Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 10 (195), октябрь 2020 г.
...и родительство
такое слово — «надо». Тогда ста-
раюсь помочь детям, задействую
как можно больше ассоциаций:
цвет, звук, движение и даже запах.
Мнемокарты, пиктограммы, опор-
ные конспекты, интерактивные
тетради, игры, лайфхаки и шабло-
ны, которые разрабатываю сама.
Недавно открыла свой телеграмм-
канал, где абсолютно безплатно
делюсь многолетними наработка-
ми — https://t.me/iskra_znania
Просто ли даётся
семейное образование?
Не буду лукавить: это не так
просто. Иногда я встаю в 4 утра в
ужасе, что у нас не получится, что
мы что-то упустим, не дадим де-
тям. Но потом себя успокаиваю
тем, что мы учим детей учиться,
эффективно учиться, с жаждой по-
знания относиться ко всему ново-
му и интересному! И когда возник-
нет конкретная задача (что-то бы-
стро освоить), дети с ней справят-
ся. Спрашиваю себя: много ли я
помню из неинтересных мне дис-
циплин? Преуспела ли я в том, что
мне было неинтересно?
Наши планы
10 и 11 класс пройти за один
год. Но мы гибки в своих желани-
ях и возможностях, если что-то не
получится, легко перейдём на дру-
гую траекторию. Многие спраши-
вают зачем. Чтобы как раз обла-
дать той самой гибкостью; иметь
возможность перерыва для само-
определения, если к тому момен-
ту этого не произойдёт; просто за-
ниматься любимым делом и само-
совершенствоваться; иметь по­
душку безопасности, если просто
взять для примера этот год, очень
сложный для тех, кто сдаёт ЕГЭ.
Слово родителям,
которые только
решаются
Лучше сделать и пожалеть
(всегда можно вернуться), чем не
сделать и пожалеть. И ещё: следо-
вать только за своим ребёнком.
Нет единой инструкции! Приве-
ду пример собственной семьи. Ра-
домир в три года выполнил свой
первый шахматный разряд и вы-
нужден был научиться писать то-
же в три года, так как следующий
турнир был только с записью. И
это было несложно, потому что
так сложились обстоятельства,
ему самому так хотелось. С Миро-
славом всё абсолютно по-друго-
му. Ему почти 4,5 года, он не зна-
ет всех букв, не играет в шахматы,
потому что он другой, у него дру-
гой мир!
Поэтому слушайте своих де-
тей, не равняйтесь ни на кого, как
бы пафосно всё это ни звучало.
Екатерина Жердева
г. Москва
https://vk.com/co_izhevsk
М
ногие
современные
родители
буквально
помешались на раз-
витии детей. Некото-
рые подсовывают ма-
лышам развивающие игры и запи-
сывают их на всевозможные кур-
сы чуть ли не с ясельного возра-
ста, будучи свято уверены, что это
даст их чадам неоспоримые преи-
мущества в жизни.
Однако знаменитый россий-
ский психолингвист и нейробио­
лог, профессор СПБГУ Татьяна
Чeрниговская считает иначе.
В своей лекции «Как научить
мозг учиться» она объясняет, что
важно не столько пичкать ребён-
ка знаниями, сколько учить его
правильно пользоваться моз-
гом. Иными словами, научите его
учиться!
Вот что рассказала Татьяна
Черниговская.
Для детей очень важно начать
учиться вовремя. Главная беда
современного ребёнка — в тще-
славных родителях.
Когда мне говорят: «Я своего
cына в два года начал учить чи-
тать», я отвечаю: «Ну и дурак!»
Зачем это нужно? Он в два го-
да ещё не может этого делать! Его
мозг к этому не готов!
Если вы его надрессируете, он,
конечно, будет и читать, и, может,
даже писать, но у нас с вами дру-
гая задача.
Вообще у детей огромный раз-
брос в скорости развития. Есть та-
кой термин — «возраст школь-
ной зрелости». Он определяется
так: одному ребёнку 7 лет и друго-
му тоже 7 лет, но один идёт в шко-
лу, потому что его мозг к этому го-
тов, а второму надо ещё полтора
года дома с мишкой играть и толь-
ко потом садиться за парту.
По официальным данным, у
нас более 40% детей имеют труд-
ности с чтением и письмом по
окончании начальной школы. И
даже в 7 классе есть те, кто плохо
читает.
У таких детей вся когнитивная
мощь мозга уходит на то, чтобы
продраться через буквы. Поэтому
если даже он и прочитывает текст,
то понять смысл сил уже не хвати-
ло, и любой вопрос по теме поста-
вит его в тупик.
1. Развивайте мелкую мо­
тоpику.
Перед нами стоит очень слож-
ная задача: мы находимся на сты-
ке между человеком, который пи-
сал по прописям и читал обычные
книги, и человеком, который чи-
тает гипертексты, писать не уме-
ет вообще, имеет дело с иконками
и даже не набирает тексты. Важно
понимать, что это — другой чело-
век и у него другой мозг.
Нам, взрослым, нравится этот
другой мозг, и мы уверены, что ни-
какой опасности в этом нет, а она
есть.
Если маленький ребёнок, при-
дя в школу, не учится письму, при-
выкая к мелким филигранным
движениям ручки, если в детском
саду он ничего не лепит, не выре-
зает ножницами, не перебирает
бисер, то у него мелкая мотори-
ка не вырабатывается. А это имен-
но то, что влияет на речевые фун-
кции. Если вы не развиваете у ре-
бёнка мелкую моторику, то не жа-
луйтесь потом, что его мозг не ра-
ботает.
2. Слушайте музыку и при­
учайте к этому детей.
Современные нейронауки ак-
тивно изучают мозг в то время,
когда на него воздействует му-
зыка. И мы сейчас знаем, что ког-
да музыка участвует в развитии
человека в раннем возрасте, это
сильно влияет на структуру и ка-
чество нейронной сети.
Когда мы воспринимаем речь,
происходит очень сложная обра-
ботка физического сигнала. Нам
в ухо ударяют децибелы, интерва-
лы, но это всё физика. Ухо слушает,
а слышит мозг.
Когда ребёнок обучается му-
зыке, он привыкает обращать вни-
мание на мелкие детали, отличать
звуки и длительности между со-
бой. И именно в это время фор-
мируется тонкая огранка нейрон-
ной сети.
3. Не разрешайте мозгу ле­
ниться.
Не все люди на нашей планете
гениальны. И если у ребёнка пло-
хие гены, то тут ничего не подела-
ешь.
Но даже если гены хорошие, то
этого всё равно недостаточно. От
бабушки может достаться велико-
лепный рояль Steinway, но на нём
надо учиться играть. Точно так же
ребёнку может достаться замеча-
тельный мозг, но если он не будет
развиваться, формироваться, ог-
раниваться, настраиваться — пу-
стое дело, погибнет.
Мозг киснет, если у него нет
когнитивной нагрузки. Если вы
ляжете на диван и полгода буде-
те лежать, то пoтом не сможете
встать. И с мозгом происходит аб-
солютно то же самое.
4. Не затачивайте детей
только под ЕГЭ.
Я думаю, любому человеку по-
нятно, что если бы Шекспир, Мо-
царт, Пушкин, Бродский и дру-
гие выдающиеся деятели искусст-
ва попробовали бы сдать ЕГЭ, они
бы его провалили. И тест на IQ бы
провалили.
О чём это говорит? Только о
том, что тест на IQ никуда не годит-
ся, потому что никто не сомнева-
ется в гениальности Моцарта, кро-
ме сумасшедших.
Есть такая карикатура, на ней
изображены
животные,
кото-
рым предстоит залезть на дере-
во: обезьяна, рыбка и слон. Раз-
ные существа, некоторые из ко-
торых в принципе влезть на дере-
во не могут, однако это именно то,
что предлагает нам современная
система образования в виде пред-
мета нашей особенной гордости
— ЕГЭ.
Я считаю, что это очень боль-
шой вред. Если, конечно, мы хо-
тим приготовить к жизни людей,
которые будут работать на кон-
вейере, то это, безусловно, подхо-
дящая система.
Но тогда мы должны сказать:
всё, мы на развитии нашей циви-
лизации ставим точку. Будем дер-
жать Венецию сколько можно,
чтобы она не утонула, а новенько-
го нам не надо, хватит уже шедев-
ров, девать их некуда. А вот если
мы хотим воспитывать творцов, то
эта система — худшее, что можно
было придумать.
5. Учите мальчиков и дево­
чек по-разному.
Говорить с мальчиками нуж-
но кратко и конкретно. Для мак-
симального эффекта они долж-
ны быть вовлечены в активную
деятельность, им просто нель-
зя сидеть спокойно. У них столь-
ко энергии, что лучше всего поста-
раться направить её в мирное ру-
сло, дать выход, причём прямо во
время занятий.
Не запирайте их в маленьком
замкнyтом пространстве, дайте
им простор и возможность дви-
гаться. Кроме того, мальчикам
нужно ставить больше реальных
задач, придумывать состязания, а
скучных письменных заданий да-
вать меньше, от них нет никакого
толку.
А ещё их обязательно нужно
хвалить за любую мелочь. И вот
ещё один интересный факт: ока-
зывается, мальчики должны вос-
питываться в более прохладных
помещениях, чем девочки, потому
что иначе они у вас во время заня-
тия просто заснут.
Девочки же любят работать в
группе, им нужен контакт. Они гля-
дят в глаза друг другу и любят по-
могать учителю.
Вот это очень важно: девочек
не надо оберегать от падений и
загрязнений, они должны испы-
тывать «контролируемый риск».
Есть возможность у неё упасть
— пусть упадёт и научится справ-
ляться с этим.
Девочки очень не любят рез-
кие громкие разговоры, но тре-
буют непременного эмоцио-
нального включения, а ещё они
любят цветной мир, то есть класс
для занятий у девочек должен
быть ярким.
Внимательный индивидуаль-
ный подход может из двоечника
сделать отличника. Не все двоеч­
ники по-настоящему двоечники,
некоторые из них — Леонардо да
Винчи, навсегда погибшие благо-
даря гениальным усилиям учите-
лей.
6. Делайте перерывы.
Обычно считается, что если
в процессе выучивания ребёнок
что-то забыл, —это плохо, отвлёк-
ся — плохо, перерыв сделал —
тоже плохо, а если уснул — вооб-
ще кошмар.
Это всё неправда. Все эти пе-
рерывы — не просто не поме-
хи для запоминания материала и
обработки информации, a наобо-
рот — помощь. Они дают возмож-
ность мозгу уложить, усвоить по-
лученную информацию.
Лучшее, что мы можем сде-
лать, если нам что-то нужно сроч-
но выучить прямо к завтрашнему
дню, — это прочитать прямо сей-
час и быстро лечь спать. Основная
работа мозга происходит в то вре-
мя, когда мы спим.
Для того, чтобы информация
попала в долговременную память,
нужны время и определённые хи-
мические процессы, которые про-
исходят как раз во сне.
Постоянное
напряжение
от того, что вы что-то не успе-
ли, что-то не получилось, опять
ошибки, ничего не выходит —
это худшее, что вы можете себе
причинить.
Нельзя бояться ошибок. Чтобы
учиться было легче, нужно осо­
знать, что обучение идёт вcегда,
а не только за письменным сто-
лом. Если человек просто сидит за
письменным столом и делает вид,
что он учится, то ничего полезно-
го не выйдет.
Татьяна Черниговская,
психолингвист и нейробиолог,
профессор СПБГУ
https://vk.com/co_
izhevsk?w=wall-75908842_15310
Учу сына читать с двух лет
Татьяна Владимировна Черниговская —
советский и российский учёный в области
нейронауки и психолингвистики, а также
теории сознания. Доктор биологических
наук, доктор филологических наук, член-
корреспондент РАО. Заслуженный деятель
высшего образования и Заслуженный
деятель науки РФ (2010). Профессор
кафедры общего языкознания СПбГУ,
заведующая лабораторией когнитивных
исследований и кафедрой проблем
конвергенции естественных и гуманитарных
наук СПбГУ.
По её инициативе в 2000 году впервые
открыта учебная специализация
«Психолингвистика»
(на кафедре общего
языкознания
филологического
факультета СПбГУ).