Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 8 (169), август 2018 г.
осоЗнанноЕ родитЕльство
1. Жалость — худшее чувст-
во, которое можно испытывать
к человеку, тем более к ребён-
ку-сироте.
Будучи студенткой педаго-
гического вуза, на третьем кур-
се проходила практику в лагере
«Чайка», принадлежавшем дет-
скому интернату. Ехать к детям-
сиротам было немного тревожно,
волнительно больше из-за того,
что все, кто об этом узнавал, твер-
дили одно и то же: «ой, это же бед-
ные сиротки, тебе их будет жалко,
будешь плакать, глядя на них». и
знаете что? Мне их не было жалко
совсем. очень быстро поняла, что
даже самые младшие из них силь-
нее меня. каждый из них, попадая
в такое заведение, пережил нечто
такое, что может быть не под си-
лу не то что домашнему ребёнку,
но и далеко не каждому взросло-
му. они сильные, смелые, остро-
умные, весёлые и жизнерадост-
ные. как может появиться жела-
ние их жалеть? нет, однозначно
только восхищаться и радоваться
их успехам!
2. Дети в 2–3 года могут
есть, одеваться и даже пытать-
ся заправлять постель самосто-
ятельно.
в основном я работала с воз-
растной группой от 6 до 12 лет, но
один месяц мне пришлось побыть
с ясельными малышами. свое-
го опыта, то есть собственных де-
тей, у меня не было. Поэтому я ду-
мала, что в порядке вещей, когда
дети такие самостоятельные. Это
открытие настигло меня в другую
смену, когда в холле школы ждала,
пока моя ребятня переобуется и
разбежится по классам. наблюда-
ла такую картину. стоит мальчик
лет 12, довольно высокий и креп-
кий, а его мама подтягивает ему
штанишки. стояла и вспоминала,
как моя красавица, басистая цыга-
ночка двух лет от роду, одёргива-
ла мою руку, когда я ей пыталась
пуговички помочь застегнуть на
платье, ей стыдно, видите ли, бы-
ло. а ему, наверное, нет.
3. В паре ребёнок–взрослый
кто-то обязательно будет мани-
пулировать другим.
и чем младше ребёнок, тем
лучше у него это получается. а
знаете, почему? Потому что стар-
ший лишний раз подумает, не при-
чинит ли он неудобство взросло-
му своим поведением, ну или он
просто воспитанный и не будет
специально издеваться. Малыши
таких нюансов ещё просто не по-
нимают. Первый рабочий день в
приюте для меня закончился сле-
зами и нервным тиком. я просто
не справилась с десятью ангелоч-
ками, которые как только поняли,
что я очень добрая тётя и из меня
можно верёвки вить, превратили
шесть часов работы в ад. апогеем
стал тихий час. Эти маленькие без-
стыдники ходили на головах, ска-
кали по кроватям и хитро смея-
лись, так как почувствовали мою
слабость. Помните про жалость?
вот я шла на смену, жалея их, так
как они мне казались такими без-
защитными и безобидными, а зря.
в общем, надо уяснить: либо ты
начальник, либо подчинённый,
иначе никак.
4. Командному тону лучше
научиться до того, как настанет
момент, когда он понадобится.
Это ещё одно воспоминание,
связанное именно с малышами.
спросите, как мне удалось пре-
одолеть все трудности и дорабо-
тать месяц в любви и согласии с
этими монстриками, пардон, яг-
нятками? ответ: командный тон.
только не путайте с гневными
или раздражёнными криками на
ребёнка. они только о безсилии
взрослого говорят и ничем не по-
могут. а вот командный тон — это
сила. смотрите прямо в глаза, го-
ворите медленно, не слишком
громко и, главное, — низким го-
лосом. Это на тот самый крайний
случай, когда чувствуете, что вами
хотят манипулировать.
5. Первое, что нужно дать
ребёнку, когда у него подня-
лась температура,—просто по-
пить воды.
однажды на вечернем обхо-
де медсестры обнаружилось, что у
нескольких детей незначительно
поднялась температура. для не-
которых из них это было реальное
начало простуды, а вот осталь-
ным хватило попить воды, чтобы
остудиться и температура спала
на 1–2 градуса. Это открытие да-
ло понять, что горячий лоб и от-
сутствие других симптомов плохо-
го самочувствия могут свидетель-
ствовать о банальном перегреве,
обезвоживании.
6. Больше всего дети ценят
объятия, поцелуи и время на
разговоры с ними по душам,
чем дорогие вещи, поездки,
еду и прочее.
детские дома и аналогичные
заведения хоть и содержатся на
государственные деньги, но, как
правило, имеют спонсоров. По-
этому у этих ребятишек есть оде-
жда, игрушки, они ездят на вы-
ставки, мастер-классы, в теат-
ры и т. д. только вот не это глав-
ное, совсем не это. открытие но-
мер шесть не было какой-то кон-
кретной ситуацией, просто по-
верьте: если ребёнка волнует во-
прос «кто сильнее: Человек-паук
или Черепашка-ниндзя?», надо
серьёзно подойти к ответу. Если
он хочет обнять вас, а вы чем-то
заняты, то непременно надо об-
ниматься.
7. Авторитета можно ли-
шиться, если говорить одно, а
делать другое.
я так никогда не делала и вам
не советую. Потерять уважение
подростка означает только одно
— вы никогда не добьётесь от не-
го того, чего хотите. он не будет
ни слышать вас, ни делиться чем-
то важным и очень быстро найдёт
того, кому можно доверять.
8. Без ежедневных подвиж-
ных игр на свежем воздухе вы
получите трудного, капризного
ребёнка.
в приютах не бывает лёгких
детей, они там все трудные. Мо-
жет, когда один-два, ещё можно
потерпеть, но когда у тебя 12 че-
ловек пацанов от 6 до 12 лет на-
чинают нудиться, можно просто
в один момент перестать контро-
лировать ситуацию, и жди беды.
Если была плохая погода и мы не
шли гулять, меня всегда спаса-
ла фраза «а ну, кто из вас больше
отожмётся?» или «интересно, кто
у нас в группе самый сильный?»
После 30 минут отжиманий, при-
седаний и всякого прочего мои со-
рванцы куда охотнее соглашались
почитать тихонько книжечку.
9. Генетика—сильная вещь,
но сильнее её может оказать-
ся количество внимания и пра-
вильный подход к воспитанию.
когда я работала с девчонка-
ми средней группы, то есть от 6
до 12 лет, к нам однажды попа-
ла девчонка-ураган. волосы у неё
были подстрижены под мальчи-
ка, переднего зуба не было, да и
в целом на девочку она мало бы-
ла похожа. Просто оторва, по-дру-
гому не скажешь, она сводила с
ума и детей, и взрослых, а самой
было лет 6 всего. в её глазах был
дикий огонь, и подвижные игры
не сильно помогали, если честно.
конечно, она со временем обте-
салась немного, но всё равно тог-
да все говорили — генетика, мол,
ничего не поделаешь, хулиганкой
родилась, хулиганкой и останет-
ся. а потом, через какое-то время,
её забрали в приёмную семью.
Примерно через год на одном из
утренников эта девочка выступа-
ла в качестве гостьи. я не узна-
ла её сразу. Это был другой чело-
век. скромная, спокойная, опрят-
ная и вежливая маленькая мисс,
которая старательно рассказыва-
ла стихотворение. такие перево-
площения случались и в наших
стенах. Просто для самых особен-
ных детей нужно чуточку больше
времени и внимания, которые в
условиях сменяющихся три раза в
день воспитателей, увы, не всегда
были возможны.
играть с детьми, показывать
им фокусы, заплетать косички,
выслушивать их проблемы, ре-
шать их конфликты — всё это бы-
ло моей работой, хотя в должност-
ной инструкции такого не написа-
но. там было о том, что я должна с
ними делать уроки, следить за их
здоровьем и вообще выполнять
календарный план.
воспитание ребёнка — про-
цесс куда более значительный,
чем зарабатывание денег. Если у
вас есть время на работу, но нет
времени на все эти важные ме-
лочи, значит, найдите силы при-
знаться себе в том, что вы просто
кормилец.
накормленные, хорошо оде-
тые и посещающие различные
секции дети могут быть и в дет-
ских домах. не забывайте своим
дать самое главное — любовь, за-
боту и внимание.
Карина БраЖниК
https://www.adme.ru
9 открытий
о воспитании детей, которые я сделала,
работая в детском доме
О
днажды я открыла глав-
ный секрет воспитания.
он очень прост: дети ста-
новятся взрослыми.
Мы просто не пони-
маем, какую силу даёт родителям
эта простая истина, если всегда
помнить о ней. и как проще отно-
ситься к жизни, и как растить без
нудных назиданий, не воспиты-
вая, а играя, и как набраться тер-
пения, и, если всё-таки твоё пре-
лестное создание успело набедо-
курить, схватиться за ум — в ней
заключается всё.
дети становятся взрослыми.
дети вырастают. и уходят. и ниче-
го нельзя повернуть назад.
вдумайтесь: сегодня вы ведё-
те своё маленькое чудо за ручку,
а оно прыгает и шалит и замучило
вас вопросами. и вы безконечно,
до раздражения, устаёте от этих
«почему?!» и от шалостей. сегод-
ня вы торопитесь, вздыхаете, вы-
ходите из себя, у вас сотня важных
взрослых дел, от которых он вас
отвлекает. а завтра?
всего-то через каких-нибудь
три, четыре или пять лет вы сами
захотите взять сына за ручку, при-
тянуть поближе, поговорить, от-
ветить и научить, а у него под ок-
ном друзья, и ваше прелестное чу-
до вприскочку помчится не к вам,
а туда… когда-нибудь (скоро, так
скоро) она, ваша дочка, вдруг за-
хлопнет школьную тетрадку и, не
спросив: «ну как же решается эта
задачка?», ускользнёт, чтобы це-
ловаться с каким-то совсем не
знакомым вам мальчиком. и это
перевесит все ваши соблазны и
призывы.
дети вырастают. даже если вы
будете их очень-очень держать —
не удержите. не удержите этих то-
ропливых дней детства. ваших об-
щих дней. Помните и наслаждай-
тесь, пока они ещё дети и кро-
ватки их стоят рядом с вашими, и
руки — в ваших руках. Пока вы,
именно вы нужны им больше все-
го на свете.
говорят, родительская любовь
трагична, потому что разлука из-
начально заложена в ней. дума-
ется, кто сказал так, всё-таки оши-
бался.
дети вырастают и покидают
нас, и ничего не вернётся обрат-
но. но как раз само осознание это-
го факта (если помнить о нём всег-
да) заставит нас просто и радост-
но принимать то, что есть у тебя
сейчас.
родительская любовь проста и
радостна, пока принимаешь этот
закон.
Мы растим и отпускаем ребён-
ка всё дальше от себя. но именно
поэтому и именно тогда происхо-
дит удивительная вещь: дети нас
не покидают. они остаются рядом.
на расстоянии, но рядом. сохра-
няется душевное, духовное един-
ство. дети по-прежнему нуждают-
ся в нас и видят в нас и надёжный
тыл, и опору, и советчика. всегда.
остаются, если всё начинает-
ся и всё продолжается с нашей
истинной безусловной любви.
Посмотрите, как это просто. и
как это правильно — жить и лю-
бить.
нина нЕКраСова
Из книги «Перестаньте детей
воспитывать — помогите им расти»
Главный секрет воспитания