• 21
«Родовая Земля»
№ 2 (187), февраль 2020 г.
слагаемые долголетия
В
сё больше школ в разных
странах отказываются не
только от чистописания,
но и от необходимости
писать рукой вообще. В
Германии, Финляндии и США в 1-м
классе детей учат выводить буквы
только на факультативах или не
учат вообще.
Американские федеральные
общеобразовательные нормати-
вы 2010 года рекомендуют учить
письму только в детском саду и
первом классе, куда детей отдают
в пять лет. В половине штатов так
и поступили. То есть с шести лет
многие американские дети рукой
уже не пишут, а алфавит учат на
компьютере c планшетами.
Осенью 2016 года в Финлян-
дии пошли в школу первые де-
ти, которых не заставляют писать
рукой. В Швеции тоже начали от-
казываться от письма и снабжать
детей устройствами, которые пе-
чатный текст преобразовывают
в письменный. Шведские учёные
считают, что детская моторика не
приспособлена для письма, поэто-
му первоклассникам лучше нажи-
мать на клавиши: ребёнок наби-
рает текст на компьютере и видит,
как он смотрится прописью.
В Великобритании от пропи-
сей не отказались, но первоклас-
сников сразу учат письменному и
печатному письму. Как только ре-
бёнок научится кое-как пропи-
сям, он сдаёт по ним зачёт и по-
чти всегда переходит на запись
печатными буквами — вся Вели-
кобритания пишет именно ими.
Некоторые британцы могут даже
не понять текст, записанный ру-
кой российского эмигранта, учив-
шего английские прописи в совет-
ской школе.
История чистописания
в России
В России об отказе от чисто-
писания говорят давно. В на-
шей стране за последние 100 лет
письмо упрощалось несколько
раз. Сразу после революции, ког-
да большевики вместе с алфави-
том меняли прописи, люди стали
писать менее вычурно и быстрее
обучаться грамотно. Но вплоть до
1950-х годов письменный стан-
дарт всё равно предусматривал
декоративные элементы в буквах.
Само письмо разрабатывалось
под перьевую ручку, а консульти-
ровали его нейрофизиологи. При
Сталине целые научные институты
выверяли каждую букву так, что-
бы при письме у человека мышеч-
ное напряжение чередовалось с
расслаблением. Все эти завитуш-
ки у строчной «д», заглавной «Г»,
чёрточки над «Т» сохраняли, что-
бы письмо не было безотрывным.
Предполагалось, что при всех ли-
ниях, ведущих вниз, делается на-
жим, а при прорисовывании ли-
ний вверх давление ослабляется и
рука отдыхает. Писали так медлен-
нее, но уставали меньше. После
смерти Сталина письменный стан-
дарт упростили, заменили на без-
отрывное письмо. После перехода
на безотрывное письмо скорость
письма выросла, но человек стал
быстрее уставать и терять концен-
трацию, потому что рука всё вре-
мя была в напряжении.
В 1990–2000-е пошла третья
волна упрощения прописей: уро-
ки чистописания сократили. И
если ещё в 1950-е годы этот пред-
мет преподавали в начальной
школе, то теперь в лучшем слу-
чае школы оставляют его на год,
а где-то ограничиваются и двумя
четвертями. А если в 1-м классе
большинство детей умеет писать,
учитель совсем сокращает часы
по чистописанию, прежде всего
потому, что переучивать ребёнка
письму сложно. В школе больше
нет жёстких требований к почер-
ку: детям не обязательно писать в
тетрадках красиво, поэтому мно-
гие пишут вообще печатными бук-
вами или смешанными письмен-
но-печатными. А кто-то не пишет
вовсе: в школах всё больше детей,
которые на занятиях по биологии,
географии, литературе записыва-
ют слова учителя на планшет.
Письмо от руки
превратится
в редкое искусство
На освоение письма в школах
тратят немного времени, всего
полгода. Дальше ребёнок занима-
ется орфографией, пунктуацией,
грамматикой… Какие такие кон-
курентные навыки и знания дети
могут успеть получить за две чет-
верти?
Допустим, шведские учёные
правы, и через 50–70 лет чело-
вечество вообще перестанет ис-
пользовать письмо для коммуни-
кации. И те, что сегодня кое-как
умеют записать на бумажке адрес,
через 50 лет будут считаться ху-
дожниками-каллиграфами, вла-
деющими совершенно безполез-
ным, но завораживающим искус-
ством письма.
Последствия
отказа от письма
1. Мы начнём хуже читать.
А
ещё пострадают моторика и коор-
динация. При ручном письме за-
действованы участки мозга, от-
вечающие за интерпретацию сен-
сорных ощущений и формирова-
ние речи. А у тех, кто рукой не пи-
шет, эти участки включаются гора-
здо реже. У нас в голове есть так
называемый центр Брока — уча-
сток, отвечающий за складывание
букв в слова и их распознавание,
то есть за умение читать и писать.
При ручном письме этот центр ак-
тивизирует свою работу. Из этого
учёные норвежского университе-
та Ставангера сделали вывод, что
люди, которые быстро пишут, луч-
ше читают. И наоборот: люди, мед-
ленно читающие и тяжело пони-
мающие текст, плохо пишут.
Те, кто учился в традиционной
школе и успел пожить в традици-
онном обществе, где у каждого че-
ловека в сумке была ручка с блок-
нотом, знают, что есть люди, кото-
рые пишут быстро и у них летя-
щий лёгкий почерк. А есть такие,
кому записи даются медленно,
кто выводит каждую букву, часто
останавливается и подчёркива-
ет написанное. Это означает, что у
одних речевой центр и центр Бро-
ка развиты хорошо, а у других —
плохо.
2. У детей, которые мало пи
шут, плохо развит глазомер.
И
наоборот, те, у кого проблемы с
глазомером, плохо пишут. В Ки-
тае и Японии, например, в лучни-
ки старались брать каллиграфов.
3. Люди станут хуже распо
знавать письменный текст.
Тот,
кто сам не пишет от руки, не по-
нимает, что написано. Конечно, в
мире, где ручкой никто не поль-
зуется, неумение читать пись-
мо не страшно. Но опасно то, что
мы откажемся от этой умствен-
ной деятельности. Процессы чте-
ния письменного и печатных тек-
стов изучены досконально. Лю-
дей с книжками и блокнотами са-
жали в аппараты МРТ, проводили
во время чтения УЗИ, допплеров-
ское сканирование сосудов мозга,
делали электроэнцефалограмму.
При чтении письменного текста у
нас задействовано гораздо боль-
ше участков мозга, чем при вос-
приятии печатного.
4. Станут меньше учить ор
фографию, пунктуацию и грам
матику,
ведь во всех гаджетах и
браузерах есть функция автоис-
правления. Поэтому человек, ко-
торый не будет уметь писать от ру-
ки, скорее всего, не сможет писать
грамотно. Многие решат, что гра-
мотность в XXI веке ни к чему. Но
спорить с необходимостью учить
спряжения так же странно, как
оспаривать преимущества разно-
стороннего образования: зачем
нам в университетах преподавали
литературу и астрономию? Да за-
тем, что сам процесс обучения ме-
няет людей и влияет на развитие
интеллекта. Единственное, что мо-
жет сделать человека хоть немно-
го умнее, — это обучение.
5. Без письма мы будем ху
же формулировать свои мыс
ли.
Ведь при записи речи чело-
век ещё до касания ручкой бума-
ги складывает в уме предложение.
На самом деле письмо от руки тре-
бует высшей формы абстрактного
мышления. Для того, чтобы наби-
рать текст на компьютере, этого
не нужно, ведь фразу, падеж, союз
в любой момент можно поменять.
Всё очень просто: кто часто пишет
рукой и записывает лекции, часто
обращается к абстрактному мыш-
лению, а его тоже нужно держать
в тонусе.
6. У нас будет плохое во
ображение.
Люди, которые запи-
сывают текст от руки, лучше пред-
ставляют себе в уме, о чем идёт
речь. Если это лекция о поэтах Се-
ребряного века, студенты, пишу-
щие на бумаге, подробнее пред-
ставляют членов «Бубного вале-
та» и персонажей поэм Есенина,
чем те, кто печатает на компьюте-
ре. Это выяснили, заставив людей
записывать лекции в томографе.
7. Дети в принципе станут
хуже учиться и запоминать.
Есть много исследований, кото-
рые говорят от том, что матери-
ал, записанный от руки, а не на
компьютере, лучше запоминает-
ся, так как люди формулируют ос-
новные мысли ещё в процессе за-
писи. Это подтвердили экспери-
менты американских психологов
Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгей-
мера. Учёные выяснили, что сту-
денты, записывающие конспек-
ты на компьютере, делают это бо-
лее подробно, зато те, кто пишет
от руки, лучше запоминают мате-
риал. При рукописной записи лю-
ди в уме очень быстро перефрази-
руют высказывание и формулиру-
ют мысль так, чтобы легче её запи-
сать и запомнить.
Чтобы это понять, не обяза-
тельно читать научные журна-
лы. Тем, кто старше 25-ти, доста-
точно вспомнить себя и свои кон-
спекты лекций: мы, не упуская из
внимания ни слова преподавате-
ля, структурировали полученную
информацию, чертили в тетрадях
таблицы, группировали данные и
просто записывали лаконично. На
компьютере или планшете можно
делать почти всё то же самое, но
у человека пропадает необходи-
мость чётко продумывать мысль и
структуру текста, потому что он в
любой момент может что-то допи-
сать. Нам для усвоения материала
достаточно было хорошо записать
лекцию и перечитывать не нужно.
Сегодняшним студентам и школь-
никам при подготовке к экзаме-
нам приходится перечитывать за-
писи несколько раз.
Принято считать, что челове-
чество в его прогрессе неизменно
идёт по пути улучшения и что каж-
дый новый приобретённый навык
или утраченный старый в конце
концов приводит к хорошему. Но
с отказом от письма это правило
может не сработать, потому что
сэкономленных на чистописании
в первых классах часов вряд ли
хватит, чтобы приобрести серьёз-
ное умение или важные знания. А
вот для того, чтобы потерять по-
лезную для общего развития пра-
ктику, как письмо от руки, их ока-
жется достаточно.
Анастасия Миронова
www.adme.ru
Что мы теряем,
когда перестаём писать от руки