«Родовая Земля»
№ 9 (194), сентябрь 2020 г.
22 • осознанное образование...
Окончание. Начало на стр. 1.
П
остоянно увеличивающийся
объём информации, которая
составляет
«первоначаль-
ный архив» («сначала вы
учи всё»), приводит к увели-
чению образовательной нагрузки.
Это выражается и в сроках обуче-
ния, и в интенсивности подачи ин-
формации, и в количестве предме-
тов. Кроме того, сама такая поста-
новка вопроса приводит к пассив-
ной позиции ученика, что не мо-
жет не сказываться на его здоро-
вье, как физическом, так и психи-
ческом. Эпизодические уроки физ-
культуры не решают проблем с фи-
зическим здоровьем (иначе не бы-
ло бы специфических «школьных»
заболеваний), а новые техноло-
гии, применяемые в старой пара-
дигме (и в первую очередь учите-
лями, психика которых есть самый
надёжный оплот старой парадиг-
мы), не решают проблем здоровья
психического — ученик по-преж-
нему вынужден защищаться от си-
стемы, которая пичкает его инфор-
мацией, никак не соотносящейся
с реальной жизнью, в которой тот
объективно существует.
В результате ограниченные
возможности этого «ящика» ис-
пользуются системой для загруз-
ки туда поведенческой информа-
ции, как это выражается в обще-
образовательной стратегии США:
«Нам легче содержать школы, чем
тюрьмы».
Таким образом, мы имеем сле-
дующую ситуацию. Объём инфор-
мации растёт в геометрической
прогрессии, всю её освоить не-
возможно, да и не нужно. Посто-
янное появление новой информа-
ции приводит к необходимости до-
учиваться (или даже переучивать-
ся), что в прежней парадигме при-
водит к возникновению пробле-
мы своевременной подготовки пе-
дагогов для такого переобучения.
Система образования постоянно
отстаёт от жизни в части фактоло-
гии, что приводит к загрузке уче-
ников невостребованными мас-
сивами информации, то есть к пу-
стой трате времени, что, в свою
очередь, толкает учеников на вы-
страивание защиты от такой систе-
мы образования (а чаще всего во-
обще на выстраивание защиты от
самого процесса освоения знаний:
«Мы это уже проходили, отстаньте
от меня!»). Кроме того, пассивная
роль ученика в образовательном
процессе приводит к его пассив-
ной роли в жизни, что проявляется
в родительском отношении к обра-
зовательным учреждениям для их
детей: детей сдали, и дальше ответ-
ственность за их становление пе-
рекладывается на учителей (то же
происходит и со здоровьем, ког-
да ответственность за собственное
здоровье перекладывается на «ум-
ных врачей»).
Чего хотим
Главная задача — формирова-
ние у человека навыков самообра-
зования, которые позволят ему са-
мостоятельно добывать и, гораздо
важнее, — эффективно обрабаты-
И учимся мы понемногу
чему-нибудь и как-нибудь...
вать необходимую информацию и
применять её в избранной профес-
сиональной деятельности. Этот на-
вык тесно связан с навыком «ин-
формационной безопасности и ре-
зистентности», когда человек мо-
жет не только правильно фильтро-
вать поступающий гигантский по-
ток информации, но и способен
противостоять специально создан-
ным информационным вирусам,
целью которых всегда является на-
правление энергии человека в не-
правильное русло (или просто ка-
нализация энергии, или направле-
ние её на деятельность, необходи-
мую не самому человеку, а создате-
лям вируса).
Навык самообразования и на-
вык информационной безопасно-
сти невозможны без
самоопре-
деления
человека в широком
смысле. Здесь под самоопределе-
нием следует понимать не толь-
ко понимание собственного при-
звания, но и вообще знание себя
и владение собой как на телесном,
так и на психическом уровне.
Владение собой, способность к
самообразованию и нацеленность
«вперёд и вверх» (к постоянному
совершенствованию не только се-
бя, но и окружающего мира — эти
процессы полностью взаимосвяза-
ны) определяются
нравственно-
стью
человека. Под нравственно-
стью необходимо понимать сово-
купность «условных операторов» в
психике человека (как в сознатель-
ной, так и в безсознательной об-
ластях), определяющих, при каких
условиях человек совершает или
не совершает определённые дей-
ствия. В основе нравственности ле-
жит скелетная основа, которая и
определяет её дальнейшее разви-
тие. Такая скелетная основа нрав-
ственности закладывается в до-
школьном возрасте, и именно на
правильное формирование такой
основы и должно быть обращено
самое пристальное внимание пе-
дагогической науки.
Важно подчеркнуть, что гармо-
ничное, наиболее полное разви-
тие личности человека может про-
изойти только при условии мак-
симального соответствия не толь-
ко законам человеческого обще-
ства, но и всего Мироздания вооб-
ще. Стремление как можно точнее
познать эти законы и приводить
свою жизнь в соответствие с эти-
ми законами должно быть основ-
ным «лейтмотивом» жизни как че-
ловека, так и человечества. Толь-
ко это может гарантировать устой-
чивое (безопасное) развитие таких
систем, как человек и человечест-
во (включая все промежуточные).
Основные проблемы
Существующая система обра-
зования — плоть от плоти объек-
тивно существующей культуры,
главным системообразующим яв-
лением которой является процесс
отчуждения. Культура отчужда-
ет нас от природы, от законов Ми-
роздания, друг от друга и даже от
самих себя. Мы все, хотим мы то-
го или нет, являемся частью этой
культуры и не можем просто взять
и отказаться от неё. Так же, как не-
возможно прямо сейчас взять и от-
казаться от существующей систе-
мы образования. И мгновенно из-
менить её на другую тоже невоз-
можно хотя бы потому, что сама эта
новая система пока видится лишь в
самых общих чертах.
Новая система требует опре-
делённого количества людей, ко-
торые способны мыслить в рам-
ках этой новой системы, способны
выйти за рамки системы существу-
ющей.
В то же время старая система
совершенно естественно пытается
сохранить саму себя, и средств для
этого у неё пока достаточно. И од-
но из важнейших средств — это то
же отчуждение, когда каждый по-
новому мыслящий человек оказы-
вается в положении изгоя или в по-
ложении «звезды», когда появляет-
ся система его имени, никак не свя-
занная с прочими системами и бла-
гополучно увядающая после ухода
из жизни «звезды». Так остался на
книжных полках опыт Макаренко,
Сухомлинского и т. д.
Основные
преимущества
Сам естественный ход вещей
(смена логики социального пове-
дения в частности) способству-
ет деградации и разрушению ста-
рой системы и «стихийному» по-
явлению людей с новым мировоз-
зрением. Кроме того, наша школа
до сих пор держится на уникумах,
«учителях от Бога», которые появ-
ляются в системе не благодаря, а
вопреки ей. Основная задача сей-
час — объединить всех этих уни-
кумов на одной площадке, на од-
ной методологической платформе,
которая позволит правильно объе-
динить индивидуальный опыт каж-
дого и на основе этой совокупно-
сти опытов создать проект преоб
ражения той системы, что имеем.
Некоторые признаки
новой системы
образования
В первую очередь это посто-
янный процесс самообразования
среди учителей. Причём процесс
коллективный, когда учителя ре-
гулярно вырабатывают новые ме-
тоды и приёмы и совершенствуют
концепцию образования на основе
тех реальных жизненных ситуаций,
которые происходят в школе. Про-
ще говоря, это возвращение педсо-
вету его основной функции.
Также необходимо вернуть из-
начальные функции родитель-
скому собранию, которое должно
быть не формальным мероприяти-
ем в духе «отчитались, сдали день-
ги, разошлись», а стать живым и не-
обходимым всем общением, помо-
гающим увидеть по-новому про-
исходящие в данном конкретном
классе процессы, выработать пра-
вильную политику относительно
этих процессов в школе и дома.
Случившаяся
информацион-
ная революция приводит к появ-
лению в интернете лекций по всем
наукам от самых разных лекторов.
Это приводит к смене акцентов в
школьном и домашнем этапах об-
разования. Теперь получить необ-
ходимую информацию в удобном
и понятном для него виде каждый
может дома. А вот классное вре-
мя необходимо тратить на методо-
логическую рамку: на вопросы «за-
чем?» и «как?». То есть набирают
информацию ученики дома, в сво-
бодном режиме, а вот учатся при-
менять эту информацию на прак
тике в рамках специально органи-
зованных событий-уроков.
Главенство вопроса самоопре-
деления приводит к формирова-
нию индивидуальной траектории
обучения, когда каждый ученик
сам набирает необходимые ему
модули. Это же приводит к невоз-
можности такого документа, как
диплом. Вместо него должно быть
только CV (curriculum vitae, в пе-
реводе «ход жизни» или «жизне-
описание» — краткое хронологи-
ческое описание жизни, образо-
вания, мест работы и профессио-
нальных навыков по определённой
форме), в которомотражена вся ре-
альная образовательная и деятель-
ностная траектория человека.
Образование должно быть тес
нейшим образом связано с кон-
кретными производствами, учре-
ждениями, в которых ученики по-
том будут работать. Именно про-
изводства должны давать заказ на
то или иное образование и на те
или иные качества, формируемые
у учеников. Оставляя право за лю-
бым учеником уехать куда угодно
в поисках лучшего применения се-
бя, необходимо предоставить уче-
нику возможность реализовать се-
бя в собственном регионе. Естест-
венное условие, когда на работу
можно дойти пешком или доехать
на велосипеде, является решени-
ем вопроса «центростремитель-
ной» тяги современной молодёжи.
Классы в таком случае форми-
руются, скорее, не по возрастно-
му принципу, а по принципу обра-
зовательно-профессиональной до-
минанты. Разновозрастные груп-
пы позволяют более полно задей-
ствовать и развивать механизмы
психологического взаимодействия
членов общества.
Главным навыком, которым
должны овладеть ученики, являет-
ся умение находить необходимую
информацию. Это подразумева-
ет несколько важных этапов: фор-
мирование запроса, определение
источников и методов добычи ин-
формации, проверка истинности
информации, проверка адекват-
ности сформированного запроса
целям деятельности, реформиро-
вание целей деятельности в соот-
ветствии с полученной информа-
цией. Это в большей степени не-
формализуемое живое искусство.
Его можно демонстрировать, во-
одушевляя учеников на подобное
отношение к жизни.
Одного учителя для этого ма-
ло, потому что «в споре рождает-
ся истина», то есть образователь-
ный процесс в классе должен осу-
ществляться двумя учителями, ко-
торые вступают друг с другом в со-
держательную развивающуюся бе-
седу (по крайней мере, до тех пор,
пока сами ученики не проникнутся
духом такого отношения к пробле-
мам и не смогут задавать вопросы
самостоятельно). Наиболее эффек-
тивным, наверное, будет наличие
одного учителя — куратора груп-
пы и множества учителей-приклад-
ников — специалистов в реальных
областях практики, которым кура-
тор от имени класса задаёт вопро-
сы, а в последующем модерирует
процесс беседы между учениками
и учителем-прикладником.
До тех пор, пока жизнь всего
общества не будет здоровой, це-
лесообразно процесс образова-
ния выносить за рамки нездоро-
вой жизни общества, создавая пан-
сионную форму обучения. Это по-
зволит, с одной стороны, расши-
рить педагогический процесс на
всю жизнь ученика, а с другой сто-
роны, ограждать учеников от ин-
формационных вирусов, пожираю-
щих их время и ресурсы, ставя их в
ситуацию скуки, когда необходимо
что-то придумывать, искать при-
менение своим силам и способно-
стям, чтобы скучно не было. И этот
процесс должен протекать при ку-
раторстве таких старших, которым
ученики действительно доверяют.
Иными словами, нужно вер-
нуть первоначальный смысл всей
внешкольной работе, чтобы по-
добные мероприятия (концер-
ты, смотры, фестивали и ярмарки)
были организованы «снизу», а не
по разнарядке районо или просто
по указке учителя, выполняющего
учебно-воспитательный план.
Глеб Деев
www.razumei.ru