Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (175), февраль 2019 г.
20 • осознанное родительство
Языком не расскажешь, так и
пальцем не растычешь, и не-
чего руками рассуждать, ко-
ли Бог ума не дал. Речь умом
красна, а если язык шепеляв,
то и поговори скороговорочку
за скороговорочкой.
С
короговорки испокон ве-
ков использовались для
постановки правильных
звуков у детей и взро-
слых. Однако помимо это-
го скороговорки улучшают дик-
цию, вселяют уверенность вы-
ступать на публике, а иной раз и
удивлять слушателей, а также да-
рят позитивные эмоции и улучша-
ют настроение.
Скороговорки — это неболь-
шие, придуманные народом фра-
зы или стишки, трудно произно-
симые в силу их лексического и
фонетического построения. Такие
«фразочки», которые относятся к
шуточному фольклору, нужно го-
ворить вслух и желательно в как
можно более быстром темпе.
При помощи скороговорок
развивается речевой аппарат, по-
скольку скороговорки состоят
совсем не из случайных звуков,
а из построенных специальным
образом элементов, призванных
вырабатывать определённые на-
выки произношения. Например,
возьмём звук «х». Пример скоро-
говорки с этим звуком: хохлатые
хохлушки хохотом хохотали. Так
можно найти скороговорки для
постановки и отработки каждого
«проблемного» звука.
Статистика утверждает, что
более 50% учащихся приходят в
первый класс уже с разного рода
речевыми патологиями. Это свя-
зано в основном с перенесённы-
ми внутриутробно, во время ро-
ждения или в раннем детском
возрасте гипоксиями и травма-
ми, когда у ребёнка были пора-
жены доли мозга, отвечающие за
речь. Вследствие этого к школь-
ному возрасту одни детки так и
не научились правильно произ-
носить звуки или глотают их, дру-
гие имеют нарушения артикуля-
Ты говори, поговори,
да не поравызговаривай...
ции, а третьи знают мало слов и
не в состоянии внятно выражать
свои мысли. Такие недостатки ме-
шают ребятам уверенно и полно-
ценно учиться, провоцируют раз-
витие комплекса неполноценно-
сти, тревожности, а также различ-
ные проявления агрессии.
Чтобы этого избежать, начи-
найте использовать скороговор-
ки разных типов задолго до то-
го, как перед малышом встанет
необходимость идти в первый
класс. Именно скороговорки яв-
ляются настоящим спасением в
деле быстрого развития речи ма-
лышей.
В дальнейшем, когда ребёнок
станет студентом, у него не будет
никаких проблем с подготовкой
докладов и презентаций, а также
он легко сможет выступать перед
публикой, а во взрослом возра-
сте для него не составит проблем
Текст скороговорки «Лигурия»
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурий-
ский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля
лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. И потом протокол
запротоколировав, как интервьюером интервьюируемый лигурийский
регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапорто-
вался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал
претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик ак-
климатизировался в неконституционном Константинополе, где хох-
латые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начер-
но обкурен трубкой: «Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, луч-
ше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Бранденбурга — бомбами
забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом
изрыл, вырыл и подрыл».
Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время
кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла
украла кларнет. А потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова
воровали; но грех—не смех, не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мра-
ке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было, и не
до дёготниковой вдовы, и не до дёготниковых детей.
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два
дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дро-
вокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова
вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла,
цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец про-
тив овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани,
потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку
— в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шиш-
ки сшиб.
Затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл. Сонька же
—Сашкина подружка—шла пошоссе и сосала сушку, да притом у Сонь-
ки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик. Но ей
не до медовика, Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепонома-
рит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит да кружится.
Была у Фрола—Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру—на Фро-
ла Лавру наврёт, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с рот-
мистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопо-
ставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять
опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тыся-
чу шестьсотшестьдесятшесть пирогов с творогом из сыворотки из-
под простокваши. О всём о том около кола колокола звоном раззвани-
вали, да так, что даже Константин — зальцбуржский безперспектив-
няк из-под бронетранспортёра, констатировал: как все колокола не
переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не
перескороговорить, не перевыскороговорить. Но попытка—не пытка.
• вырабатывают отличную дик-
цию;
• учат говорить правильно,
уверенно и в быстром темпе;
• учат слушать то, что произно-
сится.
В разучивании скороговор-
ки советуем придерживаться не-
скольких этапов, и помните, что
разучивание скороговорки — это
весёлая игра. Не стоит относить-
ся к ней со всей серьёзностью и
научностью. Не говорите ребён-
ку, что такой стишок обязатель-
но нужно выучить, не стоит раз-
дражаться, если что-то не получа-
ется, просто посмейтесь вместе, а
сложности превращайте в шутки.
Чтобы скороговорка отложи-
лась в памяти и стала выполнять
функции, которые она в себе не-
участвовать в различного рода
переговорах.
Помогут скороговорки и в де-
ле изучения иностранного языка,
поскольку позволят легко запо-
минать новый лексический мате-
риал и необычную интонацию чу-
жого языка.
Скороговорки имеют очень
много полезных целей:
• исправляют недостатки речи;
• учат осознанному отноше-
нию к тому, что произносится;
• помогают видеть связь меж-
ду словосочетаниями;
• позволяют улавливать нюан-
сы сказанного;
• делают возможным правиль-
но произносить звуки и слова;
• развивают артикуляцию и де-
лают речь чёткой (она становится
размеренной и внятной, ребёнок
перестаёт «глотать» звуки и окон-
чания);
сёт, попробуйте вместе с ребён-
ком выучить её в таком порядке:
• Проговорите скороговорку
для ребёнка самостоятельно, по-
кажите, как это нужно делать пра-
вильно. Можно показать пример с
изменением скорости проговари-
вания.
• Теперь проговорите скорого-
ворку в очень медленном темпе и
по слогам (чётко произнося абсо-
лютно все звуки) несколько раз.
• Пусть ребёнок повторяет за
вами, чтобы выучить текст скоро-
говорки наизусть, медленно (пока
текст не усвоен ребёнком, не сле-
дует гнаться за скоростью произ-
ношения).
• Следите, чтобы ребёнок про-
износил все слова скороговор-
ки правильно (темп пока остаётся
медленным).
• Поиграйте в игру и предло-
жите малышу произнести скоро-
говорку беззвучно, чтобы работал
только артикуляционный аппарат
(очень чётко и внятно).
• А теперь проговорите ско-
роговорку шёпотом (также в мед-
ленном темпе).
• Произнесите текст скоро-
говорки вслух (но темп всё ещё
оставляем медленный).
• Снова играйте, придавая ско-
роговорке разную интонацию (ут-
вердительную, вопросительную и
восклицательную).
• Пропойте скороговорку, ими-
тируя разные голоса (попробуйте
произносить её нараспев).
• Попробуйте как можно бы-
стрее произнести всю фразу цели-
ком и без ошибок три раза.
• И только теперь тренируй-
тесь произносить скороговорку
очень быстро.
Ведущие, дикторы и актёры
используют
скороговорки-тек-
сты для поддержания дикции на
профессиональном уровне. Наи-
более известной скороговоркой-
текстом является «Лигурия». Ре-
комендуем научиться её чётко чи-
тать и выучить наизусть, чтобы по-
тешить друзей и близких при слу-
чае, а также в качестве упражне-
ния для поддержки дикции и па-
мяти в «тонусе».
n
Скороговорки для развития речи детей
Для детей 4–5 лет
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке
рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла
украла кларнет.
Коля колья колет. Поля поле полет.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел ку-
кушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
Проворонила ворона воронёнка.
У мыши в норке сыра корка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Для детей 5–6 лет
Баран буян залез в бурьян.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да переко-
вывал.
Купила бабуся бусы Марусе.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, нико-
му нашего чеботаря не перечеботарить.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Оса боса и без пояса.
Пётр Петрович, по прозванью Перепелович,
приручил перепёлку. Перепёлка принесла Петру
Петровичу Перепеловичу перепелят.
У нас на дворе-подворье погода размокропо-
годилась.
Для детей 7–8 лет
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс
на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса
порвали в драке альбатросы.
Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка
ёжится, дрожа: укололась об ежа.
Красный краб кричит: «УРА!» Резать торт при-
шла пора.
По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севас-
тополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Се-
ва слева.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георги-
ны гуашью рисовала Наташа.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, рас-
теряла Маргарита маргаритки во дворе.
Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили
три тонких картонки в потёмках.
Для детей 9–10 лет
Говорит попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
—Попугай, попугай, попугай!
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса — нет и вопроса.