Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
18 • сЛаГаеМЫе ДоЛГоЛеТИя
Сколько весит стакан воды?
Притча
Профессор взял в руки ста­
кан с водой, вытянул его вперёд и
спросил своих учеников:
— Как вы думаете, сколько ве­
сит этот стакан?
В аудитории оживлённо за­
шептались…
— Примерно 200 граммов!
Нет, граммов 300, пожалуй! А мо-
жет, и все 500! — стали раздавать-
ся ответы.
— я не узнаю точно, пока не
взвешу его. но сейчас это не нуж­
но. Мой вопрос вот какой: что
произойдёт, если я буду так дер­
жать стакан в течение нескольких
минут?
—ничего!
— Действительно, ничего
страшного не случится, —ответил
профессор. — а что будет, если я
стану держать этот стакан в вытя­
нутой руке, например, часа два?
— Ваша рука начнёт болеть.
— а если целый день?
— Рука онемеет, у вас будет
сильное мышечное расстройство
и паралич. Возможно, даже при­
дётся ехать в больницу, — сказал
один из студентов.
— Как, по­вашему, вес стакана
изменится от того, что я его целый
день буду просто держать?
— нет! — растерянно ответи­
ли студенты.
— а что нужно делать, чтобы
всё это исправить?
— Просто поставьте стакан на
стол! — весело сказал один сту­
дент.
— Точно! — радостно ответил
профессор. — Так обстоят дела и
со всеми жизненными трудностя­
ми.
Подумай о какой­нибудь про­
блеме несколько минут, и она ока­
жется рядом с тобой. Подумай о
ней несколько часов, и она начнёт
тебя засасывать. если будешь ду­
мать целый день, она тебя пара­
лизует. Можно думать о проблеме,
но, как правило, это ни к чему не
приводит, её «вес» не уменьшится.
справиться с проблемой позволя­
ет только действие: реши её или
отложи в сторону. нет смысла но­
сить на душе тяжёлые камни, ко­
торые парализуют тебя.
n
У
чёный, открывший челове­
честву тайну зеркальных
нейронов, рассказал, как
улучшить взаимопонима­
ние между людьми, а так­
же о новых подходах к лечению
инсульта и аутизма.
Джакомо Ризолатти — италь­
янский нейробиолог, родился в
1937 году. Окончил Падуанский
университет. В 1992 году профес­
сор Ризолатти совершил револю­
ционное открытие, которое про­
извело переворот в психологии и
других науках об устройстве моз­
га. Были обнаружены зеркаль­
ные нейроны—уникальные клет­
ки мозга, которые активизируют­
ся, когда мы следим за действия­
ми других людей. Эти клетки, как
зеркало, автоматически «отража­
ют» чужое поведение у нас в го­
лове и позволяют прочувствовать
происходящее так, как если бы мы
совершали действия сами. сейчас
Джакомо Ризолатти возглавля­
ет Институт неврологии Пармско­
го университета и является почёт­
ным доктором санкт­Петербург­
ского государственного универ­
ситета.
Опыт со стаканом воды
— смотрите: я беру в руку ста­
кан воды, — неожиданно начина­
ет наше интервью профессор Ри­
золатти. — Вы понимаете, что я
взял стакан, так? но вовсе не по­
тому, что успели вспомнить все
законы физики и проанализиро­
вать: мол, есть сила земного при­
тяжения, я противодействую ей
и т.п. Понимание моего действия
рождается у вас мгновенно бла­
годаря зеркальным нейронам —
особым клеткам нашего мозга, ко­
торые автоматически, подсозна­
тельно распознают действие, ко­
торое мы видим. скажу больше:
если бы сейчас можно было ска­
нировать ваш мозг, то мы бы заме­
тили, что при виде моего действия
у вас активировались те же самые
нейроны, как если бы вы сами взя­
ли в руку стакан.
но и это ещё не всё. Как­то
во Франции провели опыт: одну
группу добровольцев попросили
изобразить разные эмоции — ра­
дость, печаль; дали понюхать что­
то неприятное, и на лице отрази­
лось отвращение. Людей сфото­
графировали. а потом показали
изображения другой группе ис­
пытуемых и фиксировали их ре­
акцию. Что вы думаете? При виде
соответствующих эмоций на фо­
тографиях у добровольцев в моз­
ге активировались те же нейро­
ны, как если бы они сами, напри­
мер, почувствовали запах тухлых
яиц, услышали радостную весть
или были чем­то опечалены. Этот
опыт — одно из подтверждений,
что кроме зеркальных нейронов
«действия» (их называют мотор­
ными) есть также эмоциональ­
ные зеркальные нейроны. Имен­
но они помогают нам подсозна­
тельно, без всякого мыслительно­
го анализа, а видя лишь мимику и
жесты, понимать эмоции друго­
го человека. Так происходит бла­
годаря «отражению» в мозге, мы
сами начинаем испытывать те же
ощущения.
У равнодушных людей
не хватает нейронов?
— но ведь все люди разные:
есть очень отзывчивые, чувстви­
тельные, а есть чёрствые и равно­
душные, которых, кажется, ничем
не проймёшь. Их, наверное, при­
рода обделила эмоциональными
зеркальными нейронами?
— Вряд ли. Мозг не так прост.
Помимо зеркальных нейронов,
безусловно, работают наше со­
знание, воля, с их помощью мож­
но частично гасить те чувства и
эмоции, которые появляются из­
за действия зеркальных нейро­
нов.
а ещё большую роль игра­
ют социальные нормы, принятые
в обществе. если общество под­
держивает идеологию эгоизма,
индивидуализма: заботься в пер­
вую очередь о себе, собственном
здоровье, материальном богатст­
ве, то вам приходится быть эгои­
стичным, поскольку считается, что
именно это приведёт к успеху. В
таком случае роль вашей системы
зеркальных нейронов снижается
волевым усилием, воспитанием,
привычным поведением.
Мотивация имеет очень боль­
шое значение. Кстати, во многих
религиях есть принцип: люби дру­
гих, как ты любишь себя. не стоит
думать, что такой принцип прои­
зошёл от бога, на самом деле это
естественное правило, которое
отражает биологическое устрой­
ство человека и основано на ра­
боте зеркальных нейронов. если
ты не любишь людей, то жить в об­
ществе будет очень тяжело. Меж­
ду тем в западных обществах, осо­
бенно в последние века, был пе­
риод строго индивидуалистиче­
ского подхода. сейчас же, напри­
мер, Италия, Франция, Германия
возвращаются к пониманию, что
социальная жизнь не менее важ­
на, чем личная.
— Вы открыли зеркальные
нейроны больше 20 лет назад, на-
верняка с тех пор кроме научных
исследований были попытки ис­
пользовать ваше открытие в ме­
дицине?
— Да, мы работаем над прак­
тическим применением открытия,
в том числе в медицине. Известно,
что моторные зеркальные нейро­
ны заставляют нас мысленно вос­
производить то же действие, кото­
рое мы видим, если его соверша­
ет другой человек, в том числе на
экране телевизора или компьюте­
ра. Так, например, замечено: ког­
да люди смотрят поединок бок­
сёров, у них напрягаются муску­
лы и даже могут сжиматься кула­
ки. Это типичный нейроэффект, и
на нём основана новая техноло­
гия восстановления после инсуль­
та, болезни альцгеймера и дру­
гих заболеваний, при которых че­
ловек забывает движения. сейчас
мы ведём эксперименты в Италии
и Германии.
суть вот в чём. если у паци­
ента нейроны не окончательно
«разбиты», а нарушена их работа,
то, используя зрительный толчок
— показывая необходимое дей­
ствие при определённых усло­
виях, можно активизировать не­
рвные клетки, заставить их «от­
ражать» движения и снова начать
работать, как нужно. Такой метод
Как мысль ставит
больного на ноги
называется «терапия действия и
наблюдения» (action­observation
therapy), в экспериментах она
даёт значительное улучшение
при реабилитации больных после
инсульта.
но самый удивительный ре­
зультат обнаружился, когда эту
терапию попробовали приме­
нить для восстановления людей
после серьёзных травм, автоава­
рий, когда человеку накладывают
гипс, а потом ему фактически за­
ново нужно учиться ходить. обыч­
но в таких случаях долго сохраня­
ется болезненная походка, паци­
ент хромает и т. д. если традици­
онно обучать и тренировать, это
занимает немало времени. В то
же время если показать специаль­
но созданный фильм с соответст­
вующими движениями, то в моз­
ге пострадавших активируются
необходимые двигательные ней­
роны, и люди начинают нормаль­
но ходить буквально за несколь­
ко дней. Даже для нас, учёных, это
выглядит как чудо.
«Сломанные зеркала»
— Профессор, а что происхо­
дит, если у человека поврежда­
ются сами зеркальные нейроны?
При каких болезнях это бывает?
— на самом деле массово
повредить эти нейроны не так­
то просто, они распределены по
всей коре головного мозга. если у
человека случается инсульт, то по­
вреждается лишь часть таких ней­
ронов. например, известно: ког­
да повреждена левая часть мозга,
то человек порой не может пони­
мать действий других людей.
наиболее серьёзные повре­
ждения зеркальных нейронов
связаны с генетическими нару­
шениями. Чаще всего это проис­
ходит при аутизме. Поскольку в
мозге таких больных сломан ме­
ханизм «отражения» действий
и эмоций окружающих, аутисты
просто не могут понять, что дела­
ют другие люди. они не в состо­
янии сочувствовать, поскольку
не испытывают похожих эмоций
при виде радости или пережива­
ний. Всё это им не знакомо, может
пугать, и поэтому больные аутиз­
мом пытаются скрыться, избегают
общения.
— если удалось выяснить та­
кую причину болезни, учёные ста­
ли ближе к открытию средств из­
лечивания?
—Мы думаем, что можно мак­
симально полноценно восстанав­
ливать детей­аутистов, если де­
лать это в очень маленьком возра­
сте. на самом раннем этапе нужно
проявлять очень сильную чувст­
вительность, даже сентименталь­
ность с такими детьми: мама, спе­
циалист должны очень много раз­
говаривать с ребёнком, прика­
саться к нему, чтобы развивать и
моторные, и эмоциональные на­
выки. очень важно играть с ре­
бёнком, но не в соревнователь­
ные игры, а в такие, где успех на­
ступает только при совместных
действиях: например, ребёнок тя­
нет канат—ничего не получается,
мама тянет —ничего, а если потя­
нут вместе, то достаётся какой­то
приз. Так ребёнок понимает: ты и
я вместе — это важно, не страш­
но, а полезно.
как поднять настроение
себе и другим
— Профессор, если мы под­
сознательно воспринимаем эмо­
ции других людей, то, выходит,
при просмотре фильмов ужасов
или трагических репортажей по
телевизору мы автоматически по­
лучаем те же эмоции? скажем,
расстраиваемся, и начинает вы­
рабатываться гормон стресса кор­
тизол, который нарушает нам сон,
память, работу щитовидной желе­
зы и т. д.?
— Да, автоматически так про­
исходит. Даже если вы будете пы­
таться успокоиться, контроли­
ровать себя, это может лишь не­
сколько ослабить реакцию, но не
избавит от неё.
— но, с другой стороны, на­
верное, можно использовать тот
же принцип работы зеркальных
нейронов, чтобы поднять настро­
ение?
— Вы правы. если вы общае­
тесь с позитивным, жизнерадост­
ным человеком или смотрите
фильм с таким героем, то в вашем
мозге возникают такие же эмо­
ции. а если вы сами хотите под­
нять настроение кому­то, то выше
шансы сделать это не с трагиче­
ски­сочувствующим выражением
лица, а с доброжелательной, лёг­
кой улыбкой.
http://nashaplaneta.su