«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
20 • осознанное родительство
М
ногократно повторенная
во множестве статей (в
том числе и статей, напи
санных психологами) фра
за о том, что ребёнок —
равная нам, взрослым, личность,
которая имеет такие же желания,
мнения, права, как и мы, на де
ле является совершенно не соот
ветствующей действительности.
Ведь если это так, то ребёнок дол
жен иметь право голоса на прези
дентских выборах (и право балло
тироваться в президенты!), право
вступать в брак, а также иметь ряд
гражданских обязанностей вро
де ответственности перед Уголов
ным кодексом. Но это всё из се
рии абсурдных предложений, не
возможных на практике. Нам со
вершенно это очевидно, но по
чему-то рассуждения о правах и
личности ребёнка не вызывают у
нас такого недоумения, как пре
дыдущие мысли о праве голоса и
уголовной ответственности. Ведь
именно по причине того, что ре
бёнок ещё не является полноцен
ной личностью, мы и имеем право
и даже обязанность его воспиты
вать, право наказывать и быть для
него авторитетом.
Полноценную, зрелую лич
ность не воспитывают и не несут
за неё ответственность в силу то
го, что эту ответственность за са
му себя она несёт самостоятель
но. Ребёнок не несёт этой ответ
ственности, за него это полностью
делают его родители (или заменя
ющие их лица) в течение 14 лет и
потом ещё частично 4 года. Ребё
нок не способен сам о себе поза
ботиться не только и не столько в
силу своей физической слабости,
сколько в силу своей личностной
неразвитости. Он не имеет пока
чёткой картины мира, ему недо
ступно абстрактное мышление, он
не социализирован и не облада
ет сложившейся системой ценно
стей. Он — человеческое сущест
во с пока не раскрытым личност
ным потенциалом, но мы должны
чётко понимать, что потенциал и
уже раскрытые способности —
совершенно разные вещи, так же,
как гусеница — это ещё не бабоч
ка, хотя при должных условиях не
пременно станет ею.
Взрослый человек, являясь
полноценной, автономной лично
стью, способен самостоятельно
выстраивать себе границы дозво
ленного, осознавая свою ответст
венность перед социумом, в кото
ром живёт. Ребёнок этого в той же
степени, что и взрослый, делать
не может и нуждается в том, что
бы эти рамки ему были даны взро
слыми. В то же время ребёнок ре
гулярно пробует эти границы на
прочность. Это для него гарант то
го, что он находится под присмо
тром взрослых, а значит, в без
опасности. Также это гарантиро
ванный способ получить внима
ние взрослых, в чём ребёнок то
же очень нуждается. Если эти гра
ницы нечётки и размыты, ребёнок
становится нервным, неуверен
ным в родителях.
Родители в семьях, где ребё
нок является выделенным чле
ном семьи, её центром, боятся
потерять внимание и любовь ре
бёнка и поэтому готовы выпол
нять его любые прихоти. Это не
учит ребёнка любви, наоборот, это
учит его манипулировать людь
ми и шантажировать их. Боясь по
терять любовь, родители теряют
собственное достоинство и в гла
зах ребёнка перестают быть ав
торитетами, становятся слабы
ми, а потому ненадёжными. Лю
бовь ребёнка к своим родителям
— это в первую очередь вера в
их силу (как физическую, так и мо
ральную), вера в то, что они защи
«На границе тучи
ходят хмуро...»
Значимость границ дозволенного поведения в детстве
тят, не покинут его. Родители, ко
торых ребёнок воспринимает сла
быми, не способными противо
стоять его, ребёнка, давлению, не
могут вызывать доверия, а потому
не могут быть подлинно любимы
ми ребёнком. Получается некий
парадокс: чтобы родителям были
обеспечены детская любовь и до
верие, им, родителям, необходи
мо не бояться потерять детскую
любовь и уметь говорить ребёнку
«нет», уметь ограничивать и спра
ведливо наказывать ребёнка.
Читая статьи и книги западных
(а теперь и отечественных) психо
логов о детской психологии и вос
питании, регулярно можно встре
чать такие фразы, как «наказание
без унижения», «уважайте ребён
ка» и т. д. В обществе как-то неза
метно, постепенно укрепляется об
щее мнение о том, что в деле вос
питания и обучения детей и под
ростков подлинно эффективным
методом является лишь пряник (т.
е. принцип поощрения), а кнут (на
казание), дескать, является исклю
чительно вредной, травмирующей
ребёнка практикой. Таким обра
зом в какой-то степени мы отрица
ем биологическую основу челове
ческого существа, его способность
приобретать условные рефлек
сы, которая проявляется гораздо
раньше, чем появляется сознание.
Сознание человека формиру
ется долго: лишь в 11–14 лет фор
мируется абстрактное мышление
(по Пиаже), а мировоззрение —
значительно позже и потом «шли
фуется» всю оставшуюся жизнь,
т. е. процесс развития сознания
в идеале должен протекать всю
жизнь! Эрих Фромм писал, что
«трагедия жизни большинства из
нас заключена в том, что мы уми
раем, так и не успев полностью
родиться», т. е. не успев в полной
мере сформировать своё созна
тельное, человеческое начало. Но
при этом десятки специалистов—
психологов и педагогов — призы
вают видеть в ребёнке Личность
и уважать его, не желая видеть в
нём естественное, природное, аг
рессивное начало. Ребёнка недо
пустимо уважать как автономно
го взрослого человека с багажом
личностных достижений, труда и
поступков — всего того, за что мы
уважаем людей. Уважение подра
зумевает признание свободы лич
ности, которую мы уважаем, что
невозможно по отношению к де
тям, мы можем признать его сво
боду лишь в определённых уз
ких границах. Ребёнок в силу не
развитости не способен воспри
нимать уважение и совершенно
не нуждается в нём, он нуждает
ся во внимании и любви, которая
для него есть вера в силу и добро
ту родителей. Права ребёнка для
самого ребёнка, как правило, не
более, чем возможность манипу
лировать взрослыми.
В отличие от подростка, ребё
нок не стремится утверждать се
бя среди сверстников, добиться
от них уважения, утвердить своё
Я. Для ребёнка же в гораздо боль
шей степени значимо понятие
«Мы», а не «Я» —мы с мамой и па
пой. А потому ребёнка недопусти
мо воспринимать как равного, по
тому что за равного мы не несём
ответственности и равный не ну
ждается в нашей опеке и внима
нии, как нуждается ребёнок. При
крываясь гуманистическими рас
суждениями о правах ребёнка,
его личности, ценности его жела
ний, мнений и мыслей, общест
во отказывается от реалистиче
ского взгляда на природу и сущ
ность человека и потому способ
ствует не развитию детей, а ско
рее, наоборот, усиливает пробле
мы воспитания и образования. Та
ким образом, оно вредит самим
детям, потому что счастливый ре
бёнок — это ребёнок, уверенный
в своих родителях и в окружаю
щих взрослых, верящий в их ум,
силу и доброту.
Забывая о биологической, ин
стинктивной базе человеческого
существа, люди впадают в опас
ную иллюзию как на счёт самих се
бя, так и на счёт своих детей. Че
ловек несёт в себе как биологи
ческое, так и социальное начало,
причём в детях биологическое,
инстинктивное начало будет про
являться особенно ярко. Невоз
можно обуздать и подчинить его
сознанию, применяя лишь поощ
рение, лишь положительный сти
мул, как невозможно прожить
жизнь, испытывая лишь положи
тельные эмоции. Невозможно вы
травить из человека его биоло
гическое, агрессивное начало —
только научить его самостоятель
но, посредством сознания, управ
лять собой и направлять энергию
инстинктов в созидательное, со
циально приемлемое русло. Для
этого нужна внутренняя дисцип
лина, которой у ребёнка нет, но
которой его должно обучить взро
слым как через поощрение, так и
через ограничение и наказание.
Несколько слов о проблеме
воспитания подростков.
Подросток начинает активно
встраиваться в социум, который
предоставляет массу новых воз
можностей, новых правил пове
дения, нагружает новой ответст
венностью и новыми требовани
ями. Подросток не менее, но да
же более, чем ребёнок, нуждает
ся в чётких границах дозволенно
го. В этом он нуждается не мень
ше, чем в свободе, в возможно
сти пробовать себя в разных сфе
рах жизни. Всякая свобода имеет
свои границы, и обуздать её, овла
деть новыми возможностями че
ловек может, лишь ощущая гра
ницы этой свободы, границы до
пустимого поведения. В против
ном случае свобода становит
ся непосильной ношей, огром
ным спектром неисчислимых ва
риантов выбора, ни один из кото
рых не представляется подрост
ку чётким. Если ребёнка в детстве
не научили чувствовать эти грани
цы, не дали ему этих границ и та
ким образом лишили навыков са
моконтроля, то этот ребёнок, став
подростком, рискует «пустить
ся во все тяжкие», а подчёркнуто
уважительное и внимательное от
ношение взрослых к его пережи
ваниям и проблемам будет лишь
способствовать его капризности,
неадекватно завышенной самоо
ценке, эгоцентрической фиксации
на самом себе.
В случае с подростком воспи
тательную функцию родители не
сут в гораздо меньшей степени,
чем в случае с ребёнком. Воспита
ние подростков — это во многом
общественная сфера: социальные
и культурные правила (неписаные
законы), государственная поли
тика и государственные учрежде
ния. Воспитание подростка осу
ществляется уже не столько дома,
сколько в школе, в техникуме или
вузе, в спортивной секции, отря
дах волонтёров, музеях и театрах,
общественных молодёжных орга
низациях.
Воспитание
ответственно
го, патриотичного, сознательного
гражданина начинается с детства,
в кругу семьи. Оно начинается не
с признания его личности, а с ве
ры в силу и любовь самых значи
мых и авторитетных для ребёнка
людей — его отца и матери. Этот
авторитет держится на уверенно
сти ребёнка в силе родителей, их
справедливости и их способности
защитить его. Справедливое нака
зание за недопустимые поступки
и ограничение поведения — это
не только норма воспитания ре
бёнка, это норма любого созна
тельно развивающегося челове
ческого социума, который тем и
отличается от дикой природы, что
живёт в границах закона, а не ин
стинкта и хаоса.
Борис Мединский,
психолог
https://whatisgood.ru
Справедливое наказание за недопустимые поступки и огра-
ничение поведения — это не только норма воспитания ре-
бёнка, это норма любого сознательно развивающегося чело-
веческого социума, который тем и отличается от дикой при-
роды, что живёт в границах закона, а не инстинкта и хаоса.