Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (182), сентябрь 2019 г.
20 • оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
1
сентября школьники всей
страны встали пораньше,
собрали портфели и отпра-
вились за новыми знания-
ми в школу. а в это время
те, кто выбрал домашнее или се-
мейное образование, досмотрели
сладкий сон, не спеша позавтрака-
ли и занялись тем, что интересно.
Мечта, а не образование! но так
ли всё просто на самом деле? Всю
правду о том, как живут семьи, ко-
торые перевели детей на домаш-
нее обучение, рассказывает в сво-
ей книге «жизнь без школы» Лей-
ла Сазонтова. Лейла и её сын осоз-
нанно выбрали семейное образо-
вание и теперь готовы поделиться
своим опытом с другими.
— Лейла, семейное обучение
действительно становится всё
более популярным в нашей стра-
не. Как вы думаете, это осознан-
ный выбор или бегство от чего-
то, например, несовершенства
системы образования, невнима-
тельности учителей, жестоко-
сти сверстников?
—Мне сложно говорить от ли-
ца других людей, скажу только за
себя. бегут от того, что страшно.
Меня же нынешняя система обра-
зования не пугает. Я не вижу смы-
сла учиться ради оценки, трени-
ровать только оперативную па-
мять (делая это не на том, что ре-
бёнку интересно), «натаскивать»
детей на сдачу очень своеобраз-
ных выпускных экзаменов. Я не
сторонник инклюзивного образо-
вания, когда вместе со здоровыми
детьми учатся психически боль-
ные, а учителя не знают, как себя
с этим вести.
Мне претит эта жёсткая и без-
пощадная школьная социализа-
ция. Поэтому я от неё не бегу, но
вижу много несостыковок, без-
смыслицы, нелепостей в россий-
ской школе. Вступать в конфликт
со всем этим не вижу никакого
смысла, дабы не тратить свои си-
лы и своё время. и я сознательно
ухожу от этой системы.
— Давайте составим чек-
лист вопросов, на которые чест-
но должны себе ответить роди-
тели и ребёнок, чтобы понять,
подходит им семейное обучение
или нет.
— Если честно, чек-лист в этом
деле не особо нужен: вполне до-
статочно силы намерения внутри
семьи. и ребёнок может не зани-
маться спортом, не быть гиперак-
тивным или вундеркиндом. Есть
желание жить в своём темпе, со
своими ценностями и не ограничи-
вать себя школой—значит, семей-
ное образование ждёт вас, и поя-
вятся все возможности для того,
чтобы воплотить его в жизнь. Дру-
гое дело, что за годы в семейном
образовании я условно выделила
группы людей, которые переводят
своих детей на такую форму обуче-
ния. Дети путешественников и тех,
кто часто меняет место жительст-
ва, спортсмены, глубоко увлечён-
ные дети, те, кто опережает ровес-
ников в развитии или, наоборот,
чуть задерживается. Если роди-
тель понимает, что их ребёнок по-
падает под одну из этих категорий,
вероятно, есть смысл задуматься о
семейном образовании.
но и я не устану это повторять:
семейное образование — это ин-
дивидуальный путь, который ни-
когда не будет массовым, но всег-
Правда о домашнем обучении
от автора книги «Жизнь без школы»
да при этом должен быть макси-
мально осознанным.
— В чём для вас главные плю-
сы домашнего образования, кро-
ме того, что можно не вставать
в 7 утра и строить собственный
распорядок дня?
— Всё, что вы перечислили
после слова «кроме», для меня и
есть главные плюсы семейного
образования. Важно отметить, что
мы говорим именно «семейное»,
поскольку «домашнее» — это со-
вершенно иная форма, предпола-
гающая, что ребёнок числится в
контингенте школы, а к нему до-
мой приходят учителя, и для такой
формы необходима медицинская
рекомендация. Вставать тогда,
когда выспался, заниматься тем,
что интересно, жить в своём тем-
пе — это и есть свобода. Для ме-
ня она — главный плюс семейно-
го образования.
— В своей книге вы подробно
разбираете главные страхи роди-
телей перед семейным образова-
нием: проблемы с социализацией,
сложности с аттестацией и сда-
чей ЕГЭ, сомнения родителей в их
педагогической
компетентно-
сти… Но обходите стороной фи-
нансовую составляющую вопроса:
сможет ли родитель совмещать
постоянную работу и занятия с
ребёнком? Покроет ли семейный
бюджет траты на репетиторов
и преподавателей?
— В вопросе уже содержит-
ся глубокий стереотип. нет, чтобы
перейти на семейное образова-
ние, родитель фактически не дол-
жен полностью посвящать себя
обучению ребёнка. Я не бросала
свои дела — занимаюсь образо-
ванием сына, работаю на полную
ставку в крупнейшем российском
издательском холдинге и препо-
даю йогу.
Семейное образование —
совсем не про то, чтобы родите-
лю стать учителем. Скорее про то,
чтобы научить ребёнка учиться,
обращаться с информацией, ко-
торая позволит ему получать зна-
ния самостоятельно. Что касает-
ся репетиторов, то они есть дале-
ко не у всех, кто находится на се-
мейном образовании, и дело тут
вовсе не в финансовой составля-
ющей: просто кому-то они нужны,
а кто-то отлично справляется и
без них. У моего сына до седьмого
класса были платными только за-
нятия по английскому языку при
университете. Сейчас у него поя-
вился репетитор по алгебре. По-
этому говорить о том, что для се-
мейного образования нужны ка-
кие-то особые финансы, не слиш-
ком корректно. более того, смею
утверждать, что семейное обра-
зование экономит семейный бюд-
жет: не нужно покупать школьную
форму, тетради на печатной осно-
ве, сдавать деньги в фонд класса,
на обеды, на подарок учителю, на
ремонт школы, на охрану…
Да, у нас есть траты на обра-
зование, но они совершенно дру-
гого толка; они прицельные и вы-
бранные нами, а не навязанные
школой.
и ещё важный момент. Я
убеждена, что по своей приро-
де все люди самостоятельные
и целеустремлённые, это не
исключение, это правило. и
вот если этих качеств нет у ре-
бёнка, это серьёзный «звоно-
чек» родителю: значит, нуж-
но над этим работать.
— В своей книге вы пи-
шете: «Я как никогда по-
чувствовала, что вся от-
ветственность за обуче-
ние ребёнка лежит на мне
и только на мне». Как родителям
не сломаться и вынести этот
груз ответственности? Что по-
могает вам?
— Вопрос в том, как относить-
ся к ответственности. Можно счи-
тать её грузом и взваливать на
свои плечи. а можно нести эту от-
ветственность с радостью. Я выби-
раю второй вариант. Моя ответст-
венность значит, что никто не за-
глядывает через плечо моему сы-
ну, когда он занят своими делами,
никто не торопит его или не про-
сит подождать весь класс, никто
не говорит, что сейчас нужно сроч-
но научиться делать кормушку, из-
учать основы православной куль-
туры или рисовать закат. Такая от-
ветственность даёт возможность
всё это сделать в подходящее вре-
мя, в спокойной обстановке и вы-
брать ту подачу, которая подхо-
дит не «среднестатистическому», а
конкретно моему ребёнку.
Курс математики за третий
класс мы, например, изучали, лю-
буясь морем, «алые паруса» и
«Маленького принца» читали в
Приэльбрусье, а аттестации за 5-й
класс сдавали во время отпуска в
азербайджане.
— В нашей школе постоянно
что-то меняют… Дети, находя-
щиеся на семейном образовании,
следят за этими изменениями? А
то вдруг ребёнок придёт сдавать
какой-то экзамен и увидит совсем
незнакомые задания.
— никак не отслеживаем. за-
ранее договариваемся с учителя-
ми, какие темы и по каким учебни-
кам нужно пройти к аттестации, в
каком формате будет экзамен…и
аттестация—это такая обязатель-
ная мера, которая никак на самом
деле не отображает наш процесс
обучения или наши знания. Так
же, как и ВПр или оГЭ, —дети сда-
ют их, потому что надо, а не пото-
му, что без этого родители не по-
нимают, что знают, а чего не зна-
ют их чада. У нас примерно так же,
то есть это наша маленькая «жер-
тва», плата за свободу.
а вот школа, к сожалению, ме-
няется как раз-таки очень медлен-
но. настолько медленно, что се-
годня мы видим её совершенно не
успевающей за реалиями нашей
жизни. Школа архаична и готовит
детей к миру, которого уже нет.
— Что должно всерьёз изме-
ниться в нашей школе, чтобы вы
с ребёнком захотели туда вер-
нуться?
— Я не ставлю вопрос таким
образом. В массовой школе мо-
жет ничего не измениться (а ско-
рее всего, так и будет), но если сын
скажет, что дальнейшее обучение
он хочет продолжить там, то так
и будет. Это его свобода и его вы-
бор. а пока он отвечает на вопрос
«Хочешь вернуться в школу?» от-
рицательно, наше семейное обра-
зование продолжается.
беседу вела наталья лЕбЕдЕВа
https://godliteratury.ru
Мы в ответе за детей и их судьбу
-
-
.
- ,
.
,
,
 -
,
. 
,  
, 
-

,

.
 
 

?

, ,

. ­ , 
,


-
€ « ‚»,
. ƒ
-
, 

.
„ ,
€ , 
† . ‡
,
.
,
-
 .
,

• любить всё живое, сотворённое
ˆ ;
• понимать и чувствовать живые
;
• понимать себя, регулировать свои
€ ;
• ставить цели и их достигать, вы-
.
‰

-
,

-
€ ,

,
 -
.

,
?
 «ˆ
-
» Š ˆ 
(« ‚» ‹ 7, 2019 .),
,
, 
,
 -
,  

-
,
… ­
,
Š
-
,
 .
Π,
-
( Ž ,
)
. „ 
-
:  
 ,
-
,     
-
-
,
.
,
 ,
 ,   Š .
—  . ‡ 
-
 
,
€ —


. „
,

, ,
 ,
-
.
Œ
1- 
,

 ,
† .
„
 …
ˆ ,
,
,
.
,

 ,  -
.
‘ 

!
 
!

,
,

.

:
425554,
,
, .
,
.
,
. 7.
.