Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 4 (177), апрель 2019 г.
22 •
дельфиниум;
• из лилейных — ландыш, во-
роний глаз;
• кустарники — волчье лыко,
волчьи ягоды;
• стебли у томата и табака.
Однажды Юляшка съела не-
сколько горстей ягод чёрной бу-
зины и через полчаса плохо се-
бя почувствовала, её вырвало.
Так что, несмотря на то, что ягоды
чёрной бузины считаются съедоб-
ными, да я и сама неоднократно
их ела, всё же увлекаться ими не
стоит, как и любой другой непри-
вычной для организма пищей. По
себе могу сказать, что две столо-
вые ложки молотого на мясорубке
сушёного корня одуванчика с кор-
нем девясила, перемешанные с
сушёными яблоками и семечками,
произвели на меня тот же эффект.
Зато потом, после этой своеобраз-
ной «чистки» желудка, чувствова-
ла себя как никогда хорошо, легко
и бодро и за обе щеки наворачи-
вала упаренную гречневую кашу,
уже без всяких эксперименталь-
ных «изысков».
Но это уже не имеет отноше-
ния к теме статьи о воспитании
испытанием, тут уже воспитыва-
n
Ольга Макарова
многодетная мама
Московская область,
Воскресенский район, д. Цибино
осознанное родительство
М
ногие родители жалуются
на то, сколько сил и энер-
гии уходит у них на вос-
питание детей, а резуль-
тат всё равно удручает. Я
тоже сначала была «правильной»
мамой, читала детям нотации и по
их отсутствующим взглядам пони-
мала, что они вовсе меня не слу-
шают. Я давно уже так не делаю.
Больше не борюсь с ними, не про-
тивопоставляю им себя, а каждый
день учусь вместе с ними. Учусь
человечности и любви во всём: в
решении конфликтных ситуаций,
когда ставим себя на место дру-
гого, в умении прощать, не дожи-
даясь прощения, в предоставле-
нии эмоциональной защиты: ког-
да ребёнка «заносит» и он не мо-
жет «выбраться» сам — обратить
всё в шутку, немного гротескно
скопировать его, слегка поддеть,
подыграть — и вот он уже сам
смеётся над собой, сам выдумыва-
ет себе наказание (при моём вну-
треннем удивлении). Иногда важ-
нее выслушать, приласкать непра-
вого, так как ему труднее. Важно
умение погасить обиду в собст-
венном сердце и в сердце ребён-
ка и позже, когда улягутся эмо-
ции, обняв, проговорить с ним си-
туацию, выслушать, рассказать о
своих чувствах. Заметила, что мы
не умеем быть тактичными с соб-
ственными детьми. Это плохо, тем
более, что они гораздо ранимее
нас, взрослых.
Это есть у Моцарта в «Волшеб-
ной флейте» — необходимость
духовного созревания, совершен-
ствования через прохождение
жизненных испытаний, чтобы су-
меть приобрести и сохранить сча-
стье в семье.
Предложите детям вместо удо-
вольствий испытания, и вы буде-
те удивлены, увидев, с каким удо-
вольствием они пытаются преодо-
леть их.
Нам приходилось от многого
отказываться, пока строили свой
дом, было физически тяжело. Но
с какой готовностью дети участво-
вали в стройке, с какой гордостью
рассказывают о том, что сделали
своими руками! Они с удовольст-
вием раскрашивали штукатурку
на фундаменте, месили глину, по-
давали раствор и т. д. Что-то при-
думывали сами, участвуя в общем
обсуждении. И странное дело: мы
чувствовали себя счастливее, чем
балуя себя вкусной едой, играя на
компьютере и т. д. Мы чувствовали
любовь и поддержку друг друга,
а счастье ощущали, просто растя-
нувшись на траве в минуты отды-
ха или поглощая какую-то бурду,
называемую макаронным супом.
Взаимная поддержка, уважение,
возникающие в совместном труде,
улучшают отношения в семье.
А сейчас, наблюдая за детьми,
вижу, как они сами придумывают
себе испытания: «Мам, а что, если
мне денёк поголодать?» «Смо-
три, мама, я сделала 300 присе-
даний!», «Мам, мне было страш-
но, но я всё равно залез на это де-
рево!», «Я тоже гребла, сидела на
вёслах, как большая», «Мама, по-
смотри, сколько секунд я смогу
не дышать!» А не ссориться неде-
лю? А весь день молчать? Не есть
весь день в зимнем походе? Бе-
гать по снегу, обливаться холод-
ной водой? Переписать большу-
щий текст из книги? И всё это с во-
одушевлением, радостно, эмоци-
онально! Вы увидите, как расцве-
тают силы детей, уверенность в
себе, способность получать удо-
вольствие от труда, от преодо-
ления, в том числе себя самого.
Пусть будут и удовольствия, они
должны быть, маленькие радости
жизни: и аттракционы, и походы в
кафе, и покупка долгожданной иг-
рушки или велосипеда, но как на-
града за что-либо: за маленький
подвиг преодоления, за выдер-
жанное с честью испытание.
Как-то было у нас такое испы-
тание: договорились неделю жить
на подножном корму. Готовились
к нему: дети писали 300 различ-
ных трав, кореньев, ягод, которые
съедобны, я им подсказывала,
рассказывала и показывала ядо-
витые травы, ягоды и т. д. Вместе
читали книгу «По следам Робин-
зона» Н. Верзилина и собственно
«Робинзон Крузо» Д. Дефо.
Мы ели лепёшки из желудей
(они, кстати, очень сытные), дела-
ли салаты и котлеты, галушки и щи
из сныти, крапивы, подорожника,
Воспитание испытанием
ется желудок, учась перерабаты-
вать грубую, порой самую нео-
жиданную для себя пищу. Ничего,
пусть тренируется, нечего рассла-
бляться.
Итак,
голодание
(кратков-
ременное), большие пешие по-
ходы-переходы (до 40–50 км за
день), молчание (день-два), оди-
ночество (от одного до пяти дней),
жизнь с завязанными глазами (на
ощупь), холодовые процедуры,
уменьшение количества покуп-
ной еды, затаивание дыхания, всё
более сложные позы йоги (и бо-
лее длительное в них пребыва-
ние) и т. д. И тут я — не учитель,
мы учимся вместе.
Всё это в весёлом, дружеском,
уважительном общении. Нам ин-
тересно познать себя — на что
мы способны, интересно расши-
рить картину мира, на привыч-
ные вещи посмотреть под другим
углом…
Счастье, что мир имеет краски,
запахи, звуки, вкус; что есть обво-
лакивающее и расслабляющее нас
тепло и бодрящий холод; что мы
есть друг у друга и имеем возмож-
ность общаться, радоваться друг
другу и всему вокруг, — вот что
мы постигаем в процессе этих игр,
как и то, что можно тренировать
свои способности, и возможности
наши — безграничны…
Свобода, уверенность в себе,
счастье, интерес к жизни — вот
что дают нам подобные игры.
Добрых и светлых дней всем,
наполненных радостью мыслить,
любить, творить!
n
ели побеги иван-чая, мокрицу, ли-
стья берёзы, липы и смородины,
пили ягодные и травяные квасы,
грызли дягиль и просвирник, по-
едали манжетку, спорыш, клевер,
заячью капусту с семенами под-
солнечника; семенные коробоч-
ки лебеды, подорожника, амаран-
та измельчали, смешивали с су-
хой крапивой, снытью и мукой —
пек­ли лепёшки, варили каши, де-
лали супы. Насыщали нас свежие
и сухие грибы, шиповник, ягоды
и яблоки; настурцию с её жгучим
чесночным привкусом, лепестки
цикория, шиповника, одуванчика,
листья лопуха—всё клали в боль-
шую миску салата, перемешивали
и потом аппетитно и сочно хрусте-
ли. Заправляла салаты соевым со-
усом и рыжиковым маслом, или
просто лимонным соком, или до-
машним яблочным уксусом с се-
менами подсолнечника.
…Так мы накопили деньги на
резиновую лодку — давнее жела-
ние детей. (Средства на лодку бы-
ли, но просто взять и купить—это
же неинтересно!) Теперь у ребят
есть новая причина гордиться со-
бой, и они с удовольствием вспо-
минают, как сами смогли накопить
на лодку.
Кстати, о ядовитых растениях,
это:
• из зонтичных—цикута, соба-
чья петрушка;
• из паслёновых — белладон-
на, дурман, белена, чёрный пас-
лён;
• из лютиковых — лютик ед-
кий, ветреница, калужница, ку-
пальница,
аконит,
живокость,