Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 4 (177), апрель 2019 г.
ЛетоПиСь
Русские богини
Карна и Желя
С
едьмого дня месяца цвете-
ня (7 апреля) с незапамят-
ных времён и вплоть до
создания Советского госу-
дарства простые люди в
россии отмечали день богини Кар-
ны (в некоторых регионах её назы-
вали Карна или Кручина) и её се-
стры жели. В культуре западных
славян они были известны как Ка-
рина и Геля. В скандинавской и гер-
манской мифологиях они также
присутствуют в образе валькирий.
Древнеримский поэт овидий
насон посвящал Карне свои сти-
хи. В римском пантеоне Карна из-
вестна под «иностранным» име-
нем Кордея, и в честь неё воздви-
гались величественные храмы.
отцом и матерью Карны и же-
ли были Чернобог и Мара-Мо-
рена. и были они проводниками
душ умерших людей в мир пред-
ков. но ни в коем случае не стоит
считать их тёмными силами. Кар-
на славилась тем, что она единст-
венная, кто мог оплакать моряков
и воинов, погибших в чужой зем-
ле, прах которых не было возмож-
ности похоронить на родине.
Упоминание о богинях-пла-
кальщицах имеется в «Слове о
полку игореве»:
«О, далече зайде сокол, пти-
ць бья, к морю! А Игорева храбра-
го полку не кресити! За ним клик-
ну Карна, и Жля поскочи по Руской
земли, смагу мычючи в пламяне
розе. Жены руския въсплакашась,
аркучи: «Уже нам своих милых лад
ни мыслию смыслити, ни думою
сдумати, ни очима съглядати, а
злата и сребра ни мало того по-
трепати!»
(о, далеко залетел сокол, птиц
избивая, к морю! а игорева хра-
брого полку уже не воскресить!
По нём кликнула Карна, и же-
ля проскакала по русской земле,
огонь сея из пламенного рога. жё-
ны русские восплакались, гово-
ря: «Уже нам своих милых лад ни
мыслию смыслить, ни думою сду-
мать, ни очами приворожить, а зо-
лота и серебра и в руках не подер-
жать!»).
имя желя, несомненно, являет-
ся однокоренным со словами «жа-
лость» и «жалеть». Эта валькирия-
плакальщица выражала сочувст-
вие всем умершим, в том числе си-
ротам и одиноким старикам, у ко-
торых на Земле не осталось нико-
жой» очень серьёзно работает.
но вопрос в том, как восприни-
мает чужака каждый народ. Вот у
нас, русских, чужой — это корень
«туждь», древний корень, кото-
рый означает, что человек оттуда,
из-за границы своего мира. ника-
ких особых отрицательных окра-
сок в этом слове нет. ещё у нас
есть слово «немец», оно в общем
имеет в виду всех, кто не владеет
русским языком. он немой, нем-
тырь, пожалеть его надо. Лишь
после мы приспособили это сло-
во к нашему ближайшему сосе-
ду. а ведь были аглицкие, гишпан-
ские и фряжские немцы.
но вот, например, у китайцев
чужак называется «лаовай». нам
сейчас, особенно когда мы дру-
жим с Китаем, стесняются расска-
зать, что это слово означает. В луч-
шем случае это «лох» и «неумёха»,
а в реальности «придурок». Пони-
маете, какая окраска стоит в отно-
шении к чужакам? Все остальные
как бы не люди.
— Как в агрессивной, пра-
ктически англоязычной сре-
де наших СМИ, интернета при-
учить ребёнка любить и знать
свой язык?
— Улучшить русский язык в
каждой отдельной голове очень
легко. не обязательно мучить де-
тей орфографическими прави-
лами, диктантами. есть другое
очень трудное занятие. надо за-
ставлять даже не читать, а учить
наизусть русскую поэзию. Во-пер-
вых, её легче учить, чем прозу, а
во-вторых, в поэзии открывается
картина мира. Поэты ведь люди
интуитивные, они не сильно мы-
слят и не сильно разумеют. им что
в голову придёт, то они и выдают.
Подчас они такие архетипы рус-
ского мышления выставляют в по-
этический ряд, что диву даёшься.
Своих детей, а их у меня трое,
обучила русскому языку. Хоро-
шо, считаю, научила. Я заставля-
ла, принуждала их учить «евгения
онегина» а.С. Пушкина. Старший
выучил всю поэму, средняя дочь
— три главы, младшая, сейчас
она в девятом классе, осваивает
одну. но эффект потрясающий. а
почему? Потому что словарь Пуш-
кина, то есть словарь великого
русского языка, просто так берёт
и пересаживается в твою голову,
ненавязчиво. ты просто учишь,
помимо этого развивая потряса-
ющую память. Вот это обучение
словоупотреблению, великолеп-
ным формулам и метафорам, да
просто красоте, настолько вжива-
ется в мозг и душу человека, что
потом для него писать, формули-
ровать мысль — да, пожалуйста!
творить что-то своё — конечно,
основа-то такая!
—Мир устроен очень стран-
но. Иногда мы совершаем ка-
кие-то ничтожные действия,
казалось бы, а всё вокруг сра-
зу меняется, преображается.
Кстати, если слово «трансфор-
мация» перевести как «пре-
ображение», то появляется со-
вершенно другой смысл. Пото-
му что «трансформация» быва-
ет в разную сторону — в худ-
шую, в нейтральную, а «пре-
ображение» — только вверх.
Тогда мы получим слово «пре-
ображаторы», такое немнож-
ко нелепое слово, но звонкое.
Мне кажется, пора нам стать
всем преображаторами, а не
трансформерами.
— Может быть, преобразова-
телями лучше?
— А это уже слово для на-
ших государственных мужей.
www.leonids-info.ru
Касты у славян
ПерВАЯ КАСтА — волховни-
ки и потворницы.
Волховниками или волхвами в
древности называли людей, кото-
рые занимались медициной, сбо-
ром трав, изготовлением снадо-
бий, лечением, жили в гармонии с
Природой и использовали стихии
Природы в помощь людям (были
волховники — духовники, трав-
ники, облакогонители). Потворни-
цами называли женщин, занима-
ющихся волхованием; кроме то-
го, они предсказывали судьбу. Как
правило, представители этой ка-
сты жили рядом с селениями, ве-
сями, градами, в лесной тиши, в
окружении природы и вели под-
собное хозяйство.
ВтОрАЯ КАСтА — вои и ра-
дуницы.
Люди, родившиеся в этой ка-
стовой системе, с детских лет вос-
питывались как защитники родной
земли, отечества, защиты рода. но
они ещё обучались строительному
мастерству. В эту касту запреща-
лось посвящать первородных де-
тей. Для них существовало особое
занятие — Воины Духа (храмовая
служба безопасности). Воины Духа
сохраняли искусство боя и секре-
ты борьбы, рукопашного боя, они
были военными наставниками для
остальных воев.
третЬЯ КАСтА — житничи и
житницы
— каста ремесленни-
ков: гончары, бондари, кожевни-
ки и др.
ЧетВёртАЯ КАСтА — смер-
ды, орачи и живицы
— каста
земледельцев. Смерд с мерной
долей земли — свободный об-
щинник, земледелец, воин и па-
харь в одном лице. орачи —
просто пахари. живицы сеют и со-
бирают урожай.
ПЯтАЯ КАСтА — чадники и
матери
— воспитатели сирот, на-
речённые родители. Люди этой
касты занимались воспитанием
своих детей и сирот. Цель их жиз-
ни — воспитание в детях-сиротах
трудолюбия, почтения к старшим
и уважения к младшим, развитие
профессиональных качеств.
ШеСтАЯ КАСтА — зодчие и
рукодельницы.
Создавали хра-
мы, храмовую утварь и товары,
предназначенные для обмена у
других народов.
СеДЬМАЯ КАСтА — ведичи
и ведуньи
— хранители знаний,
оставленные древними и мудры-
ми.
ВОСЬМАЯ КАСтА — градари
и требницы.
Градари перераба-
тывали сельхозпродукцию, к ним
же относились помольники. Гра-
дари также занимались изготов-
лением оружия и созданием вайт-
ман. требницы хранили общин-
ную и храмовую сельхозпродук-
цию; в определённое время при-
носили требы на всесожжение в
святилища, требища и капища.
ДеВЯтАЯ КАСтА — жрецы и
жрицы.
Каста служителей Богов и
культов различных форм.
никакая каста не была лучше
или хуже (выше или ниже) других.
https://vk.com/vstavay_odessa
го, кто мог бы их пожалеть.
а вот с Карной (Карой) ситу-
ация более любопытная. Многие
исследователи уверены в том, что
понятия «реинкарнация» и «ин-
карнация», напрямую связаны с
именем богини Карны. Это следу-
ет из главной роли её в сонме сла-
вянских богов. она не просто пе-
реводила человека в мир мёрт-
вых, но отвечала за его новое ро-
ждение в явном мире людей. В
источниках, записанных со слов
жителей деревень и сёл во время
этнографических экспедиций 30-х
годов прошлого века, прямо гово-
рится, что небесная богиня Кар-
на — покровительница всех но-
вых рождений и человеческих пе-
ревоплощений. то есть налицо аб-
солютно точное совпадение ми-
ровоззрения у славян и индусов
в данном вопросе. Кроме того, в
пантеоне индуистских богов су-
ществует безстрашный витязь по
имени Карна, подвиги которого
описаны в «Махабхарате».
Практически не оставляет сом-
нений и первоначальное значе-
ние слова «кара». Это не просто
наказание за грех. Это понятие
духовное, а не физическое. Кара
— это и есть карма. то есть пред-
назначение богини Карны гора-
здо глубже, чем быть просто пла-
кальщицей и проводником в мир
мёртвых. она помогала человеку
исправить ошибки, допущенные
в предыдущем воплощении, что-
бы он мог исполнить главное своё
предназначение, которое было
отведено ему главным богом —
создателем родом.
В ночь перед днём Карны и
жели принято было оставлять на
обеденном столе кутью из пшени-
цы или ячменя с мёдом и сушёны-
ми ягодами. а в течение всего сле-
дующего дня запрещено было вы-
полнять любую работу, кроме на-
сущной, связанной с обстоятель-
ствами непреодолимой силы. Во
дворе каждого дома зажигали ко-
стры, что явно указывает на тес-
ную связь с арианством, и водили
хороводы, наигрывая на дудочках
из керамики, которые назывались
окаринами. Этот музыкальный ин-
струмент был создан как культо-
вый в честь богини Карны.
Затем все шли на погост, не-
прерывно наигрывая на окаринах,
и несли на могилы умерших засу-
шенные красные ягоды и цветы.
Культурологи и этнографы не без
основания утверждают, что этот
обычай лёг в основу современной
нам традиции возлагать к могилам
умерших красные гвоздики.
Андрей голУбеВ,
юрист, историк, писатель
www.tart-aria.info