Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (180), июль 2019 г.
22 • осознанное родительство
Ж
изнь наша развива-
ется противоречиво.
С одной стороны, пе-
реселение в комфор-
табельные квартиры,
освобождение от тяжёлого физи-
ческого труда, облегчение всей
жизни, а с другой — появление
новых опасностей в жизни: много-
этажные дома, асфальтированные
дороги, бетонные ступени и насы-
щенные машинами улицы, элек-
тричество и газ в каждом доме.
В этой сложной обстановке да-
же уменьшение числа детей в се-
мье и организованная забота о
них в яслях, детсадах и школах
не спасают положения, и детский
травматизм непрерывно растёт.
Возможны два различных пути
его предотвращения.
Первый путь
заключается
в стремлении взрослых УВЕЛИ-
ЧИТЬ КОМФОРТ жизни себе и де-
тям, обезопасить жизнь, УБРАВ
ОТ РЕБЁНКА ОПАСНОСТИ или ре-
бёнка от них. «Прячьте спички от
детей!», «Вы, родители, в ответе,
если спички взяли дети!», «Если
увидите у детей такие опасные иг-
рушки, как рогатки, острые палки,
самодельные копья и стрелы, по-
старайтесь их ОТОБРАТЬ», — кри-
чат надписи с плакатов, выпущен-
ных пожарниками, врачами, ра-
ботниками ГАИ.
А если опасность убрать нель-
зя, то: «Не оставляйте детей без
присмотра!», «По неосмотритель-
ности взрослых в руки детей по-
падают ножницы, остро заточен-
ные карандаши, вилки, гвозди и
другие острые предметы», «Не пу-
скайте детей купаться в реке без
вожатого или взрослого!»… Сло-
вом, водите за ручку ребёнка как
можно дольше, заботьтесь о ре-
бёнке, сняв тем самым С РЕБЁН-
КА ЗАБОТУ и о себе самом, и о дру-
гих. Такой путь борьбы с травма-
тизмом, хотя и является офици-
альным и самым распространён-
ным, БЛИЗОРУК, направлен лишь
на сиюминутный результат. Де-
ти при этом остаются В НЕВЕДЕ-
НИИ: они не знают об опасностях
в окружающей жизни, не учат-
ся быть сами осторожными, оста-
ются неумелыми в обращении с
опас­ными предметами, слабыми
при встрече с трудностями. Поло-
жение осложняется ещё и тем, что
городские дети растут физически
слабыми, и для них опасными ста-
ли даже простые падения на зем-
лю, на асфальт, на пол в квартире
или в школьном коридоре.
Итак, ОГРАДИТЬ детей от опас­
ности — значит заведомо сделать
их слабыми, объективно способ-
ствовать росту детского травма-
тизма.
Второй путь
— сознатель-
но ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА к встрече
с трудностями и опасностями, ко-
торые всегда были, есть и будут в
жизни. Надо воспитать ребёнка
так, чтобы он:
1) ЗНАЛ об опасностях, встре-
чающихся в жизни, БЫЛ ОСТОРО-
ЖЕН САМ и учил этому других де-
тей;
2) УМЕЛ обращаться с опасны-
ми предметами, инструментами и
веществами;
3) был СИЛЬНЫМ, ЛОВКИМ,
СООБРАЗИТЕЛЬНЫМ, чтобы легко
выходить из сложных и опасных
положений.
Как это сделать?
У нас семеро детей от 7 до 20
лет, и за 20 лет (а к 1994 году —
за 35 лет) ни у кого из них (так же,
как и у двенадцати внуков) не бы-
ло серьёзных травм (переломов,
вывихов, сотрясений мозга, ожо-
гов и т. п.), хотя они живут в «зоне
повышенной опасности», так как
в доме и во дворе много спортив-
ных снарядов и сооружений, есть
мас­терская с множеством инстру-
Два пути предупреждения
детского травматизма
ментов, в том числе электрифи-
цированных, и с другими опасны-
ми вещами. Всё это было доступно
для детей с самого раннего возра-
ста. Мы считали, что ребёнку на-
до предоставить как можно боль-
ше возможностей в познании ми-
ра, чтобы малыш сам ориентиро-
вался в нём, чувствовал себя уве-
ренно и чтобы предвидел воз-
можность неприятных последст-
вий своих действий. Поэтому мы
не убирали от детей опасные ве-
щи (иголки, спички, ножницы, но-
жи и т. п.) и не прятали ребёнка
от опасностей, а сразу, ПРИ ПЕР-
ВОЙ ВСТРЕЧЕ ЕГО С ОПАСНОСТЬЮ,
ЗНАКОМИЛИ МАЛЫША С НЕЙ, что-
бы он знал, что опасность есть и
ЧЕМ ОНА ГРОЗИТ, какую неприят-
ность может принести.
При этом у нас постепенно вы-
работались определённые приё-
мы и правила. Перечислим основ-
ные из них.
1. Мы заметили, что всякое
прятанье, утаивание, запрещение
только возбуждает любопытство
ребёнка и усиливает тягу к запрет-
ному плоду. Опасность при этом
только увеличивается, так как ре-
бёнок обязательно воспользует-
ся отсутствием взрослых, дорвёт-
ся до опасной вещи и может наде-
лать много бед. Поэтому мы всегда
стараемся, чтобы САМОЕ ПЕРВОЕ
ЗНАКОМСТВО с притягательны-
ми, но опасными вещами (огонь,
утюг, электроплитка, спички, игол-
ки и т. д.) состоялось в присутст-
вии умелого и умного взросло-
го или старшего, чтобы избежать
тяжёлых последствий.
При этом взрослый преду-
предит ребёнка, что может быть
«больно!», «горячо!», «упадёшь!» и
т. п., а дальше НЕ МЕШАТЬ РЕБЁН-
КУ ПОПРОБОВАТЬ, так ли это. Ко-
нечно, при этом взрослому прихо-
дится быть начеку, чтобы обеспе-
чить безопасность ребёнка и дать
ему урок.
С пяти-шести месяцев пуска-
ли малыша ползать на полу бо-
сичком по всей квартире и первое
время следили за ним, но не боя-
лись, что его «поучат» угол ножки
стола, стол, табуретка, скамеечка,
которые не прощают неумелого
обращения.
2. Не боялись, если «урок»
причинит ребёнку боль, непри-
ятность, маленький ожог, ранку.
Двух-трёх таких «уроков» оказы-
вается обычно достаточно, чтобы
ребёнок становился осторожным.
Бабушки считали нас жесто-
кими, безсердечными, так как
мы «позволяли» ребёнку полу-
чить синяк от ушиба, порезать-
ся ножом или обжечь палец, тро-
гая горячий утюг. А мы видели,
что только такой чувствительный
урок действительно учит малыша,
и поэтому шли на него, понимая,
что это «предохранительная при-
вивка» для будущего. Дети знали,
например, что зажигать бумагу и
иметь дело со спичками можно
только около печки, где пол ­обит
листом железа, а рядом на ска-
мейке стоят два ведра с водой. Не
нарушали этого правила ни они,
ни мы, взрослые.
3. Мы даже делали специаль-
ные «ловушки», например, стави-
ли кружку с холодной водой, когда
малыш тянул всё со стола. «Помо-
гали» уколоться иголкой или бу-
лавкой, позволяли пилить пилой,
забивать маленьким молоточком
гвозди.
Чтобы ребёнок узнал, что то-
ком бьёт, применяли магнето от
трактора или автомашины. Там
ток очень слабый, вреда не при-
несёт, но удар будет достаточный,
чтобы вызвать очень неприятное
ощущение у малыша, взявшегося
за оголённые провода магнето.
4. При встрече с большой опас­
ностью, где применение «малых
доз» невозможно (поезд, автома-
шина и пр.), мы не пускались в рас-
суждения и объяснения, а в пер-
вый же раз переживали испуг,
проявляли опасение и осторож-
ность, чтобы ребёнок видел ОБРА-
ЗЕЦ ПОВЕДЕНИЯ в данной ситуа-
ции. Например, выходя впервые
с малышом на улицу, бросались в
сторону от автомашины подальше,
чтобы он опасался уличного тран-
спорта, внимательно смотрели на-
право и налево, остановившись
перед проезжей частью улицы.
5. При переходе через улицу во
время дальних прогулок и путеше-
ствий мы «перекладывали» ОТВЕТ-
СТВЕННОСТЬ за безопасность всех
со взрослого НА РЕБЁНКА: хвали-
ли тех из ребятишек, кто первый
заметил приближение автобуса, а
трёх-четырёхлетнему уже давали
поручения: «Переведи маму через
улицу, а то она плохо видит, — как
бы не попала под машину». Когда
шли на речку купаться целой ком-
панией, кого-то из малышей бра-
ли «в проводники» и подчинялись
его команде, когда можно пере-
ходить улицу, а когда нельзя. На-
ша 17-летняя дочь до сих пор пом-
нит, что когда она (четырёхлетняя)
«вела» папу на молочную кухню, то
папа сворачивал «не туда, куда на-
до» (папа делал это, чтобы прове-
рить, знает ли она дорогу и следит
ли, куда надо идти).
6. При знакомстве с опасными
инструментами рядом всегда на-
ходился РАБОТАЮЩИЙ этим ин-
струментом старший или взрос­
лый, чтобы ребёнок видел, КАК
инструментом работают. Спраши-
вали, например: «Почему папа, ра-
ботая на циркулярной пиле, сна-
чала подаёт доску руками, а под
конец толкает её планкой?» (что-
бы рука не попала под пилу).
7. Мы не запрещали опа-
сных игр, а учили соблюдать ме-
ры пред­осторожности. Например,
если дети делали лук со стрелами,
рогатки и т.п. «оружие», то отец по-
могал им построить «тир», устано-
вить цели, например, из консер-
вных банок, обязательно учил де-
тей элементам той техники без-
опасности, которую соблюдают
солдаты во время стрельб.
Одного знания опасностей и
вызываемого этим повышения
осторожности недостаточно. Не-
обходимы ещё сила, ловкость и
ум, т.е. умение выходить из слож-
ных ситуаций. Этим занимался в
основном отец с первых дней жиз-
ни ребёнка.
Сначала просовывал в сжатые
кулачки ребёнка по пальцу и про-
бовал посадить его, поставить на
ножки, а потом и приподнимать
на несколько секунд.
С трёхмесячного возраста в
коляске или кроватке укреплял
палочку, за которую малыш мог
браться и, подтягиваясь на ней,
садиться и вставать на ножки. К
этому времени у него были на-
столько крепкие ручонки, что,
если малышу случалось выва-
литься из коляски, он всегда успе-
вал за что-нибудь уцепиться и
держаться до тех пор, пока взро-
слые прибегали на плач.
А когда малыш начинал пол-
зать по полу, мы ставили раскла-
душку или каркас от неё, протя-
гивали через комнату канат, под-
вешивали гимнастические кольца
и турник на высоте 80 см от пола,
чтобы ползунок мог находить опо-
ру и становиться на ножки, а шлёп-
нувшись, — снова подниматься.
Обучаясь ходить, малыш вначале,
конечно, частенько падал: если на-
зад — то садясь на пол, если впе-
рёд — выставив перед собой руч-
ки. Так он научался падать раньше,
чем ходить, и доводил это умение
до совершенства, что часто потом
его выручало в трудных ситуациях.
Одновременно мы стимулировали
развитие ловкости и силы тем, что
целую комнату в доме превратили
в спортивную: два турника, коль-
ца, канат, шест, «лианы», резинки
для прыжков (эспандеры), мешки
с песком (от 1 до 18 кг), имеющие
две рукоятки, и т. п.
Спортивные снаряды состави-
ли сферу обитания ребятишек и
резко подняли двигательную ак-
тивность детей, увеличили сило-
вые нагрузки и сделали их в два-
три раза сильнее сверстников. Ви-
димо, во столько же раз увеличи-
лась и прочность костей, связок,
мышц.
Семилетняя Люба раскачивает-
ся от одной стены комнаты до дру-
гой, держась за кольцо ОДНОЙ ру-
кой. Ваня уже в 8 лет мог нести на
спине отца, вес которого в три ра-
за превышал собственный вес сы-
на. Дети мягко спрыгивают на пол
с высоты 1,5–2 своих ростов, вле-
зают на гладкий металлический
шест высотой почти 6 м за 6–7 сек.
(Ваня). Играя на спортснарядах,
придумали массу упражнений, ко-
торые не могут сделать взрослые
(«вертолёт», вис на носках и др.).
Дети в таких условиях умеют
точно оценить пределы своих воз-
можностей (двухлетняя Оля спры-
гивает на пол с высокого стульчи-
ка, но не прыгает со стола, хотя он
только на 12 см выше стульчика и
с него прыгают старшие братья),
а разнообразнейшие ситуации,
возникающие на спортивных сна-
рядах, позволяют им интуитивно
легко выходить из трудностей. Вот
несколько эпизодов из жизни на-
ших детей.
Папа устроил под потолком
«гнёздышко», куда ребята посте-
лили старое одеяльце и очень по-
любили его как место для уедине-
ния, для чтения книжки, подобное
тому «дому», какой они иногда де-
лают под столом. Однажды пяти-
летний Алёша со стопкой книг в
руках поднимался туда по наклон-
ной спортивной лесенке. Руки у
него были заняты книгами, и он
поэтому влезал медленно, ставя
босую ногу на круглую переклади-
ну и опираясь коленом на следую-
щую. И вот, когда оставалось сде-
лать последний шаг к «гнёздыш-
ку», Алёша вдруг качнулся назад.
Картина была жуткая, ведь руки
заняты и за лесенку схватиться
нельзя. Но Алёша нашёл блестя-
щий выход. Он мгновенно развёл
руки в стороны и, повернувшись
почти на 180°, спрыгнул с лесенки
на пол. Папа бросился к Алёше, а
тот, увидя испуганного отца, стал
его успокаивать: «Я сейчас всё со-
беру!» и принялся подбирать рас-
сыпанные книги. Папу испуга-
ло то, что Алёша упадёт с лесен-
ки вниз спиной, а Алёшу — что он
уронил на пол книги: к этому воз-
расту спрыгивать с высоты полу-
тора-двух своих ростов для него
было обычным и привычным де-