28 •
«Родовая Земля»
№ 1 (186), январь 2020 г.
ПАМЯТЬ
4
декабря 2019 года испол-
нилось 10 лет, как покинул
этот мир талантливый ак-
тёр и замечательный че-
ловек — Вячеслав Васи-
льевич Тихонов (8.02.1928 —
5.12.2009). Все роли, которые ему
довелось сыграть, отличались
глубоким внутренним содержа-
нием, требующим от актёра не-
заурядных качеств. Душевность и
искренность, умение остро про-
чувствовать внутренние пережи-
вания своего героя сочетались с
его порядочностью и благород-
ством, являя зрителю тот пример
интеллигентности, который вои-
стину можно считать эталоном. О
жизни и творческой карьере Вя-
чеслава Васильевича Тихонова
можно говорить очень много, об
этом снято несколько докумен-
тальных фильмов, и при желании
их легко найти в интернете. Но в
биографии актёра есть некото-
рые моменты, которые заметно
отличают его от остальных, имен-
но о них хотел бы упомянуть.
Родился Вячеслав Василье-
вич в подмосковном городке Пав-
ловский Посад 8 февраля 1928 го-
да. Когда началась война, 13-лет-
ним подростком Вячеслав пошёл
в ремесленное училище, трудил-
ся токарем на заводе, вытачивал
детали артиллерийских снарядов.
В ходе своей работы порой не об-
ращал внимания на резь в глазах,
пока это не привело к потере зре-
ния. В кабинете глазного врача
очень удивлялись выносливости
и самозабвенному труду парня,
долго удаляя мельчайшую метал-
лическую стружку из роговицы
глаз. Возвращаясь с матерью из
клиники после очередной проце-
дуры, юноша с повязкой на глазах
на всю жизнь запомнил бомбёжку
города в тот день. Крупный сна-
ряд авиабомбы разорвался ря-
дом с ними, буквально в несколь-
ких десятках метров, засыпав всё
вокруг землёй, но, по счастливой
случайности, ни один осколок не
причинил им вреда.
На выбор будущей профес-
сии Вячеслава повлиял брат ма-
тери, работавший актёром в од-
ном из театров. К тому же на ре-
бятишек того послевоенного вре-
мени большое впечатление про-
изводили кинофильмы, идущие
на большом экране кинотеатра,
который находился совсем неда-
леко от их дома, куда все ребята
часто наведывались. Поступив в
1945 году во ВГИК на курс профес-
сора Бориса Бибикова, Вячеслав
Васильевич очень часто вспоми-
нал то время, как ему приходи-
лось возвращаться домой из Мо-
сквы в Павловский Посад, стоя на
подножке поезда, не имея воз-
можности купить билет.
Учась на последних курсах ин-
ститута, некоторым из молодых
актёров посчастливилось отме-
тить свой актёрский дебют при
экранизации Сергеем Герасимо-
вым романа Александра Фадее-
ва «Молодая гвардия», где Вяче-
славу Тихонову предложили роль
Володи Осьмухина. Выход кино-
картины на широкий экран при-
нёс известность, но в отличие от
остальных сокурсников, которых
заметили и стали приглашать на
главные роли, Вячеславу Тихоно-
ву пришлось испытать долгие го-
ды игры на второстепенных ро-
лях. И лишь почти через 10 лет,
в 1957 году, выходит на экраны
фильм Станислава Ростоцкого
«Дело было в Пенькове», где ак-
тёр получает главную роль. Боль-
шого труда стоило режиссёру ут-
вердить у руководства Вячеслава
Тихонова на роль простого дере-
венского парня, тракториста Мат-
вея Морозова.
Самый близкий друг, Стани-
слав Ростоцкий ещё не раз ока-
жет поддержку актёру в самых
тяжёлых жизненных обстоятель-
ствах. А тогда, в далёком 1957 го-
ду, с успехом в фильме к Вячесла-
ву Тихонову приходит и востре-
бованность, его начинают при-
глашать на различные разнопла-
новые роли. В одной из кинокар-
тин ему приходится сыграть отри-
цательную роль царского офице-
ра, князя Сергея Александрови-
ча Нащёкина, в киноэпопее «Две
жизни». В ходе всей картины идёт
противопоставление двух глав-
ных героев, олицетворяющих со-
бой две различные идеологии,
две личностные формации: одна
— в соответствии с понятием о
чести, достоинстве и преданности
идеалам уходящей эпохи, другая
—относящаяся ко всему прошло-
му с безпринципностью и прене-
брежением, с безпощадностью к
классовому врагу.
С течением времени сюжет
фильма становится ещё более ак-
туальным, так как помогает по-
нять характер той эпохи, прочув-
ствовать трагическую судьбу Рос-
сии на пороге великих потрясе-
ний. Сыгранная Вячеславом Ти-
хоновым роль белогвардейского
офицера в фильме «Две жизни»
настолько ярка и проникновенна,
что заставляет зрителя сочувст-
вовать его судьбе. Во время про
смотра картины в душе зреет воз-
мущение той безпринципностью
и подчас подлостью в поступках
главного героя, которого сыграл
Николай Рыбников. И одновре-
менно испытываешь сочувствие
в отношении того, с какой жесто-
костью обходится время со всем,
что когда-то составляло цвет рус-
ского дворянства и интеллиген-
ции. После выхода на экран этого
фильма Вячеслава Тихонова при-
гласили на серьёзный разговор к
руководству, где настоятельно ре-
комендовали не пытаться играть
отрицательные роли, так как у не-
го это плохо получается.
Нет такого актёра, который не
мечтал бы получить роль в экра-
низации классических литера-
турных произведений. Когда Сер-
гей Бондарчук начал свою ра-
боту над эпопеей Льва Толсто-
го «Война и мир», Вячеслав Тихо-
нов очень просил режиссёра пре-
доставить ему возможность сыг-
рать роль Андрея Болконского.
Но Бондарчук не видел Тихоно-
ва в этой роли. Помог букваль-
но счастливый случай: руковод-
ство, решая вопрос финансиро-
вания, порекомендовало режис-
сёру прислушаться к просьбе та-
лантливого актёра. Последова-
ли шесть лет изнурительных съё-
мок в обстановке, когда режиссёр
не скрывал своего раздражения в
отношении навязанных ему усло-
вий, до последнего дня не видя в
Тихонове одного из главных пер-
сонажей повести. Обстоятельства
съёмок фильма потребовали от
актёра полной самоотдачи, кро-
ме того, Вячеслав Васильевич от-
носился к своей роли очень кри-
тично, не чувствуя поддержки со
стороны режиссёра.
По окончании съёмок карти-
ны «Война и мир» в жизни актёра
наступил серьёзный творческий
кризис, одно время он даже хо-
тел бросить карьеру в кино. Сно-
ва на помощь приходит его луч-
ший друг и наставник Станислав
Ростоцкий, который уговаривает
актёра вернуться, предлагая сыг-
рать в своей новой картине «До-
живём до понедельника» в роли
учителя истории Ильи Семёно-
вича Мельникова. Фильм вышел
на экраны в 1968 году. Эта актёр-
ская работа уникальна, поскольку
поднимает глубокие нравствен-
ные вопросы: какими качествами
должен обладать учитель, чтобы
быть допущенным до образо-ва-
яния человеческих душ.
На протяжении следующих
трёх лет, с 1969 по 1972 год, Вя-
чеслав Тихонов задействован на
съёмках 12-серийного телеви-
зионного фильма «Семнадцать
мгновений весны» режиссёра Та-
тьяны Лиозновой. Легендарная
роль русского разведчика, пол-
ковника Исаева (Штирлица) ста-
ла на долгие годы визитной кар-
точкой актёра. Хотя сам Вячеслав
Васильевич отнёсся к ней с неко-
торым пренебрежением, так как
практически на протяжении всех
съёмок приходилось носить не-
мецкую форму, а в памяти перед
глазами ещё так ярко стояли те
страшные голодные годы войны с
фашистской Германией. Успех был
триумфальным, съёмочная груп-
па во главе с Лиозновой и Тихоно-
вым объезжает с показом фильма
в 1973 году многие страны мира.
Практически сразу актёру
предлагают роль майора Млын-
ского в фильме «Фронт без флан-
гов». Это будет первой частью
трилогии, позднее выйдут «Фронт
за линией фронта» и «Фронт в ты-
лу врага». Но фильм уже не поль-
зуется таким же успехом, как пре-
дыдущая картина с его участи-
ем. В жизни Вячеслава Тихонова
на несколько лет наступает зати-
шье. И вновь близкий друг, Стани-
слав Ростоцкий, помогает Тихоно-
Памяти замечательного
человека и великого актёра
ву преодолеть тяжёлый период в
его творческом пути. Режиссёр и
актёр работают над фильмом «Бе-
лый Бим Чёрное ухо», вышедшим
на экраны в 1977 году и сразу по-
лучившим высокую оценку на
международных кинофестивалях.
Почти через 10 лет после появ-
ления на экранах фильма с леген-
дарным разведчиком, в 1984 году,
снимается новая картина по сце-
нарию Юлиана Семёнова «ТАСС
уполномочен заявить». Фильм
удостаивается высокой награды
КГБ СССР и государственных пре-
мий. Практически одновремен-
но с ним выходит, на мой взгляд,
одна из интереснейших картин с
участием Вячеслава Васильеви-
ча «Европейская история», в ко-
торой он играет роль известного
европейского политического обо-
зревателя Петера Лоссера. Сюжет
этой кинокартины не утратил ак-
туальности и по сей день.
Конец 1980-х ознаменовал
развал Советского Союза, начало
перестройки явилось чёрной по-
лосой в творческой судьбе мно-
гих талантливых актёров. Тяжело
это время переносил и Вячеслав
Васильевич Тихонов: всё, чем жи-
ли и ради чего трудились, во что
верили миллионы людей, в од-
ночасье стало подвергаться опо-
рочивающей критике, очерне-
нию и осмеянию. При активном
участии различных иностранных
фондов страну предали на пору-
гание и разграбление. Обществу
стали активно навязываться низ-
менные ценности — разврат, на-
силие, культ вседозволенности,
жажда наживы и предательство
интересов своей страны открыто
пропагандировались с телевизи-
онных экранов.
Замена духовных ценностей в
обществе на низменные интере-
сы вызвала у Вячеслава Тихонова
глубокий душевный дискомфорт.
Подверженные новым веяниям
продюсеры и режиссёры пред-
лагали заслуженному артисту во-
площать на экране образы разну-
зданных депутатов, проворовав-
шихся шулеров и спившихся гене-
ралов. От этих предложений Вя-
чеслав Васильевич категорически
отказывался, предпочитая оста-
ваться в памяти миллионов сооте-
чественников в светлых образах,
увековечивающих подвиг верных
сынов своего Отечества.
С огромной болью в душе он
вынужден был отказаться и от
предложения возглавить актёр-
скую мастерскую во ВГИКе. Свой
отказ он аргументировал тем, что
не видит достойного будущего
для молодых актёров, за которых
он впоследствии будет очень пе-
реживать. Кинематограф начала
1990-х действительно представ-
лял ужасающее зрелище: много-
численные третьесортные кар-
тины восхваляли западные цен-
ности, пропагандировали самые
низменные человеческие качест-
ва, высмеивали всё самое святое
в душе, памяти и сознании людей
советской эпохи. Не многие тогда
остались верны своим идеалам,
свято сберегая и храня память
о великом народе, его беззавет-
ном подвиге, о роли в судьбе все-
го Мира. Одним из таких людей
был и навсегда остаётся в нашей
памяти талантливый актёр, чело-
век, чей жизненный путь стал для
миллионов людей легендой, —
Вячеслав Васильевич Тихонов!
Дмитрий ОРЛОВ (Митрадор)
Содружество Родовых поместий
Владимирской области,
Судогодского района
http://митрадор.рф