Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (175), февраль 2019 г.
22 • оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
А поговорить?
Н
а днях оказался я случайно
у выхода из детского сада в
конце рабочего дня. Мимо
меня прошли подряд че-
тыре мамы с детьми. Удивительно,
но я услышал четыре совершенно
одинаковых разговора (если это
можно назвать разговором):
Мама: «ну, что ты сегодня
делал(а)?»
ребенок: «М-м-м-м…»
Мама (как бы помогая): «было
в садике что-нибудь интересное?»
ребенок: «ну-у-у-у…»
Вот и всё. Что называется, вот
и поговорили. Продолжения я не
знаю, но с лёгкостью могу его се-
бе представить. Мама задаст ещё
пару вопросов, а ребёнок, воз-
можно, выдавит из себя в лучшем
случае одно воспоминание, мама
успокоится. Вариант: не успоко-
ится, а придёт к воспитателю с во-
просами, делают ли они вообще
что-то или почему ребёнок такой
скрытный?
Должен признаться, среди во-
просов, которые задают мне роди-
тели, в том числе и в нашей школе,
один из самых частых такой: «По-
чему он(а) не рассказывает о том,
что происходит?»
и правда, почему так? они что,
не хотят с нами делиться?
Дорогие родители, не волнуй-
тесь, ещё как хотят! Только не уме-
ют. Совсем как…мы с вами.
Спрашиваю маму, когда она
в последний раз говорила с сы-
ном о своей работе. она удивлён-
но отвечает: «Кажется, никогда…»
интересно, как же человеку на-
учиться рассказывать о себе, если
он не видит такой модели диало-
га рядом? разговор «в одну сторо-
ну» даже с самой доброй и милой
мамой в мире неминуемо будет
похож на допрос. а кому же при-
ятно принимать участие в допро-
сах, тем более в качестве подозре-
ваемого?
Пора начинать общаться. рас-
сказывая человеку о том, какие
были у нас переживания, интерес-
ные встречи, удивления, радо-
сти, мы протягиваем ему руку и
даём право на собственный рас-
сказ. и заодно обнаруживаем, что
интересней собеседника не най-
ти. Только не надо торопиться. и
ему, и нам нужно время, чтобы на-
учиться. Постепенно, день за днём
мы вместе будем открывать, как
это здорово — общаться. В две
стороны.
Вот и весь секрет. Хотите слы-
шать об их жизни — говорите о
своей. Кстати, это совсем как у
взрослых.
Дмитрий ЗиЦЕр,
педагог
https://snob.ru
Ч
асто в моей жизни случа-
ется так, что незнакомые
люди, пообщавшись нем-
ножко с нашей дочерью,
хотят познакомиться со
мной. У них возникает один и тот
же вопрос, который они формули-
руют по-разному, но его суть сво-
дится к следующему: «Каким обра-
зом вы воспитываете вашу дочь?»
У моего восприятия мира есть
одна особенность: я помню себя с
очень раннего детства, примерно
с трёх месяцев. Тогда моё тело бы-
ло ещё совсем безпомощным, я не
умела даже садиться, но никогда
не была глупой, как принято счи-
тать маленьких детей. У меня были
всё те же аналитические способно-
сти, что и сейчас, я много размыш-
ляла и анализировала. Единствен-
ное, чем отличалась от сегодняш-
него своего состояния, — у меня
было меньше опыта. и всё.
Таким образом, умственные
способности даны всем с само-
го рождения, а не «развиваются
со временем», как считают неко-
торые психологи. Получается, что
всё зависит только от того, какой
опыт мы получаем во время вос-
питания. ребёнка можно сравнить
с иностранцем, попавшим в ка-
кое-нибудь племя индейцев. он
не знает их язык, обычаи, культу-
ру, образ жизни, но он вполне ра-
зумный человек и, живя в этой
среде какое-то время, перенима-
ет язык, привычки, культуру и спо-
койно вливается в коллектив. Этот
вполне нормальный и естествен-
ный процесс адаптации занимает
не так много времени.
а теперь давайте пофантази-
руем! Представьте, что как только
этот «иностранец» попал к индей-
цам, они с чего-то решили, что он
глупый, безпомощный и несмыш-
лёный представитель человеко-
образных и что нельзя сразу об-
щаться с ним как с полноценным
человеком. надо постепенно вво-
дить его в свою культуру, а для
этого сначала разговаривать теми
словами, которые «индейцы» са-
ми в речи между собой не исполь-
зуют («вон бибика поехала, а вот
мяука пробежала»…).
«иностранец», как умный и ин-
теллектуально развитый человек,
с тщательностью запоминает эти
слова, уверенный, что скоро смо-
жет общаться со всеми на равных,
но, когда он начинает разговор,
все только снисходительно улы-
баются или открыто смеются над
ним. Умный человек, конечно, бы-
стро поймёт, что тут какой-то об-
ман, и захочет научиться разгова-
ривать на «взрослом» языке, спра-
шивая значения разных «взро-
слых» слов. Частично ему что-то
объяснят, а на множество вопро-
сов ответят: «Ты ещё глупый, рано
тебе такие слова знать (а ведь са-
ми-то ими пользуются…)».
более того, «индейцы» начнут
давать ему не те предметы, которы-
ми пользуются сами в своём оби-
ходе (соску вместо кружки; игруш-
ки вместо предметов ежедневного
обихода и т. д.). Когда «иностранцу»
надоест вникать в смысл ипредназ-
начение предметов, которые ему
дали, но которыми сами «индей-
цы» не пользуются, он захочет ра-
зобраться в тех предметах, которые
используют они, но у него их тут же
отнимут: «ах, тебе это трогать нель-
зя! Ты же глупый, поранишься, уко-
лешься, обожжёшься»…Как бы вы
себя почувствовали на месте это-
го «иностранца»? Добавьте к это-
му, что его будут одевать в глупые,
смешные одежды, чтобы «поуми-
ляться» над ним (вроде комбинезо-
нов с заячьими ушками), учить глу-
пым танцам (конечно, ведь он же
глупый и полноценные танцы ему
не под силу. зачем ему их показы-
вать? Пусть приседает и ходит взад-
вперёд, уперев руки в бока!)…
а ещё добавьте к этому кощун-
ственному отношению к челове-
ку то, что этот человек искрен-
не верит тем, кто его учит, верит,
что он всё делает правильно, что
скоро станет полноценным чле-
ном этого общества! но проходит
всего несколько лет, и эти же са-
мые учителя с раздражением го-
ворят ему: «не бибика, а машина.
Ты уже большой, говори правиль-
но!», «Возьми ложку как надо, хва-
тит держать её в кулаке!», «оставь
этот конструктор. Ты что с ним
возишься, как маленький? Вон бы
хоть молоток в руки взял!» и т. п. а
кто научил и, главное, зачем?
Вот именно поэтому некото-
рые дети так разительно отлича-
ются на фоне своих сверстников.
Просто их родители с рождения
относились к ребёнку как к полно-
ценному человеку, давая именно
тот опыт, который он сможет ис-
пользовать в своей каждоднев-
ной жизни в 5, 10 и 50 лет.
Уважайте своих детей, дове-
ряйте им, относитесь как к пол-
ноценным людям, и тогда они вы-
растут осознанные, счастливые и
благодарные!
Галина сАмохинА
ПРП Дуброво,
Нижегородская область
К вопросу воспитания
Р
асскажем, как мы полу-
чили компенсацию за се-
мейное обучение своих
детей в посёлке руднич-
ный (г. Краснотурьинск)
Свердловской области.
Плюсы семейного обучения,
конечно, не в деньгах, но и они
для нашей многодетной семьи от-
нюдь не лишние.
о семейном образовании де-
тей мы думали давно, наверное,
ещё до их рождения. Шли к нему
планомерно и последовательно.
Когда старшему было 5 лет, при-
глашали в свой город алину Дья-
кову (специалист в области семей-
ного образования, педагог) с не-
большим семинаром. одним сло-
вом, к моменту «Х» мы были под-
готовлены и в полной мере владе-
ли ситуацией и информацией.
изначально мы не собирались
сдавать промежуточную аттеста-
цию в первом классе, а о деньгах
не думали вообще. В заявлении-
уведомлении в Управление об-
разования, которое подали в мае
перед предстоящим учебным го-
дом, мы так и написали: «прикре-
пляться и сдавать не собираемся».
Управление образования три ме-
сяца обдумывало наше послание.
Мы уже решили, что про нас забы-
ли, когда в августе раздался зво-
нок и нас с мужем пригласили на
беседу.
на беседе были замначальни-
ка Управления образования, за-
вуч ближайшей к нам поселко-
вой школы и мы. заместитель под-
твердил, что мы имеем право не
числиться, не прикрепляться, не
сдавать и право на выплату. «Если
всё же решите сдавать промежу-
точные аттестации, то милости
просим, вот завуч, с ней всё ре-
шайте», — сообщил замначальни-
ка Управления образования. Мы
познакомились, обменялись теле-
фонами и попрощались.
В дальнейшем так получи-
лось, что к нам присоединились
наши знакомые с одним ребён-
ком, а после нового года — ещё
одна семья. В процессе обучения
мы с другими родителями реши-
ли всё-таки сдать промежуточ-
ную аттестацию в конце года, так
как, на наш взгляд, детям не хва-
тало осознания серьёзности про-
исходящего процесса. К тому же
мы ничего не теряли: аттестация
за 1-й класс безотметочная (зачёт
– незачёт), и не сдать её надо ещё
умудриться.
итак, когда мы успешно сда-
ли так называемые «основные»
предметы, у меня и возникла
мысль стрясти с государства по-
ложенные нам средства. Снача-
ла нам нужно было досдать все
оставшиеся предметы, так как
промежуточной аттестацией счи-
тается аттестация по всем пред-
метам за определённый класс.
Это не составило большого труда:
физкультуру нам зачли за занятия
в хоккейном клубе, музыку — за
«красивые глаза», по остальным
предметам мы принесли работы:
рисунки, поделки и аппликации.
В мае у нас родилась дочь, и
процесс получения компенсации
за семейное образование при-
шлось отложить.
В нашей области законодате-
ли особо отличились умом и соо-
бразительностью. они поделили
подушевой норматив финансиро-
вания на отдельные части: опла-
ту труда, пособия и учебники, обо-
рудование и содержание зданий и
т. п. В областном положении пря-
мо прописаны размеры компен-
сации за семейное образование:
80% оплаты труда и 100% нор-
матива за учебники. Для город-
ских жителей это сущие копейки
— около 7000 рублей в год. нам,
как сельским жителям, — 15 000
рублей. Чтобы их получить, нуж-
но было подтвердить свои расхо-
ды, то есть представить договор с
образованным репетитором.
После долгих поисков и пере-
бора всех развивающих клубов
города мы наконец вспомнили об
одной своей старой знакомой, ко-
торая выучилась недавно на учи-
теля начальных классов. Мы за-
ключили с ней договор, взяли из
школы справку об успешном про-
хождении промежуточной атте-
стации и в августе подали заяв-
ление в Управление образования.
Ещё два месяца заняли всякие тех-
нические проволочки, и в октябре
мы получили наши деньги.
семья АрЗАмАсЦЕвЫх,
трое детей
Как мы получили компенсацию
за семейное образование