Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
20 • осознанное родительство
М
ногократно повторенная
во множестве статей (в
том числе и статей, напи­
санных психологами) фра­
за о том, что ребёнок —
равная нам, взрослым, личность,
которая имеет такие же желания,
мнения, права, как и мы, на де­
ле является совершенно не соот­
ветствующей действительности.
Ведь если это так, то ребёнок дол­
жен иметь право голоса на прези­
дентских выборах (и право балло­
тироваться в президенты!), право
вступать в брак, а также иметь ряд
гражданских обязанностей вро­
де ответственности перед Уголов­
ным кодексом. Но это всё из се­
рии абсурдных предложений, не­
возможных на практике. Нам со­
вершенно это очевидно, но по­
чему-то рассуждения о правах и
личности ребёнка не вызывают у
нас такого недоумения, как пре­
дыдущие мысли о праве голоса и
уголовной ответственности. Ведь
именно по причине того, что ре­
бёнок ещё не является полноцен­
ной личностью, мы и имеем право
и даже обязанность его воспиты­
вать, право наказывать и быть для
него авторитетом.
Полноценную, зрелую лич­
ность не воспитывают и не несут
за неё ответственность в силу то­
го, что эту ответственность за са­
му себя она несёт самостоятель­
но. Ребёнок не несёт этой ответ­
ственности, за него это полностью
делают его родители (или заменя­
ющие их лица) в течение 14 лет и
потом ещё частично 4 года. Ребё­
нок не способен сам о себе поза­
ботиться не только и не столько в
силу своей физической слабости,
сколько в силу своей личностной
неразвитости. Он не имеет пока
чёткой картины мира, ему недо­
ступно абстрактное мышление, он
не социализирован и не облада­
ет сложившейся системой ценно­
стей. Он — человеческое сущест­
во с пока не раскрытым личност­
ным потенциалом, но мы должны
чётко понимать, что потенциал и
уже раскрытые способности —
совершенно разные вещи, так же,
как гусеница — это ещё не бабоч­
ка, хотя при должных условиях не­
пременно станет ею.
Взрослый человек, являясь
полноценной, автономной лично­
стью, способен самостоятельно
выстраивать себе границы дозво­
ленного, осознавая свою ответст­
венность перед социумом, в кото­
ром живёт. Ребёнок этого в той же
степени, что и взрослый, делать
не может и нуждается в том, что­
бы эти рамки ему были даны взро­
слыми. В то же время ребёнок ре­
гулярно пробует эти границы на
прочность. Это для него гарант то­
го, что он находится под присмо­
тром взрослых, а значит, в без­
опасности. Также это гарантиро­
ванный способ получить внима­
ние взрослых, в чём ребёнок то­
же очень нуждается. Если эти гра­
ницы нечётки и размыты, ребёнок
становится нервным, неуверен­
ным в родителях.
Родители в семьях, где ребё­
нок является выделенным чле­
ном семьи, её центром, боятся
потерять внимание и любовь ре­
бёнка и поэтому готовы выпол­
нять его любые прихоти. Это не
учит ребёнка любви, наоборот, это
учит его манипулировать людь­
ми и шантажировать их. Боясь по­
терять любовь, родители теряют
собственное достоинство и в гла­
зах ребёнка перестают быть ав­
торитетами, становятся слабы­
ми, а потому ненадёжными. Лю­
бовь ребёнка к своим родителям
— это в первую очередь вера в
их силу (как физическую, так и мо­
ральную), вера в то, что они защи­
«На границе тучи
ходят хмуро...»
Значимость границ дозволенного поведения в детстве
тят, не покинут его. Родители, ко­
торых ребёнок воспринимает сла­
быми, не способными противо­
стоять его, ребёнка, давлению, не
могут вызывать доверия, а потому
не могут быть подлинно любимы­
ми ребёнком. Получается некий
парадокс: чтобы родителям были
обеспечены детская любовь и до­
верие, им, родителям, необходи­
мо не бояться потерять детскую
любовь и уметь говорить ребёнку
«нет», уметь ограничивать и спра­
ведливо наказывать ребёнка.
Читая статьи и книги западных
(а теперь и отечественных) психо­
логов о детской психологии и вос­
питании, регулярно можно встре­
чать такие фразы, как «наказание
без унижения», «уважайте ребён­
ка» и т. д. В обществе как-то неза­
метно, постепенно укрепляется об­
щее мнение о том, что в деле вос­
питания и обучения детей и под­
ростков подлинно эффективным
методом является лишь пряник (т.
е. принцип поощрения), а кнут (на­
казание), дескать, является исклю­
чительно вредной, травмирующей
ребёнка практикой. Таким обра­
зом в какой-то степени мы отрица­
ем биологическую основу челове­
ческого существа, его способность
приобретать условные рефлек­
сы, которая проявляется гораздо
раньше, чем появляется сознание.
Сознание человека формиру­
ется долго: лишь в 11–14 лет фор­
мируется абстрактное мышление
(по Пиаже), а мировоззрение —
значительно позже и потом «шли­
фуется» всю оставшуюся жизнь,
т. е. процесс развития сознания
в идеале должен протекать всю
жизнь! Эрих Фромм писал, что
«трагедия жизни большинства из
нас заключена в том, что мы уми­
раем, так и не успев полностью
родиться», т. е. не успев в полной
мере сформировать своё созна­
тельное, человеческое начало. Но
при этом десятки специалистов—
психологов и педагогов — призы­
вают видеть в ребёнке Личность
и уважать его, не желая видеть в
нём естественное, природное, аг­
рессивное начало. Ребёнка недо­
пустимо уважать как автономно­
го взрослого человека с багажом
личностных достижений, труда и
поступков — всего того, за что мы
уважаем людей. Уважение подра­
зумевает признание свободы лич­
ности, которую мы уважаем, что
невозможно по отношению к де­
тям, мы можем признать его сво­
боду лишь в определённых уз­
ких границах. Ребёнок в силу не­
развитости не способен воспри­
нимать уважение и совершенно
не нуждается в нём, он нуждает­
ся во внимании и любви, которая
для него есть вера в силу и добро­
ту родителей. Права ребёнка для
самого ребёнка, как правило, не
более, чем возможность манипу­
лировать взрослыми.
В отличие от подростка, ребё­
нок не стремится утверждать се­
бя среди сверстников, добиться
от них уважения, утвердить своё
Я. Для ребёнка же в гораздо боль­
шей степени значимо понятие
«Мы», а не «Я» —мы с мамой и па­
пой. А потому ребёнка недопусти­
мо воспринимать как равного, по­
тому что за равного мы не несём
ответственности и равный не ну­
ждается в нашей опеке и внима­
нии, как нуждается ребёнок. При­
крываясь гуманистическими рас­
суждениями о правах ребёнка,
его личности, ценности его жела­
ний, мнений и мыслей, общест­
во отказывается от реалистиче­
ского взгляда на природу и сущ­
ность человека и потому способ­
ствует не развитию детей, а ско­
рее, наоборот, усиливает пробле­
мы воспитания и образования. Та­
ким образом, оно вредит самим
детям, потому что счастливый ре­
бёнок — это ребёнок, уверенный
в своих родителях и в окружаю­
щих взрослых, верящий в их ум,
силу и доброту.
Забывая о биологической, ин­
стинктивной базе человеческого
существа, люди впадают в опас­
ную иллюзию как на счёт самих се­
бя, так и на счёт своих детей. Че­
ловек несёт в себе как биологи­
ческое, так и социальное начало,
причём в детях биологическое,
инстинктивное начало будет про­
являться особенно ярко. Невоз­
можно обуздать и подчинить его
сознанию, применяя лишь поощ­
рение, лишь положительный сти­
мул, как невозможно прожить
жизнь, испытывая лишь положи­
тельные эмоции. Невозможно вы­
травить из человека его биоло­
гическое, агрессивное начало —
только научить его самостоятель­
но, посредством сознания, управ­
лять собой и направлять энергию
инстинктов в созидательное, со­
циально приемлемое русло. Для
этого нужна внутренняя дисцип­
лина, которой у ребёнка нет, но
которой его должно обучить взро­
слым как через поощрение, так и
через ограничение и наказание.
Несколько слов о проблеме
воспитания подростков.
Подросток начинает активно
встраиваться в социум, который
предоставляет массу новых воз­
можностей, новых правил пове­
дения, нагружает новой ответст­
венностью и новыми требовани­
ями. Подросток не менее, но да­
же более, чем ребёнок, нуждает­
ся в чётких границах дозволенно­
го. В этом он нуждается не мень­
ше, чем в свободе, в возможно­
сти пробовать себя в разных сфе­
рах жизни. Всякая свобода имеет
свои границы, и обуздать её, овла­
деть новыми возможностями че­
ловек может, лишь ощущая гра­
ницы этой свободы, границы до­
пустимого поведения. В против­
ном случае свобода становит­
ся непосильной ношей, огром­
ным спектром неисчислимых ва­
риантов выбора, ни один из кото­
рых не представляется подрост­
ку чётким. Если ребёнка в детстве
не научили чувствовать эти грани­
цы, не дали ему этих границ и та­
ким образом лишили навыков са­
моконтроля, то этот ребёнок, став
подростком, рискует «пустить­
ся во все тяжкие», а подчёркнуто
уважительное и внимательное от­
ношение взрослых к его пережи­
ваниям и проблемам будет лишь
способствовать его кап­ризности,
неадекватно завышенной самоо­
ценке, эгоцентрической фиксации
на самом себе.
В случае с подростком воспи­
тательную функцию родители не­
сут в гораздо меньшей степени,
чем в случае с ребёнком. Воспита­
ние подростков — это во многом
общественная сфера: социальные
и культурные правила (неписаные
законы), государственная поли­
тика и государственные учрежде­
ния. Воспитание подростка осу­
ществляется уже не столько дома,
сколько в школе, в техникуме или
вузе, в спортивной секции, отря­
дах волонтёров, музеях и театрах,
общественных молодёжных орга­
низациях.
Воспитание
ответственно­
го, патриотичного, сознательного
гражданина начинается с детства,
в кругу семьи. Оно начинается не
с признания его личности, а с ве­
ры в силу и любовь самых значи­
мых и авторитетных для ребёнка
людей — его отца и матери. Этот
авторитет держится на уверенно­
сти ребёнка в силе родителей, их
справедливости и их способности
защитить его. Справедливое нака­
зание за недопустимые поступки
и ограничение поведения — это
не только норма воспитания ре­
бёнка, это норма любого созна­
тельно развивающегося челове­
ческого социума, который тем и
отличается от дикой природы, что
живёт в границах закона, а не ин­
стинкта и хаоса.
Борис Мединский,
психолог
https://whatisgood.ru
Справедливое наказание за недопустимые поступки и огра-
ничение поведения — это не только норма воспитания ре-
бёнка, это норма любого сознательно развивающегося чело-
веческого социума, который тем и отличается от дикой при-
роды, что живёт в границах закона, а не инстинкта и хаоса.