может оставить
свои впечатления и пережива
ния за порогом школы и прийти с
чистым, стерилизованным стрем
лением учиться.
И он не станет более внима
тельным и сосредоточенным,
если отнять у него игрушку, кото
рая так захватила его воображе
ние, что он принёс её с собой в
школу. Он станет ещё рассеяннее,
потому что будет огорчён, и смо
жет думать только о дальнейшей
судьбе своей игрушки.
«Пусть лежит оловянный сол
датик в кармане, пусть ребёнок
катается в своём воображении
на велосипеде, пусть находит
ся под впечатлением вчерашней
дедушкиной сказки! Пусть каж
дый приходит в школу со своей
полной жизнью. И тогда прямо
на уроке (всё равно, какой это бу
дет урок) Илико достанет из кар
мана своего оловянного солдати
ка. Я с большим интересом стану
его рассматривать. «Как он мне
нравится! У тебя только один сол
датик? Есть ещё и другие? Нет,
не надо дарить мне его! Приве
ди всю свою армию оловянных
солдатиков; наверное, поиграть
с ними будет очень интересно!»
Илико будет доволен и завтра
же принесёт всех своих солдати
ков, а я поищу сказку об оловян
ном солдатике, чтобы прочитать
её всему классу». (Шалва Амона
швили. «Здравствуйте, дети!»).
8. Хороший учитель — тот,
кто любит детский «жриамули»
«Жриамули» — это грузин
ское слово, которое обознача
ет весёлый шум: например, ще
бет птиц или детский гомон. Он
отличается от обычного шума
тем, что наполнен радостью и
жизнью. Иметь педагогический
слух — значит уметь различать
разные нотки в этом шуме, кото
рый всегда наполняет школу, и
любить его.
«И вот смотрю я на фотокар
точки моих 36 детей, и меня охва
тывает нетерпение встречи с
этим детским «жриамули». Я при
нимаю любовь к «жриамули» как
доказательство того, что смогу их
понять. Убеждён: кому нравится
детский «жриамули», тот склонен
к педагогической деятельности, а
кто уже пристрастился к нему, тот
обретает своё профессиональное
счастье». (Шалва Амонашвили.
«Здравствуйте, дети!»).
Татьяна Шатровская.
https://mel.fm