Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (195), октябрь 2020 г.
22 • оСознанноЕ образоВаниЕ...
Что сподвигло
• Мы часто уезжали на шах-
матные турниры. Партия может
длиться 4 часа, подготовка к пар-
тии, разбор полётов. надо ли упо-
минать, что это огромное физи-
ческое и психическое напряже-
ние. Времени ни на что не остаёт-
ся! а когда возвращаешься, нико-
го это не волнует. Если это конт-
рольная, я прекрасно понимаю,
что учитель не может делать для
кого-то исключение. Помню, как
на Чемпионате Мира по шахма-
там я говорила Святославу: «При-
летаем вечером, а на следующий
день сразу контрольная по кукуш-
киному льну. надо готовиться!» а
сил нет! но самое страшное не это.
Учитель читал лекцию по каким-то
своим материалам, и, если ты про-
пустил, ты просто не напишешь
на нормальную оценку. Помню,
как на собрании к ней подходили
и просили выкладывать сканы в
электронный журнал. Так этого и
не было сделано.
• Возвращаешься с турнира,
учителя интересуются результа-
том. и далеко не все понимают,
что это огромный результат для
Святослава — войти в 20-ку или
30-ку на Чемпионате Мира! Для
всех, если ты не попал в тройку,
то время потерял даром. а мы ни-
когда не гнались за высокими ре-
зультатами, слишком многое тог-
да необходимо было бы поста-
вить на карту, а мы на это не бы-
ли готовы. Шахматы для нас ре-
шали определённые задачи: кон-
центрация, умение выдержать ог-
ромное физическое и умственное
напряжение, умение взять себя в
руки в трудной ситуации, счёт на
много ходов вперёд. Стрессоу-
стойчивость! Вот что было важ-
но для Святослава. была ситуа-
ция, когда после MoscowOpen
нас увезли на скорой, у него был
сильнейший спазм. Можно было
пожалеть его и бросить шахматы,
но я всё время представляла се-
бе, как он, глава семьи, опускает
руки в трудной ситуации. и мы не
бросили. и ему удалось справить-
ся. Периодически папа мне гово-
рил: «Что ты мучаешь детей эти-
ми шахматами?» Действительно,
шахматы занимают очень много
времени! Мне тоже порой до бо-
ли жалко потраченного ресурса,
но ярким индикатором правиль-
ности сделанного является то,
когда Святослав подходит ко мне
и спрашивает: «Мама, можно я от-
дохну? Можно мне сыграть он-
лайн-турнирчик?»
• Вернёмся к «кукушкиному
льну». Мне кажется, что это была
своеобразная точка отсчёта. Тог-
да, понимая, что я должна сама
сделать что-то для ребёнка, ста-
ла искать ресурсы, которые бы-
ли бы понятными и способство-
вали эффективному запомина-
нию. Впоследствии так случилось
со всеми предметами. Я смотре-
ла, что дают учителя в школе, и не
понимала, зачем так сложно. за-
чем они усложняли детям жизнь?
Если можно выучить неправиль-
ные глаголы в стихотворной фор-
ме, надо это сделать. Это эффек-
тивно и на всю жизнь. зачем за-
прещать? Потихоньку получилось,
что я взяла на себя функцию учи-
теля по всем предметам. Тогда ста-
ли возникать сомнения: для чего
тратить столько времени в шко-
ле? ребёнок проводит больше по-
ловины дня в школе, приходит, я
ему дополнительно объясняю, а
потом ещё и домашние задания.
До сих пор с содроганием вспоми-
наю, как Святослав после очеред-
ного турнира в 12 ночи уже с полу-
закрытыми глазами выводил ан-
глийский. зачем? Потому что ему
важен результат, а в школе этот
Как закончить
школу без школы
результат был выражен оценкой и
порицанием. никто же не вдаётся
в подробности, что именно приве-
ло к такому результату. Сразу кли-
ше. Это приводило к скачку тем-
пературы у ребёнка, болезням и
опять пропускам.
• Пропуская школу, ты пропу-
скаешь контрольные. но это же
самое важное!!! Главное не то, что
ты не дал ребёнку знания, а то,
что он пропустил контрольную! и
вот в первый день после выхода в
школу учитель врывается на урок
английского языка (который ребё-
нок, между прочим, тоже пропу-
стил) и забирает его писать конт-
рольную. ребёнок даже не знает
темы! Учитель отвечает, что контр-
ольная лёгкая. а всё потому, что
одному мальчику и маме именно
в этот день надо было переписать
четвёрку по этой теме. но одно де-
ло, когда один переписывает вто-
рой раз контрольную, а другое во-
обще с бухты-барахты.
• Родители могли настучать на
хорошего учителя, чтобы его уво-
лили, который поставил «4» люби-
мому сынуле.
• Когда наших детей перевели
на другой этаж, один педагог ска-
зала, что теперь из-за наших де-
тей туалет стал грязнее, и запре-
тила ходить на этом этаже. Дети
должны были ходить на этаж, где
учились раньше. У меня в голове
не укладывалось, что такие люди
могут делать рядом с детьми.
• Признаюсь, я делала проекты
за детей. Да, потому что для меня
важнее были ежедневные спор-
тивные занятия у мальчиков, чем
проекты, которые им неинтере-
сны и навязаны. Привело ли это к
чему-то плохому? нет, они делают
сейчас проекты, но на свои темы.
• Учителя, которые в чате до-
пускают элементарные ошибки.
Учитель в началке, допускающий
ошибку на ча-ща. без коммента-
риев.
• Один раз возникла спорная
ситуация после диктанта. «о» или
«а». ребёнок сфотографировал на
телефон, там действительно бы-
ла «а». но я поддержала учите-
ля, хоть сердце разрывается до
сих пор. Так как Святослав всё-та-
ки очень переживал, то решила с
ней пообщаться, попросить пояс-
нить, что почерк может сыграть
злую шутку на экзаменах. Учитель
мой порыв не одобрила и взъе-
лась, видимо, за мою наглость на
Святослава. она вообще периоди-
чески выбирала себе мишени. Как
мне потом сказали: «К ней надо хо-
дить!» а я не люблю ходить в шко-
лу и даже по телефону не люблю
разговаривать. и у меня трое де-
тей, один из которых был совсем
маленький. Я читала Шалву амо-
нашвили, и то, что видела в школе,
совсем не было похоже на «гуман-
ную педагогику». После этого учи-
тельница каждый урок, проводя
устный опрос, ежедневно спраши-
вала Святослава (других же детей
не было). а Святослав не может с
лёта отвечать, ему всегда необхо-
димо обдумать ответ. Мне вообще
кажется, что это свойственно всем
мужчинам, я живу на совсем дру-
гих скоростях. и после каждой за-
минки она говорила: «не знаешь!
Садись! Два!». и так каждый день!
но я-то знала, что он знает, потому
что контролировала этот процесс.
В итоге Святослав стал её боять-
ся, жаловался, что у него трясут-
ся руки на уроке, мокрые ладош-
ки. Это было последней каплей, и
мы решили уйти. Тогда я написа-
ла жалобу в Департамент образо-
вания не для того, чтобы насолить,
а чтобы достучаться, чтобы учите-
ля опомнились, чтобы они осо-
знали, что дети — это тоже люди,
что к ним надо относиться с ува-
жением. Я это сделала для дру-
гих детей, которые остались. Де-
партамент обязал директора ра-
зобраться. Я получила ответ при-
мерно такого плана. У ребёнка вы-
ходит три в четверти, потому что
такие-то оценки, он много пропу-
стил. Я была в курсе, какие у него
оценки и пропуски. но мой запрос
заключался в другом! были нару-
шены права человека! По инструк-
ции график переписывания работ
должен согласовываться заранее,
и не только с ребёнком, но и с ро-
дителями! Хочу добавить, что всех
учителей равнять под одну гре-
бёнку нельзя! были такие, кото-
рых до сих пор с теплотой вспоми-
наем.
• Многие пишут про недоста-
ток общения на Со. не успевали
дети общаться, все разбегались по
кружкам, приходилось кормить
детей в машине. радомир вырос
вообще в машине с аудиосказка-
ми, может, поэтому у него такая
любовь к аудиокнигам. Всё бегом-
бегом…
Что дало нам семейное
образование
• Возможность по крупицам
собирать знания у людей-алма-
зов, а не вынужденно терпеть тех
людей, которые пошли в педин-
ститут, потому что не поступи-
ли в другой вуз. Людьми-алмаза-
ми я называю тех, кто нашёл своё
призвание, готов отдавать то, чем
обладает, и знает, как это делать.
• Дети перестали болеть.
• У детей есть возможность
ежедневных прогулок и спортив-
ных занятий.
• Я имею возможность на-
блюдать за ростом своих детей,
наслаждаться каждым момен-
том, проведённым вместе. рань-
ше получалось так, что чужие лю-
ди чаще видели моих детей. бра-
тья растут вместе, поддерживают,
учат, наставляют! раньше всё вре-
мя задумывалась: о каких брат-
ских узах может идти речь, если
они друг друга не видят?!
• Есть такое высказывание Др.
Шефали: «быть родителем — это
не о том, как растить детей, а о
том, как расти самой». Для себя
перефразировала: «быть родите-
лем — это не о том, как учить де-
тей, а о том, как учиться вместе с
ними!» и мне очень нравится этот
процесс, я учусь и расту вместе с
ними.
Как оценить, преуспели
ли мы, перейдя на СО
Я вижу самомотивированно-
го ребёнка, который без давления
и напоминаний работает над по-
ставленными задачами. Вижу поч-
ти взрослого человека, который
реализует собственные проек-
ты, проходя все стадии от а до Я.
Получаю тёплые слова от людей,
которые работают с ним. напри-
мер, совсем недавно мне написал
Юрий Сотников, который нам по-
могал готовиться к оГЭ по исто-
рии: «Мне очень нравится рабо-
тать со Святославом. он очень ум-
ный, очень старательный и очень
последовательный парень. Такие
сегодня — редкость».
Как мы учимся
• Учим мы детей полностью са-
ми, периодически привлекая лю-
дей-алмазов для решения кон-
кретных задач.
• Наша жизнь сейчас не делит-
ся на периоды: сегодня мы учим-
ся, а завтра не учимся. Этот про-
цесс непрерывен. но это совсем
не похоже на учёбу в школе. Я на-
зываю это «следовать за момен-
том». Попалась нам пчела-плот-
ник, вызвала интерес, значит, мы
побольше про неё почитаем, уз-
наем что-то интересное для каж-
дого, что закрепится именно у не-
го. Посмотрим, что у пчелы вну-
три. Слушаем курс Куксина про
Чингисхана, значит, посмотрим
художественные фильмы, язы-
ковую систематику, какие языки
произошли от тюркского. Поймать
интерес — вот что важно! и пусть
весь мир подождёт! а потом про-
тянуть невидимые ниточки к то-
му, что мы уже знаем, что уже на-
коплено. Это напоминает мне па-
утинку. Постоянно говорю детям:
«Помнишь, мы смотрели? Пом-
нишь, мы слушали?»
• Моя задача — чтобы всё то,
что они знают, было связано в еди-
ную систему (метапредметность).
Какими инструментами
пользуемся
Это и «живые книги», и обще-
ние с людьми-профессионалами
— всё то, о чем писала Шарлот-
та Мейсон. Многому можно на-
учиться, просто играя в настоль-
ные игры.
не всё интересно, не всё мож-
но с жадностью поглотить, но есть
Святослав закончил 9-й класс с красным аттестатом (8-й и 9-й клас-
сы прошли за один год).
Опишу, как всё начиналось. Решение о переходе на семейное об-
разование (СО) давалось непросто, так как Святослав учился в од-
ной из лучших школ Москвы (№ 57). В январе 2016 г., спустя не-
сколько дней после роддома (родился третий сын), я сидела на
конференции АРСО и понимала, что не хочу, чтобы Радомир шёл в
школу, хоть и в такую, не хочу, чтобы Святослав учился в школе…
Но потребовался ещё год, чтобы окончательно принять решение.