• 5
«Родовая Земля»
№ 12 (173), декабрь 2018 г.
образ жизни
Жива Ладушка
Александр и Надежда Кудино-
вы — обладатели одного из пер-
вых и, как говорят, самого благо-
устроенного Родового поместья
в Орловской области. Село Высо-
кое в Троснянском районе, где они
проживают, примерно в 100 км от
Орла. Среди обнесённых забора-
ми коттеджей дом Кудиновых уда-
лось найти не сразу — он оказал-
ся без ограждения, стоит в окру-
жении деревьев и кустарников,
практически на берегу водохра-
нилища.
Нас выходит встречать хозяин,
внешний вид которого сразу бро-
сается в глаза: расшитая узорами
славянская белая рубашка, ухо-
женная борода и ясный взгляд.
— А почему у вас изгороди-
то никакой нет? — спрашиваю у
Александра.
— Как это нет? Вот же она, жи-
вая, — отвечает мужчина и пока-
зывает на деревья и кустарники,
часто посаженные у небольшо-
го дома с зелёной крышей. — Это
специальная экосистема, кото-
рая защищает территорию. А ещё
их не надо красить, они не гниют,
по весне цветут, а летом дают яго-
ды. Так что обычный забор нам ни
к чему.
На пороге нас ждёт Надежда
— светловолосая женщина, оде-
тая под стать мужу, в длинное бе-
лое платье с вышивкой.
Создание славянских костю-
мов — её заработок и хобби. Пря-
мо здесь, у себя дома, она создала
мастерскую «Жива Ладушка», где
и занимается пошивом обереж-
ной одежды.
По словам женщины, в фильме
Михаила Задорнова «Вещий Олег.
Обретённая быль» актёры были в
костюмах её производства. А са-
ма кинолента снималась в одном
из Родовых поселений Тульской
области. Так же в клипе Андрея и
Татьяны Шадровых на песню «Ма-
тушка Ягиня» костюмы мастер-
ской пришлись очень кстати.
С чистого листа
В доме Кудиновых пахнет све-
жим деревом и натопленной пе-
чью. Всё, что есть внутри, Алек-
сандр сделал своими руками из
натуральных материалов: кухон-
ный гарнитур, столы, скамейки,
лестницу на второй этаж и совре-
менную печь. Исключение — два
кресла в гостиной, которые супру-
гам подарили.
— У нас ещё не всё доделано,
но мы никуда не торопимся. Ощу-
щение, что ты встаёшь утром, и те-
бе никуда не надо бежать, и ты са-
мостоятельно решаешь, что тебе
сегодня делать, приносит огром-
ную радость и удовлетворение, —
говорит хозяйка дома.
Супруги рассказывают, что жи-
вут вместе в Родовом поместье
уже пять лет. До этого Александр
был тут один — строил дом. По-
мощь рабочих потребовалась
только для установления самой
коробки, а дальше — всё своими
силами.
— Я с удовольствием занялась
дизайнерской частью и с головой
ушла в создание уюта, — поясня-
ет Надежда.
История их Родового поместья
началась задолго до того, как они
познакомились. По словам Алек-
сандра, его долгое время безпоко-
или проблемы со здоровьем, бо-
лела спина. Однажды он не смог
встать с кровати. Когда всерьёз
пришлось заниматься лечением,
он начал смотреть на проблему
глубже и пришёл к выводу, что надо
кардинально менять образ жизни.
— Мне в руки попала книга
В. Мегре «Анастасия». Прочитал и
жем новый образ жизни, который
бы детям пришёлся по душе, а это
наша с вами задача. Но за ребён-
ка, выбравшего городскую жизнь,
родителям уже не будет так страш-
но, потому что с мировоззрением,
заложенным самой природой, он
уже способен жить по совести и в
ладу с собой. Вот у меня сын стро-
ит Родовое поместье, а дочка сра-
зу сказала: «Мама, деревня не для
меня». Ну и хорошо. Хотя я знаю,
что рано или поздно она к этому
придёт. Однако навязывать свои
принципы мы не имеем права ни
своим детям, ни кому-то другому,
— убеждена Надежда.
— В нашем региональном от-
делении «Родной партии», создан-
ной по идее книг В. Мегре «Звеня-
щие кедры России», мы продумы-
ваем проекты по локальной эко-
номике, способные помочь лю-
дям иметь достойный заработок
на земле. Ведь основная причина
того, что некоторые боятся пере-
езжать на землю, — это страх от-
сутствия финансовой безопасно-
сти, а как итог — достойной жиз-
ни. Но эти волнения разбиваются
о реалии нашего личного опыта.
И мы с радостью приглашаем же-
лающих посмотреть наш быт и на-
ше Родовое поместье, — говорит
Александр.
Кстати, в Родовых поместьях
Орловской области проживают 12
семей: в Мценском, Кромском и
Троснянском районах.
…Из села Высокое мы уезжа-
ли с двойственным чувством. С
одной стороны, то, как люди смог
ли круто изменить свою жизнь и
обрели здоровье и счастье, вызы-
вало уважение. С другой — ста-
вишь себя на их место и понима-
ешь, что совершённое ими срод-
ни подвигу: уйти от привычно-
го, построить своими руками но-
вую жизнь непросто. Впрочем,
никто никого и не заставляет ве-
сти именно такой образ жизни.
Главное, чтобы люди, пожелавшие
это сделать, были защищены зако-
ном. Вот только нет его ещё. Не-
смотря на то, что в стране сущест-
вует уже более 350 Родовых посе-
лений, федеральная власть так и
не определилась с тем, как защи-
тить права тех, кто хочет начать
новую жизнь с посадки кедра. К
слову, этой осенью на проблему
Родовых поместий обратили вни-
мание эксперты ОНФ. «Фронтови-
ки» считают, что именно такие на-
селённые пункты могут помочь в
развитии сельских территорий, а
это уже не частный интерес — го-
сударственный. Так что может так
статься, что Кудиновы станут но-
вой «ячейкой» российского обще-
ства. Похоже, никуда от «цивили-
зации» не денешься…
Эльвира Волженцева
Фото Дмитрия Голубева
г. Орёл
http://oreltimes.ru
Нам забор не нужен!
Хозяева первого Родового поместья Орловской области
о жизни в глубинке
вдохновился идеей Родового по-
местья, —вспоминает Александр.
Первая супруга его стремле-
ний к отшельнической жизни в де-
ревне не разделила, но он оказал-
ся твёрд в решении начать всё с
чистого листа.
Так он перебрался из Курской
области в Орловскую. Договорил-
ся с местными властями о предо-
ставлении участка земли в арен-
ду и начал строить свою новую
жизнь. Правда, начал не с возве-
дения дома, а с посадки кедра, ко-
торый является отсылкой к серии
книг Мегре. Дерево прижилось, и
сегодня это — предмет гордости
хозяина.
Что касается Надежды, она то-
же жила в городе, работала бух-
галтером и, как говорит сейчас,
«была суровой тётенькой». Её же-
лание вести иной образ жизни
разделил и сын — молодой чело-
век вместе с семьёй сейчас зани-
мается обустройством собствен-
ного поместья в Тульской области.
Так что, встретившись в созна-
тельном возрасте, интересы На
дежды и Александра совпали на
сто процентов.
Сейчас семейное Родовое по-
местье украшает собственноруч-
но посаженный лес: сосны, берё-
зы, дубы, ели и десятки других ра-
стений. В этом лесу уже начали
появляться грибы и земляника, а
птицы стали вить гнёзда. На зем-
лях Кудиновых растёт более 20 ви-
дов ягодных и декоративных кус
тарников: барбарис, боярышник,
облепиха, калина, терновник. У до-
ма — большие клумбы под цветы.
— Летом у нас ещё красивее.
Сейчас, конечно, осень, приро-
да засыпает, — рассказывает На
дежда.
Здесь везде что-то растёт.
— По сути, мы покупаем толь-
ко крупы. Всё остальное — со сво-
его огорода. Мёд и яйца берём у
соседей в обмен на что-то из на-
шего домашнего производства, —
поясняет Александр.
Рыбу мужчина ловит, практи-
чески не выходя из дома, —на бе-
регу водохранилища стоит лод-
ка, а на территории поместья есть
собственный небольшой пруд.
Они практикуют здоровый и
трезвый образ жизни, натураль-
ное питание и не едят мясо. Но
чем-то специально себя не огра-
ничивают, говорят, «всё идёт из-
нутри, а для организма человека
важно иметь право выбора».
А как же дети?
Кудиновы уверены, что в идее
Родового поместья главное — не
дом, не огород, а весь участок в
целом. И чтобы понять, что же это
за образ жизни такой, надо обяза-
тельно его прочувствовать на се-
бе. Их быт значительно отличает-
ся от соседского деревенского. В
первую очередь тем, что они ста-
раются расширить свои владения,
в то время как односельчане со-
кращают участки, потому что на
земле работать нелегко.
— По большому счёту, это по-
местье важно не для взрослых, а
в большей степени для рождения
и воспитания детей. Ведь что за-
ложишь до 9 лет в ребёнка, то из
него и вырастет. Одно дело, ког-
да малыша в коляске вывозят в го-
родской двор или вот сюда, в сад.
Есть же разница? Это формирует
другое мировосприятие. Ребёнок
начинает видеть мир таким, какой
он есть, а не через призму искусст-
венности, — убеждён Александр.
В обособленном поместье вос-
питать ребёнка без общения со
сверстниками непросто. А вот в
Родовых поселениях с этим про-
блем нет.
По словам Кудиновых, мно-
гие «анастасиевцы» поддержива-
ют идею известной эксперимен-
тальной школы Михаила Щетини-
на, согласно которой можно прой-
ти ускоренную программу обуче-
ния для получения среднего об-
разования. Общественность в раз-
ные годы к методике Щетинина от-
носилась по-разному. Кто-то назы-
вал его подход «педагогикой со-
трудничества» и возможностью
вырастить из ребёнка настоящую
личность. Некоторые православ-
ные священники обвиняли его в
сектантстве. Тем не менее школа-
интернат, возглавляемая им в Кра-
снодарском крае, имеет статус го-
сударственного бюджетного учре-
ждения и успешно функционирует.
Но Щетинина на всю страну не
хватит, так что в Родовых поселе-
ниях вырабатывают свои методи-
ки по образованию детей — жи-
тели берут лучшие из тех, что на-
ходят, и добавляют к ним свои ка-
кие-то детали, приспособленные к
реалиям их жизни. Ещё один вари-
ант обучения ребёнка — прикре-
пить его к какой-то школе, а роди-
тели сами с ним занимаются.
В пример Кудиновы приводят
поселение Славное в Тульской об-
ласти, где сейчас живут около 70
семей. По их словам, там у подра-
стающего поколения хорошее бу-
дущее.
Есть ли путь назад?
Общих детей у Александра и
Надежды пока нет. Однако из-за
того, что её старший сын тоже вы-
брал для себя жизнь с семьёй в
поселении, в «детских» вопросах
они разбираются.
Основная цель всей затеи с Ро-
довыми поместьями, по сути, в
том, чтобы потом передавать ро-
довую землю своим потомкам. Но
как быть, если, став взрослым че-
ловеком, ребёнок захочет жить в
городе?
— Если у семьи будет один ре-
бёнок, то, скорее всего, так и про-
изойдёт. А вот если их будет де-
вять, десять, как раньше в нор-
мальных славянских семьях, то
всегда найдётся тот, кто захочет
продолжить родительское дело,
— считает Александр Кудинов. —
Каждый человек имеет право вы-
бора. И если он решает отказать-
ся от жизни за городом, то родст-
венники должны уважительно от-
нестись к такому решению.
—Надо понимать, что наше по-
коление сейчас находится на пере-
ломном этапе. Мы не святые, изло-
маны жизнью, у нас багаж всякого
хлама, от которого нужно избав-
ляться. Единственное, чем мы от-
личаемся от многих, — это стрем-
ление к новому и лучшему. Если
ребёнок выберет путь в городе, это
нормально на сегодня. До тех пор,
пока мы своим примером не пока-